УИД 28OS0000-01-2021-000119-20
Дело № 3а-116/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«17» декабря 2021 года город Благовещенск
Амурский областной суд в составе:
председательствующего судьи Диких Е.С.,
при секретаре Варанкиной А.В.,
с участием прокурора Малёвой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соколова Александра Степановича к Горненскому сельскому Совету народных депутатов об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Соколов А.С. обратился в Амурский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что глава VI, пункт 7.1 главы VII, пункт 8.5 главы VIII в части слов «без учета изменений, внесённых настоящим решением» Положения о порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Горненского сельсовета и лицам, замещающим муниципальные должности Горненского сельсовета, утвержденного решением Горненского сельского Совета народных депутатов Зейского района Амурской области от 30 ноября 2020 года № 120, содержат смысловое противоречие, а также противоречат статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещающей дискриминацию в сфере труда. Так, пункт 1.3 указанного нормативного правового акта распространяет свое действие на все категории лиц, замещающие муниципальные должности Горненского сельсовета в настоящее время и в прошлый период, ушедшие на пенсию по старости, получающие надбавку к пенсии, и одновременно не распространяет свое действие на главу VI. В пункте 6.1 отсутствует третий случай необходимый для перерасчета размера пенсии за выслугу лет в соответствии с главой VII Положения, что позволяет администрации сельсовета не пересчитывать размер доплаты к пенсии за выслугу лет выборным должностным лицам. Аналогичное прослеживается в пункте 7.1 Положения. В пункте 8.5 главы VIII названного Положения слова «без учета изменений, внесенных настоящим решением» буквально значат, что настоящее Положение не распространяется на часть лиц, получавших пенсию за выслугу лет, перечисленных в пункте 1.3 Положения. Социальные гарантии в сфере трудовой деятельности и пенсионного обеспечения в соответствии с действующим законодательством прямо относятся к вознаграждению за труд человека и не должны подвергаться дискриминации. В данном случае усматривается дискриминация по дате назначения доплаты к пенсии: до вступления в силу настоящего Положения норматив для расчета надбавки к пенсии 40%, после вступления в силу 75%. Судом было отказано ему в перерасчете пенсии исходя из норматива 75 %. Поэтому просит суд признать не соответствующими статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации главу VI, пункт 7.1 главы VII, пункт 8.5 главы VIII в части слов «без учета изменений, внесённых настоящим решением» Положения о порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Горненского сельсовета и лицам, замещающим муниципальные должности Горненского сельсовета, утвержденным решением Горненского сельского Совета народных депутатов Зейского района Амурской области от 30 ноября 2020 года № 120; указанные части положений просит признать недействующими с 1 января 2021 года.
Административный истец Соколов А.С., представитель Горненского сельского Совета народных депутатов в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило. При данных обстоятельствах на основании статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав заключение участвующего в деле прокурора, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с Уставом муниципального образования Горненский сельсовет Зейского района Амурской области, утвержденного решением Горненского сельского совета народных депутатов № 143 от 28 марта 2016 года, муниципальное образование Горненский сельсовет Зейского района Амурской области наделено статусом сельского поселения решением № 496 от 31 декабря 1974 года исполкома Амурского областного Совета депутатов трудящихся.
Решением Горненского сельского совета народных депутатов Зейского района Амурской области № 120 от 30 ноября 2020 года утверждено Положение «О порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Горненского сельсовета и лицам, замещавшим муниципальные должности Горненского сельсовета (далее - Положение). Названный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, в соответствии со статьями 32, 48 Устава подписан главой Горненского сельсовета и 4 декабря 2020 года размещен на информационном стенде в здании администрации Горненского сельсовета, также был опубликован на официальном сайте администрации Горненского сельсовета по адресу: http://горненский.рф. О нарушении порядка принятия и опубликования нормативного правового акта стороны в ходе рассмотрения настоящего дела не заявляли.
Из содержания административного искового заявления и дополнений к нему, а также представленных документов следует, что Соколову А.С. как лицу, замещавшему муниципальную должность главы Горненского сельсовета Зейского района Амурской области, решением комиссии по вопросам муниципальной службы в Горненском сельсовете Зейского района Амурской области от 1 октября 2014 года № 01 установлена пенсия за выслугу лет с 1 октября 2014 года в размере 40% среднемесячного денежного содержания, определённого в размере 5920 рублей исходя из стажа муниципальной службы 13 лет.
Назначение пенсии за выслугу лет произведено в соответствии с Положением о пенсионном обеспечении муниципальных служащих Горненского сельсовета и выборных должностных лиц Горненского сельсовета, утвержденным решением Горненского сельского Совета народных депутатов от 26 сентября 2013 года № 12/а, предусматривающим в пп. 2 п. 4 размер пенсии за выслугу лет при замещении муниципальной должности сельсовета сроком от семи лет и более в размере 40 % денежного вознаграждения по соответствующей должности.
Положением «О порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Горненского сельсовета, и лицам, замещавшим муниципальные должности Горненского сельсовета», утвержденным решением Горненского сельского Совета народных депутатов 30 ноября 2020 года № 120, в пп. 2 п. 4.3 размер пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность, при замещении муниципальной должности сельсовета сроком свыше трех лет установлен в размере 75 % базового денежного вознаграждения по соответствующей должности.
Решением Зейского районного суда Амурской области от 27 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 13 октября 2021 года, Соколову А.С. отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет по нормативу, утверждённому последней редакции настоящего Положения.
Соколов А.С. считает главу VI, пункт 7.1 главы VII, пункт 8.5 главы VIII в части слов «без учета изменений, внесённых настоящим решением» указанного Положения противоречащим статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещающей дискриминацию в сфере труда, поскольку не позволяет применить к нему 75% базового денежного вознаграждения установленным названным Положением.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.
Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 208 КАС Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
С учетом вышеизложенного, Соколов А.С. вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения «О порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Горненского сельсовета, и лицам, замещавшим муниципальные должности Горненского сельсовета», утвержденного решением Горненского сельского Совета народных депутатов от 30 ноября 2020 года № 120, действие настоящего Положения распространяется на:
муниципальных служащих;
лиц, замещавших муниципальные должности в органах местного самоуправления;
лиц, получавших пенсию за выслугу лет в соответствии с ранее действовавшим Положением, утвержденным решением Горненского сельского Совета народных депутатов от 23.03.2010 года № 136 (с внесенными изменениями от 14.02.2012 года № 255; от 21.10.2015 года № 199) «Положение о порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности Горненского сельсовета».
Раздел VI Положения, утвержденного решением Горненского сельского Совета народных депутатов от 30 ноября 2020 года № 120, регулирует порядок перерасчета пенсии за выслугу лет, в соответствии с пунктом 6.1 которого перерасчет пенсии за выслугу лет производится в двух случаях: изменение размера страховой части пенсии по старости (инвалидности) и централизованного повышения (индексации) должностных окладов муниципальных служащих (включая повышение должностных окладов по отдельным должностям муниципальной службы).
Раздел VII регулирует порядок перерасчета пенсии за выслугу лет в сохраненном размере, согласно пункту 7.1 названного раздела пенсия за выслугу лет в сохраненном размере подлежит перерасчету по основаниям, предусмотренным настоящим Положением, в следующем порядке:
а) при изменении размера страховой части пенсии по старости (инвалидности) за выслугу лет в сохранённом размере изменяется на разницу между новым и ранее назначенным размером страховой части пенсии по старости (инвалидности);
б) при централизованном повышении (индексации) должностных окладов муниципальных служащих (включая повышение должностных окладов по отдельным должностям муниципальной службы) в порядке, определённом частью 6.1 настоящего Положения.
В пункте 7.2 Положения указано, что в случае, если при перерасчете размер ранее назначенной пенсии за выслугу лет превышает размер пенсии, полагающийся в соответствии с настоящим Положением, пенсия за выслугу лет выплачивается в прежнем более высоком размере.
В пункте 8.5 раздела VIII указанного Положения приведено, что за лицами, проходившими муниципальную службу в органах местного самоуправления, приобрётшими право на пенсию за выслугу лет в связи с прохождением указанной службы и уволенными со службы до 01 января 2017 года, за лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 года должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, и имеющими на 1 января 2017 года стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет, лицами, продолжавшими замещать на 1 января 2017 года должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», сохраняется право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Положением без учёта изменений, внесённых настоящим решением.
В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Особенности организации муниципальной службы в Амурской области и правовое положение муниципальных служащих Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 30 июня 2008 года № 71-ОЗ «О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим муниципальные должности в Амурской области».
В соответствии со статьями 4 и 5 указанного Закона условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Согласно частям 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Принимая во внимание, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение муниципальных служащих, которые работали на одной и той же должности муниципальной службы Горненского сельсовета Зейского района Амурской области и были уволены с муниципальной службы в разное время.
Ни Уставом Горненского сельсовета Зейского района Амурской области, ни другими нормативными правовыми актами перерасчет пенсии за выслугу лет уволенным лицам, замещавшим муниципальные должности в Горненском сельсовете Зейского района Амурской области, при повышении процентного соотношения размера пенсии за выслугу лет к базовому денежному вознаграждению не предусмотрен.
Таким образом, изменение размера пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность Горненского сельсовета Зейского района, при выходе на пенсию при замещении муниципальной должности сельсовета сроком свыше трех лет исполнения полномочий с учетом бюджетных возможностей Горненского сельсовета Зейского района Амурской области является самостоятельным полномочием данного органа местного самоуправления и не влечет за собой перерасчет ранее назначенных пенсий за выслугу лет уволенным лицам, замещавшим муниципальные должности, в том числе административному истцу.
Вопреки утверждению административного истца оспариваемые положения нормативного правового акта, с учетом вышеизложенного, не могут быть расценены как дискриминация в сфере труда.
Оспариваемые положения пункту 1.3 названного Положения не противоречат, конкретизируют лиц, к которым подлежит применению настоящее Положение и не содержат каких-либо смысловых противоречий. Оспариваемая часть пункта 8.5 Положения, в той части к которой применяется к административному истцу и застрагивает его права и законные интересы, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе Соколову Александру Степановичу в удовлетворении требований настоящего административного искового заявления.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Соколова Александра Степановича к Горненскому сельскому Совету народных депутатов об оспаривании главы VI, пункта 7.1 главы VII, пункта 8.5 главы VIII в части слов «без учета изменений, внесённых настоящим решением» Положения о порядке назначения, выплаты, перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Горненского сельсовета и лицам, замещающим муниципальные должности Горненского сельсовета, утвержденного решением Горненского сельского Совета народных депутатов Зейского района Амурской области от 30 ноября 2020 года № 120, - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д.57а) через суд первой инстанции, то есть через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.С. Диких
Решение в окончательной форме принято 27 декабря 2021 года.
Председательствующий судья Е.С. Диких
УИД 28OS0000-01-2021-000119-20
Дело № 3а-116/2021