НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Амурского областного суда (Амурская область) от 15.07.2014 № 7-211/14

Дело № 7-211/14

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Судья Амурского областного суда Алимский А.Н.,

при секретаре Артемьеве В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директора ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» Кивала А.М.

на постановление начальника межрайонной ИФНС № 1 по Амурской области от 26 марта 2014 года, решение судьи Благовещенского городского суда от 16 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника Межрайонной ИФНС № 1 по Амурской области от 26 марта 2014 года генеральный директор ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 (четырёх тысяч) рублей.

Решением судьи Благовещенского городского суда от 16 мая 2014 года указанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с постановлением должностного лица, решением судьи, генеральный директор ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» ФИО2 обратился в Амурский областной суд с жалобой с просьбой об их отмене. Согласно жалобе, в действиях генерального директора отсутствует состав административного правонарушения, поскольку общество не является платежным агентом, а его деятельность и не подпадает под регулирование Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Основным видом деятельности ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» является <данные изъяты>, дополнительными видами деятельности являются, в том числе: <данные изъяты>. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» в рамках заключенных агентских соглашений оказывает только деятельность по приёму платежей физических лиц для расчетов с поставщиками, налоговым органом.

Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО2, его защитник Каргалов Н.В., будучи извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, ходатайств об отложении дела от них не поступало. Суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Всудебном заседании, представитель Межрайонной ИФНС №1 по Амурской области – ФИО1, с доводами жалобы не согласилась. Постановление по делу и судебное решение считает законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а жалобу должностного лица, Кивала А.М., без удовлетворения.

Проверив материалы дела в полном объёме, а также доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» зарегистрировано в качестве юридического лица, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области ИНН/КПП , ОГРН .

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» назначен ФИО2 (т. 1, л.д. 80).

На основании договора о продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиков от ДД.ММ.ГГГГ, комиссионного договора от ДД.ММ.ГГГГ, агентского соглашения о продаже пассажирских перевозок от ДД.ММ.ГГГГ, договора о продаже пассажирских перевозок от ДД.ММ.ГГГГ общество осуществляет деятельность по реализации услуг перевозки воздушным и железнодорожным транспортом в офисах продаж, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

В период с 1 февраля 2014 года по 5 марта 2014 года в отношении ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области была проведена проверка соблюдения законодательства РФ о полноте оприходования (неполного оприходования) наличных денежных средств, о порядке ведения кассовых операций, использования Обществом специального банковского счёта (счетов) для осуществления существующих расчётов и соблюдения обязанности по сдачи в кредитную организацию, полученных от плательщиков при приёме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объёме на своё специальный банковский счёт за период с 1 февраля по 5 марта 2014 года.

По результатам проведенной 21 марта 2014 года проверки соблюдения законодательства РФ о полноте оприходования (неполного оприходования) наличных денежных средств, о порядке ведения кассовых операций ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения пп. 1.3, 1.4, 3.3, 5.1, 6.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12 октября 2011 года № 373-П, так как не велся раздельный учет общей суммы принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платёжным агентом, и наличных денег, принятых при осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц.

Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ руководители организаций, совершившие административное правонарушение в связи с невыполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут ответственность, как должностные лица.

Согласно ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Согласно п. 1.1 действовавшего на момент совершения административного правонарушения «Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 12 октября 2011 года № 373-П), оно распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения (далее - юридические лица), на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели).

В силу п. 1.2 Положения для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).

В силу п. 1.3 Положения юридическое лицо, индивидуальный предприниматель определяют лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Положению. Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, определяет лимит остатка наличных денег с учетом наличных денег, хранящихся в обособленных подразделениях, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым пункта 1.2 настоящего Положения. Платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 23, ст. 2758; N 48, ст. 5739; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 27, ст. 3873) (далее - платежный агент), банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872) (далее - банковский платежный агент (субагент), при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые ими при осуществлении указанной деятельности (далее - наличные деньги, принятые платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

В п. 1.4 Положения указано, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного в соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 настоящего Положения лимита остатка наличных денег (далее - свободные денежные средства). Накопление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций. В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем не допускается.

Согласно п. 3.3 Положения при ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом). Платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) помимо приходного кассового ордера 0310001, указанного в абзаце первом настоящего пункта, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

В соответствии с п. 5.1 Положения для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004. Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) помимо кассовой книги 0310004, указанной в абзаце первом настоящего пункта, ведет кассовую книгу 0310004 для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

Согласно п. 6.1 Положения юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе: внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег); недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения; хранение на банковских счетах в банках свободных денежных средств, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения.

Указанные специальные требования кассовой дисциплины, распространяются исключительно на лиц, отвечающих признакам платежного агента, перечисленных в Федеральном законе от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Признавая должностное лицо – генерального директора ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» Кивала А.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, начальник Межрайонной ИФНС № 1 по Амурской области основывался на выявленных в ходе проведенной проверки нарушениях (отсутствие раздельного учета поступающих в кассу денежных средств от деятельности, связанной с принятием наличных денежных средств платежным агентом, названные суммы учитываются в составе остатка наличных денежных средств на конец рабочего дня, отсутствие оформления отдельного приходного кассового ордера на денежную сумму, принятую платежным агентом, отсутствие отдельной кассовой книги на денежную сумму, принятую платежным агентом, и ее неведение) и исходил из доказанности осуществления ФИО2 деятельности, подпадающей под регулирование Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», а само общество признал платежным агентом.

С указанной позицией начальника Межрайонной ИФНС № 1 по Амурской области согласился судья Благовещенского городского суда, указав в своём решении от 16 мая 2014 года, что должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана надлежащая оценка всем собранным по делу доказательствам, что позволило сделать правильный вывод о наличии в действиях должностного лица – генерального директора ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» Кивала А.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

Между тем с выводами начальника Межрайонной ИФНС № 1 по Амурской области и судьи Благовещенского городского суда нельзя согласиться.

Как указано в ч. 1 ст. 1 Закона № 103-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 1 Закона № 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

В статье 2 Закона № 103-ФЗ установлены, в том числе следующие понятия:

поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Частью 1 статьи 3 Закона № 103-ФЗ установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Из системного толкования поименованных норм следует, что для признания лица платежным агентом необходимы следующие условия:

1. Между физическим лицом и поставщиком имеется действующее обязательство по оплате товаров, работ, услуг (например, договор оказания жилищных и коммунальных услуг, договор оказания связи и т.п.);

2. Платежный агент не является стороной поименованного действующего между физическим лицом и поставщиком обязательства по оплате товаров, работ, услуг, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг;

3. Деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств;

4. Платежный агент взимает комиссию (при ее наличии) с плательщика, а не поставщика.

Частью 2 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.

Статьей 82 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» установлено, что по договорам перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа его провоз, а отправители грузобагажа - провоз грузобагажа. Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа - багажными квитанциями, сдача отправителями грузобагажа - грузобагажными квитанциями. Порядок исчисления размера платы за проезд пассажиров, перевозку багажа, грузобагажа и взимания с пассажиров и отправителей такой платы определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения.

Согласно пунктам 15, 23 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, при бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент:

предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест и провозных емкостей, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, другую сопутствующую информацию;

производит подбор оптимального маршрута и провозной платы за перевозку с учетом тарифов и условий их применения.

При бронировании уполномоченным агентом пассажиру, грузоотправителю предоставляется информация в соответствии с заданными пассажиром, грузоотправителем приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки.

Пунктами 29, 30, 31 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, предусмотрено, что за перевозку пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами перевозчиком или уполномоченным агентом взимается провозная плата.

Провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее - тарифы) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 № 155 и в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности - стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.

Тарифы и сборы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны быть зарегистрированы и опубликованы перевозчиком в установленном порядке.

За оказание уполномоченным агентом пассажиру услуг по подбору оптимального маршрута перевозки, провозной платы за перевозку в соответствии с заданными пассажиром приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки и консультативных услуг уполномоченным агентом может взиматься дополнительная плата.

Провозная плата указывается в перевозочном документе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Как усматривается из материалов дела, между закрытым акционерным обществом <Юр.лицо1> и обществом (агент) заключен стандартный договор от ДД.ММ.ГГГГ о продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиков (т. 1 л.д. 95), по условиям которого по поручению перевозчиков, заключивших с <Юр.лицо1> «стандартный договор об организации продажи на бланках стандартных перевозочных документов и электронных билетах <Юр.лицо1> и расчетов за воздушные перевозки», <Юр.лицо1> наделяет агентство правом продажи от имени перевозчиков воздушных перевозок на внутренние и международные рейсы перевозчиков и их интерлайн - партнеров на бланках стандартных перевозочных документов, являющихся собственностью <Юр.лицо1> и (или) электронных билетах <Юр.лицо1>, а также правом проведения расчетов в порядке и на условиях, определяемых настоящим договором (пункт 1).

Пунктом 2.1.2 договора предусмотрена обязанность агентства осуществлять продажу внутренних и международных воздушных перевозок на рейсах перевозчиках на бланках стандартных перевозочных документов и электронных билетах <Юр.лицо1>, имеющих с <Юр.лицо1> стандартный договор. Продажа перевозок осуществляется только по тарифам с учетом льгот, скидок, зарегистрированных в установленном порядке (пункт 2.1.3). Также пунктом 2.1.4 договора предусмотрена обязанность агентства оформлять перевозки на бланках стандартных перевозочных документов и электронных билетах <Юр.лицо1> в соответствии с правилами их оформления. Право агентства на агентское вознаграждение закреплено пунктом 3.1. договора. Агентское вознаграждение определяется как сумма агентского вознаграждения за проданные перевозки за вычетом суммы агентского вознаграждения за перевозки, по которым оформлен возврат. При этом, из содержания пунктов 2.2, 4.2 договора следует, что агент осуществляет 100 % предоплаты услуг <Юр.лицо1>, а также материальных ценностей, приобретаемых в <Юр.лицо1> для обеспечения процесса продажи перевозок (квоты на электронные билеты, билетопечатающие устройства, программное обеспечение и т.д.).

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 136) в стандартный договор от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, в соответствии с которыми агент осуществляет от имени железнодорожных перевозчиков продажу железнодорожных перевозок, резервирование железнодорожных проездных документов пассажирам, прием и возврат платежей.

В материалы дела также представлено соглашение о продаже пассажирских перевозок от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между открытым акционерным обществом <Юр.лицо2> (перевозчик) и ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» (агент) (т.1 л.д. 144), предметом которого является взаимодействие сторон, направленное на взаимовыгодное сотрудничество перевозчика и агента по обслуживанию клиентов и продаже пассажирских перевозок на бланках перевозчика (пункт 1). Агент уполномочен действовать от имени и по поручению перевозчика по бронированию и продаже авиаперевозок на воздушных линиях перевозчика (пункт 2.3). Агент осуществляет продажу пассажирских перевозок на рейсы перевозчика, деятельность агента направлена на предоставление клиенту действительной перевозочной документации, включая и не ограничиваясь бронированием и выпиской авиабилета (договора на перевозку), а также продажу дополнительных услуг, связанных с обеспечением авиаперевозки (пункт 3.1). Агент принял на себя обязательство всеми доступными ему средствами рекламировать услуги перевозчика (пункт 3.14). Пунктом 7.1 соглашения предусмотрено, что агент за продажу авиаперевозок и других услуг перевозчика получает комиссионное вознаграждение в размерах, указанных в Приложении № 2 настоящего соглашения. Вознаграждение является полной компенсацией за услуги агента. Пунктом 7.2 оговорено, все суммы, полученные агентом за продажу перевозок, включая все сборы, таксы, комиссионные, являются собственностью перевозчика и доверены агенту на хранение до тех пор, пока не будет произведено перечисление выручки за проданные перевозки. Агент перечисляет на расчетный счет перевозчика все суммы, полученные за проданные авиаперевозки, за вычетом причитающихся ему комиссионных, в сроки, указанные в приложении № 3 настоящего соглашения.

Согласно материалам дела между открытым акционерным обществом <Юр.лицо3> (перевозчик) и ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» (агент) также заключено агентское соглашение (т. 1 л.д. 166) о продаже пассажирских перевозок от 21.02.2013 , по условиям которого перевозчик поручает агенту совершать от имени перевозчика поиск и привлечение пассажиров, оформление и продажу пассажирских перевозок бланках перевозочной документации, а также в формате электронного билета (пункт 1.1). Агент не имеет право устанавливать дополнительные сборы при продаже перевозок на рейсы перевозчика без предварительного согласования с последним (пункт 2.5). В пунктах 3.1, 3.2 между сторонами достигнуто соглашение о получении агентом агентского вознаграждения. При этом денежные средства, поступающие к агенту в качестве оплаты за продажу перевозок, являются собственностью перевозчика. Агент перечисляет на расчетный счет перевозчика все суммы, полученные за проданные авиаперевозки, за вычетом причитающихся ему агентского вознаграждения, в сроки, указанные в приложении № 1 настоящего соглашения.

С учетом изложенного прихожу к выводу, что ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» является агентом, все юридические и фактические действия, совершенные им, порождают права и обязанности у принципала (перевозчика), то есть общество участвует в реализации услуг (перевозки) от имени соответствующего перевозчика.

При этом до заключения договора воздушной перевозки (выдачи билета) какие-либо действующие отношения между физическим лицом и поставщиком услуг, в том числе по оплате товаров (работ, услуг), отсутствуют. Также, помимо оформления билетов, подтверждающих факт заключения договора перевозки, общество осуществляет действия по поиску и привлечению пассажиров, бронированию перевозки, предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию, производит подбор оптимального маршрута, а в случае отказа потребителя от договора в одностороннем порядке - осуществляет возврат денежных средств. Кроме того, комиссия за какие- либо из перечисленных выше операций с потребителя не взимается, удержанию подлежат только установленные в области перевозки тарифы и сборы, вознаграждение выплачивается обществу перевозчиком по отдельным ставкам (прейскуранту), приведенному в приложениях к названным агентским соглашениям.

С учетом названных обстоятельств ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» на основании агентских договоров осуществляет посредническую деятельность по реализации услуг перевозки как отдельного продукта, имеющего самостоятельную экономическую ценность, а не принимает платежи от населения. Следовательно, действие Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» на отношения по агентскому соглашению о продаже пассажирских перевозок от ДД.ММ.ГГГГ, договору о продаже пассажирских перевозок , стандартному договору от ДД.ММ.ГГГГ не распространяется.

В соответствии с п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью <Юр.лицо4> (исполнитель) и ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» (заказчик) заключен комиссионный договор от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 156), по условиям которого заказчик за агентское вознаграждение от своего имени осуществляет поиск клиентов для оказания им услуг по оформлению железнодорожных билетов по России, СНГ и странам Балтии, оформление авиационных билетов, бронирование и проживание в гостиницах, добровольное страхование от несчастных случаев (пункт 1.1). При этом, исполнитель является представителем транспортных компаний, осуществляющих перевозку (перевозчиков) и поставщиков услуг по размещению в гостиницах (пункт 4.2). Вознаграждением заказчика является выплачиваемая исполнителем комиссия, если она предусмотрена условиями настоящего договора для каждого конкретного вида услуг. Порядок выплаты комиссий указан в приложении № 1 (за продажу авиабилетов) и в приложении № 2 (за бронирование гостиниц). Вознаграждением заказчика являются также установленные им сборы с привлеченных клиентов, взимаемые помимо цены билета или проживания в гостинице (пункт 1.4 договора).

Согласно пункту 2.1.1 ООО <Юр.лицо4> обязалось зарегистрировать заказчика в Web-системе <данные изъяты>, а также открыть ему лицевой счет для учета поступлений и расходования денежных средств партнера в счет оплаты заказов. Своевременно и в полном объеме предоставлять оформленные билеты и документы, подтверждающие право проживания в гостинице и страхование пассажиров согласно заказам заказчика.

В силу п. 3.2 поименованного договора расчеты за приобретенные билеты осуществляются по предоплате, которую заказчик должен зачислить на свой лицевой счет после подписания договора, при этом пункт 2.1.2. договора устанавливает обязанность ООО <Юр.лицо4> предоставить оформленные билеты только при условии наличия на лицевом счете общества денежных средств, достаточных для их оплаты.

Таким образом, в момент передачи билета клиенту он уже оплачен обществом за счет собственных средств, находящихся на лицевом счете в ООО <Юр.лицо4> и указанный платеж фактически является компенсацией туристического агентства расходов, произведенных по приобретению билета, а также вознаграждением за оказанную услугу по подбору оптимального перелета и оформлению билета.

Вместе с тем из вышеприведенных положений Закона № 103-ФЗ следует, что его действие распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - приему платежей. В данном случае деятельность ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» не направлена на прием от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), напротив лицо, приобретающее билет в агентстве никаких денежных обязательств перед поставщиком (перевозчиком) не имеет, в связи с чем, указанная услуга является самостоятельной и оказывается заявителем в совокупности с иными услугами. При этом до заключения договора воздушной перевозки (выдачи билета) какие-либо действующие отношения между физическим лицом и поставщиком услуг, в том числе по оплате товаров (работ, услуг), отсутствуют.

С учетом названных конкретных обстоятельств, сложившихся между ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» и его контрагентами взаимоотношений, общество, возглавляемое ФИО2, не является платежным агентом.

Сведений об иных нарушениях кассовой дисциплины, не связанных с неправомерным приданием статуса платежного агента ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс», со стороны должностного лица – генерального директора Кивала А.М., материалы дела не содержат, в связи с чем в его действиях отсутствует событие правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника межрайонной ИФНС № 1 по Амурской области от 26 марта 2014 года и решение судьи Благовещенского городского суда от 16 мая 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» Кивала А.М. отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора ООО «Туристическое бюро «Дальневосточный Феникс» Кивала А.М. прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях события административного правонарушения.

Судья Амурского

областного суда Алимский А.Н.