НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Амурского областного суда (Амурская область) от 15.05.2019 № 3А-46/19

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

« 15 » мая 2019 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Никитина В.Г.,

при секретаре Габриелян Д.А.,

с участием представителя АО «Амурские коммунальные системы» ФИО1, представителя управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области ФИО2, прокурора отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Амурские коммунальные системы» об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

АО «Амурские коммунальные системы» обратилось в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что 19 октября 2018 года управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее – управление) принят приказ № 93-пр/в «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения АО «Амурские коммунальные системы» (г. Благовещенск) на 2019 год». Указывает, что АО «АКС» на основании постановления администрации города Благовещенска от 12 апреля 2013 года является гарантирующей организацией, осуществляющей на территории города г. Благовещенска поставку воды и отведение стоков, на основании договоров аренды <номер>, <номер>, <номер> АО «АКС» осуществляет пользование объектами водоснабжения и водоотведения, включая сети, в связи с чем согласно части 3 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обязана производить подключение (техническое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения на основании договора о подключении (технологическом присоединении), который является публичным. При установлении тарифа на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения управлением в нарушение положений пункта 86 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», пункта 12 сборника 14 НЦС 81-02-14-2017 Укрупненные нормативные цены строительства, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июня 2017 года № 936/пр, пункта 121 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э, пункта 15 Методических рекомендаций по применению государственных сметных нормативов – укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 4 октября 2011 года № 481, не учтены затраты на восстановительные работы по благоустройству, рассчитанные либо на основании федеральных реестров, либо сметной стоимости таких работ, представленной организацией водопроводного-канализационного хозяйства, а так же налог на прибыль, что привело к нарушению прав и законных интересов АО «АКС» в предпринимательской деятельности. Выполнение работ по благоустройству территории после осуществления мероприятий по подключению к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, которое включает в себя, в том числе, работы по разборке и устройству дорожного покрытия, обусловлены требованиями постановления администрации города Благовещенска от 5 февраля 2014 года № 589 «Об утверждении Положения по производству земляных работ на территории муниципального образования г. Благовещенск». Поскольку создаваемые в рамках подключения (технологического присоединения) водопроводные и канализационные сети и объекты на них являются объектами капитального строительства, доходы, получаемые организацией водоснабжения и водоотведения в виде платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, в полном объеме учитываются для целей налогообложения прибыли организаций водоснабжения и водоотведения. Соответственно, в тариф на подключение (технологическое присоединение) объектов заявителей к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения должны включаться расходы организации водоснабжения и водоотведения по уплате налога на прибыль. 18 апреля 2018 года АО «АКС» направило в орган регулирования тарифов заявление об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения на 2019 год, к которому были приложены пояснения к расчету размера ставок платы и расчет ставки тарифа за протяженность. Указанное заявление было дополнено уточнениями общества с указанием учесть при установлении тарифа налог на прибыль 20% и налог на добавленную стоимость в размере 20%, внести корректировки в расчет платы за подключение. Расходы по ставке за расстояние от точки подключения объекта капитального строительства заявителя до точки подключения водопроводных и канализационных сетей к объектам, определены АО «АКС» исходя из стоимости строительства сетей водоснабжения и водоотведения, необходимой для осуществления подключения заявителей с учетом восстановления дорожного покрытия. Стоимость мероприятий по строительству сетей водоснабжения и водоотведения определена АО «АКС» в соответствии с НЦС 81-02-14-2017 в однотрубном и двухтрубном исполнении (коэффициент 1,63), в условиях застроенной части города (коэффициент 1,09). Затраты на благоустройство рассчитаны с использованием программного комплекса «Гранд-Смета» по нормативам на соответствующие работы, включенным в Федеральный реестр сметных норматив и составляют 3 287,00 рублей/м2 (без НДС). Вместе с тем, в Экспертном заключении по делу <номер> об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения АО «АКС» на 2019 год указано, что методическими указаниями определен перечень расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства, связанных с осуществлением подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения. В указанном перечне расходы на благоустройство территории отсутствуют. В связи с указанным, управление не предусмотрело расходы на благоустройство территории в составе тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения АО «АКС». Полагает, что указанные выводы не соответствуют законодательству, в соответствии с которым предусмотрена возможность и необходимость учета стоимости работ по вырубке зеленых насаждений, срезке и подсыпке грунта при планировке, разборке и устройству дорожного покрытия, работы по благоустройству территории в размере тарифа на подключение. При этом, на протяжении многих лет, управлением при утверждении тарифа на подключение (технологическое присоединение) утверждались и расходы по восстановлению дорожного полотна из асфальтобетона, что подтверждается приказами управления от 15 сентября 2017 года № 91-пр/в, от 2 сентября 2016 года № 98-пр/в, от 29 января 2016 года № 14-пр/в, от 25 сентября 2015 года № 128-пр/в. Обжалуемым приказом нарушаются права общества, поскольку у административного истца отсутствует правовая возможность включить в договор на подключение к системам централизованного водоснабжения и водоотведения расходы на благоустройство (восстановление дорожного полотна) дополнительно к плате по тарифу. Считает, что вывод управления о необходимости доказывать фактически понесенные затраты по уплате налога на прибыль в целях учета налога на прибыль для расчета нового тарифа на подключение не основан на нормах права, что повлекло установление экономически необоснованного тарифа на подключение. На основании изложенного, административный истец просил признать недействующим приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 19 октября 2018 года № 93-пр/в «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения АО «Амурские коммунальные системы» (г. Благовещенск) на 2019 год».

В письменном отзыве представитель управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области ФИО2 выразила несогласие с заявленными требованиями. Указала, что оспариваемый приказ управления принят в соответствии с полномочиями органа по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена. Полагает, что органом госрегулирования при установлении тарифа были соблюдены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения. Кроме того, пункт 115 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения при расчете ставки тарифов за подключение (технологическое присоединение) расходы по восстановлению дорожного полотна отсутствуют. Приказом управления от 19 октября 2018 года № 93-пр/в «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения АО «Амурские коммунальные системы» (г. Благовещенск) на 2019 год» установлены тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения с использованием метода продавливания без разработки грунта (прокол), что в прошлом году не устанавливалось. Метод продавливания без разработки грунта (прокол) позволяет выполнять прокладку сетей водоснабжения и водоотведения без нарушения внешнего вида участка, целостности асфальтобетонного покрытия дорог, уничтожения деревьев и разрушения окружающего благоустройства. Данный метод продавливания без разработки грунта (прокол) позволяет избежать разрушения асфальтобетонного дорожного покрытия и как следствие, восстановления дорожного полотна. Дополнительно указала, что при отсутствии экономического обоснования расходов, в том числе бухгалтерского учета, подтверждающих факт уплаты налогов и сборов по видам регулируемой деятельности (технологическое присоединение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения) налог на прибыль не может учитываться при установлении платы за подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения. Также указала, что управлением был получен ответ ФАС России от 16 апреля 2019 года <номер> в котором разъяснено, что действующим законодательством предусмотрена возможность установления только двух ставок тарифа на подключение к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения: с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и с учетом расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения. При установлении платы за подключение управление руководствуется Основами ценообразования, НЦС, в которых отсутствуют расходы по разработке и устройству дорожного покрытия, по благоустройству территории, соответственно у управления отсутствует обязанность по включению в расчет тарифов расходов по устройству дорожного покрытия.

В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска ФИО3 указала, что в рамках аварийно-восстановительных и плановых работ по ремонту подземных инженерных коммуникаций АО «АКС» обязано выполнить и понести соответствующие затраты на восстановление дороги и элементов благоустройства.

В письменном отзыве представитель администрации города Благовещенска ФИО4 указала, что в соответствии с постановлением администрации города Благовещенска от 5 февраля 2014 года № 589 «Об утверждении Положения по производству земляных работ на территории муниципального образования г. Благовещенск» при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения производитель работ (заказчик), в том числе АО «АКС», обязано осуществлять восстановление благоустройства и нести на такие мероприятия затраты.

В судебном заседании представитель АО «АКС» ФИО1 настаивала на заявленных требованиях.

В судебном заседании представитель управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области ФИО2 возражала относительно заявленных требований.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 208 КАС Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, АО «АКС» осуществляет на территории города Благовещенска деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения. Данный вид деятельности в силу Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» подлежит тарифному регулированию.

Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 19 октября 2018 года № 93-пр/в установлены и введены в действие тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения АО «Амурские коммунальные системы» (г. Благовещенск) на 2019 год.

В рамках настоящего дела административный истец оспаривает данный приказ, считая установленные тарифы не соответствующими принципу экономической обоснованности, ссылаясь при этом на необходимость учета расходов на восстановительные работы по благоустройству, а также налога на прибыль.

Поскольку оспариваемый приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области непосредственно регулирует правоотношения, участником которых является АО «АКС», данная организация была вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Исходя из пунктов 1 и 5 части 1 статьи 5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся:

- установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

- выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В силу пунктов 1.1, 3.32.1 и 3.32.3 Положения об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (утв. постановлением губернатора Амурской области от 22.12.2008 № 491) управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Амурской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), подлежащую государственному регулированию.

К полномочиям управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области отнесено осуществление выбора метода регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в пределах компетенции, подписан уполномоченным должностным лицом, опубликован в установленном порядке (текст приказа от 19 октября 2018 года № 93-пр/в опубликован в издании «Амурская правда», № 123, 26.10.2018).

Таким образом, оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Рассматривая доводы административного истца о противоречии содержания приказа от 19 октября 2018 года № 93-пр/в нормам действующего законодательства, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Порядок установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее – Методические указания).

В соответствии с пунктом 13 Правил регулирования тарифов открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется в том числе на основании предложения регулируемой организации.

Согласно пункту 16 Правил предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее – заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов.

К заявлению об установлении тарифов прилагаются соответствующие обосновывающие материалы.

Согласно пунктам 81, 82, 83 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее – плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.

Размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее – ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов: а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; б) налог на прибыль.

Порядок расчета ставок тарифа на подключение (технологическое присоединение) определен разделом X «Расчет платы за подключение (технологическое присоединение)» Методических указаний.

Согласно пункту 115 Методических указаний при расчете ставки тарифов за подключение (технологическое присоединение) учитываются расходы регулируемых организаций на создание водопроводных и канализационных сетей и объектов на них, определенные с учетом предложений регулируемых организаций в зависимости от применяемых материалов, типа прокладки сетей, в том числе глубины залегания сетей, стесненности условий при прокладке сетей, типа грунтов.

В силу пункта 25 Правил орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 18 апреля 2018 года АО «АКС» направило в орган регулирования тарифов заявление об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения на 2019 год. К указанному заявлению были приложены пояснения к расчету размера ставок платы и расчет ставки тарифа за протяженность.

Указанное заявление было дополнено уточнениями от 15 августа 2018 года, 8 октября 2018 года с просьбой учесть при установлении тарифа налог на прибыль 20 % и налог на добавленную стоимость в размере 20 %, внести корректировки в расчет платы за подключение.

Согласно экспертному заключению управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области по делу <номер> об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения АО «Амурские коммунальные системы» (г. Благовещенск) на 2019 года расчетные материалы АО «АКС» рассмотрены управлением.

Расходы на проектирование и строительство сетей холодного водоснабжения и водоотведения определены управлением с учетом предложения регулируемой организации в зависимости от применяемых материалов, типа прокладки сетей, в том числе глубины залегания сетей, стесненности условий при прокладке сетей, типа грунта.

Также в экспертном заключении указано, что методическими указаниями определен перечень расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства, связанных с осуществлением подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения. В указанном перечне расходы на благоустройство территории отсутствуют.

Поскольку АО «АКС» не представлены сведения о ведении раздельного учета по статье расходов «Налог на прибыль», фактические расходы на уплату налога на прибыль по виду деятельности «Технологическое присоединение», в тарифе на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения отсутствует составляющая по уплате налога на прибыль.

Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области при установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения АО «Амурские коммунальные системы» на 2019 года затраты на восстановительные работы по благоустройству, а так же налог на прибыль учтены не были.

Доводы административного истца о необходимости учета затрат на восстановительные работы по благоустройству, а так же налога на прибыль суд признает ошибочными.

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что расходы, осуществленные регулируемой организацией на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и направленные на ликвидацию последствий аварий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, учитываются органом регулирования при определении базы инвестированного капитала (по данным бухгалтерского учета) в объеме, определенном органом регулирования тарифов, но не выше объема, рассчитанного в соответствии с укрупненными сметными нормативами.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 28 июня 2017 № 936/пр утверждены «Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-14-2017. Сборник № 14. Наружные сети водоснабжения и канализации» (далее – НЦС).

В соответствии с пунктом 3 НЦС показатели представляют собой сумму денежных средств, необходимую для прокладки сетей водоснабжения канализации, рассчитанную на установленную единицу измерения.

Пунктом 6 НЦС установлено, что в показателях НЦС учтена вся номенклатура затрат, которые предусматриваются действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для прокладки сетей водоснабжения и канализации при строительстве в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами.

Перечень затрат, не учтенных показателями НЦС и, при необходимости, учитываемых дополнительно в соответствии с нормативами на соответствующие работы, приведен в пунктах 9-15 НЦС.

Так согласно пункту 12 НЦС предусмотрено, что показателями НЦС не учтены работы по разборке и устройству дорожного покрытия, работы по благоустройству территории. Стоимость указанных работ нормируется по нормам сборника ГЭСН-2001-27 «Автомобильные дороги», а также другим нормативам на соответствующие работы, включенным в Федеральный реестр сметных нормативов.

Оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части соответствует положениям пункта 83 Основ ценообразования, раздела X «Расчет платы за подключение (технологическое присоединение)» Методических указаний, согласно которым тариф на подключение (технологическое присоединение) не включает в себя расходы на благоустройство территории.

Согласно части 12 статьи 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пунктом 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 октября 2008 года № 106н предусмотрено, что в случае отсутствия в нормативных правовых актах (в том числе федеральных стандартах) способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу предприятие при формировании учетной политики самостоятельно осуществляет разработку соответствующего способа исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, а также Международными стандартами финансовой отчетности.

Таким образом, ведение раздельного учета затрат по видам деятельности организации является способом ведения бухгалтерского учета, вновь разработанные способы ведения бухгалтерского отчета должны быть отражены в учетной политике в полном объеме.

Приказом Минстроя России от 25 января 2014 года № 22/пр утвержден Порядок ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, технологическое присоединение, и единой системы классификации таких затрат.

Пунктом 4 Порядка ведения раздельного учета предусмотрено ведение раздельного учета в сфере холодного водоснабжения, в сфере горячего водоснабжения и в сфере водоотведения, а также технологического присоединения.

Раздельный учет осуществляется регулируемыми организациями в отношении фактических объемов затрат регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 10 Порядка ведения раздельного учета данные раздельного учета затрат, представляемые регулируемыми организациями в органы регулирования тарифов, должны обеспечивать раскрытие информации по следующим статьям в соответствии с Основами ценообразования: производственные расходы; ремонтные расходы, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; административные расходы; сбытовые расходы гарантирующих организаций; расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования; расходы, связанные с уплатой налогов и сборов; нормативная прибыль.

Состав расходов, входящих в указанные статьи, определяется в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

Из вышеуказанных норм следует, что налог на прибыль относится к расходам, связанным с уплатой налогов и сборов, и включается в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, расходы, связанные с уплатой налогов и сборов, в том числе расходы по уплате налога на прибыль, относятся к затратам и подлежат включению в необходимую валовую выручку регулируемой организации при наличии экономического обоснования включаемых расходов и данных бухгалтерского учета. Следовательно, на них распространяются требования о ведении раздельного учета. Действующим законодательством в сфере тарифного регулирования не предусмотрено освобождение регулируемых организаций от обязанности ведения раздельного учета расходов по уплате налога на прибыль.

В представленных в материалы тарифного дела документах сведения о суммах налога на прибыль по регулируемым видам деятельности не содержатся, ведение раздельного учета в разрезе регулируемых и нерегулируемых видов деятельности не предусмотрено.

Поскольку обществом не представлено в орган регулирования доказательств ведения раздельного учета по статье расходов «Налог на прибыль», управлением правомерно не включены в тариф на подключение расходы по налогу на прибыль.

Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры, по своему содержанию каким-либо конкретным положениям федерального законодательства не противоречат.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В этой связи в удовлетворении требований АО «АКС» следует отказать.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований АО «Амурские коммунальные системы» о признании недействующим приказа управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 19 октября 2018 года № 93-пр/в «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения АО «Амурские коммунальные системы» (г. Благовещенск) на 2019 год» – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 27 мая 2019 года.

Председательствующий Никитин В.Г.

1версия для печатиДело № 3а-46/2019 ~ М-17/2019 (Решение)