№3а-43/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2019 года г. Благовещенск
Амурский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бушманова А.П.,
при секретаре Шевкун Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муратовой Дарьи Петровны к аадминистрации Селемджинского района, МКУ «Финансовое управление администрации Селемджинского района» о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Муратова Дарья Петровна обратилась в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование указала, что вступившим в законную силу решением Селемджинского районного суда Амурской области от 20 февраля 2017 года на администрацию Селемджинского района возложена обязанность предоставить Бородиной (Муратовой) Д.П., как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, расположенного на территории пгт. Февральск Селемджинского района Амурской области, по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных органом местного самоуправления норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в порядке очередности указанной категории лиц.
На основании исполнительного листа №, выданного Селемджинским районным судом Амурской области 30 марта 2017 года, отделом судебных приставов по Селемджинскому району возбуждено исполнительное производство №-ИП.
До настоящего времени решение суда не исполнено. Исполнительные действия судебного пристава-исполнителя ограничились направлением требований в адрес администрации Селемджинского района. Общий срок исполнения судебного акта составляет 1 год 7 месяцев. Судебными приставами-исполнителями не принимается комплекс мер, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа. Весь период нарушения ее права административному истцу приходится нести расходы по аренде жилья.
Компенсация за нарушение права истца на исполнение судебного акта в разумные сроки составляет 335 000 рублей, из расчёта 19 месяцев неисполнения судебного акта и стоимости аренды жилья в размере 15 000 рублей (285 000 рублей), а также морального вреда в размере 50 000 рублей.
На основании изложенного, административный истец просила суд присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 335 000 рублей.
В возражениях на административное исковое заявление и.о. главы администрации Селемджинского района Амурской области – Асадчая Л.В. ссылается на положения Федеральных законов «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также на Порядок расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденный Постановлением Правительства Амурской области от 15.05.2008 № 113.
Указывает, что Министерство социальной защиты населения Амурской области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Администрацией Селемджинского района как органом местного самоуправления неоднократно направлялись запросы (заявки) в уполномоченный орган - Министерство социальной защиты Амурской области о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений детям сиротам и детей оставшихся без попечения родителей.
Однако, в администрацию Селемджинского района от Министерства социальной защиты населения Амурской области от 08.02.2018 года, исх.№17-1047 направлена информация, о том, что предоставить бюджетные средства для обеспечения жилыми помещениями детей сирот в полном объеме в 2018 году не представляется возможным.
07 августа 2018 Министерство социальной защиты населения Амурской области повторно направлена информационное письмо исх.№ 17-5828 из содержания которого следует, что выделение бюджетных ассигнований на выполнение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям сиротам в 2018 году невозможно в виду отсутствие финансовых средств областного бюджета, т.е., по существу в 2018 году отсутствуют средства на приобретения жилья для детей сирот.
Также указала, что на территории муниципального образования пгт. Февральск отсутствует свободный и пригодный для проживания муниципальный жилой фонд, находящийся на балансе у администрации Селемджинского района, что подтверждается справкой МКУ «Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Селемджинского района» от 08.02.2019г. № 01-35/37.
Считает, что администрацией Селемджинского района приняты все меры, предусмотренные действующим законодательством по приобретению и предоставлению жилого помещения для Бородиной Д.П., относящейся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Полагает, что в действиях администрации Селемджинского района отсутствует вина в неисполнении судебного акта в разумный срок. Просит в удовлетворении требований Муратовой Д.П. отказать.
Начальник МКУ «Финансовое управление администрации Селемджинского района» - Асадчая Л.В. в письменных возражениях не признала заявленные требования Муратовой Д.П., поддержала позицию и доводы администрации Селемджинского района. Просила в удовлетворении иска отказать.
Определением Амурского областного суда от 28 марта 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Амурской области, министерство финансов Амурской области, министерство социальной защиты Амурской области.
Позиция Министерства финансов Амурской области отражена в письменном отзыве на иск представителя Хананенко Ю.Н., в котором представитель выражает несогласие с административным исковым заявлением.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями осуществляется в соответствии с требованиями Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года №144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Пунктом 16 Порядка, утверждённого постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года №144, установлено, что министерство социальной защиты населения области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, отвечает соответственно от имени субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Установлено, что администрации Селемджинского района в 2016, 2017 гг. перечислялась субвенция на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в размере: за 2016 год 947,1 тыс. руб., за 2017 год 947,1 тыс. руб.
Кроме того, в соответствии с положениями Закона Амурской области от 13.12.2017 №158-03 «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» Селемджинскому району распределена субвенция на обеспечение предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в размере 947,1 тыс. руб.
Также указала, что Законом Амурской области от 11.04.2005 № 472-03, не предусмотрен вид социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как возмещение расходов за наем жилых помещений.
Таким образом, действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих компенсацию расходов на поднаем жилья, в случае, если гражданину, относящемуся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлено жилое помещение.
Кроме того, истцом не подтвержден факт расходов по договору аренды жилого помещения, а именно не представлены платежные документы за 19 месяцев, не подтвержден факт проживания истца в жилом помещении, а именно не представлена выписка о временной регистрации по месту проживания (нахождения) истца.
Таким образом, министерство финансов не является лицом, на которое возложена обязанность предоставить Муратовой Д.П. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, лицом на которое возложено исполнение решения Селемджинского районного суда Амурской области от 20.02.2017, а также не является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, министерство финансов Амурской области не может являться надлежащим ответчиком по данному административному исковому заявлению.
В суде первой инстанции представитель заинтересованного лица министерства социальной защиты Амурской области Туз М.М. возражала против заявленных требований в полном объёме. Представила письменный отзыв на иск, приобщенный судом к материалам дела, из которого следует следующее.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями осуществляется в соответствии с Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утверждённым постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года №144.
В силу ч.2 ст.5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот осуществляется за счёт средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции. Министерство, как главный распорядитель средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в соответствии с Порядком перечисляет в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов средства, необходимые для исполнения полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, в порядке, установленном Правительством области.
Объём субвенции на реализацию переданных полномочий, установленных Законом №472-ОЗ, определяется в соответствии с методикой формирования объёма субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно приложению №2 к указанному Закону.
В настоящее время в список детей-сирот, достигших 18 лет, которые подлежат обеспечению жильём в Амурской области, включено 2946 человека. Предварительный объём средств, необходимый для обеспечения указанных лиц жилыми помещениями, составляет 3 406369,23 тыс. рублей. Из них 1065 человека, в отношении которых имеются неисполненные судебные решения, на исполнение которых необходимый объём средств составляет 369191,38 тыс. руб.
Согласно Закону Амурской области об областном бюджете на 2016 год, на приобретение жилья детям-сиротам было предусмотрено 248428,4 тыс. рублей, из них: средства областного бюджета составили 93354,8 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 155073,3 тыс. рублей.
На 2017 год в областном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме 169478,14 тыс. рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета - 76123,3 тыс. рублей, за счёт средств областного бюджета - 93354,8 тыс. рублей.
Законом Амурской области об областном бюджете на 2018 год на указанные цели утверждено 115 млн. рублей, из них: средства областного бюджета составили 17,28 млн.рублей, средства федерального бюджета - 97,3 млн. рублей.
Предусмотренные бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в установленном законом порядке были доведены до министерства, а впоследствии перераспределены между бюджетами муниципальных районов и городских округов.
Учитывая рост численности детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и снижение с 2017 года объёмов финансирования, министерством направлялось обращение в Министерство образования и науки Российской Федерации по вопросу увеличения Амурской области в 2017 году объёма субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам. Из ответа Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2017 года №ВК-717/07 следует, что в 2017 году выделение дополнительных средств федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам Амурской области не планируется.
О сложившейся ситуации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2017 году министерство сообщало прокурору Амурской области, заместителю Генерального прокурора Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
Ходатайство о рассмотрении возможности выделения дополнительных средств было направлено в адрес министра образования и науки Российской Федерации. Ходатайство о содействии в выделении дополнительных средств направляли в адрес Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
Также министерством было направлено обращение в министерство финансов Амурской области о рассмотрении возможности увеличения объёма финансирования при уточнении бюджета на приобретение жилых помещений детям-сиротам.
Таким образом, министерством, как главным распорядителем денежных средств, предприняты все возможные меры, предусмотренные действующим законодательством, направленные на увеличение субвенций на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и устранению сложившейся ситуации по неисполнению судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Министерство также не согласно с размером заявленной компенсации, поскольку согласно разъяснениям, изложенным в подп. «б» п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причинённого действиями или бездействием госорганов, в том числе судов. Следовательно, размер компенсации не может быть рассчитан из средней стоимости аренды жилья, и поставлен в зависимость от понесённых истцом расходов, связанных с арендой жилья.
Иные, участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Глава Селемджинского района Беков М.Б. ходатайствовал о проведении судебного заседания в их отсутствие. В этой связи дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, представленные доказательства, выслушав пояснения представителя заинтересованного лица министерства социальной защиты Амурской области, суд приходит к следующим выводам.
Согласно общим положениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя, в том числе право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, которые реализуются посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов (статья 46 Конституции Российской Федерации, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года).
Для обеспечения действенности данных прав Федеральным законом от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Из пункта 5 разъяснений, изложенных в приведенном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, следует, что к лицам, имеющим право на обращение в суд с заявлением, административным исковым заявлением о присуждении компенсации (далее - заявление о компенсации), относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, полагающие, что их право нарушено, являющиеся согласно процессуальному законодательству: в гражданском и административном судопроизводстве - сторонами, заявителями, заинтересованными лицами, третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, взыскателями и должниками.
Порядок рассмотрения административных дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок предусмотрен главой 26 КАС РФ.
Согласно ч.1 ст.250 КАС РФ, лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осуждённые, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном указанным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.14 ч.1 ст.20 КАС РФ настоящее дело о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подсудно по первой инстанции Амурскому областному суду.
В силу ч.2 ст.1 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с ч.3 ст.258 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учётом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.
При этом в соответствии с п.55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
В силу ст.2 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст.36 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Как разъяснено в п.46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, содержащимися в Определении от 5 февраля 2009 года № 250-О-П Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции РФ).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведёнными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признаётся и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).
Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года №15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учётом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 7 той же статьи, положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счёт и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведённых законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.1 ст.4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счёт средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учётом положений федерального законодательства.
Статья 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счёт средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ, финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счёт средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции.
Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 140 Бюджетного кодекса, частью 2 статьи 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» постановлением от 15 мая 2008 года №113 Правительства Амурской области утверждён Порядок расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 2 Порядка расходования субвенций, утверждённого постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года №113, Министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - главный распорядитель) на основании соглашений, заключённых с органами местного самоуправления о предоставлении субвенции бюджету муниципального образования, заявок органов местного самоуправления, представленных по форме, установленной главным распорядителем, а также на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования после поступления субвенции осуществляет её перечисление органам местного самоуправления на балансовый счёт Управления Федерального казначейства по Амурской области №40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» для последующего перечисления в установленном порядке на единый счет бюджета соответствующего органа местного самоуправления.
В силу пункта 4 Порядка расходования субвенций, утверждённого постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года №113, органы местного самоуправления осуществляют юридически значимые действия по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года №144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно пункта 7 Порядка расходования субвенций, утверждённого постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года №113, главный распорядитель ежемесячно, не позднее 12 числа месяца, следующего за отчётным, представляет в министерство финансов Амурской области сводные сведения о расходовании субвенции, полученной из областного бюджета; средства субвенции носят целевой характер и не могут быть направлены на иные цели (пункты 7, 8 Положения).
Постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года №144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также утверждён Порядок предоставления указанной категории детей благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно пункту 17 которого органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счёт субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с положениями п.5 ч.9 ст.3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Учитывая изложенную выше позицию Конституционного Суда РФ, положения федеральных и областного законов, подзаконных актов, а также решение Селемджинского районного суда от 20 февраля 2017 года, которым на администрацию Селемджинского района Амурской области возложена обязанность предоставить Бородиной Д.П. жилое помещение, суд приходит к выводу, что надлежащими административными ответчиками по настоящему делу являются администрация Селемджинского района Амурской области, как главный распорядитель субвенций, выделенных субъектом на приобретение жилья детям-сиротам, и финансовое управление администрации Селемджинского района Амурской области, как финансовый орган администрации Селемджинского района.
Заинтересованными лицами по настоящему делу являются Правительство Амурской области, министерство финансов Амурской области, министерство социальной защиты Амурской области.
Как следует из материалов дела, решением Селемджинского районного суда Амурской области от 20 февраля 2017 года на администрацию Селемджинского района возложена обязанность предоставить Бородиной (Муратовой) Д.П., как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, расположенного на территории пгт. Февральск Селемджинского района Амурской области, по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных органом местного самоуправления норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в порядке очередности указанной категории лиц.
На основании исполнительного листа №, выданного Селемджинским районным судом Амурской области 30 марта 2017 года, 14 апреля 2017 года и.о. заместителя начальника отдела судебных приставов по Селемджинскому району возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Постановлением №, вынесенным заместителем начальника отдела судебных приставов по Селемджинскому району от 25 сентября 2017 года принято решение о взыскании с администрации Селемджинского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за несвоевременное исполнение документа № ФС 007532946 от 30 марта 2017 года по исполнительному производству №-ИП.
Решением Слемджинского районного суда от 19 ноября 2018 года административное исковое заявление администрации Селемджинского района удовлетворено частично. Администрация Селемджинского района освобождена от исполнительского сбора по постановлению заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава-исполнителя № от 25 сентября 2017 года по исполнительному документу № ФС 007532946 от 30 марта 2017 года исполнительного производства №-ИП. В удовлетворении иска в части отмены постановления заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава-исполнителя № от 25 сентября 2017 года о взыскании исполнительного сбора отказано.
В рамках рассмотрения вышеуказанного административного дела (№2а-279/2018) по административному исковому заявлению администрации Селемджинского района суд пришел к выводу об отсутствии вины административного истца, являющегося должником по исполнительному производству, в неисполнении решения суда в установленный судебным исполнителем срок для добровольного исполнения, поскольку финансирование приобретения вышеуказанных специализированных жилых помещений осуществляется за счёт средств областного бюджета, которые к должнику в установленный для добровольного исполнения срок не поступили, при этом административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение судебного акта.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отделом судебных приставов по Селемджинскому району принимались меры в целях своевременного исполнения судебного акта, которые не были эффективны по объективным причинам, не зависящим от службы судебных приставов.
В настоящее время в список детей-сирот, достигших 18 лет, которые подлежат обеспечению жильём в Амурской области, включено 2946 человека. Предварительный объём средств, необходимый для обеспечения указанных лиц жилыми помещениями, составляет 3 406369,23 тыс. рублей. Из них 1065 человека, в отношении которых имеются неисполненные судебные решения, на исполнение которых необходимый объём средств составляет 369191,38 тыс. руб.
С учётом положений пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подпункта 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», обеспечение жильём лиц обозначенной категории относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Законам Амурской области об областном бюджете на 2016, 2017, 2018 годы в областном бюджете были предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений за счёт средств федерального и областного бюджетов. Предусмотренные бюджетные ассигнования на реализацию указанного мероприятия доведены до министерства социальной защиты населения Амурской области, а впоследствии перераспределены между бюджетами муниципальных районов и городских округов.
Министерством социальной защиты населения Амурской области в целях усиления контроля за деятельностью органов местного самоуправления в вопросах приобретения жилья были внесены изменения в Закон Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», изменена Методика расчёта субвенции для муниципальных районов и городских округов Амурской области на приобретение жилья, которая установила единые правила его распределения, что позволяет приобретать большее количество качественного жилья, разработана квартальная форма мониторинга.
Министерство социальной защиты населения Амурской области обращалось 15 июня 2016 года в Министерство образования и науки Российской Федерации по вопросу увеличения Амурской области в 2017 году объёма субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам. Из ответа Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2017 года № ВК-717/07 следует, что в 2017 году выделение дополнительных средств федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам Амурской области не планируется.
О сложившейся ситуации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2017 году Губернатор Амурской области сообщал прокурору Амурской области, заместителю Генерального прокурора Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Из ответа от 6 апреля 2017 года №72/2-140-2017 следует, что принятие мер Генеральной прокуратурой Российской Федерации в целях увеличения ассигнований федерального бюджета бюджету Амурской области не представляется возможным.
Ходатайства о рассмотрении возможности выделения дополнительных средств были направлены Губернатором Амурской области 28 февраля 2017 года в адрес министра образования и науки Российской Федерации, 31 января 2017 года -в адрес Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, 15 августа 2018 года – в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина.
Министерством социальной защиты населения Амурской области было направлено обращение от 22 ноября 2017 года в министерство финансов Амурской области о рассмотрении возможности увеличения объёма финансирования при уточнении бюджета на приобретение жилых помещений детям-сиротам.
Из ответов следует, что возможности выделения дополнительных средств из федерального бюджета и увеличения объёма финансирования из областного бюджета, не имеется.
Таким образом, Министерством социальной защиты населения Амурской области, как главным распорядителем денежных средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, а также Правительством Амурской области, как органом, ежегодно предусматривающим в областном бюджете субвенции на предоставление жилья детям-сиротам, и устанавливающим порядок расходования этих субвенций, предприняты все меры, направленные на увеличение субвенций на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и устранению сложившейся ситуации по неисполнению судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе решения в отношении Муратовой (Бородиной) Д.П.
Согласно Закону Амурской области об областном бюджете на 2016 год, на приобретение жилья детям-сиротам было предусмотрено 248428,4 тыс. рублей, из них: средства областного бюджета составили 93354,8 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 155073,3 тыс. рублей.
На 2017 год в областном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме 169478,14 тыс. рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета - 76123,3 тыс. рублей, за счёт средств областного бюджета - 93354,8 тыс. рублей.
Законом Амурской области об областном бюджете на 2018 год на указанные цели утверждено 115 млн. рублей, из них: средства областного бюджета составили 17,28 млн.рублей, средства федерального бюджета - 97,3 млн. рублей.
Предусмотренные бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в установленном законом порядке были доведены до министерства, а впоследствии перераспределены между бюджетами муниципальных районов и городских округов.
Администрации Селемджинского района в 2016, 2017 гг. перечислялась субвенция на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в размере: за 2016 год 947,1 тыс. руб. (Закон Амурской области от 28.08.2017 №100-03); за 2017 год 947,1 тыс. руб. (Закон Амурской области от 03.09.2018 № 236-03).
Кроме того, в соответствии с положениями Закона Амурской области от 13.12.2017 №158-0З «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» Селемджинскому району распределена субвенция на обеспечение предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в размере 947,1 тыс. руб.
Администрация Селемджинского района в течение 2017, 2018 годов неоднократно обращалась в министерство социальной защиты населения Амурской области с просьбой выделить дополнительные денежные средства на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детей оставшихся без попечения родителей. Из поступивших ответов следует, что выделение бюджетных ассигнований на выполнение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям сиротам в 2018 году невозможно в виду отсутствие финансовых средств областного бюджета, т.е., по существу в 2018 году отсутствуют средства на приобретения жилья для детей сирот.
Из справки МКУ «Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Селемджинского района» от 08.02.2019 № 01-35/37 следует, что на территории муниципального образования пгт. Февральск отсутствует свободный и пригодный для проживания муниципальный жилой фонд находящийся на балансе у администрации Селемджинского района.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что действия администрации Селемджинского района Амурской области и финансового управления администрации Селемджинского района, на которых законом возложена обязанность по исполнению судебного акта в отношении Бородиной (Муратовой) Д.П., являются достаточными и эффективными, поскольку производятся в целях исполнения решения суда от 20 февраля 2017 года.
Разрешая вопрос о том, превысила ли продолжительность исполнения судебного акта срок, который в рассматриваемой ситуации можно считать разумным, суд, с учётом практики Европейского суда по правам человека, отмечает, что в отличие от решений по взысканию денежных средств, исполнение решения о предоставлении жилого помещения имеет ряд объективных трудностей, которые установлены судом по настоящему делу и изложены выше.
Суд делает вывод о том, что общая продолжительность исполнения судебного акта к моменту обращения административного истца в суд за компенсацией с учётом предмета исполнения, особенностей бюджетного процесса и особенностей исполнения законодательства в данной области, не выходит за рамки срока, который в конкретном случае может быть признан разумным.
Факт нарушения процедурных условий (срока исполнения решения суда), обеспечивающих реализацию права Бородиной (Муратовой) Д.П. на исполнение решения суда от 20 февраля 2017 года в разумный срок, не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
При этом суд учитывает положения ч.2 ст.1 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Доводы административного иска о том, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумные сроки составляет 335 000 рублей, из расчёта 19 месяцев неисполнения судебного акта и средней стоимости аренды жилья на территории пгт. Февральск, а также морального вреда, не могут быть приняты во внимание по настоящему делу по следующим основаниям.
В соответствии с п.7 ч.2 ст.252 КАС РФ заявитель должен обосновать основания и размер требуемой компенсации.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 № 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов. При этом присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения (часть 4 статьи 1 Закона о компенсации, статьи 151, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (абзацы третий и четвертый пункта 1).
Таким образом, в случае нарушения права гражданина на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок законом предоставлен один из способов защиты права в виде взыскания компенсационной выплаты либо компенсации морального вреда по выбору лица, чьи права нарушены.
Действующими нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федерального закона №68-ФЗ не предусмотрена возможность рассмотрения требований о возмещении имущественного вреда в рамках настоящего административного дела.
Учитывая доводы, изложенные административным истцом в административном исковом заявлении; содержание судебного акта в отношении Бородиной (Муратовой) Д.П., подлежащего исполнению; рост численности детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; принятие заинтересованными лицами по настоящему делу всех необходимых мер для обеспечения возможности административных ответчиков исполнить решение суда; степень достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий административных ответчиков, на которых законом возложены обязанности по обеспечению исполнения судебных актов; общую продолжительность неисполнения судебного акта, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.
При отказе в удовлетворении административного иска понесённые административным истцом судебные расходы возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Муратовой Дарьи Петровны к администрации Селемджинского района, МКУ «Финансовое управление администрации Селемджинского района» о присуждении компенсации в размере 335 000 рублей за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта – решения Селемджинского районного суда Амурской области от 20 февраля 2017 года – отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Бушманов А.П.