НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Амурского городского суда (Хабаровский край) от 18.02.2020 № 2-125/20

Дело № 2-125/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2020 года г. Амурск

Амурский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Парфенова Е.С., с участием представителя истца - старшего помощника Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Дрожжина А.В., представителя ответчика ФКУ ИК-14 УФИСН России по Хабаровскому краю Крючковой Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре судебного заседания Конюховой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске Хабаровского края гражданское дело по иску и.о. Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю о возложении обязанности устранить нарушение закона,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Комсомольского-на-Амуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее прокурор, истец) обратился в суд с указанным исковым заявлением к ФКУ ИК-14 УФСИН Р. по Хабаровскому краю о возложении обязанности устранить нарушение закона. В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии со ст.32,33 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а так же приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в ноябре-декабре 2019 года в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю (далее ответчик, ИК-14) проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. В ходе проведения проверки установлено, что в учреждении, согласно специальной оценке труда, имеются должности с вредными и опасными условиями труда, а именно: машинист котельной, пекарь, чистильщик канализационных тоннелей и каналов, электросварщик ручной сварки, токарь, машинист котельной (зольщик), повар, моляр (автомоляр), слесарь-сантехник. Так же установлено, что на указанных должностях, за исключением токаря и маляра, привлечены к труду осужденные, при этом, в нарушение норм закона, администрацией ИК-14 не проведены медицинские осмотры, установленного образца для указанных работников (осужденных) занятых на должностях с вредными и опасными условиями труда. Тем самым ответчик нарушает права и законные интересы осужденных, привлекаемых к труду на должности, с вредными и опасными условиями труда. Ранее, прокуратурой принимались меры для устранения данных нарушений закона. Так, в 2017-2018 годах прокуратурой вносились представления об устранении данных наращений закона. По результатам рассмотрения представлений, выявленные нарушения закона не устранены. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ прокурором возбуждено дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – ФКУ ИК-14 по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (не проведение обязательных медицинских осмотров осужденных, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда). По результатам рассмотрения данного постановления прокурора, ИК-14 привалено к административной ответственности в виде штрафа в сумме <данные изъяты>

На основании изложенного, истец просит суд возложить на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность по устранению нарушений требований ч. 2 ст. 9. ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 104 УИК РФ. ст. 212, ст. 213 ТК РФ, обеспечить проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, занятых на тяжёлых работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, с учетом приложений к данному приказу, привлечённых к труду на должности: машинист котельной, пекарь, чистильщик канализационных тоннелей и каналов, электросварщик ручной сварки, токарь, машинист котельной (зольщик), повар, моляр (автомоляр), слесарь-сантехник; Возложить обязанность на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю устранить вышеуказанные нарушения закона в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.

Определением Амурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по настоящему делу привлечено УФСИН России по Хабаровскому краю, в качестве третьего лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ФКУЗ МСЧ – 27 ФСИН России.

До вынесения судом решения по существу заявленных требований от ситца поступило заявление об уточнении (увеличении) исковых требований, согласно которому, поскольку в ходе рассмотрения указанного иска установлено, что администрации ФКУ ИК-14 самостоятельно, за счет собственных средств, устранить в полном объеме указанные нарушения не может, в силу значительных финансовых затрат, а также, в связи с тем, что финансирование ФКУ ИК-14 осуществляет УФСИН России по Хабаровскому краю, которая по отношению к ФКУ ИК-14 является главным распорядителем бюджетных средств, просит суд возложить на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность по устранению нарушений требований ч. 2 ст. 9. ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 104 УИК РФ, ст. 212, ст. 213 ТК РФ, обеспечить проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, занятых на тяжёлых работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, с учетом приложений к данному приказу, привлечённых к труду на должности: машинист котельной, пекарь, чистильщик канализационных тоннелей и каналов, электросварщик ручной сварки, токарь, машинист котельной (зольщик), повар, моляр (автомоляр), слесарь-сантехник; Возложить обязанность на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю устранить вышеуказанные нарушения закона в течении 1 года со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика УФСИН России по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия. Предоставил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому заявленные требования обоснованы тем, что проведение предварительных и периодических медицинских осмотров необходимо в целях охраны здоровья осужденных и работников исправительного учреждения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, установления медицинских противопоказаний у осужденных к осуществлению ими определенной трудовой деятельности. УФСИН России по Хабаровскому краю полагает, что заявленные требования не являются обоснованными. Трудовые отношения между отбывающими наказание и администрацией исправительного учреждения носят специфический характер и не подлежат безусловному регулированию трудовым законодательством, поскольку согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и. по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Таким образом, осужденные привлекаются к труду в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно полезный труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. ст. 11, 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер. В соответствии со ст. 104 УИК РФ трудовое законодательство распространяется на осужденных в части продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии. Действующим законодательством не урегулирован вопрос прохождения медицинского осмотра лицами, осужденными к лишению свободы и привлекаемыми к труду. Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) осужденных не относится к понятию охраны труда. Согласно п. 124 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 26.12.2016 N 295, на исправительное учреждение возложена обязанность осуществлять медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности. Определение трудоспособности осужденных к лишению свободы осуществляется исправительным учреждением, при определении которой учитывается состояние осужденного в соответствии с Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы». ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Согласно Уставу ФКУ ИК-14 является юридическим лицом и финансируется из средств федерального бюджета. Денежные средства на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) учреждению не выделяются. Таким образом, поскольку правоотношения, связанные с применением труда осужденных, не являются трудовыми, требования трудового законодательства, регулирующие, в том числе прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», на данные правоотношения не распространяются в связи с чем, оснований для удовлетворения требований не имеется.

Представитель третьего лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ФКУЗ МСЧ – 27 ФСИН России в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия. Предоставил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России в полном объеме согласно с позицией, выраженной в отзыве УФСИН России по Хабаровскому краю по приведенным в отзыве основаниям и доводам. Дополнительно по существу иска можем пояснить следующее. Порядок трудоустройства осужденных в исправительных учреждениях регулируются нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ, нормы ТК РФ в этих случаях не применяются. Порядок прохождения медицинских осмотров трудоустроенными осужденными законодательством не определен. Медицинское обслуживание ФКУ ИК-14 УФСИН Р. по Хабаровскому краю осуществляет здравпункт филиала «Медицинская часть № 4» ФКУЗ МСЧ- 27 ФСИН России, при этом по <адрес> учреждение не имеет лицензии на проведение медицинских осмотров (предварительных и периодических). Приказом ФСИН России от 22.12.2014 № 743 (в редакции от 11.08.2016) «Об утверждении типовой структуры и типового штатного расписания медико-санитарной части» не предусмотрены ставки врачей - профпатологов. Штатным расписанием ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, утверждённом приказом ФСИН России от 30.01.2017 № 70, в филиалах должности врачей - профпатологов не предусмотрены. Создание врачебной комиссии в ФКУЗ МСЧ-27 не представляется возможным, поскольку отсутствует возможность очного освидетельствования обследуемого спецконтингента.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель истца - старший помощник Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Дрожжин А.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований с учетом их уточнения и увеличения, по обстоятельствах, изложенным в исковом заявлении, дал пояснения по их существу.

Представитель ответчика ФКУ ИК-14 УФИСН России по Хабаровскому краю Крючкова Е.А. исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, дала пояснения по их существу, дополнительно пояснила, что у ответчика не имеется лицензии на осуществление медицинской деятельности, не имеется соответствующих специалистов, в штатном расписании учреждения отсутствуют должности медицинских работников. Целевое финансирование УФСИН России по Хабаровскому краю не выделялось. Учреждением предпринимались попытки по организации прохождения специальным контингентом (осужденными) периодических медицинских осмотров собственными средствами, для чего в адрес главного врача КГБУЗ «Амурская ЦРБ» 22.02.2018 направлялся запрос, с предложениями заключения соответствующего договора и предоставления медицинского персонала, доставка которого будет осуществляться силами ИК-14. На что 01.03.2018 был получен ответ, согласно которому у КГБУЗ «Амурская ЦРБ» не имеется возможность выезда бригады врачей в исправительное учреждение, в связи с занятостью специалистов по основному месту работы. Аналогичный запрос был направлен КГБУЗ «Амурская ЦРБ» 17.02.2020, ответа на который до настоящего времени не последовало.

Согласно письменному отзыву ФКУ ИК-14 УФИСН России по Хабаровскому краю на исковое заявление ответчик не согласен с заявленными исковыми требованиями и по существу может пояснить следующее: Учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения. Трудовые отношения между отбывающими наказание и администрацией Учреждения ИК-14 носят специфический характер и не подлежат безусловному регулированию трудовым законодательством, поскольку согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан, трудится в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация Учреждения ИК-14 обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Таким образом, осужденные привлекаются к труду в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно полезный труд как средство исправления (ст.9 УИК РФ) и обязанность (ст. ст. 11, 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией Учреждения ИК-14 носят специфический характер. В соответствии со ст. 104 УИК РФ трудовое законодательство распространяется на осужденных в части продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии. Действующим законодательством не урегулирован вопрос прохождения медицинского осмотра лицами, осужденными к лишению свободы и привлекаемыми к труду. Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) осужденных не относится к понятию охраны труда. Согласно п. 124 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 26.12.2016 № 295, на исправительное учреждение возложена обязанность осуществлять: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный" учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.). Определение трудоспособности осужденных к лишению свободы осуществляется исправительным учреждением, при определении которой учитывается состояние осужденного в соответствии с приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы». При приеме на работу осужденные, отбывающие наказание в Учреждении ИК-14, проходят предварительный медицинский осмотр специалистами здравпункта филиала «Медицинской части № 4» ФКУ МСЧ- 27 ФСИН России с записью в медицинскую карту, проводится визуальный осмотр, проверяется наличие флюорографии, кишечных заболеваний, лабораторные обследования. Так как правоотношения, связанные с применением труда осужденных, не являются трудовыми, требования трудового законодательства, регулирующие, в том числе прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» на данные правоотношения не распространяются. В Учреждении ИК-14 ежегодно заключает договора с медицинскими организациями на проведение производственного контроля, лабораторные исследования, обследование спецконтингента, в том числе оформление и выдача медицинских книжек государственного образца. Спецконтингент Учреждения ИК-14, отнесенный к декретированной группе осужденных, проходит периодические осмотры сотрудниками здравпункта филиала «Медицинской части № 4» ФКУ МСЧ-27 ФСИН России, ежедневно, с отметкой о состоянии здоровья и допуска к работе с продуктами питания в журналах. Осужденные не прошедшие медицинского осмотра и не имеющие медицинских книжек к работе с продуктами питания не допускаются.

Суд, выслушав стороны, изучив письменные отзывы сторон, материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено статьями 2, 18, 46 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу положения ст. 1 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» (в ред. 27.12.2019) деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека. Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

Согласно ст. 9 Уголовно-исправительного кодекса РФ (далее УИК РФ) исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Согласно ч. 1 ст. 10 УИК РФ Государство уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Осужденные привлекаются к труду в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Трудовые отношения между отбывающими наказание и администрацией исправительного учреждения носят специфический характер и не подлежат обязательному регулированию трудовым законодательством, поскольку согласно положению ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Вместе с тем, согласно ст. 104 УИК РФ трудовое законодательство распространяется на осужденных в части продолжительности рабочего времени осужденных к лишению свободы, правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии и устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Согласно п.п. 124, 125 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295 исправительные учреждения обязаны осуществлять: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности. При невозможности оказания медицинской помощи в исправительном учреждении осужденные имеют право в том числе на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов медицинских организаций.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время. Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Согласно положению ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Одним из таких прав граждан является право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности. (ст. 2, 21,22,163 ТК РФ)

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда определен Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2004 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее Приказ, приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2004 № 302н).

Из материалов дела следует, что в нарушение ст. 213 ТК РФ, приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н ответчиками не обеспечено проведение медицинских осмотров осужденных, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При проведении прокурорской проверки было установлено и подтверждается материалами дела, факты допуска работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течении трудового дня) медицинских осмотров.

Доводы ответчиков, изложенные ими в письменных отзывах, основаны на не верном толковании норм права и не являются основанием для невыполнения соответствующих обязанностей, предусмотренных законом. Нарушения допущенные ответчиками, выявленные при проведении прокурорской проверки, напрямую влияют на обеспечение государственных гарантий трудовых прав работников, посягают на безопасные условия и охрану труда, а так же создают реальную угрозу жизни и здоровью осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, вследствие допуска работников к организации общественного питания (пекарь, повар) и проведению иных работ (машинист котельной, чистильщик канализационных тоннелей и каналов, электросварщик ручной сварки, машинист котельной (зольщик), слесарь-сантехник), в том числе проводимых работниками не из числа осужденных (моляр (автомоляр), токарь), перечень которых предусмотрен нормами законодательства, без прохождения соответствующих медицинских осмотров.

Согласно пунктов 14, 15 «Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», утвержденного Приказом ФСИН РФ от 11.06.2015 № 518 - в компетенцию УФСИН России по Хабаровскому краю входит: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, содержащихся под стражей; организация исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержания под стражей лиц; обеспечение законности в подведомственных учреждениях и безопасности лиц, находящихся на территориях; обеспечивает привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда; организует медико-санитарное обеспечение осужденных.

Согласно ч.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении

Согласно положениям гражданского законодательства полномочиями определять виды деятельности, которые осуществляет то или иное юридическое лицо, обладает исключительно учредитель юридического лица, которым по отношению к ИК-14 является Федеральная служба исполнения наказания, а распорядителем бюджетных средств на территории края является УФСИН России по Хабаровскому краю.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца о возложении на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность по устранению нарушений требований ч. 2 ст. 9. ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 104 УИК РФ, ст. 212, ст. 213 ТК РФ, обеспечить проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, занятых на тяжёлых работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, с учетом приложений к данному приказу, привлечённых к труду на должности: машинист котельной, пекарь, чистильщик канализационных тоннелей и каналов, электросварщик ручной сварки, токарь, машинист котельной (зольщик), повар, моляр (автомоляр), слесарь-сантехник;

Учитывая финансовое положение ответчика ИК-14, его материально-техническое обеспечение, необходимость ответчиком УФСИН России по Хабаровскому краю решения вопроса по созданию постоянной и действующей комиссии из врачей разных лечебно-профилактических учреждений, обладающих лицензией на осуществление такой деятельности, планирования соответствующих расходов бюджета, суд приходит к выводу о необходимости установить срок для установления ответчиками выявленных при проведении прокурорской проверки вышеуказанных нарушений требований законодательства в течении одного года с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю о возложении обязанности устранить нарушение закона удовлетворить.

Возложить обязанность на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю устранить нарушения требований ч.2 ст.9, ч.1 ст. 103, ч.1 ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст.212, ст.213 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечить проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, с учетом приложений к данному приказу, привлеченных к труду на должности: машинист котельной, пекарь, чистильщик канализационных тоннелей и каналов, электросварщик ручной сварки, токарь, машинист котельной (зольщик), повар, моляр (автомоляр), слесарь-сантехник.

Возложить обязанность на ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю устранить вышеуказанные нарушения закона в течение одного года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Копию решения в мотивированном виде направить сторонам.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение месяца со дня его составления в мотивированном виде.

Судья Е.С. Парфенов

Решение в мотивированном виде составлено 25.02.2020 (с учетом выходных и праздничных дней 22.02.2020, 23.02.2020, 24.02.2020).

Судья Е.С. Парфенов