НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Амурского городского суда (Хабаровский край) от 16.12.2021 № 2А-1509/2021

Дело № 2а-1509/2021

УИД: 27RS0013-01-2021-002625-58

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16.12.2021 г. Амурск, Хабаровский край

Амурский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Хасановой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Василенко Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю к Станкевич В. В.е о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование, налога на имущество физических лиц и пени, транспортного налога и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю (далее – МИФНС № 8 по Хабаровскому краю) обратилась в суд с указанным административным иском, указав, что Станкевич В. В.а является плательщиком налогов и сборов и обязана уплачивать их в установленные законом сроки.

Согласно сведениям, представленными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, Станкевич В.В. в период, указанный в налоговом уведомлении, являлась владельцем транспортного средства: автомобиль самособранный VIN: HY, государственный регистрационный знак , год выпуска 1990, дата регистрации права 02.04.2010. Налоговым органом в отношении вышеуказанного объекта собственности начислен транспортный налог за период, указанный в налоговом уведомлении. В нарушение пп. 1 п.1 ст. 23, п.1 ст. 45 Налогового кодекса РФ; п.3 ст.8 Закона Хабаровского края от 10.11.2015 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае (далее – Закон № 308) Станкевич В.В. транспортный налог в установленный срок не уплатила; имеется задолженность за 2019 г. в размере 5500,00 руб.

Согласно сведениям, представленными Управлением Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской Автономной области, Станкевич В.В. в период, указанный в налоговом уведомлении, являлась собственником недвижимого имущества: квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты>, кадастровый номер , площадью 77,2 кв. м, дата регистрации права 08.04.1998. Налоговым органом в отношении вышеуказанного объекта собственности начислен налог на имущество физических лиц за период, указанный в налоговом уведомлении, исходя из инвентаризационной (кадастровой) стоимости имущества, в соответствии с налоговыми ставками, установленными Положением представительных органов муниципального образования (ст. 404 Налогового кодекса Российской Федерации). В нарушение пп. 1 п.1 ст. 23, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации Станкевич В.В. налог на имущество физических лиц в установленный срок не уплатила; имеется задолженность за 2019 г. в размере 2492,00 руб.

Станкевич В.В. в период с 2013 до 2019 года являлась плательщиком страховых взносов, как индивидуальный предприниматель, и была обязана своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, начисленные с 01.01.2017 в Пенсионный фонд РФ (далее ПФ РФ), Фонд социального страхования РФ (далее – ФСС РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в установленные законом сроки. В соответствии с п. 5 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов за расчетный период должна быть осуществлена не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя. Налоговым органом должнику направлены требования от 09.10.2017 № 254972, от 03.02.2021 № 1957 об уплате налогов (пени, штрафа) заказным письмом. Инспекция в отношении задолженности за период с 2016 по 2019 года к ИП Станкевич В.В. приняла все меры принудительного взыскания, в установленные ст. ст. 46, 47 Налогового кодекса РФ сроки, что подтверждается решениями о взыскании налога, страховых взносов за счет денежных средств и имущества.

Кодексом не установлены сроки взыскания задолженности с физических лиц, утратившим статус индивидуального предпринимателя, к которым налоговым органом своевременно приняты все меры принудительного взыскания. В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ. Налоговый орган о нарушении своего права по взысканию задолженности в принудительном порядке с Станкевич В.В. узнал 16.05.2019, когда должник прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем просят применить срок исковой давности, определенный в соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ.

Административный истец обратился в судебный участок с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание со Станкевич В.В. задолженности по налогу на имущество с физических лиц, транспортного налога, страховых взносов. Мировым судьей вынесено определение от 30.09.2021 об отказе в принятии судебного приказа о взыскании с Станкевич В.В. в связи с пропуском срока на подачу заявления, так как им срок рассчитан на подачу заявления от даты исполнения требования от 09.07.2017 № 254972 с 27.10.2017.

Административный истец, просит взыскать со Станкевич В.В. задолженность на общую сумму 8113,77 руб.:

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017: налог в размере 3796,85 руб.;

- налог на имущество физических лиц за 2019 год налог в размере 2492,00 руб., пеня в размере 22,24 руб.;

- транспортный налог за 2019 год в размере 5500 руб., пеня в размере 49,53 руб. (л.д.2-5).

07.12.2021 административный истец обратился с заявлением об уточнении исковых требований, указав, что инспекцией частично обеспечена мерами взыскания задолженность по страховым взносам по требованию от 09.07.2017 № 254972 на сумму 3796,85, в связи с чем просит уменьшить размер исковых требований и взыскать со Станкевич В.В. налог на имущество физических лиц за 2019 год налог в размере 2492,00 руб., пеня в размере 22,24 руб.; транспортный налог за 2019 год в размере 5500 руб., пеня в размере 49,53 руб. (л.д.59).

Одновременно с подачей административного иска административным истцом подано ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с настоящим иском, мотивируя тем, что установленный законом срок пропущен по уважительной причине, поскольку в связи с изменением статуса налогоплательщика - с индивидуальный предприниматель на физическое лицо – инспекцией не применены меры принудительного взыскания, предусмотренные ст. ст. 46, 48 Налогового кодекса РФ по техническим причинам, а обязанность платить законно установленные налоги, сборы, взносы является конституционной обязанностью каждого. При этом, представлено ходатайство в отношении подачи административного иска о взыскании страховых взносов с иного гражданина и на иную сумму долга (л.д.6).

Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представитель административного истца, административный ответчик в суд не явились (л.д.62), административный истец просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивал на удовлетворении заявленных, уточненных, требований, от иска в части страховых взносов не отказывался (л.д.4,52,59). Административный ответчик Станкевич В.В. в суд не явилась, не просила рассмотреть дело в свое отсутствие, возражения по иску не представила.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства; оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 84 КАС РФ; рассмотрев административный иск в пределах поддержанных административным истцом требований, суд находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего:

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно статье 362 НК РФ сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства и является произведением соответствующей налоговой базы (мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах) и налоговой ставки, установленной статьей 6 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае».

Уплата налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 363 НК РФ).

Транспортный налог, установленный главой 28 НК РФ и главой 2 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» подлежит уплате в территориальный бюджет Хабаровского края.

Плательщиками налога на имущество являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ (статья 400 НК РФ).

Налог на имущество физических лиц, установленный главой 32 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 408 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со статьями 397, 409 НК РФ налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, в сроки, установленные пунктом 1 статьи 409 НК РФ, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений; в сроки, установленные пунктом 1 статьи 397 НК РФ, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений.

В соответствии со статьей 31 НК РФ налоговый орган вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что Станкевич В.В. является владельцем вышеуказанного транспортного средства и собственником недвижимого имущества, указанных в исковом заявлении, что подтверждается сведениями об имуществе налогоплательщика (л.д.27), сведениями ОГИБДД ОМВД России по Амурскому району (л.д.45-49) и не оспаривается административным ответчиком, возражений суду не представлено.

В адрес ответчика направлялось требование № 1957 от 03.02.2019 об уплате транспортного налога за 2019 г. в сумме 2492,00 руб., пени в размере 49,53 руб.; налога на имущество физических лиц за 2019 г. в сумме 5500,00 руб., пени в размере 22,24 руб. с необходимостью уплаты в срок до 11.05.2021, (л.д.22).

Мировым судьей судебного участка № 45 судебного района «г. Амурск и Амурский район Хабаровского края» вынесено определение от 30.09.2021 об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Станкевич В.В. задолженности по налогам, пени (л.д.8).

Расчет сумм долга, представленный административным истцом (л.д.9-18,23), проверен судом и признан верным; административный ответчик указанный расчет не опроверг, свой расчет не представил.

Недоимка по транспортному налогу за 2019 г. составляет 2492,00 руб., пени за период с 02.12.2020 по 02.02.2021 – 49,53 руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. – 5500,00 руб., пени за период с 02.12.2020 по 02.02.2021 – 22,24 руб., а всего – 8113,77 руб.

Административным ответчиком доказательств, опровергающих доводы административного истца, не представлено; сведений о надлежащей и своевременной уплате установленных законом налогов и пени материалы дела не содержат, суду не представлено.

Поскольку административный ответчик, являясь плательщиком вышеуказанных налогов, таковые в установленные сроки не уплатила, требования административного истца подлежат удовлетворению в указанной части в полном объеме.

Срок обращения в суд с настоящим административным иском, в указанной части, определенный ст. 48 НК РФ, административным истцом не нарушен.

Разрешая требования административного истца о взыскании с административного ответчика страховых взносов, суд приходит к следующим выводам.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Обязанность по уплате налогов и сборов возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 44 НК РФ положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пунктам 2,6 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктами 8,9 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта.

Порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств определен в статье 46 НК РФ.

Так, в соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит, если иное не установлено настоящим пунктом. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно пунктам 9, 10 статьи 46 НК РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, страховых взносов. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора, страховых взносов и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя определен в статье 47 НК РФ.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно пунктам 8, 9 статьи 47 НК РФ положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, страховых взносов, а также штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора (страховых взносов) за счет имущества плательщика сбора (плательщика страховых взносов) - организации или индивидуального предпринимателя.

Порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем определен в статье 48 НК РФ.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Пунктом 4 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в законную силу 29.12.2017, признаются безнадежными ко взысканию и подлежат списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящаяся, в том числе за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с подпунктами 1,5 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно требованию от 09.11.2017 № 254972, по состоянию на 09.10.2017, направленному должнику Станкевич В.В., ей предложено до 27.10.2017 погасить имеющуюся задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и прочие начисления в размере 3796,85 руб., пени – 627,72 руб. (л.д.19).

Из расчета административного истца следует, что задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и прочие начисления в размере 3796,85 руб., пени – 627,72 руб. (л.д.9-18,23).

Станкевич В.В. находилась в статусе индивидуального предпринимателя с 22.07.2014 по 16.05.2019, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 06.09.2021 (л.д.30-32).

Решением Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю от 10.11.2017 № 41115 постановлено произвести взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств, а также электронных денежных средств Станкевич В.В. в пределах сумм, указанных в требовании от 09.10.2017 № 254972 в размере неуплаченных сумм налогов и пеней на общую сумму 3796,85 руб. (л.д.28).

Таким образом, установлено, что налоговым органом приняты решения о принудительном взыскании долга по страховым взносам, пени в порядке, определенном статями 46 и 47 НК РФ.

В связи с отсутствием оплаты, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.

В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно разъяснениям, данным во втором абзаце пункта 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Мировым судьей судебного участка № 45 судебного района «г. Амурск и Амурский район Хабаровского края» вынесено определение от 30.09.2021 об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Станкевич В.В. задолженности по налогам, пени (л.д.8).

Заявление о вынесении судебного приказа подано налоговым органом за пределами срока, установленного вышеизложенными положениями НК РФ и КАС РФ (по требованию от 09.10.2017 № 254972 срок исполнения требования в добровольном порядке - 27.10.2017).

Настоящее административное исковое заявление налоговым органом подано 16.11.2021 – в установленный срок со дня отмены судебного приказа. Однако срок при обращении к мировому судье налоговым органом был пропущен.

Административный истец просит восстановить пропущенный срок для принудительного взыскания долга.

Суд при рассмотрении административного дела о взыскании обязательных платежей и санкций обязан поверить в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли установленный законом срок обращения в суд (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

Статус Станкевич В.В. изменился 16.05.2019 (физическое лицо вместо индивидуального предпринимателя). Налоговый орган выставил требования об уплате сроком исполнения в период, когда Станкевич В.В. находилась в статусе индивидуального предпринимателя, а в суд обратился уже после утраты налогоплательщиком такого статуса. При этом налоговым органом применен порядок принудительного взыскания долга, определенный статьями 46 и 47 НК РФ, а срок для применения порядка взыскания, определенного в статье 48 НК РФ истек.

Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с настоящим административным иском, суд не находит оснований для его удовлетворения.

Доказательств уважительности причины пропуска срока материалы дела не содержат; доводы административного истца, изложенные в ходатайстве о восстановлении срока, не могут быть признаны судом уважительными.

Как установлено судом, и следует из материалов дела, срок на обращение в суд с данными требованиями налоговым органом был пропущен еще на момент обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, не может осуществляться.

Доводы административного истца о том, что срок на обращение в суд был пропущен в связи с техническими причинами, расцениваются судом как несостоятельные, поскольку Межрайонная ИФНС № 8 России по Хабаровскому краю является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, штрафов, в том числе по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.

Следует также учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Исходя из положений части 5 статьи 138, части 5 статьи 180 КАС РФ, установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на дату обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по страховым взносам с Станкевич В.В. налоговый орган утратил право на принудительное взыскание суммы недоимки в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и отсутствии доказательств уважительности пропуска срока.

Доводы административного истца о применении статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к настоящим требованиям не принимаются судом во внимание, поскольку общий срок исковой давности, установленный Гражданским кодексом Российской Федерации, который составляет три года, не применяется для взыскания страховых взносов, так как Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает специальный порядок взыскания недоимки (ст. 196, п. 3 ст. 2 ГК РФ, п. 2 ст. 45, ст. ст. 46, 47 НК РФ).

Задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам может быть взыскана в судебном порядке в случае, если пропущены сроки бесспорного взыскания; пропущен срок принятия решения о взыскании за счет средств на счетах. Заявление подается в суд в течение шести месяцев после того, как (п. 3 ст. 46 НК РФ):

- истек срок исполнения требования об уплате;

- общая сумма недоимки, пеней и штрафов превысила 3000 руб. - если изначально требование было выставлено на сумму менее 3000 руб., но в течение трех лет со дня окончания срока его исполнения общая взыскиваемая сумма превысила этот порог;

- прошло три года с окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате - если сумма недоимки, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с организации, не превысила 3000 руб. в течение указанного срока;

- пропущен срок принятия решения о взыскании за счет имущества. Заявление подается в суд в течение двух лет со дня, когда произошло одно из указанных выше событий (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Указанных случаев по настоящему делу не установлено.

Таким образом, при изложенных обстоятельствах, заявленные административным истцом требования в указанной части, от которых административный истец в предусмотренном процессуальным законодательством не отказался, удовлетворению не подлежат.

Поскольку исковые требования подлежат частичному удовлетворению, а административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то с административного ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в силу статьи 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход Амурского муниципального бюджета, в соответствии со статьями 50, 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в размере 400,00 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю к Станкевич В. В.е о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование, налога на имущество физических лиц и пени, транспортного налога и пени удовлетворить частично.

Взыскать в бюджет со Станкевич В. В.ы, <данные изъяты> года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <данные изъяты>

- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2019 год в размере 2492,00 руб., пени за период с 02.12.2020 по 02.02.2021 в размере 22,24 руб.,

- транспортный налог с физических лиц за 2019 год в размере 5550,00 руб., пени за период с 02.12.2020 по 02.02.2021 в размере 49,53 руб.,

а всего взыскать 8113,77 руб. на счет УФК по Хабаровскому краю (межрайонная ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю).

В остальной части административного иска отказать.

Взыскать со Станкевич В. В.ы, <данные изъяты> года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <данные изъяты>, в бюджет Амурского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 400,00 руб.

Копию решения в течение трех дней со дня принятия решения суда в окончательной форме направить сторонам.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд Хабаровского края, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Хасанова

Решение в окончательной форме составлено 29.12.2021

(выходные дни 18.12.2021; 19.12.2021; 25.12.2021; 26.12.2021).

Судья Н.В. Хасанова