НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Алуштинского городского суда (Республика Крым) от 30.01.2024 № 2-2165/2023

Дело № 2-416/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2024 года г. Алушта

Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Захаровой Т.Л.,

при секретаре Бормотовой А.Р.,

с участием представителя истца – Кашпоровой Е.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления труда и социальной защиты населения Администрации г. Алушты Республики Крым к Крутий Н.А., третье лицо: Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Начальник Управления труда и социальной защиты населения Администрации г. Алушты Республики Крым ФИО7 обратился в суд с иском к Крутий Н.А., третье лицо: Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» о взыскании денежных средств в размере 106 498,12 руб.

Исковое заявление мотивировано тем, что Крутий Н.А., являлся получателем меры социальной поддержки «Ежемесячное пособие по уходу за ребенком».

ДД.ММ.ГГГГ, ответчик, являясь получателем меры социальной поддержки «Ежемесячное пособие по уходу за ребенком» на первого ребенка – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., повторно обратился в Управление труда и социальной защиты населения Администрации г. Алушты Республики Крым с заявлением о предоставлении указанной государственной услуги на второго ребенка – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. При обращении Крутий Н.А. также была приложена копия трудовой книжки для подтверждения факта отсутствия трудоустройства, в связи, с чем ответчику была назначена ежемесячная мера социальной поддержки на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 6 284,65 руб. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 6 554,89 руб.

ДД.ММ.ГГГГКрутий Н.А. обратился в Управление труда и социальной защиты населения Администрации г. Алушты Республики Крым с заявлением о назначении «Ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно» на сына – ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с приложением необходимого пакета документов.

При осуществлении проверки предоставленных документов было установлено, что с 01.03.2019г. ответчик трудоустроен на должности сварщика-рихтовщика у ИП ФИО9 При оформлении всех мер социальной поддержки данный факт ответчиком был скрыт.

В связи с осуществлением трудовой деятельности ответчик права на получение мер социальной поддержки «Ежемесячное пособие по уходу за ребенком» не имел с ДД.ММ.ГГГГ, в результате чего возникла переплата по ежемесячному пособию на сына – ФИО3 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1092,48 руб., на дочь – ФИО4 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 105 405,64 руб., а всего на сумму 106 498,12 руб.

О необходимости уведомления Управления труда и социальной зашиты населения Администрации г. Алушты Республики Крым о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера либо прекращения выплат ежемесячного пособия, а также об обязанности возместить излишне выплаченную сумму пособия в полном объеме, в случае не предоставления сведений о названных обстоятельствах, либо подачи недостоверных сведений ответчик был предупрежден, о чем свидетельствует его подпись в заявлениях.

Уведомления, о факте переплаты и способе ее погашения Крутий Н.А. направлялись неоднократно, но до настоящего времени ответчиком в добровольном порядке сумма переплаты не погашена, в связи с чем, истец обратился за судебной защитой.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, наставая на их удовлетворении по изложенным в иске основаниям. Факт отсутствия оснований для получения ответчиком мер социальной поддержки выявлен протоколом от ДД.ММ.ГГГГ и с указанного периода следует исчислять срок исковой давности.

Ответчик в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Направил возражения, в которых просил отказать в удовлетворении искового заявления, ссылаясь на незаконность и необоснованность заявленных требований. Указывает, что истец ссылается на правовую норму, не подлежащую применению, поскольку Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждённый Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 29.09.2020 г. №668н не может применяться к спорным правоотношениям, так как они возникли до утверждения указанного порядка. Просит применить к заявленным требованиям положения ч.2 ст.199 ГК РФ, поскольку истцом не исполнена обязанность по получению сведений о трудоустройстве Крутий Н.А. Также полагает, что Управлением труда и социальной защиты населения Администрации г. Алушты нарушен регламент о предоставлении государственной услуги по назначению «Ежемесячного пособия по уходу за ребенком», поскольку пособие назначено при отсутствии трудовой книжки Крутий Н.А. и самостоятельно не запрошены сведения о его трудовой деятельности. Считает, что истцом не представлено доказательств его недобросовестности при обращении за ежемесячной выплатой.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Направил ходатайство, в котором просит рассмотреть дело без его участия, указывая, что исковые требования поддерживает в полном объеме.

Выслушав представителя истца, исследовав оригинал выплатного дела, материалы дела, суд приходит к следующему.

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства устанавливается Федеральным законом от 19.05 1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В соответствии с абз.5 ч.1 ст.3 Федерального закона от 19.05 1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» одним из видов государственных пособий является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Согласно ст.13 Федерального закона от 19.05 1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В силу ст.18 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты. Срок, в течение которого получатель ежемесячного пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.

Кроме того, в соответствии со ст.19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов либо суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей; либо заработной платы получателя в соответствии с требованиями законодательства о труде Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

Согласно ч. 1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса. Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу положений п.3 ст.1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26.02.2018 г. №10-П, содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Следовательно, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на социальное обеспечение.

Из материалов дела судом установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГКрутий Н.А. обратился в Управление труда и социальной защиты населения Администрации г. Алушты Республики Крым с заявлением-обязательством, в котором просил назначить ежемесячное пособие по уходу за его ребенком – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., предоставив: справку о рождении ребенка, справку о регистрации по месту жительства, копии паспортов, копии СНИЛС, копию свидетельства о рождении ребенка, копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, копию справки из ГУ-РО ФСС РФ по Республике Крым, копию трудовой книжки (л.д.8-19).

Согласно п. 6 Заявления - обязательства ответчик обязан в пятидневный срок возместить излишне выплаченную сумму пособия в полном объеме.

Протоколом о принятии решения по заявлению МСП «Ежемесячное пособие по уходу за ребенком» от ДД.ММ.ГГГГКрутий Н.А. назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 3065,69 руб. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7 оборотая сторона).

ДД.ММ.ГГГГКрутий Н.А. обратился в Управление труда и социальной защиты населения Администрации г. Алушты Республики Крым с заявлением о предоставлении государственной услуги по назначению «Ежемесячное пособие по уходу за ребенком», в котором просил назначить МСП «Ежемесячное пособие по уходу за ребенком» на ребенка – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в соответствии с НПД «Закон РФ от 19.05.1995 г. №81-ФЗ «Статья 13. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком» на основании категории «Матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию», предоставив: паспорт гражданина иностранного государства, паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, справка о составе семьи. Также на заявлении заявитель указал о предоставлении в пятидневный срок копии трудовой книжки и справки ФСС. В заявлении Крутий Н.А. также указал, что обязуется своевременно ( е позднее, чем в месячный срок) сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера назначения или прекращение выплаты (л.д. 23-29).

Из справки Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (филиал <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она выдана для предоставления в Управление труда и социальной защиты населения ИП Крутий Н.А. (), о том, что он не состоит на учете в качестве добровольно застрахованного лица в филиале Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (л.д.30).

Также Крутий Н.А. предоставлена копия трудовой книжки АЕ , заполненная ДД.ММ.ГГГГ, в которой последней записью значиться, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик уволен по собственному желанию по ст. 38 КзОТ Украины из КГПП «Крымтроллейбус».

Согласно протоколу о принятии решения по заявлению МСП «Ежемесячное по уходу за ребенком» от ДД.ММ.ГГГГКрутий Н.А. назначено пособие по уходу за ребенком на периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6284,65 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6554,89 руб. (л.д. 21).

ДД.ММ.ГГГГ решением о назначении меры социальной поддержки «Ежемесячная социальная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» Крутий Н.А. назначены ежемесячная социальная выплата на ребенка – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4145,23 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5841,00 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3129,11 руб. (л.д. 34, 36-38).

В соответствии со справкой о доходах от ДД.ММ.ГГГГ, учитываемой при назначении МСП «Ежемесячная социальная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» совокупный доход Крутий Н.А. за месяц за период с августа 2019 г. по июль 2020 г. составил 14666,67 руб., срнеднемесячный доход на 1 человека – 4888,89 руб. (л.д. 35).

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ИП ФИО9, следует, что Крутий Н.А. работает сварщиком-рихтовщиком с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.39).

Также факт осуществления трудовой деятельности Крутий Н.А. и получение им дохода, подтверждается сведениями, полученными УТСЗН Администрации г. Алушты, при направлении межведомственных запросов (л.д. 40-42).

Протоколами Управления труда и социальной защиты населения Администрации г. Алушты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГКрутий Н.А. прекращена выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком на детей – ФИО3 и ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с трудоустройством на работу (л.д.43-46).

Согласно справок-расчетов от ДД.ММ.ГГГГ, , сумма переплаты Крутий Н.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3 составила 1092,48 руб., в отношении ФИО4 за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 58994,01 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 46411,43руб.(л.д.48-50).

Протоколом заседания Комиссии по удержанию (взысканию), списанию излишне выплаченных сумм социальных выплат, мер социальной поддержки и социального обслуживания, а также иных выплат осуществляемых при исполнении переданных полномочий в сфере социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что Крутий Н.А. не имел право на получение пособий на детей, по причине сокрытия факта трудоустройства. Размер переплаты составляет 106498,12 руб. Копия протокола Крутий Н.А. получена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47).

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГКрутий Н.А. истцом направлялись уведомления о необходимости явки в Управление для решения вопроса о переплате (л.д.51-55).

Из смысла приведенных положений закона следует, что пособие на детей назначается и выплачивается с учетом среднедушевого размера дохода семьи получателя, лицо получающее пособия обязано известить орган, осуществляющий выплату пособий о наличии обстоятельств, влияющих на размер дохода семьи, и как следствие на право получать пособия на детей. Факт уклонения от предоставления таких сведений получателем пособий следует расценивать как виновное действие, влекущее взыскание выплаченных сумм пособий в качестве неосновательного обогащения.

На лице, получающем пособие лежит бремя доказывания того, что сведения о трудоустройстве не были предоставлены по причинам от него не зависящим, а также отсутствие дохода, при котором производится выплата пособий.

Осуществление ответчиком в спорный период трудовой деятельности являлось обстоятельством, исключающим назначение и получение пособия по уходу за ребенком, при этом Крутий Н.А., в нарушение принятого на себя обязательства, в орган, осуществляющий назначение и выплату государственного пособия, о данном факте не сообщил, проявив тем самым недобросовестность, следовательно выплата пособия ему осуществлена неправомерно, в связи с чем, денежные средства, подлежат возврату.

Доводы ответчика относительно того, что истец назначил пособие на ребенка ответчика – ФИО4, в противоречии с регламентом предоставления государственной услуги по назначению «Единовременное пособие по уходу за ребёнком», поскольку в приложении к заявлению от ДД.ММ.ГГГГКрутий Н.А. не указано о предоставлении копии трудовой книжки, и имеется только рукописная запись о его обязательстве предоставить её в пятидневный срок, судом проверены при исследовании оригинала дела о назначении социальных выплат и подлежат отклонению, учитывая, что ответчик предоставлял трудовую книжку АЕ , заполненную ДД.ММ.ГГГГ, как при подаче заявления о назначении пособия в отношении сына, так и при подаче заявления о назначении пособия в отношении дочери. Две копии указанной трудовой книжки, находятся в материалах дела, и заверены специалистом в разных местах, что исключает то обстоятельство, что трудовая книжка предоставлялась ответчиком лишь при подаче первичного заявления. Также в материалах дела находится справка Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (филиал <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, обязательства по предоставлению которой Крутий Н.А. указывал в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылка ответчика на то, что истец самостоятельно не запросил сведения о его трудовой деятельности, не обоснована, поскольку в силу вышеприведенных правовых норм обязательство уведомить Управление труда и социальной защиты населения Администрации г. Алушты о возникновении обстоятельств, приводящих к изменению размера или прекращения выплаты ежемесячного пособия лежит на Крутий Н.А.

Утверждения ответчика о неверном применении правовой нормы - Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждённых Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 29.09.2020 г. №668н не влекут отказ в удовлетворении исковых требований, поскольку правовой нормой, на основании которой исковые требования подлежат удовлетворению являются ст.ст.1102,1109 ГК РФ и Федеральный закона от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Оснований для удовлетворения ходатайства ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности, суд не находит, исходя из того, что истцу о сокрытии факта трудоустройства получателем пособия, стало известно ДД.ММ.ГГГГ после проверки доходов Крутий Н.А., учитываемых при назначении меры социальной поддержки «Ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно».

При таких обстоятельствах исковые требования Управления труда и социальной защиты населения Администрации г. Алушты Республики Крым, обоснованы и подлежат удовлетворению.

В силу ст.ст.98,103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3330 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

Исковое заявление Управления труда и социальной защиты населения Администрации г. Алушты Республики Крым - удовлетворить.

Взыскать с Крутий Н.А. (<данные изъяты>) в доход Федерального бюджета (взыскатель: ГКУ РК «Центр социальных выплат» (ИНН:9102219045) денежные средства, выплаченные в виде Ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 106498 (сто шесть тысяч четыреста девяносто восемь) руб. 12 коп.

Взыскать с Крутий Н.А. (<данные изъяты>) в доход государства государственную пошлину в размере 3330 (три тысячи триста тридцать) руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Л. Захарова

Решение в окончательной форме изготовлено 05.02.2024 г.