НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Алуштинского городского суда (Республика Крым) от 18.01.2024 № 2А-2215/2023

Дело № 2а-465/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2024 года г. Алушта

Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Киреева Д.В.,

при секретаре судебного заседания – Саяпиной Е.Ю.,

с участием: административного истца – ФИО1,

представителя административного истца – ФИО2,

представителя административного ответчика – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Алушты Республики Крым о признании постановления незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

В Алуштинский городской суд Республики Крым поступило административное исковое заявление ФИО1, в котором административный истец просит:

- признать постановление Администрации гор. Алушты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность незаконным;

- восстановить ФИО1 в списках очередности на получение земельного участка;

- обязать Администрацию гор. Алушты Республики Крым повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов от ДД.ММ.ГГГГ, поданное ФИО1;

- обязать Администрацию гор. Алушты Республики Крым предоставить бесплатно в собственность без проведения торгов земельный участок для индивидуального жилищного строительства общей площадью 534 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ;

- обязать Администрацию гор. Алушты Республики Крым применять к нерегулируемым нормам Закона Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 принцип аналогии закона и права, для урегулирования конкретной нормы правоотношений и нормы закона, которая регулирует сходные отношения, предусмотренные ст. 6 ГК РФ.

Требования мотивированы тем, что административный истец вместе со своими двумя несовершеннолетними детьми проживает в пгт. Партенит в квартире площадью 18,7 кв.м. В 2020 году она обратилась в администрацию с заявлением о постановке на очередь для улучшения жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ она получила извещение с предложением определенного участка. В установленном законом порядке административным истцом подано заявление о предоставлении в собственность указанного в извещении земельного участка, однако, ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано.

Административный истец считает, что указанное постановление принято без достаточных на то оснований, является незаконным и нарушает ее право на предоставление земельного участка.

Административный истец и ее представитель в судебном заседании поддержали административный иск, просили его удовлетворить по изложенным в нем доводам.

Административный ответчик возражала против удовлетворения административного иска, указав, что административный истец нарушила п. 5 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Срок для обращения с данным административным иском в суд не пропущен.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Статьей 39.5 ЗК РФ определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.

В силу п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены п. 1 ст. 39.17 названного Кодекса.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ).

В силу п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31.07.2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», устанавливается Законом Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».

Статьей 1 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» установлено, что предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит комната площадью 18.7 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

В данном жилом помещении совместно с административным истцом проживают двое ее несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту жительства.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Администрацию г. Алушта Республики Крым с заявлением о постановке в очередь и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 поставлена в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка по льготной категории заявителя в соответствии со ст. 4 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений»: обеспечена общей площадью жилого помещения не более 10 кв.м.

ФИО1 получила извещение от ДД.ММ.ГГГГ.18 с предложением земельного участка бесплатно в собственность площадью 534 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Администрацию г. Алушта Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов (вх. от ДД.ММ.ГГГГ).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность, поскольку проведено отчуждение жилого помещения с кадастровым , площадью 45 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, дата гос. регистрации прекращения права собственности ДД.ММ.ГГГГ, что противоречит требованиям п. 5 ч. 1 ст. 5 нормативного акта № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».

Статьей 1 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» установлено, что предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

В ч. 1 ст. 4 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» указаны категории граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, в частности: лица, имеющие обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 10 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина (п. 9).

Граждане, указанные в п. 9 ч. 1 ст. 4 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», включенные до дня вступления в силу настоящего Закона в очередь на получение земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, сохраняют свое право на предоставление земельного участка после дня вступления в силу настоящего Закона при условии соответствия указанных граждан требованиям, предусмотренным статьями 4 и 5 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», на момент предоставления им земельного участка.

Вступление в силу настоящего Закона не может являться самостоятельным основанием для исключения граждан, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 4 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», из очереди на получение земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» предоставление земельных участков гражданам, указанным в пунктах 1 - 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона, осуществляется однократно по выбору заявителя в собственность бесплатно или в аренду без проведения торгов если гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не отчуждали жилое помещение, в том числе жилой дом. Данное условие не распространяется на категорию граждан, указанную в пунктах 8 и 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона.

В соответствии с ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению; указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Как следует из административного иска, отчуждение части квартиры произошло вследствие большой отдаленности от места регистрации и постоянного проживания.

Кроме того, продажа доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, произошла ДД.ММ.ГГГГ, т.е. ранее, чем был издан Закон Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», который вступил в силу 30.01.2015 года, а с заявлением на постановку в очередь и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта административный истец обратилась в Администрацию г. Алушта ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя пять лет после отчуждения доли в указанной квартире.

В соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Нормы Закона Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» с учетом положений п. 1 ст. 4 ГК РФ применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, т.е. с 30.01.2015 года.

На основании изложенного, суд считает, что постановление Администрации г. Алушта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гр. ФИО1 принято в нарушение норм действующего законодательства и нарушает право истца на предоставление ей земельного участка.

Относительно требования административного истца о восстановлении ФИО1 в списках очередности на получение земельного участка, то оно не подлежит удовлетворению, поскольку суд признал незаконным постановление Администрации г. Алушта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гр. ФИО1, что влечет восстановление нарушенных прав административного истца.

Требование административного истца об обязании административного ответчика применять к нерегулируемым нормам Закона Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 принцип аналогии закона и права, для урегулирования конкретной нормы правоотношений и нормы закона, которая регулирует сходные отношения, предусмотренные ст. 6 ГК РФ также не подлежат удовлетворению, поскольку в данном случае выбран ненадлежащий способ защиты права и удовлетворение административного иска в указанной части не приведет к восстановлению нарушенного права административного истца.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца на Администрацию г. Алушта следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, вх. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка без проведения торгов с учетом правовых норм и установленных судом обстоятельств.

На основании изложенного, административный иск подлежит частичному удовлетворению с признанием оспариваемого постановления незаконным и возложением на Администрацию <адрес> обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка без проведения торгов.

В удовлетворении остальной части административного иска надлежит отказать.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с Администрации г. Алушта подлежат возмещению в пользу ФИО1 понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 111, 174-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконным постановления Администрации г. Алушты, возложении обязанности – удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Алушта Республики Крым от 13.10.2023 года № 3746 об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гр. ФИО1

Обязать Администрацию г. Алушта Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, вх. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка без проведения торгов.

В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.

Взыскать с Администрации города Алушты Республики Крым (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (паспорт: <данные изъяты>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.В. Киреев

Решение в окончательной форме изготовлено 29 января 2024 года.