Дело № 2-23/2017 | ||
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 февраля 2017 года Алуштинский городской суд Республики Крым,
в составе председательствующего судьи Хотяновой В. В.,
при секретаре судебного заседания Черемновой К. А.,
С участием истцов Шаленко С.И., Семенова В.В.
Представителя истцов адвоката Логинова А.В.
Представителя Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в гор.Алуште Республики Крым Беркутовой Е.Н.,
Представителя третьего лица Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтроллейбус» - Владимировой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> Республики Крым гражданское дело по исковым заявлениям Шаленко С.И. и Семенова В.И. к Государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым, третье лицо – Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымтроллейбус», о присуждении к исполнению обязанности в натуре,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с указанным иском.
Исковые требования мотивированы тем, что он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости, однако ответчик незаконно отказал ему в этом, в связи с чем просит суд обязать ответчика включить период его работы водителем троллейбуса в Алуштинском троллейбусном парке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, досрочно назначить и выплачивать ему страховую пенсию по старости с момента возникновения такого права – с ДД.ММ.ГГГГ.
Семёнов В. В., 20 марта 1961 года рождения, обратился в суд с аналогичным иском, в котором указал, что ответчик незаконно отказал ему в досрочном назначении страховой пенсии по старости, просит суд обязать ответчика включить период его работы водителем троллейбуса в Алуштинском троллейбусном парке с 16 апреля 1982 года по 31 декабря 2014 года в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, досрочно назначить и выплачивать ему страховую пенсию по старости с момента возникновения такого права – с 20 марта 2016 года.
Определением суда от 09 августа 2016 года гражданские дела по искам Шаленко С. И. и Семёнова В. В. объединены в одно производство.
В судебном заседании истцы, их представитель адвокат Логинов А. В. исковые требования поддержали в полном объёме и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исках, а также дополнительно пояснили, что истцы работали водителями пассажирских троллейбусов на регулярных как городских, так и междугородных маршрутах, согласно проведённой специальной оценке условий труда истцов их класс условий труда определён как 3.3. и 3.2., то есть по степени вредности и (или) опасности относится к вредным условиям труда, не отличающимся от условий труда водителей троллейбусов, работающих на регулярных городских пассажирских маршрутах, истцы имеют более 30 лет страхового стажа с такими условиями труда, а потому у них возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по достижению ими 55 летнего возраста.
Представитель ответчика Беркутова Е. Н. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, и пояснила суду, что до 2015 года водителям троллейбусов Алуштинского троллейбусного парка, имеющим необходимый стаж работы, досрочно назначались страховые пенсии по старости согласно законодательству Украины, однако законодательством Российской Федерации, которое применяется на территории Республики Крым с 01 января 2015 года, досрочное назначение пенсий предусмотрено только водителям троллейбусов, работавшим на регулярных городских пассажирских маршрутах, между тем материалами проверки работа истцов на городских маршрутах документально не подтвердилась.
Представитель третьего лица ФИО8 в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, пояснила суду, что истцы работали полный рабочий день водителями пассажирского троллейбуса на регулярных как городских, так и междугородных маршрутах на троллейбусной междугородней горной трассе Симферополь – Алушта – Ялта, до вхождения Республики Крым в ФИО1 в России не было междугородных троллейбусных маршрутов, условия труда водителей троллейбусов на регулярных междугородных пассажирских маршрутах также относятся к вредным условиям труда, не легче условий труда водителей троллейбусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, до 2015 года предприятие не сохраняло маршрутные и путевые листы, подтверждающие маршруты водителей троллейбусов, поскольку в этом не было необходимости, так как по законодательству Украины стаж работы водителей троллейбусов, работавших на междугородных пассажирских маршрутах, приравнивался к стажу работы водителей троллейбусов, работавших на городских пассажирских маршрутах, в настоящее время в <адрес> и в <адрес> органы Пенсионного фонда досрочно назначают всем водителям троллейбусов страховую пенсию по старости при условии наличия у них необходимого стажа работы.
Выслушав пояснения истцов, их представителя, представителя третьего лица, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела и проанализировав имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, судом установлены следующие возникшие между сторонами правоотношения и правовые нормы, их регулирующие.
Согласно свидетельства об окончании обучения №ФИО2 обучался по программе подготовки водителя троллейбуса 3 класса со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, окончил указанные курсы и Госавтоинспекцией ему выдано соответствующее удостоверение (л. д. 7).
Согласно личной карточки формы Т-2 (л. д. 9), трудовой книжки (л. д. 10-12) ФИО2 работал водителем троллейбуса 3 класса – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, водителем троллейбуса 2 класса – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, водителем троллейбуса 1 класса – с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГФИО2 выдана книжка водителя городского электротранспорта, согласно которой он ежегодно проходил проверку знаний ПТЭ и ПДД, а также по технике безопасности и электробезопасности (л. д. 13-16). Указанная книжка является документом, удостоверяющим служебное положение водителя, место работы, класс квалификации, типы подвижного состава, которыми ему разрешено управлять,водитель без книжки к управлению подвижным составом не допускается (л. д. 17).
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, выданной 02 сентября 2015 года ГУП РК «Крымтроллейбус» (л. д. 21), Шаленко С. И. работает в Алуштинском троллейбусном парке в качестве водителя пассажирского троллейбуса на регулярных городских маршрутах с 14 сентября 1984 года по настоящее время в течение полного рабочего дня полной рабочей недели, без совмещения других профессий, занят перевозкой пассажиров на регулярных городских пассажирских маршрутах г. Симферополя и г. Алушты и других работ не выполнял.
10 сентября 2015 года Шаленко С. И. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости, к которому была приложена справка о заработной плате, документ об окончании учебного заведения, военный билет, справка, уточняющая особый характер работы, справка о реорганизации предприятия, СНИЛС, его трудовая книжка (л. д. 23-25). Решением ответчика от 10 декабря 2015 года истцу отказано в назначении пенсии (л. д. 26), поскольку согласно акта о результатах документальной проверки данных о льготном стаже работы Шаленко С. И. от 10 ноября 2015 года документов, подтверждающих, что он работал в качестве водителя пассажирского троллейбуса на регулярных городских маршрутах, не предоставлено (л. д. 43).
Согласно свидетельства об окончании обучения № 010223 Семёнов В. В. обучался по программе подготовки водителя троллейбуса 3 класса со 02 ноября 1981 года по 15апреля1982 года, окончил указанные курсы и Госавтоинспекцией ему выдано соответствующее удостоверение (л. д. 62).
Согласно личной карточки формы Т-2 (л. д. 64), трудовой книжки (л. д. 66-67) Семёнов В. В. работал водителем троллейбуса 3 класса – с 16апреля 1982 года по 14апреля 1991 года, водителем троллейбуса 2 класса – с 15апреля 1991 года по 30апреля 1992 года, водителем троллейбуса 1 класса – с 01 мая 1992 года по настоящее время. 20марта1984 года Семёнову В. В. выдана книжка водителя городского электротранспорта, согласно которой он ежегодно проходил проверку знаний ПТЭ и ПДД, а также по технике безопасности и электробезопасности (л. д. 68-70). Указанная книжка является документом, удостоверяющим служебное положение водителя, место работы, класс квалификации, типы подвижного состава, которыми ему разрешено управлять, водитель без книжки к управлению подвижным составом не допускается (л. д. 71).
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, выданной 05февраля 2016 года ГУП РК «Крымтроллейбус» (л. д. 74), Семёнов В. В. работает в Алуштинском троллейбусном парке в качестве водителя пассажирского троллейбуса на регулярных городских маршрутах с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в течение полного рабочего дня полной рабочей недели, без совмещения других профессий, занят перевозкой пассажиров на регулярных городских пассажирских маршрутах <адрес> и <адрес> и других работ не выполнял.
ДД.ММ.ГГГГ Семёнов В. В. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости, к которому была приложена справка о заработной плате, военный билет, справка, уточняющая особый характер работы, справка о реорганизации предприятия, СНИЛС, его трудовая книжка (л. д. 76). Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии (л. д. 77), поскольку согласно акта о результатах документальной проверки данных о льготном стаже работы Семёнова В. В. от ДД.ММ.ГГГГ документов, подтверждающих, что он работал в качестве водителя пассажирского троллейбуса на регулярных городских маршрутах, не предоставлено (л. д. 93).
Как пояснили лица, участвующие в деле, спор по данному делу вытекает из того, что истцы проработали в качестве водителей пассажирских троллейбусов как на регулярных городских маршрутах, так и на регулярных междугородных маршрутах, однако в связи с необеспечением хранения на предприятии маршрутных (путевых) листов на сегодняшний день невозможно установить периоды работы истцов на каждом из видов маршрутов, что и явилось для ответчика основанием для отказа истцам в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
При установлении наличия либо отсутствия у истцов страхового стажа, дающего право на досрочное назначение им страховой пенсии по старости, суд исходит из следующего.
В соответствии Постановлением Государственного совета Республики Крым № 1745-6/14 от 17 марта 2014 года «О независимости Крыма» Крым провозглашён независимым суверенным государством – Республикой Крым, со дня вступления в силу настоящего Постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Согласно части 6 статьи 11 указанного закона законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территории Республики Крым с 01 января 2015 года. Следовательно, до 01 января 2015 года в части пенсионного обеспечения на территории Республики Крым действовало законодательство Украины, принятое не позднее 21 февраля 2014 года.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», который вступил в силу с 01 января 2015 года, периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, дающих право на досрочное назначение пенсии.
В силу статьи 4 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно приравниваются к периодам работы, включаемым в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Суд принимает во внимание, что в силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Поскольку законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании на территории Республики Крым введено в действие только с 01 января 2015 года, для разрешения вопроса, засчитываются ли периоды работы истцов до указанной даты в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, необходимо применять законодательство Украины.
Согласно пункту «з» статьи 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», который действовал на территории Республики Крым в период со дня его вступления в силу (01 апреля 1992 года) и до 31 декабря 2014 года, на льготных условиях имели право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, мужчины – водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) после достижения 55 лет и при стаже работы 25 лет, в том числе на указанной работе не менее 12 лет и 6 месяцев.
Согласно письма Министерства социального обеспечения УССР № 02-К/11/12-17 от 24 марта 1992 года предусматривалась возможность льготного пенсионного обеспечения согласно статьи 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» по Списку № 2 водителей троллейбусного маршрута Симферополь – Ялта (л. д. 20).
Представитель ответчика в судебном заседании наличие такого письма не отрицал и пояснил суду, что по законодательству Украины стаж работы водителей троллейбусов, работавших на междугородных троллейбусных маршрутах Симферополь – Алушта – Ялта, входил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по достижении мужичинами 55 летнего возраста при наличии стажа на такой работе не менее 12 лет и 6 месяцев. При наличии необходимого стажа работы, водителям троллейбусов Алуштинского троллейбусного парка до ДД.ММ.ГГГГ досрочно назначались страховые пенсии по старости по законодательству Украины. Аналогичные пояснения содержатся также и в письменных возражениях ответчика (л. д. 40-41).
Согласно части 2 статьи 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Проанализировав ранее действовавшее законодательство, которое не противоречит обстоятельствам, изложенным лицами, участвующими в деле, а также учитывая, что ответчик по делу признал указанные обстоятельства, на которых истцы основывают свои требования, суд приходит к убеждению, что работа истцов водителями троллейбусов в период до ДД.ММ.ГГГГ по ранее действовавшему законодательству Украины входила в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а потому в силу части 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», статьи 4 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» данный период работы должен засчитываться в стаж работы истцов на соответствующих видах работ (водителей троллейбусов на регулярных городских пассажирских маршрутах), дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Данное обстоятельство подтверждают и результаты специальной оценки условий труда рабочих мест истцов, проведённой согласно Федерального закона «О специальной оценке условий труда»на основании приказа ГУП РК «Крымтроллейбус» № 434 от 03 ноября 2016 года специалистами АНО «Учебно-консультационный центр «Труд», имеющими соответствующий аттестат аккредитации.
Согласно статье 14 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. В соответствии с картами № 45А, № 20А,№ 29А, № 41А специальной оценки условий труда итоговый класс (подкласс) условий труда истцов установлен как 3.3. (на троллейбусе марки «Skoda 9Tr) и 3.2.(на троллейбусах марки «Skoda 14Tr и Богдан Т70115) – вредные условия труда, при которых работникам, занятым на данном рабочем месте, необходимо предоставление следующих гарантий и компенсаций: повышенная оплата труда работников, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, право на досрочное назначение страховой пенсии, проведение медицинских осмотров.
Суд также учитывает и то обстоятельство, что согласно исследованным в судебном заседании должностным инструкциям водителей троллейбусов от 1978 года, от 1985 года, от 1986 года, от 1996 года, от 2002 года, от 2012 года условия труда и должностные обязанности всех водителей пассажирских троллейбусов (работавших как на городских, так и на междугородных маршрутах) одинаковые, различия обязанностей устанавливались лишь в зависимости от классности водителя. Начиная с 1996 года указанными должностными инструкциями (пункт 1.6.) установлено, что для работы на высокогорной троллейбусной трассе допускаются водители 2 и 1 класса при соответствующей стажировке на междугородных маршрутах. Это позволяет суду сделать вывод о том, что условия труда водителей троллейбусов, работавших на регулярных междугородных пассажирских маршрутах, тяжелее или соответствуют условиям труда водителей троллейбусов, работавших на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Следовательно, исковые требования истцов в части обязательства ответчика включить период их работы водителями троллейбуса в Алуштинском троллейбусном парке в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, являются обоснованными и нашли своё подтверждение при исследовании материалов дела и оценке собранных по делу доказательств в их совокупности.
При этом суд не принимает во внимание возражения представителя ответчика, что актами о результатах документальной проверки данных о льготном стаже работыне предоставлено документов, подтверждающих, что истцы работали на регулярных городских маршрутах, поскольку материалами дела установлено, что работа истцов водителями троллейбусов, в том числе и на регулярных междугородных маршрутах, засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего ФЗ (60 лет), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей троллейбусов на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Учитывая, что у истца Шаленко С. И. имеется стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с 14 сентября 1984 года по 31 декабря 2014 года в размере 30 лет 3 месяца и 18 дней, а у истца Семёнова В. В. – с 16 апреля 1982 года по 31 декабря 2014 года в размере 32 года 8 месяцев и 16 дней, у истца Шаленко С. И. возникло право на досрочное назначение ему страховой пенсии по старости с 07 сентября 2015 года, а у истца Семёнова В. В. – с 20 марта 2016 года.
Следовательно, учитывая положения статьи 2 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ответчик обязан был досрочно назначить Шаленко С. И. страховую пенсию по старости с 07 сентября 2015 года, а Семёнову В. В. – с 20 марта 2016 года, то есть по достижению ими 55 летнего возраста, а потому решения ответчика об отказе в досрочном назначении истцам страховой пенсии по старости являются незаконными, нарушающими гарантированное статьёй 39 Конституции Российской Федерации право истцов на социальное обеспечение по возрасту.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путём присуждения к исполнению обязанности в натуре, а потому исковые требования истцов обоснованы, подтверждены материалами дела и подлежат удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 1, 11, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Исковые требования Шаленко С.И., Семенов В.В. к Государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым, третье лицо – Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымтроллейбус», о присуждении к исполнению обязанности в натуре – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым включить период работы ФИО2 водителем троллейбуса в Алуштинском троллейбусном парке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (30 лет 3 месяца и 18 дней) в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым досрочно назначить и выплачивать ФИО2 страховую пенсию по старости с момента возникновения такого права – с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым включить период работы Семёнова ФИО3 водителем троллейбуса в Алуштинском троллейбусном парке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (32 года 8 месяцев и 16 дней) в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым досрочно назначить и выплачивать Семёнову ФИО3 страховую пенсию по старости с момента возникновения такого права – с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд Республики Крым.
Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Алуштинского городского суда | В. В. Хотянова |