НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 29.05.2020 № 12-53/20

Судья Ваншейд А.К. Дело № 21-198/2020

УИД: 22RS0068-01-2019-009848-11

№ 12-53/2020 (1 инстанция)

РЕШЕНИЕ

29 мая 2020 года г.Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Пасынкова О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Н.А., заместителя начальника Томской таможни М.Р. на решение судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 5 февраля 2020 года по делу по протесту Томского транспортного прокурора на постановление заместителя начальника Томской таможни М.Р. от 30 октября 2019 года, которым

Н.А., *** года рождения, уроженец <адрес> директор общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>»,

признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 12000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от 19 сентября 2019 года, составленному уполномоченным по ОВД отдела административных расследований Томской таможни К.Е., Н.А., являясь директором общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее - ООО «<данные изъяты>») (юридический адрес: <адрес>), 18 апреля 2019 года допустил недекларирование при подаче на Томском таможенном посту (центр электронного декларирования) Томской таможни в электронной форме в соответствии с таможенной процедурой экспорта таможенной декларации ***, выразившееся в неотражении сведений о товаре: 1) лесоматериалы, распиленные вдоль, хвойной породы, не обтесанные, не строганные, не шлифованные, не имеющие соединения в шип, пиломатериал обрезной из сосны обыкновенной в объеме с учетом геометрических номинальных размеров - 3,97 куб.м (код товара по ***; 2) пилопродукции грубо окантованной (грубо брусованной) хвойных пород из пихты сибирской, ели сибиркой объемом по фактическим размерам 3,24 куб.м, 29 штук (код ***).

По делу вынесено вышеназванное постановление.

В протесте, поступившем в районный суд 29 ноября 2019 года, Томский транспортный прокурор просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения, ссылаясь на то, что действия Н.А. образуют состав иного правонарушения - предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в таможенной декларации перемещаемый товар был заявлен в полном объеме, однако указаны неполные сведения о товаре, сопряженные с указанием не соответствующего ему кода товарной номенклатуры, что послужило основанием освобождения общества от уплаты вывозной таможенной пошлины в отношении товара по коду ***, установленных по ставке 40 % таможенной стоимости, но не менее 27,6 евро за 1 куб.м (по заявленному декларантом коду и коду *** вывозная пошлина не предусмотрена), то есть допущено недостоверное декларирование.

Решением судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 5 февраля 2020 года протест удовлетворен частично, постановление изменено, совершенное Н.А. деяние переквалифицировано с части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в остальной части постановление оставлено без изменения, протест прокурора - без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в районный суд 20 февраля 2020 года (копия решения получена 10 февраля 2020 года) Н.А. просит решение отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, указывая, что при досмотре обнаружен пиломатериалы общим объемом 96,87 куб.м, то есть в объеме менее задекларированного (97 куб.м), в деле отсутствует сравнительный расчет вывозных таможенных пошлин, подлежащих оплате в связи с выявленным несоответствием фактически перемещаемого товара задекларированному, а потому факт освобождения от уплаты таможенных пошлин вследствие допущенного несоответствия не подтвержден, что исключает возможность квалификации его деяния по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, доказательств умышленного совершения вмененного правонарушения не представлено.

Заместитель начальника Томской таможни М.Р. в жалобе, направленной почтовой связью 25 февраля 2020 года (первый рабочий день) (копия решения поступила в орган ДД.ММ.ГГ), просит решение отменить с оставлением постановления без изменения, ссылаясь на то, что оснований к иной квалификации деяния не имелось, поскольку в декларации подлежали указанию, в том числе сведения о наименовании, описании, необходимом для исчисления и взимания таможенных платежей, идентификации, отнесении к одному 10-значному коду *** коде товаров в соответствии с таковой, цене, количестве в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения, между тем в декларации не приведены отличительные признаки части лесоматериалов (грубой обрусовки: присутствие по всей длине, за исключением стесанных и пропиленных участков, коры или ее остатков, наличие неровных участков, требующих дальнейшей обработки при необходимости получения двух-, трех-, четырехкантного бруса, пиломатериалов или другой пилопродукции), которые фактически относятся к грубо окантованной древесине (необработанной), тогда как заявлена распиленная, часть лесоматериала заготовлена из сосны, то есть другой породы дерева, а потому декларантом были указаны сведения об ином товаре по коду ТН ВЭД ЕАЭС, что следует признать недекларированием; постановление о привлечении по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества по тому же факту вступило в законную силу.

В судебное заседание Н.А., должностное лицо, вынесшее постановление, не явились, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проанализировав доводы жалоб, выслушав прокурора Б.З., просившего об оставлении решения судьи без изменения, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу части 2 той же статьи заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно статье 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (далее - Кодекс) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.

Пунктом 3 статьи 105 Кодекса предусмотрено, что декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при таможенном декларировании припасов.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 Кодекса в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.

Как разъяснено в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо исходить из следующего. Частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

В соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза», утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года № 54:

по коду *** подлежат классификации товары: лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные: хвойных пород, прочие: из пихты (Abies spp.) и ели (Picea spp.), с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более, прочие;

по коду *** - лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм: хвойные: из пихты (<данные изъяты> прочие;

по коду *** - лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм: хвойные, из сосны (Pinus spp.), прочие, сосна обыкновенная вида «<данные изъяты>

Как следует из материалов дела основанием привлечения директора ООО «Доминанта» Н.А. к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что обществом не были задекларированы по установленной форме подлежащие таможенному декларированию товары - лесоматериалы, распиленные вдоль, хвойной породы, не обтесанные, не строганные, не шлифованные, не имеющие соединения в шип, пиломатериал обрезной из сосны обыкновенной в объеме с учетом геометрических номинальных размеров 3,97 куб.м (код товара по ***), также не заявлены сведения о товаре - пилопродукции грубо окантованной (грубо брусованной) хвойных пород из пихты сибирской, ели сибиркой объемом по фактическим размерам 3,24 куб.м, 29 штук (код ***).

При этом в декларации на товары ООО «Доминанта» как декларантом в вышеуказанной декларации на товары были приведены следующие сведения о товаре:

- товар *** - лесоматериалы, распиленные вдоль хвойных пород, из пихты сибирской (ABIES SIBIRICA), брус, нестроганные, нешлифованные, необтесанные, не имеющие соединения в шип, для строительства, сорт 1-4, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 6564-84, 418 штук, объем с учетом геометрических номинальных размеров 48,53 куб.м, объем с учетом припусков - 53,95 куб.м, фактурная стоимость 7500 руб. за куб.м, длина 600 мм (50 мм), толщина 120 мм (3 мм + 3,5 мм), ширина 120 мм (3 мм + 3,5 мм), 140 мм (3 мм + 4,1 мм), 160 мм (3 мм + 4,3 мм), 180 мм, (3 мм + 4,7 мм), код по ***

- товар *** - лесоматериалы хвойных пород из ели сибирской (PICEA OBOVATA), брус, не строганные, нешлифованные, необтесанные, не имеющие соединения в шип, для строительства, сорт 1-4, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 6564-84, 418 штук, объем с учетом геометрических номинальных размеров 48,47куб.м, объем с учетом припусков - 53,89 куб.м, фактурная стоимость 7500 руб. за куб.м, длина 6000 мм (50 мм), толщина 120 мм (3 мм + 3,5 мм), ширина 120 мм (3 мм + 3,5 мм), 140 мм (3 мм + 4,1 мм), 160 мм (3 мм + 4,3 мм), 180 мм, (3 мм + 4,7 мм), код по ***.

Таким образом, обществом в отношении части лесоматериалов не указаны неверные сведения о породе древесины, способе ее обработке, и как следствие - о классификационном коде товара по единой ТН ВЭД ЕЭС, что не сопряжено с недостоверным декларированием количественных характеристик товара. В этой связи обстоятельств, свидетельствующих о недекларировании обществом по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, не установлено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждены ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, которые не содержат товаров, классифицируемых по кодам ***.

Таким образом, в декларации был указан код товара, по которому вывозная пошлина не предусмотрена, в связи с чем в декларации размер таковой приведен не был.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2017 года № 1521 «О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе» установлено, что ставки вывозных таможенных пошлин в отношении позиций, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 4403 23 910 0, 4403 23 990 0, 4403 24 900 0, 4403 25 910 0, 4403 25 990 0, 4403 26 000 0, составляют с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года - 40 % таможенной стоимости, но не менее 27,6 евро за 1 куб.м.

Таким образом при достоверном декларировании вышеуказанной части товара по коду 4403239900, исходя из определенной таможенным органом таможенной стоимости пихты 16076,67 руб. и объема 2,65 куб.м, сумма вывозной пошлины на 18 апреля 2019 года составляла 6430,67 руб., исходя из определенной таможенным органом таможенной стоимости ели - 3579,33 руб. и объема 0,59 куб.м - 1431,73 руб., всего - 7862, 40 руб.

В этой связи действия Н.А. правильно переквалифицированы районным судом на часть 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения данного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, копиями вышеуказанной декларации на товары, контракта от 18 марта 2019 года, договора поставки от 18 марта 2019 года, отгрузочной спецификации, инвойса от 18 апреля 2019 года, приказа о назначении на должность от 29 мая 2015 года, акта таможенного досмотра от 22 апреля 2019 года, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, протоколами опроса Б.В., К.Д., служебной записки от 14 июня 2019 года, заключения эксперта <адрес> от 10 июня 2019 года, ответа Томской таможни от ДД.ММ.ГГ, оцененными по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы Н.А. о том, что не доказан факт освобождения от таможенных пошлин в связи с допущенным при декларировании несоответствием, подлежат отклонению, поскольку в декларации на товары вывозная таможенная пошлина исчислена не была и не подлежит уплате по заявленному коду, тогда как по коду 4403239900 таковая законодательно предусмотрена. При этом из представленных Томской таможней по запросу документов следует, что сумма вывозной таможенной пошлины за выявленный по данному коду товар составляет 7862, 40 руб., а потому деяние могло послужить основанием к освобождению от таможенных пошлин.

Доводы о недоказанности виновного совершения вмененного правонарушения опровергаются вышеперечисленными доказательствами, притом что Н.А. привлечен к административной ответственности в качестве руководителя общества.

Доводы жалобы должностного лица относительно квалификации деяния по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как недекларирования товаров ошибочны, поскольку количественного занижения лесоматериалов допущено не было, а неверное указание качественных характеристик, повлекшая иную классификацию товара при освобождении от уплаты таможенных пошлин образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 той же статьи.

То обстоятельство, что постановлением и.о. начальника Томской таможни И.И. от 4 июля 2019 года ООО «<данные изъяты>» по тому же факту декларирования привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки утверждению в жалобе должностного лица, правильности выводов судьи районного суда о квалификации деяния Н.А. не опровергает.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.

Наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом, в том числе отягчающего административную ответственность обстоятельства в виде повторного совершения однородного правонарушения, в пределах санкции части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При производстве по настоящему делу существенных нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого постановления, не допущено.

В этой связи оснований к удовлетворению жалоб не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 5 февраля 2020 года оставить без изменения, жалобы Н.А., заместителя начальника Томской таможни М.Р. - без удовлетворения.

Судья: О.М. Пасынкова