НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 27.04.2022 № 5-206/2022

Судья Церковная Н.В. Дело № 7-153/2022

УИД: 22RS0068-01-2021-011884-46

№ 5-206/2022 (1 инстанция)

РЕШЕНИЕ

27 апреля 2022 года г.Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Скляр А.А., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Европейско-Азиатская горнорудная компания» ФИО1 на постановление судьи Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ, которым

общество с ограниченной ответственностью «Европейско-Азиатская горнорудная компания» (далее - ООО «Европейско-Азиатская горнорудная компания»), юридический адрес: <адрес>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ, составленному старшим государственным инспектором отдела контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней *** Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Сибирскому федеральному округу С, при проведении плановой документарной проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (проверяемый период с 1 ноября 2020 года по 30 октября 2021 года) в 11 часов 00 минут 15 декабря 2021 года по адресу: <адрес> выявлены следующие нарушения обязательных норм и правил:

1. ООО «Европейско-Азиатская горнорудная компания» в проверяемом периоде не фиксировались и не представлялись в уполномоченный орган (Росмониторинг) в установленные сроки сведения по операциям с денежными средствами и иным имуществом (драгоценными металлами), подлежащими обязательному контролю, что является нарушением требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), подпункта «а» пункта 3 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2014 года № 209 (далее - Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу);

2. В ООО «Европейско-Азиатская горнорудная компания» действовали Правила внутреннего контроля, не отражающие в полном объеме требования нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Данные Правила внутреннего контроля разработаны с нарушением требований Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 года № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Требования к правилам внутреннего контроля). В структуру Правил внутреннего контроля не включены (не разработаны) следующие программы осуществления внутреннего контроля: Программа предоставления информации в Росмониторинг; Программа регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; Программа проверки осуществления внутреннего контроля. Программа идентификации клиентов разработана без учета требований приказа Росмониторинга от 22 ноября 2018 года № 366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма». При разработке Правил внутреннего контроля не учтены требования приказа Росмониторинга от 20 июля 2020 года № 175 «Об утверждении Порядка ведения личного кабинета, а также Порядка доступа к личному кабинету и его использования», а также изменения, внесенные в Федеральный закон № 115-ФЗ. Представленные Правила внутреннего контроля не соответствуют требованиям нормативных правовых актов о ПОД/ФТ/ФРОМУ, что является нарушением пунктов 1, 2 Требований к правилам внутреннего контроля;

3. Не проводились проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, информация о результатах таких проверок в уполномоченный орган не направлялась, что является нарушением требований подпункта 7 пункта 1 статьи 7 и пункта 6 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ;

4. Главный бухгалтер не проходил обучение в форме целевого инструктажа по программе «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», что является нарушением требований пункта 10 Положения, утвержденного приказом Росмониторинга от 3 августа 2010 года № 203 «О требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд 10 марта 2022 года (копия постановления получена 5 марта 2022 года), директор ООО «Европейско-Азиатская горнорудная компания» В просит постановление отменить и возвратить дело на новое рассмотрение, указывая, что судом не учтены положения законодательства, предусматривающие замену субъектам малого и среднего предпринимательства административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

В судебном заседании Алтайского краевого суда защитник ООО «Европейско-Азиатская горнорудная компания» У поддержал доводы жалобы, просил ее удовлетворить.

Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

ООО «Европейско-Азиатская горнорудная компания» осуществляет деятельность, связанную с добычей руд и песков драгоценных металлов, что следует из выписки из ЕГРН, и в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Требования к правилам внутреннего контроля определяют требования, предъявляемые при разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, указанных в абзаце одиннадцатом пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее соответственно - организации, Федеральный закон), а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальными предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (далее - индивидуальные предприниматели), правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - правила внутреннего контроля) (пункт 1 Требований к правилам внутреннего контроля).

Правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 Требований к правилам внутреннего контроля).

Согласно пункту 4 Требований к правилам внутреннего контроля Правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля: программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев (далее - программа идентификации) (подпункт «б»); программа проверки осуществления внутреннего контроля(подпункт «з»); программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (подпункт «м»).

Программа выявления операций предусматривает принятие руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным ими лицом решения о представлении информации, предусмотренной подпунктами «а» и «б» настоящего пункта, в Федеральную службу по финансовому мониторингу (подпункт «г» пункта 24 Требований к правилам внутреннего контроля).

Кроме того, при разработке Правила внутреннего контроля должны быть учтены требования, указанные в Приказе Росфинмониторинга от 22 ноября 2018 года № 366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», Приказе Росфинмониторинга от 20 июля 2020 года № 175 «Об утверждении Порядка ведения личного кабинета, а также Порядка доступа к личному кабинету и его использования».

В пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» указано, что к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования: наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция», а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (подпункт «а»); прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (подпункт «б»).

Согласно пункту 10 Приказа Росфинмониторинга от 3 августа 2010 года № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций. Однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти из числа сотрудников, указанных в пункте 3 настоящего Положения: руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации) (подпункт «а»).

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, Приказа Росфинмониторинга от 22 ноября 2018 года № 366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» организации обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиентов и (или) выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, устанавливать и фиксировать необходимые сведения, проводить проверку достоверности сведений, проводить проверку сведений о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, определять принадлежность клиента к числу иностранных и российских публичных должностных лиц, выявлять юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории), проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и присваивать клиенту степени (уровни) риска, обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

В проверяемом периоде клиентов по отношению к ООО «Европейско-Азиатская горнорудная компания» по операциям с драгоценными металлами являлось публичное акционерное общество «Промсвязьбанк» (далее – ПАО «Промсвязьбанк»), имеющее лицензию Центрального Банка на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, осуществление других операций с драгоценными металлами в соответствии с законодательством Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 3251.

Как следует из статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся том числе организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к операции по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по указанным в пунктах 1 - 1.4, 1.6 - 1.8, 2 статьи 6 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами (подпункт 4); не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (подпункт 7).

Как указано в пункте 6 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона мерам обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В пункте 7.1 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 года № 110 информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов, в том числе в филиалах организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - проверка), направляется организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальным предпринимателем в Росфинмониторинг не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки. Вышеуказанная информация представляется в Росфинмониторинг в соответствии со структурой ФЭС 3-ФМ.

Из материалов дела следует, что ООО «Европейско-Азиатская горнорудная компания» допущены нарушения вышеуказанных норм, выразившееся в следующем: в проверяемом периоде не фиксировались и не представлялись в уполномоченный орган (Росмониторинг) в установленные сроки сведения по операциям с денежными средствами и иным имуществом (драгоценными металлами), подлежащими обязательному контролю; действовали Правила внутреннего контроля, не отражающие в полном объеме требования нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, так в структуру Правил внутреннего контроля не включены (не разработаны) Программа предоставления информации в Росмониторинг, Программа регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, Программа проверки осуществления внутреннего контроля. Программа идентификации клиентов разработана без учета требований приказа Росмониторинга от 22 ноября 2018 года № 366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма». При разработке Правил внутреннего контроля не учтены требования приказа Росмониторинга от 20 июля 2020 года № 175 «Об утверждении Порядка ведения личного кабинета, а также Порядка доступа к личному кабинету и его использования», а также изменения, внесенные в Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ; не проводились проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, информация о результатах таких проверок в уполномоченный орган не направлялась; главный бухгалтер не проходил обучение в форме целевого инструктажа по программе «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».

Факт совершения вмененного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении *** от 15 декабря 2021 года, актом проверки органом государственного контроля юридического лица *** от 15 декабря 2021 года, вписками из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Европейско-Азиатская горнорудная компания», ПАО «Промсвязьбанк», картой специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, приказом о приеме на работу в качестве главного бухгалтера П, штатным расписанием ООО «Европейско-Азиатская горнорудная компания» от 10 января 2020 года, Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденными директором ООО «Европейско-Азиатская горнорудная компания» В 16 декабря 2020 года, приказом о возложении обязанностей специального должностного лица в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на директора ООО «Европейско-Азиатская горнорудная компания» В от 16 декабря 2020 года, сведениями об открытых банковских счетах ООО «Европейско-Азиатская горнорудная компания» от 18 ноября 2021 года, выпиской из лицевого счета *** с 1 ноября 2020 года по 30 ноября 2020 года, справкой по всем операциям (сделкам) с драгоценными металлами и драгоценными камнями, совершенными организацией за проверяемый период, копиями договоров кули-продажи золота *** от 20 октября 2020 года, *** от 3 февраля 2021 года, скриншотами с сайта Росфинмониторинг, объяснениями В, предписанием *** об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения от 15 декабря 2021 года, распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой документарной проверки юридического лица *** от 12 ноября 2021 года.

Всем доказательства судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований к их иной оценке не имеется.

Деяние верно квалифицировано по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.

Административное наказание назначено с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Центрального района г.Барнаула от 14 февраля 2022 года директор ООО «Европейско-Азиатская горнорудная компания» В привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание с применением части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Согласно части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи.

Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи (часть 4 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Данные положения указывают, что наличие вины должностного лица не исключает вину юридического лица и возможность его привлечения к административной ответственности.

В настоящем случае именно на общество как организацию, осуществляющую операции драгоценными металлами, в силу вышеназванных положений возложена обязанность по исполнению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

В связи с изложенным, в действиях юридического лица правомерно установлен факт неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, непредставления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, о необходимости применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отклонению.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, на что обоснованно указал судья.

Доводы о том, что личный кабинет ООО «Европейско-Азиатская горнорудная компания» на сайте Росфинмониторинга не работал, ничем не подтверждены и не исключают обязанность лица, привлекаемого к административной ответственности, представлять в установленном законом порядке сведения о результатах проверки в отношении своих клиентов в уполномоченный орган.

При рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих за собой отмену либо изменение постановления, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 24 февраля 2022 года оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Европейско-Азиатская горнорудная компания» В – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Судья Алтайского краевого суда А.А. Скляр