НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 25.01.2012 № 21-1

                                                                                    Алтайский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Алтайский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

           Судья Шатаева И.Н. Дело № 21-1/2012

    РЕШЕНИЕ

    25 января 2012 года г. Барнаул

    Судья Алтайского краевого суда Пасынкова О.М., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 08 декабря 2011 года по делу по жалобе ФИО1 на постановление и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю «…» Г.Э. от 25 октября 2011 года, которым

    ФИО1, родившаяся «…», зарегистрирована по адресу: «…», «…»,

    признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере «…» руб.,

    УСТАНОВИЛ:

    Согласно протоколу об административном правонарушении от 19 октября 2011 года, составленному старшим государственным налоговым инспектором отдела «…» Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Алтайскому краю (далее по тексту - МИФНС №1) «…» С.М., в результате проведенной в период с 12 по 17 октября 2011 года проверки полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций при осуществлении наличных денежных расчетов за период с 01 сентября по 11 октября 2011 года в КГБУЗ «К.» (ИНН «…»), выявлено нарушение п.п.1, 5, 6, 7 и 9 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров Центрального Банка России 22 сентября 1993 года №40 (далее - Порядок), п.п. 2.2, 2.5 и 2.6 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05 января 1988 года № 14-П, утвержденного решением Совета директоров Банка России (протокол от 19 декабря 1997 года № 47) (далее - Положение), выразившееся в том, что «…» КГБУЗ «К.» - ФИО1 не соблюден порядок хранения свободных денежных средств, а именно произведено накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (не зачислена на расчетный счет в обслуживающем отделении банка сверхлимитная кассовая наличность в сумме «…»).

    По делу вынесено вышеуказанное постановление.

    Не согласившись с данным постановлением ФИО1 обратилась с жалобой в суд, просила признать постановление незаконным и отменить, ссылаясь на то, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку в кассу учреждения 06 сентября 2011 года поступили денежные средства от работника «…» О.М. в сумме «…» как возврат отпускных, 07 сентября 2011 года поступили денежные средства от «…» Е.В. в сумме «…» как возврат подотчетных сумм; согласно отчетам кассира за 06 и 07 сентября 2011 денежные средства в сумме «…» зарезервированы на выплату заработной платы, 08 сентября 2011 года денежные средства в сумме «…» выплачены работнику «…» Е.С. Кроме того, указала, что Порядком не установлена обязанность организаций оплачивать труд работников только за счет средств, полученных в банках; согласно п.9 Порядка предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.

    Решением судьи Бийского городского суда Алтайского края от 08 декабря 2011 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

    В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, ФИО1 просит решение отменить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, ссылаясь на те же доводы, что и при обращении в суд первой инстанции. Кроме того, указывает, что судьей неверно оценены поступившие денежным средствам в качестве выручки, в связи с чем письмо отделения по «…» УФК по Алтайскому краю не должно применяться, поскольку выручка не получена; УФК не вправе устанавливать лимит остатка кассы, так как данная функция возложена на учреждения Банка России.

    Проверив дело в полном объеме, выслушав представителя ФИО1 - ФИО2, нахожу решение и постановление должностного лица подлежащим отмене.

    В соответствии с ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

    Из материалов дела следует, что на основании поручения от 12.10.2011 № РПО-305-5284 специалистами Инспекции в период с 12 октября по 17 октября 2011 была проведена проверка соблюдения Учреждением полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций за период с 01 сентября по 11 октября 2011.

    В результате проверки установлено, что решением отделения по «…» Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю от 29 декабря 2010 года для Учреждения на 2011 год установлен лимит остатка кассы в размере «…». В период времени с 01 сентября по 06 сентября 2011 года из учреждения банка наличные деньги для выдачи на заработную плату, выплат пособий по социальному страхованию и стипендий не поступали; 06 сентября 2011 года и 07 сентября 2011 года выручка в кассу Учреждения не поступала.

    Согласно кассовой книге Учреждения остаток кассы на конец дня 06 сентября 2011 года составил «…», на конец дня 07 сентября 2011 года остаток кассы составил «…».

    Тем самым, Учреждение превысило лимит остатка кассы 06 сентября 2011 года на сумму «…» и 07 сентября 2011 года на сумму «…»., всего - на сумму «…», чем, по мнению налогового органа, нарушило пункты 1, 5, 6, 7 и 9 Порядка, а также пункты 2.2, 2.5 и 2.6 Положения.

    По данному факту 19 октября 2011 в отношении «…» Учреждения ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, а 25 октября 2011 года вынесено вышеуказанное постановление, которым ФИО1 была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере «…»руб.

    Отказывая в удовлетворении жалобы, судья исходил из того, что в действиях ФИО1 имеется состав вышеуказанного правонарушения.

    Данный вывод является ошибочным.

    Как следует из материалов дела, в вину ФИО1 вменяется нарушение порядка ведения кассовых операций.

    Правила организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации закреплены в одноименном Положении от 05.01.1998 №4-П, утвержденном Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол №47 (далее - Положение).

    В соответствии с п.п. 2.2, 2.4, 2.5 Положения наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

    Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

    В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

    Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно - правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично - денежные расчеты.

    Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу".

    Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).

    В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 Порядка предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий.

    Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

    Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально - трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.

    Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

    Вместе с тем, в соответствии с пунктом 9 этого же Порядка предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги, сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке.

    Аналогичная норма закреплена в п. 2.6 Положения.

    Как следует, из материалов дела, 29 декабря 2010 года отделение по «…» Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю установило для Учреждения лимит остатка кассы на 2011 год (форма №0408020) в размере «…», без права расходования выручки, минуя лицевые счета в ОФК. При этом установлены следующие срок и время сдачи выручки в кассу банка: на следующий день в 10 часов 20 минут.

    Согласно кассовой книге Учреждения остаток кассы на конец дня 06 сентября 2011 года составил «…», на конец дня 07 сентября 2011 года остаток кассы составил «…».

    08 сентября 2011 года из кассы «…» Е.С. была выдана заработная плата в размере «…»., что подтверждается расходным кассовым ордером № 354 от 08 сентября 2011 года и кассовой книгой.

    Таким образом, поскольку наличные деньги сверх установленного лимита предназначались для оплаты труда и находились в кассе Учреждения не более трех дней, сроки хранения сверхлимитных денежных средств, в соответствии с пунктом 9 Порядка и пунктом 2.6 Положения, ФИО1 соблюдены.

    Утверждение МИФНС № 1 о том, что не исполнены условия сверхлимитного хранения денежных средств, так как денежные средства для выплаты заработной платы не были получены в банке, отклоняется, поскольку указанный Порядок не устанавливает обязанность организаций оплачивать труд работников только за счет средств, полученных в банках.

    Кроме того, из представленных доказательств не следует, что хранившиеся сверх лимита и израсходованные на выплату заработной платы наличные денежные средства были использованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств из соответствующего бюджета.

    При таких обстоятельствах решение судьи и постановление должностного лица подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.1 КоАП РФ.

    Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

     РЕШИЛ:

    Решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 08 декабря 2011 года и постановление и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю «…» Г.Э. от 25 октября 2011 года отменить, производство по делу в отношении ФИО1 по ч.1 ст.15.1 КоАП РФ прекратить.

    Судья О.М. Пасынкова