НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 22.07.2015 № 3-133/2015

Дело № 3-133/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июля 2015 года г.Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Новиковой Н.В.,

при секретаре Церковной Н.В.,

с участием прокурора Фроловой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества «Алтайкровля» о признании недействующим в части Лесохозяйственного регламента Ларичихинского лесничества, утвержденного приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2008 года № 166 (в редакции, утвержденной приказом от 30 декабря 2011 года № 400, с изменениями, внесенными приказами от 29 октября 2012 года № 258, от 04 февраля 2013 года № 46, от 26 февраля 2014 года № 79),

У С Т А Н О В И Л:

Приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2008 года № 166 утвержден Лесохозяйственный регламент Ларичихинского лесничества Алтайского края (далее – регламент), срок действия которого определен до 01 января 2019 года.

Впоследствии названный регламент изложен в новой редакции, которая утверждена приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2011 года № 400, в данную редакцию вносились изменения приказами от 29 октября 2012 года № 258, от 04 февраля 2013 года № 46, от 26 февраля 2014 года № 79. Указанные приказы были официально опубликованы в Сборниках законодательства Алтайского края № 198 часть XI за октябрь 2012 года, № 190 часть VI за февраль 2012 года, № 202 часть III за февраль 2013 года, № 215 часть II за март 2014 года соответственно.

Согласно информации, предоставленной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю по запросу суда, все перечисленные приказы включены в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Закрытое акционерное общество «Алтайкровля» (далее также ЗАО «Алтайкровля» или Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим названного регламента, уточнив в ходе рассмотрения дела, что оспаривает регламент в части строки 1 «Строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, км», строки 2 «Реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, км», строки 3 «Эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, км», строки 7 «Прокладка просек, км», строки 8 «Прочистка просек, км», строки 10 «Уход за противопожарными разрывами, км», строки 11 «Устройство противопожарных минерализованных полос, км», строки 12 «Прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, км», строки 15 «Эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, шт», строки 18 «Эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, шт», строки 19 «Устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, шт» в части устройства подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, строки 23 «Проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов, га», строки 24 «Благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ, шт», строки 25 «Установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, шт», строки 27 «Содержание противопожарных заслонов, км», строки 28 «Устройство лесных опушек, км», строки 29 «Установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, шт» таблицы 2.17.1.1.1 «Меры противопожарного обустройства лесов» подраздела 2.17.1.1 «Предупреждение лесных пожаров» раздела 2.17 «Требования к охране, защите и воспроизводству лесов»; а также в части таблицы 2.17.1.2 «Размещение пожарно-наблюдательных вышек» подраздела 2.17.1.2 «Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», таблицы 2.17.1.1.2 «Перечень средств предупреждения и тушения лесных пожаров, закрепляемых за пожарно-химическими станциями» и таблицы 2.17.1.1.3 «Места расположения пожарно-химических станций на территории Ларичихинского лесничества и обслуживаемая площадь» подраздела 2.17.1.4 «Тушение лесных пожаров» раздела 2.17 «Требования к охране, защите и воспроизводству лесов».

Заявление мотивировано тем, что перечень мер противопожарного обустройства лесов исчерпывающим образом закреплен в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации и в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 года № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов», а нормативы противопожарного обустройства лесов установлены приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года № 174 в расчете на 1000 га общей площади лесов, при этом объемы установлены дифференцировано в зависимости от природно-климатической зоны, в которой находятся леса, а также целевого назначения лесов (защитные и эксплуатационные). Субъектам Российской Федерации полномочия по урегулированию вопросов об установлении перечня и объемов мер противопожарного обустройства лесов не переданы, для достижения ясности и полноты регулирования отношений уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края вправе лишь воспроизвести положения федерального законодательства в части видов мер противопожарного обустройства лесов и установить конкретные объемы (количество) таких мер расчетным путем применительно к площади лесничества. Между тем в строке 10 оспариваемой части регламента предусмотрен уход за противопожарными разрывами в качестве меры противопожарного обустройства лесов, тогда как назваными актами такая мера не предусмотрена. Остальные оспариваемые строки таблицы 2.17.1.1.1 «Меры противопожарного обустройства лесов» и таблица 2.17.1.2 «Размещение пожарно-наблюдательных вышек» предусматривают объемы мер противопожарного обустройства лесов, которые отличаются от объемов, рассчитанных в соответствии с упомянутым приказом Рослесхоза, исходя из площади лесничества, составляющей 210249 га. Следовательно, оспариваемая часть нормативного правового акта принята с превышением полномочий. Такой вид предупреждения и тушения лесных пожаров как пожарно-химические станции действующим законодательством не предусмотрен, поэтому таблицы 2.17.2.2.1 и 2.17.1.1.3 регламента противоречат действующему законодательству. Заявитель полагает, что регламент, утвержденный (в том числе в новой редакции) до издания приказа Рослесхоза от 27 апреля 2012 года № 174, установившего нормативы противопожарного обустройства лесов, должен был быть приведен в соответствие с данным приказом, поскольку согласно подпункту 2 пункта 15 раздела 3 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Рослесхоза от 04 апреля 2012 года № 126, изменение действующих нормативных правовых актов в области лесных отношений является самостоятельным основанием для внесения изменений в лесохозяйственные регламенты. Общество усматривает нарушение своих прав, поскольку является арендатором лесных участков, расположенных в Ларичихинском лесничестве, и в силу части 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, его публично-правовой обязанностью является осуществление мер противопожарного обустройства лесов, однако предусмотренные в соответствии с регламентом лесничества договором аренды меры противопожарного обустройства лесов и их объемы не соответствуют утвержденным на федеральном уровне нормативам, при этом в изменении договора Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края (правопреемником Управления лесами Алтайского края) отказано. Неисполнение же лесохозяйственного регламента повлечет для заявителя ответственность в виде расторжения договора аренды лесного участка, что вызвало необходимость оспаривания регламента в судебном порядке.

Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края представлены письменные возражения на заявление, в которых указано на наличие полномочий по принятию оспариваемого акта, соблюдение требований к его форме, процедуре принятия и введению в действие. Относительно содержания оспариваемых норм заинтересованное лицо ссылается на то, что изменение объема мер противопожарного обустройства лесов в соответствии с приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года № 174 приведет к увеличению вероятности возникновения лесных пожаров, к реальной угрозе жизни и здоровью людей, гибели леса, уничтожению жилья. Наличие в регламенте таблиц относительно оборудования и инвентаря, расположения пожарно-химических станций не нарушает прав заявителя, поскольку эти нормы не распространяются на арендаторов и соответствуют действующему законодательству.

В судебное заседание директор ЗАО «Алтайкровля» О. не явился, извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определили возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители ЗАО «Алтайкровля» Овсянникова Т.А. и А. настаивали на удовлетворении заявления по изложенным в нем основаниям, дополнительно указав, что строка 18 таблицы 2.17.1.1.1 является неопределенной по содержанию, поскольку в ней не указано количество подлежащих содержанию пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря в цифровом выражении.

Представитель Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края П. не возражала против удовлетворения заявления, за исключением требований относительно строки 18 таблицы 2.17.1.1.1, а также таблиц 2.17.1.1.2 и 2.17.1.1.3, поскольку названная строка является определенной по содержанию, так как отсылает к конкретному нормативному правовому акту, устанавливающему количество подлежащих содержанию пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, а таблицы, касающиеся пожарно-химических станций, по своему содержанию не противоречат законодательству и не нарушают прав заявителя, поскольку предназначены для организаций, на которые возложена обязанность по тушению лесных пожаров.

Прокурором прокуратуры Алтайского края Ф. дано заключение о несоответствии оспариваемых правовых норм законодательству, имеющему большую юридическую силу, за исключением строки 18 таблицы 2.17.1.1.1, которая соответствует федеральному законодательству и является определенной по содержанию, таблиц 2.17.1.1.2 и 2.17.1.1.3 ввиду отсутствия нарушения прав заявителя и соответствия содержания таблиц действующему законодательству.

Выслушав пояснения представителей ЗАО «Алтайкровля» Овсянниковой Т.А. и А., представителя Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края П., заключение прокурора Ф., изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявление ЗАО «Алтайкровля» подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пунктов «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды, лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Часть 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, но только в пределах своих полномочий.

Разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений закреплено в статьях 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Пунктами 16.1, 34 части 1 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации установление нормативов противопожарного обустройства лесов, состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров).

В силу части 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

На момент принятия оспариваемого регламента Управление лесами Алтайского края входило в систему органов исполнительной власти Алтайского края, согласно Положению об Управлении лесами Алтайского края, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 16 января 2007 года № 18, являлось уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в области лесных отношений, осуществляющим полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков (пункт 1, подпункт 5.4 пункта 5 Положения).

На основании Указа Губернатора Алтайского края от 21 октября 2013 года № 51 с 1 января 2014 года Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, Управление охотничьего хозяйства Алтайского края и Управление лесами Алтайского края реорганизованы путем слияния. Правопреемником названных управлений является Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края.

Таким образом, разработка и утверждение лесохозяйственного регламента относились к полномочию Управления лесами Алтайского края, нарушений требований к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу, установленных Законом Алтайского края от 09 ноября 2006 года № 122-ЗС «О правотворческой деятельности» (статьи 28, 30, 31, 33, 36), пунктами 2.5.2, 2.8.5 Порядка организации правотворческой деятельности Администрации края и иных органов исполнительной власти Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 01 июня 2011 года № 286, судом при рассмотрении дела не установлено.

Между Управлением лесами Алтайского края и ЗАО «Алтайкровля» 30 декабря 2008 года заключен договор аренды лесных участков для заготовки древесины, часть из которых расположена в Ларичихинском лесничестве. Приложением № 6 к данному договору определены меры противопожарного обустройства лесов и установлены их объемы, которые соответствуют регламенту лесничества и которые арендатор в силу заключенного договора аренды обязан соблюдать.

В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации противопожарное обустройство лесов является частью предупреждения лесных пожаров, включает в себя меры противопожарного обустройства лесов, которые на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Перечень мер противопожарного обустройства лесов предусмотрен частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 года № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов».

В силу части 6 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, приведенной нормой полномочие по установлению нормативов противопожарного обустройства лесов передано уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, которым до ноября 2012 года в силу пункта 15(8) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, являлось Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

Приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года № 174 утверждены Нормативы противопожарного обустройства лесов с учетом конкретных критериев пожарной опасности лесов и погодных условий на всей территории Российской Федерации, которые включают в себя меры противопожарного обустройства лесов и количество проектируемых мероприятий в расчете на 1000 га общей площади лесов, то есть установлены перечень и объемы мероприятий.

Согласно оспариваемому Лесохозяйственному регламенту леса Ларичихинского лесничества по целевому назначению являются защитными, расположены на территории Тальменского, Шелаболихинского и Павловского районов Алтайского края, поэтому в силу приложения к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 августа 2014 года № 367 относятся к Западно-Сибирскому подтаежно-лесостепному району.

Частью 8 Нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года № 174, в отношении защитных лесов Западно-Сибирского подтаежно-лесостепного района установлены следующие меры противопожарного обустройства лесов и их объемы на 1000 га общей площади лесов:

п/п 1 - установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах в виде: стендов не менее одного на лесничество (участковое лесничество), лесопарк; плакатов - 0,001 шт.; объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей - 0,2 шт.;

п/п 2 - благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации, - 0,04 шт.;

п/п 3 - установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, - 0,01 шт.;

п/п 4 - строительство / реконструкция /эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, - 0,004 км / 0,008 км /суммарная протяженность созданных, реконструируемых и эксплуатируемых лесных дорог км;

п/п 6 - прокладка просек - 0,01 км; устройство противопожарных минерализованных полос - 1,0 км;

п/п 7 - прочистка и обновление просек - 0,02 км; прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос - 0,35 км;

п/п 8 - строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) - 0,01 шт.;

п/п 9 – устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения - 0,04 шт.;

п/п 12 - проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов - 2,0 га;

п/п 14 - создание и содержание противопожарных заслонов шириной 120-320 м - 0,005 км, шириной 30-50 м - 0,005 км, устройство лиственных опушек шириной 150-300 м - 0,03 км.

Таблица 2.17.1.1.1 «Меры противопожарного обустройства лесов» Лесохозяйственного регламента Ларичихинского лесничества содержит наименование мероприятий и объемы мероприятий по годам с 2012 по 2018 по лесничеству в целом, таблица 2.17.1.2 «Размещение пожарно-наблюдательных вышек» устанавливает количество и место расположения вышек на территории лесничества. Из сопоставления объемов (количества) мероприятий, содержащихся в Нормативах противопожарного обустройства лесов и названных таблицах, следует, что объемы и количество, указанные в строках 1, 2, 3, 7, 8, 11, 12, 15, 19 в части устройства подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, 23, 24, 25, 27, 28, 29 таблицы 2.17.1.1.1 и в таблице 2.17.1.2, не соответствуют объемам мероприятий, предусмотренным приведенными выше Нормативами с учетом площади лесничества, а мера противопожарного обустройства лесов в виде ухода за противопожарными разрывами, указанная в строке 10 таблицы 2.17.1.1.1, не предусмотрена ни частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, ни постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 года № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов».

Таким образом, Лесохозяйственный регламент Ларичихинского лесничества в указанной части противоречит части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 года № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов», вышеназванному приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 27 апреля 2012 года № 174.

Ссылка Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края на то, что снижение объема мер по противопожарному обустройству лесов может привести к увеличению вероятности возникновения лесных пожаров, не является основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку у Управления лесами Алтайского края отсутствовали полномочия на установление видов и объемов мер по противопожарному обустройству лесов, отличных от установленных органами государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая, что Лесохозяйственный регламент Ларичихинского лесничества Алтайского края в оспариваемой части применялся, на его основании были реализованы права граждан и организаций, оспариваемые положения данного нормативного правового акта подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований в части признания недействующей строки 18 «Эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, шт.» таблицы 2.17.1.1.1 регламента.

Данная норма содержит указание на то, что объем мероприятий определяется в соответствии с нормативами противопожарного обустройства лесов.

Частью 6 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие нормативы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время нормативы противопожарного обустройства лесов утверждены вышеуказанным приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года № 174, в п/п 8 которого установлено количество пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря - 0,02 шт. на 1000 га общей площади лесов. В связи с чем нельзя согласиться с доводом заявителя о противоречии данной части оспариваемого правового акта федеральному законодательству. Суд также принимает во внимание, что законодательно не установлена обязательность указания в регламенте объема мер противопожарного обустройства именно в цифровом выражении, как полагает Общество.

Вопреки утверждениям заявителя оспариваемые положения регламента соответствуют принципу формальной определенности правового регулирования, подлежат применению во взаимосвязи с положениями Нормативов, утвержденных приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года № 174. Само по себе отсутствие рассчитанного количества пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря в оспариваемом регламенте не свидетельствует о неопределенности правовой нормы и не нарушает прав заявителя. Расчет количества пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря для Ларичихинского лесничества не вызывает каких-либо сложностей, о чем свидетельствует содержание поданного в суд заявления, а также учитывая, что целевое назначение лесов и площадь лесничества указаны в регламенте, лесной район, к которому относятся леса Ларичихинского лесничества, установлен названным выше приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 августа 2014 года № 367.

По своему содержанию эта часть регламента не допускает какое-либо другое толкование, поскольку иные Нормативы противопожарного обустройства лесов, кроме как утвержденные Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27 апреля 2012 года № 174, отсутствуют, в связи с чем ссылка заявителя на то, что Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края при заключении договоров аренды применяются наряду с указанными другие нормативы, не являющиеся нормативами противопожарного обустройства лесов, не имеет правового значения для настоящего дела.

Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускает придаваемое им при правоприменении толкование.

Представитель Общества Овсянникова Т.А. также ссылалась на то, что пункты сосредоточения противопожарного инвентаря отсутствуют на территории Ларичихинского лесничества, однако это не свидетельствует о том, что в регламенте возможно не устанавливать необходимость эксплуатации названных пунктов, поскольку это противоречило бы нормативам противопожарного обустройства лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года № 174.

Требования о признании недействующими таблицы 2.17.1.1.2 «Перечень средств предупреждения и тушения лесных пожаров, закрепляемых за пожарно-химическими станциями» и таблицы 2.17.1.1.3 «Места расположения пожарно-химических станций на территории Ларичихинского лесничества и обслуживаемая площадь» подраздела 2.17.1.4 «Тушение лесных пожаров» раздела 2.17 «Требования к охране, защите и воспроизводству лесов» также не подлежат удовлетворению ввиду следующего.

В силу положений частей 1 и 2 статьи 53, части 3 статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации тушение лесных пожаров относится к мерам пожарной безопасности в лесах, которые осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила тушения лесных пожаров устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 08 июля 2014 года № 313 утверждены Правила тушения лесных пожаров, приложение к которым предусматривает пожарно-химические станции 1-го, 2-го и 3-го типа (строки 54, 77-79, 85).

Помимо этого, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 года № 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, из которого следует, что здания пожарно-химических станций относятся к объектам лесной инфраструктуры для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Развитие сети наземных пожарно-химических станций в целях обеспечения оперативности тушения пожаров предусмотрено Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России № 248, Минсельхоза России № 482 от 31 октября 2008 года.

Иные нормативные правовые акты предусматривают создание и оснащение пожарно-химических станции, выделение для этого денежных средств (постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 года № 847, распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р, приказ Минприроды России от 01 июня 2012 года № 141 и др.).

Приказом Рослесхоза от 19 декабря 1997 года № 167 утверждено Положение о пожарно-химических станциях, которое содержит, в частности, требования к оснащению пожарно-химических станций техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта.

Таким образом, действующее законодательство относит к мерам пожарной безопасности пожарно-химические станции, а указание заявителя на отсутствие в законодательстве такого понятия как пожарно-химические станции, его замену на пункты сосредоточения противопожарного инвентаря и противоречие регламента ввиду этого федеральному законодательству безосновательно.

Доводы ЗАО «Алтайкровля» о том, что размещение пожарно-химических станций и их оснащение не могут предусматриваться регламентом, поскольку это противоречит приказу Рослесхоза от 27 апреля 2012 года № 174 и приказу Минприроды России от 28 марта 2014 года № 161, являются ошибочными. Данные приказы приняты во исполнение частей 6 и 7 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации для целей предупреждения лесных пожаров, тогда как пожарно-химические станции формируются с целью тушения лесных пожаров (статья 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации) и размещены в регламенте в соответствующей части.

Несостоятельными следует признать доводы Общества о том, что приказ Рослесхоза от 19 декабря 1997 года *** является недействующим ввиду отсутствия его государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официального опубликования. Поскольку приказ не носит межведомственный характер, не устанавливает правовой статус организаций, не затрагивает права и обязанности граждан, то он не подлежит регистрации и официальному опубликованию в силу пункта 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, пункта 8 Порядка опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763. Помимо этого, следует принять во внимание, что приказ находится в свободном доступе (размещен в информационно-коммуникационной сети Интернет, правовых базах «Гарант» и «Консультант Плюс»), то есть доведен до всеобщего сведения.

Состав средств предупреждения и тушения лесных пожаров, закрепляемых за пожарно-химическими станциями, указанный в таблице 2.17.1.1.2 лесохозяйственного регламента Ларичихинского лесничества, соответствует вышеназванному приказу, в том числе учитывая, что в приказе установлен лишь примерный перечень и в силу прямого указания пункта 1 раздела VI Положения определение конкретного вида и количества пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта зависит от лесопирологических условий региона и количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.

Содержание оспариваемой части регламента, вопреки доводам заявителя, не свидетельствует о наличии у лесопользователей обязанности по эксплуатации и наполнению инвентарем пожарно-химических станций, и прав заявителя не нарушает в силу следующего.

Названные таблицы расположены в подразделе 2.17.1.4 «Тушение лесных пожаров» регламента, содержат перечень средств предупреждения и тушения лесных пожаров, закрепляемых за пожарно-химическими станциями, и места расположения таких станций на территории Ларичихинского лесничества.

В силу пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Тушение лесных пожаров регламентировано статьей 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации.

Часть 2 данной нормы устанавливает обязанность лиц, использующих леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

В разделе 2.17.1.4 «Тушение лесных пожаров» регламента полностью воспроизведены положения статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации, при этом каких-либо иных обязанностей, в т.ч. по содержанию пожарно-химических станций, на лиц, использующих леса, оспариваемым нормативным правовым актом не возложено.

В судебном заседании установлено, что постановлением Администрации Алтайского края от 03 марта 2011 года № 94 создано Алтайское краевое автономное учреждение «Алтайлес», в качестве основной деятельности которого определено выполнение работ по тушению лесных пожаров, и полномочиями учредителя которого наделено Управление лесами Алтайского края.

Регламентом Ларичихинского лесничества работы по тушению лесных пожаров возложены на данное учреждение и, как пояснили при рассмотрении дела представители заинтересованного лица, для него утвержден перечень средств предупреждения и тушения лесных пожаров, закрепляемых за пожарно-химическими станциями, а также определены места их расположения.

Положения регламента в данной части регулируют порядок организации и функционирования пожарно-химических станций, оснащенность их противопожарной техникой и оборудованием и не устанавливают каких-либо обязанностей лесопользователей.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемые таблицы утверждены для исполнения своих функций по тушению лесных пожаров специализированными организациями, к которым ЗАО «Алтайкровля» не относится.

Ссылка заявителя на несоответствие действующему законодательству договора аренды в части возложения обязанности по содержанию пожарно-химических станций на арендатора не может быть предметом оценки по настоящему делу и не может свидетельствовать о несоответствии регламента действующему законодательству.

Таким образом, основания для удовлетворения данной части требований отсутствуют.

Так как при обращении в суд заявитель уплатил государственную пошлину в сумме 4500 рублей согласно платежным поручениям и квитанциям №№ 3, 4 от 210 апреля 2015 года и этот размер соответствует подпункту 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации названная сумма подлежит взысканию судом с Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края в пользу заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

заявление закрытого акционерного общества «Алтайкровля» удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Лесохозяйственный регламент Ларичихинского лесничества, утвержденный приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2008 года № 166 (в редакции, утвержденной приказом от 30 декабря 2011 года № 400, с изменениями, внесенными приказами от 29 октября 2012 года № 258, от 04 февраля 2013 года № 46, от 26 февраля 2014 года № 79) в части строки 1 «Строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, км», строки 2 «Реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, км», строки 3 «Эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, км», строки 7 «Прокладка просек, км», строки 8 «Прочистка просек, км», строки 10 «Уход за противопожарными разрывами, км», строки 11 «Устройство противопожарных минерализованных полос, км», строки 12 «Прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, км», строки 15 «Эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, шт.», строки 19 «Устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, шт.» в части устройства подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, строки 23 «Проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов, га», строки 24 «Благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ, шт», строки 25 «Установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, шт.», строки 27 «Содержание противопожарных заслонов, км», строки 28 «Устройство лесных опушек, км», строки 29 «Установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, шт» таблицы 2.17.1.1.1 «Меры противопожарного обустройства лесов» подраздела 2.17.1.1 «Предупреждение лесных пожаров», а также в части таблицы 2.17.1.2 «Размещение пожарно-наблюдательных вышек» подраздела 2.17.1.2 «Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» раздела 2.17 «Требования к охране, защите и воспроизводству лесов».

Отказать в признании недействующим Лесохозяйственного регламента Ларичихинского лесничества, утвержденного приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2008 года № 166 (в редакции, утвержденной приказом от 30 декабря 2011 года № 400, с изменениями, внесенными приказами от 29 октября 2012 года № 258, от 04 февраля 2013 года № 46, от 26 февраля 2014 года № 79), в части строки 18 «Эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, шт.» таблицы 2.17.1.1.1 «Меры противопожарного обустройства лесов» подраздела 2.17.1.1 «Предупреждение лесных пожаров», в части таблицы 2.17.1.1.2 «Перечень средств предупреждения и тушения лесных пожаров, закрепляемых за пожарно-химическими станциями» и таблицы 2.17.1.1.3 «Места расположения пожарно-химических станций на территории Ларичихинского лесничества и обслуживаемая площадь» подраздела 2.17.1.4 «Тушение лесных пожаров» раздела 2.17 «Требования к охране, защите и воспроизводству лесов».

Взыскать с Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края в пользу закрытого акционерного общества «Алтайкровля» 4500 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Новикова

Мотивированное решение составлено 27 июля 2015 года.

Судья Н.В. Новикова

Дело № 3-133/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

/Резолютивная часть/

22 июля 2015 года г.Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Новиковой Н.В.,

при секретаре Церковной Н.В.,

с участием прокурора Фроловой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества «Алтайкровля» о признании недействующим в части Лесохозяйственного регламента Ларичихинского лесничества, утвержденного приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2008 года № 166 (в редакции, утвержденной приказом от 30 декабря 2011 года № 400, с изменениями, внесенными приказами от 29 октября 2012 года № 258, от 04 февраля 2013 года № 46, от 26 февраля 2014 года № 79),

руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

заявление закрытого акционерного общества «Алтайкровля» удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Лесохозяйственный регламент Ларичихинского лесничества, утвержденный приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2008 года № 166 (в редакции, утвержденной приказом от 30 декабря 2011 года № 400, с изменениями, внесенными приказами от 29 октября 2012 года № 258, от 04 февраля 2013 года № 46, от 26 февраля 2014 года № 79) в части строки 1 «Строительство лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, км», строки 2 «Реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, км», строки 3 «Эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, км», строки 7 «Прокладка просек, км», строки 8 «Прочистка просек, км», строки 10 «Уход за противопожарными разрывами, км», строки 11 «Устройство противопожарных минерализованных полос, км», строки 12 «Прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, км», строки 15 «Эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, шт.», строки 19 «Устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, шт.» в части устройства подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, строки 23 «Проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов, га», строки 24 «Благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ, шт», строки 25 «Установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, шт.», строки 27 «Содержание противопожарных заслонов, км», строки 28 «Устройство лесных опушек, км», строки 29 «Установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, шт» таблицы 2.17.1.1.1 «Меры противопожарного обустройства лесов» подраздела 2.17.1.1 «Предупреждение лесных пожаров», а также в части таблицы 2.17.1.2 «Размещение пожарно-наблюдательных вышек» подраздела 2.17.1.2 «Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» раздела 2.17 «Требования к охране, защите и воспроизводству лесов».

Отказать в признании недействующим Лесохозяйственного регламента Ларичихинского лесничества, утвержденного приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2008 года № 166 (в редакции, утвержденной приказом от 30 декабря 2011 года № 400, с изменениями, внесенными приказами от 29 октября 2012 года № 258, от 04 февраля 2013 года № 46, от 26 февраля 2014 года № 79), в части строки 18 «Эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, шт.» таблицы 2.17.1.1.1 «Меры противопожарного обустройства лесов» подраздела 2.17.1.1 «Предупреждение лесных пожаров», в части таблицы 2.17.1.1.2 «Перечень средств предупреждения и тушения лесных пожаров, закрепляемых за пожарно-химическими станциями» и таблицы 2.17.1.1.3 «Места расположения пожарно-химических станций на территории Ларичихинского лесничества и обслуживаемая площадь» подраздела 2.17.1.4 «Тушение лесных пожаров» раздела 2.17 «Требования к охране, защите и воспроизводству лесов».

Взыскать с Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края в пользу закрытого акционерного общества «Алтайкровля» 4500 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Новикова