Дело ***а-1322/2021
22OS0***-53
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2021 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Бакланова Е.А..
при секретаре Степаненко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Алтайского края в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об оспаривании в части решения от 29 ноября 2018 года №358 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии муниципального унитарного предприятия «Яровской теплоэлектрокомплекс», на 2019-2023 годы»,
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора Алтайского края обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее – Управление, тарифный орган, орган регулирования), требуя с учетом уточнения признать недействующим со дня принятия решение от 29 ноября 2018 года №358 (в редакции решений от 19 декабря 2019 года №500 и от 18 декабря 2020 года №512) «Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии муниципального унитарного предприятия «Яровской теплоэлектрокомплекс» (далее – МУП «ЯТЭК», Предприятие, Организация, регулируемая организация), на 2019-2023 годы»:
- в части определения в Приложении 1 к данному решению базового уровня операционных расходов в размере 80331, 35 тыс.руб.;
- в части установления в Приложении 2 тарифа на тепловую энергию с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года в размере 950,24 руб./Гкал, с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 1069,22 руб./Гкал, с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 1069,22 руб./Гкал, с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 1100,57 руб./Гкал, с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 1100,57 руб./Гкал, с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 1688,91 руб./Гкал, с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 1059,50 руб./Гкал, с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 1059,50 руб./Гкал, с 01 января 2023 года по 30 июня 2023 года в размере 1059,50 руб./Гкал, с 01 июля 2023 года по 31 декабря 2023 года в размере 1146,31 руб./Гкал.
В обоснование требований указано, что оспариваемый нормативный акт принят Управлением в рамках предоставленных ему полномочий, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. При установлении тарифов в сфере теплоснабжения орган регулирования обязан руководствоваться Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-Ф «О теплоснабжении», Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 №1075, а также Методическими указаниями, утвержденными приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года №706-э. В то же время в нарушение требований вышеуказанных правовых норм при определении базового уровня операционных расходов на первый долгосрочный год регулирования в составе операционных расходов в отсутствие достаточного экономического обоснования учтены затраты МУП «ЯТЭК» на приобретение углеразмольных шаров (360,53 тыс.руб.), горюче-смазочных материалов для транспорта (1040,05 тыс.руб.), вспомогательные материалы для ремонтных работ (8217,07 тыс.руб.), ремонт основных средств (20568,70 тыс.руб.), услуги банков (40,71 тыс.руб.). Кроме того в отсутствие правовых оснований в необходимую валовую выручку Предприятия включены расходы на амортизацию имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП «ЯТЭК». Прокурорской проверкой установлено, что часть расходов Организации, учтенных органом регулирования, фактически не понесены. В частности затраты на аренду здания по договору от 17 марта 2015 года, которое Предприятием не используется с 31 августа 2019 года. Кроме того вскрыт двойной учет затрат по статьям «арендная плата» (неподконтрольные расходы) и «приобретение топлива» (расходы на приобретение энергетических ресурсов) ввиду предоставления в орган регулирования недостоверных сведений при установлении тарифов, так как оплата по договорам аренды комплекса ТЭЦ и иного оборудования, заключенным с ООО «ТПК Ресурс», производилась путем зачета обязательств данной организации перед МУП «ЯТЭК» по договору купли-продажи комплекса ТЭЦ, а также путем поставок указанным лицом угля в пользу Предприятия. Учтенные затраты на проведение ремонтных работ в 2019 году в полном объеме регулируемой организацией не использованы. Вопреки требованиям действующего законодательства, при расчете тарифов на производство тепловой энергии и на холодную воду, эксперты Управления определили долю затрат Предприятия на указанные виды деятельности пропорционально фонду начисленной заработной платы (без внешних совместителей) по подразделению, в то время как при расчете тарифов на тепловую энергию для потребителей доля затрат на данный вид деятельности определена пропорционально фонду начисленной заработной платы (всего) по подразделению. Выявленные нарушения порядка ценообразования свидетельствуют об экономической необоснованности тарифов на тепловую энергию МУП «ЯТЭК», что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на оплату соответствующих услуг по экономически обоснованным ценам, в связи с чем на основании статей 1,21,22 Федерального закона «О прокуратуре», статей 39,125,208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации первый заместитель прокурора Алтайского края обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В процессе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МУП «ЯТЭК», администрация г.Яровое Алтайского края и Правительство Алтайского края.
В судебном заседании прокуроры отдела прокуратуры Алтайского края Фомина П.В. и ФИО1 административные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске.
Представители административного ответчика Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражали, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных отзывах.
Представитель заинтересованного лица МУП «ЯТЭК» ФИО4, участвуя в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, также возражал против удовлетворения заявленных административных требований, представив письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном порядке. При таких обстоятельствах, руководствуясь требованиями статьями 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон о теплоснабжении) установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В силу статей 1 и 2 Федерального закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Тарифы подлежат обязательному государственному регулированию. Регулируемыми видами деятельности являются виды деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя; оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (статья 10 Федерального закона о теплоснабжении).
Постановлением Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 года №1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее также Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее также Правила регулирования цен (тарифов)).
Установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения (пункта 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7 и пункт 6 части 1 статьи 8 Федерального закона о теплоснабжении).
В соответствии с положением об Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 года №695, Управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации в соответствии с положениями пунктов 17, 54 и 55 Основ ценообразования, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 19 Основ ценообразования.
Как усматривается из материалов административного дела, Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов на основании заявления МУП «ЯТЭК» от 25 апреля 2018 года открыло дело об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии на 2019-2023 годы методом индексации установленных тарифов.
Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов 29 ноября 2018 года принято решение №358 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии муниципального унитарного предприятия «Яровской теплоэлектрокомплекс» (0, на 2019-2023 годы» (далее - Решение №358).
Пунктом 1 Решения №358 установлены долгосрочные параметры регулирования на 2019 - 2023 годы для формирования тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии муниципального унитарного предприятия "Яровской теплоэлектрокомплекс", с использованием метода индексации установленных тарифов согласно Приложению 1 к настоящему решению. Базовый уровень операционных расходов Предприятия согласно названному приложению определен в размере 80331,35 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 2 Решения №358 установлены тарифы на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии МУП «ЯТЭК», на 2019-2023 годы согласно Приложению 2: с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года в размере 950,24 руб./Гкал, с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 1069,22 руб./Гкал, с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 1069,22 руб./Гкал, с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 1100,57 руб./Гкал, с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 1100,57 руб./Гкал, с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 1688,91 руб./Гкал, с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 1059,50 руб./Гкал, с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 1059,50 руб./Гкал, с 01 января 2023 года по 30 июня 2023 года в размере 1059,50 руб./Гкал, с 01 июля 2023 года по 31 декабря 2023 года в размере 1146,31 руб./Гкал.
На основании заявлений регулируемой организации от 29 апреля 2019 года и от 28 апреля 2020 гола, а также приложенных к ним документов Управлением приняты решения от 19 декабря 2019 года N500 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии муниципального унитарного предприятия "Яровской теплоэлектрокомплекс", на 2020 год" и от 18 декабря 2020 года N 512 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии муниципального унитарного предприятия "Яровской теплоэлектрокомплекс", на 2021 год".
Оспариваемый нормативный правовой акт принят органом исполнительной власти Алтайского края, уполномоченным в соответствии с пунктом 4.7 Положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 года №695, на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии (мощности) составляющей 25 мегаватт и более, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов; при наличии необходимого кворума правления Тарифного органа, с соблюдением установленных законом требований к его форме, процедуре принятия и порядка опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Проверив доводы сторон с учетом материалов тарифного дела и представленных в ходе рассмотрения дела доказательств, суд приходит к выводу, что оспариваемое в рамках данного административного дела решение тарифного органа соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере теплоснабжения, имеющих большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона о теплоснабжении тарифы на услуги по передаче тепловой энергии подлежат государственному регулированию.
Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона о теплоснабжении определено, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе в соответствии со следующими принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей (п.1); обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (п.2); стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения (п.4); обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов (п.5).
Пунктами 3, 4 Основ ценообразования предусмотрено, что регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся, в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность).
Одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод индексации установленных тарифов (пункт 2 части 1 статьи 9 Федерального закона о теплоснабжении.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
Необходимой валовой выручкой (далее также НВВ) признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов НВВ регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 71 Основ ценообразования).
В свою очередь в состав текущих расходов входят операционные расходы (пункт 57 Основ ценообразования), базовый уровень которых устанавливается на первый год долгосрочного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования) методом экономически обоснованных расходов (пункт 37 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года N760-э (далее - Методические указания).
При расчете базового уровня операционных расходов учитываются, в том числе расходы на сырье и материалы; ремонт основных средств; оплату труда; оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг; арендная плата, определяемая в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования (подпункты 1 – 5, 8 пункта 37 Методических указаний). Согласно названному пункту Методических указаний при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
При определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах, предусмотренных пунктом 28 Основ ценообразования. Между тем, если при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов отсутствуют нормативы по отдельным статьям расходов, то пунктом 31 Основ ценообразования допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
При этом в соответствии с пунктом 14 Правил регулирования цен (тарифов), в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Из совокупного анализа приведенных норм в их системном единстве следует, что в расчет устанавливаемых тарифов регулирующим органом подлежат включению обязательные в соответствии с требованиями действующего законодательства для регулируемой организации затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, а также иные документально подтвержденные расходы.
Исходя из представленных материалов, МУП «ЯТЭК» в соответствии со Схемой теплоснабжения муниципального образования г.Яровое Алтайского края, утвержденной постановлениями главы администрации г.Яровое от 20 апреля 2020 года №348 и от 19 апреля 2021 года №289, имеет статус единой теплоснабжающей организации в границах муниципального образования.
Предприятие осуществляет производство тепловой энергии, производимой в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 32,5 мегаватт.
Расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности (пункт 40 Основ ценообразования), для определения которых в соответствии с пунктом 32, пунктом 2 приложения 3 к Методическими указаниями используется смета расходов.
Согласно экспертному заключению Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов №40-рп от 26 апреля 2018 года (далее – Экспертное заключение), расчет потребности в стальных мелющих (углеразмольных) шарах произведен Предприятием на сумму 1936, 56 тыс. руб. на основании паспорта на шаровую мельницу ШБМ 250/390 (Ш-10).
Однако в связи с отсутствием документов, подтверждающих фактические данные, с учетом производственной необходимости и на основании РД 153-34.0-10.125-98 «Обобщенные нормы расхода и запаса быстроизнашиваемых элементов молотковых, шаровых барабанных мельниц и мельниц-вентиляторов» экспертами управления принят удельных расход мелющих шаров на уровне действующего тарифа - 158 г/т, плановый объем натурального топлива на 2019 год 95407 тнт, следовательно, годовая потребность в таких шарах составляет 15,1 т. Поскольку представленные в обоснование затраты, рассчитанные МУП «ЯТЭК», не соответстввовали пункту 28 Основ ценообразования, расходы по статье Углеразмольные шары приняты тарифным органом в размере 360,53 тыс. руб. (на производство тепловой энергии), исходя из затрат, учтенных в действующем тарифе, с применением индекса потребительских цен на 2018 и 2019 годы.
Кроме того, при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями (пункт 41 Основ ценообразования), согласно которым в базовый уровень операционных расходов включаются расходы на ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом, а те же расходы на ремонт основных средств, осуществляемый хозяйственным способом, включаются в соответствующие составляющие расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности (подпункт 5 пункта 37 Методических указаний).
На 2019 год регулируемой организацией предложены расходы на вспомогательные материалы для ремонтов в размере 12693 тыс.руб., а также на ремонт основных средств, выполняемы подрядным способом, в размере 48071, 47 тыс.руб.
Так как Предприятием не представлен расчет соответствующих расходов с приложением экономического обоснования исходных данных с указаниям применяемых норм и нормативов расчета по данной статьей, учитывая производственную необходимость, Управлением произведена экспертная оценка, на основании которой расходы по статьям Вспомогательные материалы по ремонтной программе и Ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом, приняты соответственно в размере 8217, 07 тыс. руб. (на производство тепловой энергии) и 20568, 7 тыс. руб. (на производство тепловой энергии) также исходя из затрат, учтенных в действующем тарифе, с применением индекса потребительских цен на 2019 год.
Согласно пункту 10 названных Основ ценообразования регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности: производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более; производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт; производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии; производство теплоносителя; передача тепловой энергии и теплоносителя; сбыт тепловой энергии и теплоносителя; подключение к системе теплоснабжения; поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Приказа ФСТ России от 12 апреля 2013 года N 91 раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации, необходимой для принятия решения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование (цен) тарифов по данным регулируемым видам деятельности, а также формирование информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности регулируемых организаций. Ведение раздельного учета осуществляется на синтетических и (или) аналитических счетах (субсчетах и (или) иных объектах аналитического учета) рабочего плана счетов бухгалтерского учета регулируемой организации, утвержденного на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.
Так как из представленных материалов по расходам на услуги банков, экспертам тарифного органа не представилось возможным определить расходы, относимые на регулируемый вид деятельности, приняты расходы по статье «Услуги банков» в размере 40,71 тыс. руб. (на производство тепловой энергии) на уровне, утвержденном в действующем тарифе, с применением индекса потребительских цен.
В рамках тарифного предложения МУП «ЯТЭК» также заявлены расходы на горюче-смазочные материалы в размере 3026 тыс.руб. (на производство тепловой энергии). При этом в тарифе, действовавшем в период с 2016 по 2018 годы данные расходы учтены в размере 1143,55 тыс.руб.
Экспертами Управления по тарифам при формировании затрат по данной статье на 2019 год проведена экспертная оценка и определены экономические обоснованные расходы на основе представленных материалов в размере 1040,05 тыс. руб.
Таким образом, затраты МУП «ЯТЭК» по вышеуказанным статьям расходов определены Тарифным органом с использованием экспертных оценок, на основе отчетных данных, представляемых организацией, и сведений за прошлые периоды регулирования деятельности Предприятия, что не противоречит пункту 31 Основ ценообразования и пункту 14 Правил регулирования цен (тарифов).
Подобный подход органа регулирования к расчету указанных расходов суд находит правильным, поскольку производство тепловой энергии, представляет собой непрерывный технологический процесс, объекты теплосетевого хозяйства работают (эксплуатируются) круглосуточно (непрерывно).
При этом в соответствии со статьей 3 Федерального закона о теплоснабжении, к общему принципу организации отношений в сфере теплоснабжения отнесено обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Безопасность системы теплоснабжения определяется следующими показателями: 1) резервирование системы теплоснабжения; 2) бесперебойная работа источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом; 3) живучесть источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом (пункт 5 статьи 23 Федерального закона о теплоснабжении).
Таким образом, наличие углеразмольных шаров, горюче-смазочных материалов, вспомогательных материалов по ремонтной программе, возможность ремонта основных средств и оплаты услуг кредитных организаций являются одними из необходимых условий для сохранения нормального и бесперебойного функционирования объектов телосетевого хозяйства и обеспечения безопасности как сотрудников Предприятия, так и иных граждан, и будет способствовать безопасному и бесперебойному функционированию данных объектов.
Вопреки доводам административного истца анализ имеющихся в тарифном деле документов позволял Тарифному органу прийти к выводу, что Предприятием подтверждена необходимость несения таких затрат, и Управление имело возможность произвести свой расчет в экономически обоснованном размере.
Суд отвергает утверждение автора административного иска о том, что МУП «ЯТЭК» не представлялись материалы, обосновывающие затраты на ремонт основных средств, поскольку в силу пунктов 15-16 Правил регулирования цен (тарифов) обязанность предоставить органу регулирования обосновывающие материалы возложена на организации, осуществляющие регулируемую деятельность. Однако недостаточность и неоднозначность представленных материалов не может являться препятствием для расчета тарифа в экономически обоснованном размере, а также для реализации регулируемой организацией обязательных и необходимых для осуществления регулируемой деятельности мероприятий в очередном году и, соответственно, не освобождает тарифный орган от обязанности определить фактическое значение каждого из таких обязательных расходов от источников по перечню пункта 28 Основ ценообразования либо в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования.
Не оспаривая правильность включения в состав НВВ затрат на аренду административного здания по договору №32юр от 17 марта 2015 года, заключенному между ОАО «Алтайский Химпром» им.Верещагина и МУП «ЯТЭК», прокурор указывает, что данные затраты фактически не понесены, так как здание с 31 августа 2019 года Предприятием не используется и возвращено арендодателю по акту приема-передачи.
В то же время в силу положений пункта 28 Основ ценообразования Управлением при утверждении 29 ноября 2018 года долгосрочных параметров регулирования определялись плановые (расчетные) значений расходов (цен).
В этой связи суд отмечает, что согласно пункту 50 Основ ценообразования по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт несения расходов по этим договорам.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования орган регулирования исключает из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущем периоде регулирования экономически необоснованные расходы регулируемой организации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен механизм учета Тарифным органом запланированных, но фактически не понесенных расходов предыдущих периодов регулирования.
По указанным мотивам суд также не принимает во внимание ссылки административного истца на двойной учет затрат МУП «ЯТЭК» по статьям «арендная плата» (неподконтрольные расходы) и «приобретение топлива» (расходы на приобретение энергетических ресурсов) ввиду предоставления в орган регулирования недостоверных сведений, при том, что данное утверждение основано лишь на результатах прокурорской проверки, в рамках которой первичные бухгалтерские документы не исследовались.
Также суд не может согласиться с мнением прокурора об отсутствии правовых оснований для включения в НВВ Предприятия расходов на амортизацию имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП «ЯТЭК».
Пунктом 43 Основ ценообразования установлено, что сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 39 Методических указаний амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с приложением 4.10 к этим методическим указаниям по данным бухгалтерского учета регулируемой организации
В силу пункта 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года N 26н (далее - ПБУ 6/01), основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Пунктом 17 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года N 91н, согласно пункту 49 которых стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.
Согласно Учетной политике МУП "ЯТЭК" МУП «ЯТЭК», утвержденной приказом от 12 февраля 2018 года №18-т, начисление амортизации объектов основных средств производится линейным способом.
Как следует из представленных в тарифный орган документов, основные средства, переданные Предприятию в хозяйственное ведение на основании постановлений администрации г.Яровое Алтайского края, приняты к бухгалтерскому учету, начисление амортизации по объектам основных средств производилось линейным способом, что подтверждается ведомостью амортизации основных средств за 9 месяцев 2018 года, актами приема-передачи, инвентарными карточками учета объекта основных средств.
Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере бухгалтерского учета, запрета на начисление амортизации на имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования и закрепленное за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, не содержат.
Таким образом, затраты по данной статье были обоснованно учтены тарифным органом при расчете тарифа, что согласуется с правовой позицией, изложенной в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2019 года N25-АПА19-7.
Доводы административного истца о неверном распределении расходов в составе НВВ Предприятия при утверждении тарифов судом также проверены и отклонены по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2.1.23 Учетной политики МУП «ЯТЭК», ведение раздельного учета доходов и расходов осуществляется пот следующим видам деятельности: производство электроэнергии, передача электроэнергии, производство тепловой энергии, производство теплоносителя (вода), производство теплоносителя (пар), передача тепловой энергии и теплоносителя, сбыт тепловой энергии и теплоносителя, водоотведение, холодное водоснабжение.
На счете 20 «Основное производство» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ, в том числе производство тепловой энергии.
Общепроизводственные расходы (25 счет, кроме расходов транспортного участка, ремонтно-строительной службы), собранные по каждому подразделению отдельно, постатейно, ежемесячно распределяются на счет 20 «Основное производство» по видам продукции, произведенным в этом подразделении, пропорционально начисленной заработной плате основного производственного персонала этого подразделения.
Общепроизводственные расходы (25 счет, ремонтно-строительная служба), собранные по подразделению отдельно, постатейно, ежемесячно распределяются на счет 20 «Основное производство» между производством тепловой и электрической энергии, пропорционально начисленной заработной плате основного производственного персонала ТЭЦ (пункт 3.6.3 Учетной политики МУП «ЯТЭК»).
При этом для целей бухгалтерского учета пунктом 3.6.6 Учетной политики МУП «ЯТЭК» предусмотрено, что учет затрат на производство ведется с разделением на прямые, собираемые по дебету счета 20 «Основное производство», и косвенные, отражаемые по дебету счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
Для целей налогового учета на 2019 года МУП «ЯТЭК» предусмотрен перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказаниям услуг): материальные затраты в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации; расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг статья 255 Налогового кодекса Российской Федерации; суммы страховых взносов персоналу, участвующему в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; расходы на обязательное пенсионное страхование персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; суммы начисленной амортизации пот основным средствам, используемым при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. При этом к косвенных расходам относятся все иные расходы, не поименованные как прямые (пункты 6.3 и 6.5 Учетной политики МУП «ЯТЭК»).
Согласно пункту 103 Методических указаний к прямым расходам, относимым на производство тепловой энергии (мощности), относятся расходы на топливо и иные расходы, связанные исключительно с осуществлением деятельности по производству тепловой энергии (мощности). К косвенным расходам относятся расходы, связанные с осуществлением деятельности по производству тепловой и электрической энергии, не отнесенные к прямым расходам. Распределение косвенных расходов между производством тепловой и электрической энергией осуществляется органом регулирования одним из указанных ниже способов по предложению регулируемой организации: пропорционально полезному отпуску (или выработке) электрической и тепловой энергии; пропорционально расходам условного топлива; в соответствии с учетной политикой регулируемой организации.
На основе анализа представленных документов специалистами Управления доля отнесения затрат на производство тепловой энергии определена в соответствии с имеющимися данными статистических форм П-4 «Сведения о численности и заработной плате» в соответствии с Учетной политикой МУП «ЯТЭК».
Поскольку регулируемой организацией не представлены данные, свидетельствующие о том, что совместители и лица, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, не учтены в числе работников списочного состава; отсутствовали данные об основном месте работы совместителей и платежные документы, подтверждающие их включение либо невключение в фонд начисленной заработной платы работников, Тарифным органом расчет долей распределения затрат произведен без учета вышеуказанных лиц.
Такое решение в рассматриваемом случае в полной мере соответствует принципам соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения доступности тепловой энергии (мощности) для потребителей, а также принципу обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций на производство тепловой энергии (мощности)(статьи 3 и 7 Федерального закона о теплоснабжении).
При этом не могут быть приняты во внимание ссылки административного истца на различные подходы тарифного органа при расчете тарифов на поставляемую тепловую энергию и питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, так как решения об утверждении данных тарифов не относятся к предмету судебного контроля в рамках настоящего публичного спора.
В ходе судебного разбирательства судом отклонено ходатайство о назначении по делу судебной экономической экспертизы в связи с отсутствием оснований, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку исследование и анализ имеющихся в деле материалов не выявили вопросов, разрешение которых требует специальных знаний.
Кроме того отсутствуют основания для удовлетворения ходатайства представителя заинтересованного лица МУП «ЯТЭК» о прекращении производства по административному делу в части, так как оспариваемый нормативный правовой акт применялся и затрагивал права неопределенного круга лиц, следовательно, производство по настоящему делу не может быть прекращено в соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и, как следствии, не нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в удовлетворении административных исковых требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административных исковых требований первого заместителя прокурора Алтайского края в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о признании недействующими Приложения 1 «Долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на 2019 - 2023 годы для формирования тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии муниципального унитарного предприятия «Яровской теплоэлектрокомплекс», с использованием метода индексации установленных тарифов» в части определения базового уровня операционных расходов, Приложения 2 «Тарифы на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии муниципального унитарного предприятия «Яровской теплоэлектрокомплекс», на 2019-2023 годы» в части установления тарифа на тепловую энергию с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года, с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года, с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года, с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года, с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года, с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года, с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года, с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года, с 01 января 2023 года по 30 июня 2023 года, с 01 июля 2023 года по 31 декабря 2023 года к решению от 29 ноября 2018 года №358 (в редакции решений от 19 декабря 2019 года №500 и от 18 декабря 2020 года №512) «Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии муниципального унитарного предприятия «Яровской теплоэлектрокомплекс», на 2019-2023 годы».
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Судья Е.А. Бакланов
Мотивированное решение составлено 02 декабря 2021 года.