НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 15.06.2022 № 3А-114/2022

Дело №3а-114/2022

22OS0000-01-2021-002445-79

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2022 года г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе

председательствующего судьи Бакланова Е.А..

при секретаре Степаненко Е.Н.,

с участием прокурора Игнатьевой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фрица А. Г., Клейменовой Н. Ф., Тройниной В. Н. к Барнаульской городской Думе об оспаривании в части решения от 09 октября 2019 года №381 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Барнаула»,

УСТАНОВИЛ:

Фриц А.Г., Клейменова Н.В. и Тройнина В.Н. обратились в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Барнаульской городской Думе, требуя с учетом уточнения признать недействующим со дня принятия подпункт 2 пункта 2 Решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2019 года №381 "О налоге на имущество физических лиц на территории города Барнаула" в части установления ставки налога на имущество физических лиц равной 2 процентам, исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; обязать принять замещающий нормативный правовой акт, которым установить налоговую ставку с учетом налоговой базы, утвержденной приказом управления имущественных отношений Алтайского края от 11 октября 2019 года №97, с учетом недопустимого существенного увеличения налога по сравнению с предыдущим налоговым периодом. В обоснование административных исковых требований указано, что административные истцы являются собственниками объектов недвижимости, включенных в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В этой связи налог на имущество исчислен по налоговой ставке 2 процента от кадастровой стоимости данных объектов. Вместе с тем решение Барнаульской городской Думы в указанной части не соответствует положениям статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, размер налоговой ставки необоснованно завышен и нарушает права плательщиков – физических лиц. На момент принятия оспариваемого решения налоговая база не была сформирована, результаты определения кадастровой стоимости утверждены 11 октября 2019 года, вследствие чего налоговая нагрузка возросла в несколько раз. Какие либо расчеты, подтверждающие справедливость и обоснованность установления налоговой ставки в максимальной размере, не представлены. Также отсутствуют документы о составе Барнаульской городской Думы на момент принятия оспариваемого решения и сведения о наличии представления либо заключения главы г.Барнаула (т.1 л.д. 6-10, т.2 л.д.41-45, 237-245).

В судебном заседании представители административных истцов Фрица А.Г., Клейменовой Н.Ф. и заинтересованного лица Карамышева А.С.Ливинцева Я.В., представитель административного истца Тройниной В.Н.Хохлова Т.А. поддержали административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске и в письменных объяснениях (т.1 л.д.243-246, т.2 л.д.115, 116, 145,146, 149-152, 201-208). Аналогичную позицию в письменных заявлениях изложила представитель административного истца Фрица А.Г.Акимова У.С.

Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы . и представитель заинтересованного лица администрации г.Барнаула Степанов А.С. в судебном заседании возражали против заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на административные исковые заявления и дополнительных письменных возражениях (т.1 л.д.116-122, т.2 л.д.37-40, 75-90, 199-200).

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении административного дела не явились и об отложении судебного заседания не ходатайствовали. При этом управлением Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю представлены письменные возражения на административный иск (т.2 л.д. 33).

Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.

Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, показания свидетелей, а также заключение прокурора, полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив письменные материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Положениями статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 4 статьи 12, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа и находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 16, пункт 3 части 10 статьи 35 указанного Федерального закона).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания

Уставом городского округа – г.Барнаула Алтайского края, принятым решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года N71 (далее – Устав г.Барнаула), установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа (пункт 2 статьи 13).

Согласно статьям 34 и 35 Устава г.Барнаула представительным органом городского округа является Барнаульская городска Дума (далее также городская Дума), которая состоит из 40 депутатов, избираемых сроком на пять лет.

Законом Алтайского края от 13 декабря 2018 года N 97-ЗС установлена единая дата начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2020 года.

Решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2019 года №381 "О налоге на имущество физических лиц на территории города Барнаула" (далее также Решение от 09 октября 2019 года №381) с 01 января 2020 года на территории городского округа – г. Барнаула Алтайского края введен налог на имущество физических лиц и установлены ставки данного налога исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В частности ставка в размере 2,0 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2 пункта 2).

В дальнейшем в вышеуказанный нормативный правовой акт внесены изменения решением Барнаульской городской Думы от 30 октября 2020 года N 585 (далее – Решение от 30 октября 2020 года N 585) "О внесении изменений в решение городской Думы от 09.10.2019 N 381 "О налоге на имущество физических лиц на территории города Барнаула".

Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Алтайского края, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Барнаула, решение об удалении главы города в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности городской Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Алтайского края, настоящим Уставом. Нормативный правовой акт, принятый Городской Думой, направляется главе города Барнаула для подписания и обнародования в течение 10 дней со дня принятия. Решения по вопросам организации деятельности городской Думы и иным вопросам подписываются председателем городской Думы. Все решения Городская Дума принимает коллегиально. Решения Городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Барнаула, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Городской Думы, если иное не установлено Федеральным законом. Проекты правовых актов, внесенные в установленном порядке в Городскую Думу, подлежат обязательному рассмотрению на ее заседании с участием инициатора проекта. Нормативные правовые акты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств городского округа, иные нормативные правовые акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета города, рассматриваются Городской Думой по представлению главы города Барнаула либо при наличии заключения главы города Барнаула (части 1-5 статьи 82 Устава г.Барнаула).

В силу положений части 3 статьи 39 Устава г.Барнаула Заседание городской Думы правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания городской Думы проводятся не реже одного раза в три месяца.

Решением Барнаульской городской Думы от 02 июня 2017 года N821 утвержден Регламент Барнаульской городской Думы (далее – Регламент).

В соответствии с Регламентом очередные заседания городской Думы созываются председателем городской Думы по мере необходимости раз в месяц, но не реже одного раза в три месяца. Внеочередные заседания городской Думы созываются председателем городской Думы по предложению постоянного профильного комитета городской Думы, главы города Барнаула (далее - глава города), а также не менее одной трети от установленного числа депутатов без обязательного соблюдения сроков и порядка оповещения депутатов (части 2 и 3 статьи 4).

Согласно части 2 статьи 20 Регламента Проекты нормативных правовых актов городской Думы, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета города Барнаула, могут быть внесены на рассмотрение городской Думы только по инициативе главы города или при наличии заключения главы города.

Сопроводительным письмом от 25 сентября 2019 года первый заместитель главы администрации г.Барнаула Франк В.Г. (исполнявший обязанности главы города на основании части 8 статьи 45 Устава г.Барнаула, решений городской Думы от 15 августа 2019 года №338 и 30 августа 2019 года №339) направил в городскую Думу проект решения "О налоге на имущество физических лиц на территории города Барнаула" с пояснительной запиской. В тот же день указанные документы поступили в представительный орган (вх.№В-514).

27 сентября 2019 года проект данного решения обсуждался на заседании комиссии по проведению общественной независимой экспертизы проектов решений городской Думы в области бюджетного и (или) налогового законодательства, по результатам которого принято решение согласиться с представленным документов и рекомендовать его к утверждению.

Кроме того, на указанный проект решения получены положительные заключения Счетной палаты г.Барнаула от 01 октября 2019 года и Экспертной комиссии по проведению общественной независимой экспертизы проектов решений городской Думы в области бюджетного и (или) налогового законодательства.

Из протокола заседания городской Думы от 09 октября 2019 года следует, что на нем присутствовало 37 депутатов из установленных Уставом г.Барнаула 40 депутатов, рассмотрен включенный в повестку дня вопрос о проекте решения "О налоге на имущество физических лиц на территории города Барнаула", решение принято большинством голосов от установленной численности депутатов, за его принятие проголосовало 28 депутатов.

Оспариваемое Решение от 09 октября 2019 года №381 подписано первым заместителем главы администрации г.Барнаула Франком В.Г. и опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" N 154 от 12 октября 2019 года.

Таким образом, вопреки доводам административных истцов, заинтересованного лица и их представителей, требования положений Устава г.Барнаула и Регламента к составу, численности, кворуму и процедуре принятия оспариваемого решения были соблюдены (т.1 л.д.123-140, 165,166, т.2 л.д.209-226), он опубликован в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты г.Барнаула (т.1 л.д.166-189), и внесен в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края (т.2 л.д.198).

Вышеуказанные требования соблюдены и в отношении Решения от 30 октября 2020 года N 585, проект которого внесен в городскую Думу главой города 16 октября 2020 года с пояснительной запиской. Данное решение принято посредством опроса депутатов в соответствии со статьей 33 Регламента и на основании распоряжения председателя городской Думы от 26 декабря 2020 года №12. Опрос осуществлялся с помощью опросного листа, в котором указываются фамилии депутатов, вопрос, по которому проводится голосование, дата его проведения. Решение представительного органа принято большинством голосов от установленной численности депутатов, подписано главой города Франком В.Г. и опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" 04 ноября 2020 года (т.1 л.д.141-164, 190-199, т.2 л.д.125-144).

Из материалов дела следует, что административный истец Фриц А.Г. является собственником «иных строений, помещений и сооружений» с кадастровыми номерами ***. Административному истцу Клейменовой Н.Ф. также принадлежат «иные строения, помещения и сооружения» с кадастровыми номерами ***, административному истцу Тройниной В.Н. - «иные строения, помещения и сооружения» с кадастровыми номерами ***.

Вышеуказанные объекты недвижимости, расположенные на территории , включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный приказом Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от 21 ноября 2019 года N43/Пр/110.

Административные истцы, в силу статей 400 - 401 Налогового кодекса Российской Федерации, являются плательщиками налога на имущество физических лиц, в связи с чем ими оспаривается подпункт 2 пункта 2 Решения от 09 октября 2019 года №381 в части налоговой ставки ставка в размере 2,0 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, со ссылкой на его несоответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Такое утверждение суд отвергает по следующим основаниям.

Основные начала законодательства о налогах и сборах установлены статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (пункт 2). Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 2 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт по вопросам налогов, сборов, страховых взносов признается не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, если такой акт вводит обязанности, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, или изменяет определенное Налоговым кодексом Российской Федерации содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, указанные в пункте 1 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 данной статьи.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (в этом случае и далее по тексу в редакции закона, действовавшего на период принятия оспариваемого нормативного правового акта), устанавливая налог на имущество физических лиц, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, и особенности определения налоговой базы в соответствии с этой же главой Налогового кодекса Российской Федерации.

В статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

Положениями статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, было установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения регламентирован положениями статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей (пункт 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливались нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 приведенной статьи.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливались в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 данного Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 названного Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации).

Доводы административных истцов о том, что при установлении налоговой ставки размере 2 процента в отношении налога на имущество физических лиц не учтена фактическая способность налогоплательщика к уплате налога поводом для признания оспариваемой нормы недействующей не являются.

Налоговая ставка применена к объектам налогообложения, указанным в подпункте 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно налоговым уведомлениям административный истец Фриц А.Г. является собственником «иных строений, помещений и сооружений», кадастровая стоимость которых варьируется от 2815597 рублей до 65116334 рублей; кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих Клейменовой Н.Ф., составляет 5485581 рубль и 6263156 рублей; кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих Тройниной В.Н., составляет 26450691 рубль, 126471637 рублей и 1433355 рублей (т.1 л.д. 24-40).

Оспариваемые положения, предполагают применение одинаковых ставок налога на имущество физических лиц в отношении всех объектов, являющихся объектами налогообложения, используемых в коммерческих целях, что соответствует общим принципам налогообложения и отвечает критериям дифференцированного подхода, определенного пунктом 5 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из представленных материалов, рост размера налоговых обязательств по сравнению с уровнем таких обязательств за предыдущий налоговый период обусловлен увеличением кадастровой стоимости объектов недвижимости по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.

В то же время, гражданин-налогоплательщик не лишен возможности повлиять на величину налоговой базы, обратившись с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд (статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), а также в бюджетное учреждение в сфере государственной кадастровой оценки (статья 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").

Суд не разделяет позицию административных истцов, которая фактически сводится к несогласию с размером установленной ставки налога на имущество физических лиц.

Решением от 30 октября 2020 года N 585 размер ставки налога на имущество физических лиц установлен на прежнем уровне в размере 2 процента, в пределах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, оспариваемым муниципальным нормативным правовым актом права, свободы и законные интересы указанных лиц не нарушаются.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь именно экономическое основание, а не обоснование, как утверждают административные истцы.

Подобный правовой подход сформулирован в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 11-АПА19-9.

Применительно к обстоятельствам настоящего административного дела экономическим основанием налога на имущество физических лиц является факт нахождения в собственности объектов недвижимого имущества, которые с экономической точки зрения в процессе их эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли.

Что же касается обоснования, то законодательство Российской Федерации о налогах и сборах обязательного приведения обоснования величины налоговой ставки непосредственно в самом нормативном правовом акте не требует.

Следует отметить, что в соответствии с положениями части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

При этом налог на имущество физических лиц является одним из источников формирования доходной части бюджета муниципального образования, средства от уплаты налогов, направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления поселения.

Пунктом 1.13 Программы мероприятий по росту доходного потенциала и оптимизации расходов консолидированного бюджета Алтайского края на 2019 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Алтайского края от 23 августа 2019 года N 321-р, предусмотрен переход на исчисление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости, в том числе установление максимальной ставки, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации.

Как следует из информации комитета по финансам, налоговой и кредитной политике в период 2019 – 2022 годов бюджет г.Барнаула является дефицитным (т.2 л.д.230).

Установление ставок налога на имущество физических лиц было предметом обсуждения на заседании рабочей группы по вопросу «Об увеличении налогового потенциала в рамках формирования бюджета города на 2020 годи плановый период 2021 и 2022 годов» 06 сентября 2019 года. Согласно пояснительной записке к проекту решения «О налоге на имущество физических лиц на территории города Барнаула» при установлении предлагаемых размеров ставок имущественного налога объем начислений оценивается в 961,5 млн.рублей, объем дополнительных начислений расчетно составит 255,2 млн. рублей (без учета собираемости ) (т.1 л.д. 133,134, т.2 л.д. 234-236).

Кроме того, экономическое обоснование налоговых ставок обсуждалось на заседании комиссии по проведению общественной независимой экспертизы проектов решений городской Думы в области бюджетного и (или) налогового законодательства, которая в экспертном заключении отметила, что проводимая налоговая политика в городе направлена на обеспечение финансовой стабильности и поддержку социально незащищенных групп населения (т.2 л.д. 194-195). Исходя из пояснительной записки для указанной комиссии, при снижении ставки для индивидуальных жилых домов бюджет города недополучит 113,9 млн.рублей. По торговым и офисным центрам, включенным в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, размер налогового платежа с 1 кв.м составляет 385 рублей в год, при этом средний размер арендной платы в таких объектах на 1 кв.м составляет 500 рублей в месяц (т.2 л.д.189-191).

Вышеуказанное Экспертное заключение на проект решения городской Думы «О налоге на имущество физических лиц на территории города Барнаула» изучено на заседании комиссии по проведению общественной независимой экспертизы проектов решений городской Думы в области бюджетного и (или) налогового законодательства, в результате чего 27 сентября 2019 года принято решение согласиться с предложенным проектом решения и рекомендовать его к утверждению городской Думой (т.2 л.д.187,188).

Также нельзя признать обоснованными ссылки административных истцов на несоблюдение административным ответчиком требований пункта 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества по налогу на имущество организаций при разрешении настоящего спора не применимы, имея в виду, что в силу положений пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения по местному налогу могут устанавливаться представительными органами муниципальных образований.

Применительно к сфере налоговых отношений это означает, что конституционный принцип равенства не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к установлению различных систем налогообложения для налогоплательщиков, а именно для физических и юридических лиц - в случае, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами, включая экономические характеристики объекта налогообложения и налогооблагаемой базы. Законодательное регулирование, которое имеет целью обеспечить одинаковый объем правовых гарантий каждому налогоплательщику и вместе с тем позволяет учитывать юридически значимые и объективно обусловленные различия между отдельными категориями налогоплательщиков, не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства (например, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2004 года N 14-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года N 451-О, от 2 апреля 2009 года N 478-О-О, от 29 марта 2016 года N 697-О, от 12 ноября 2020 года N 2596-О и др.).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При разрешении настоящего публичного спора судом установлено, что оспариваемое в части решение Барнаульской городской Думы по своему содержанию соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административных исковых требований Фрица А. Г., Клейменовой Н. Ф., Тройниной В. Н. к Барнаульской городской Думе об оспаривании в части решения от 09 октября 2019 года №381 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Барнаула».

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.

Судья Е.А. Бакланов

Мотивированное решение составлено 29 июня 2022 года.