НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 15.02.2024 № 3А-14/2024

Дело № 3а-14/2024

22OS0000-01-2023-000836-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2024 года г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Кайгородовой О.Ю.,

при секретаре Любимовой А.В.,

с участием прокурора Хворова И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску индивидуального предпринимателя Ефанова М. В. к Правительству Алтайского края о признании недействующим абзаца 5 пункта 2.2, подпункта «д» пункта 2.4 Положения о ежегодном краевом конкурсе «Проекты Национальной технологической инициативы», утвержденного Постановлением Правительства Алтайского края № 362 от 10 октября 2017 года в редакции постановления Правительства Алтайского края № 214 от 19 июня 2023 года,

у с т а н о в и л:

Ефанов М.В. обратился в Алтайский краевой суд с административным иском, в котором просит признать не действующим со дня принятия абзац 5 пункта 2.2, подпункта «д» пункта 2.4 Положения о ежегодном краевом конкурсе «Проекты Национальной технологической инициативы», утвержденного Постановлением Правительства Алтайского края № 362 от 10 октября 2017 года в редакции постановления Правительства Алтайского края № 214 от 19 июня 2023 года (далее по тексту Положение).

В обоснование заявленных требований указано, что постановлением Правительства Алтайского края от 19 июня 2023 №214 внесены изменения в Положение о ежегодном краевом конкурсе «Проекты Национальной технологической инициативы», утверждённого Постановлением Правительства Алтайского края № 362 от 10 октября 2017, а именно п. 2.2 изложен в новой редакции, дополнен абзацем 5 в соответствии с которым участники Конкурса на дату подачи заявки должны иметь в составе среднесписочной численности работников в течение периода с января текущего года по месяц, предшествующий месяцу предоставления документов для участия в отборе, не менее одного работника. Пункт 2.4 дополнен пп. «д» в соответствии с которым участник Конкурса предоставляет главному распорядителю заявку, которая включает, в том числе, сведения о численности работников за период с января текущего года по месяц, предшествующий месяцу предоставления документов для участия в отборе.

Административный истец полагает, что положения оспариваемого нормативного правового акта, в части установления необходимости иметь в составе среднесписочной численности не менее одного работника, являются незаконными, нарушают права Ефанова М.В., лишают его возможности участия в Конкурсе, поскольку последний является индивидуальным предпринимателем, оплачивающим налог на профессиональный доход, то есть является самозанятым, занимается инновационной деятельностью самостоятельно и не имеет в своем штате работников.

Указывает, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат федеральному законодательству, в частности ст.ст. 2,4,7,16.1,16.3 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике; Федеральному закону от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ « О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», а также требованиям законодательства Алтайского края, в частности ст.ст. 3,5.8 Закона Алтайского края от 04 сентября 2013 года № 46-ЗС "О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае"; п. 15 постановления Правительства Алтайского края от 29 декабря 2022 года № 530 "О мерах по реализации закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" и ставят административного истца в неравное положение с другими индивидуальными предпринимателями, которые используют другой налоговый режим и имеют в своем штате работников.

В судебном заседании административный истец, представитель административного истца Колесникова О.А. настаивали на удовлетворении заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в административном иске, в том числе с учетом уточнения требований /л.д. 160 /.

Представитель административного ответчика Свистунова Ю.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве /л.д.53 / полагала, что нормативный правовой акт принят в пределах полномочий принявшего его органа и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Указала, что целью государственного регулирования в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является не только финансовая поддержка предпринимателей, но и решение социальных задач (создание рабочих мест), а также увеличение налоговых поступлений в бюджет. Целью оспариваемых административным истцом положений Правительства Алтайского края № 362 от 10 октября 2017 года, в редакции постановления Правительства Алтайского края № 214 от 19 июня 2023 года, также является поддержка хозяйствующих субъектов, имеющих официально трудоустроенных работников. Орган государственной власти, уполномоченный на издание соответствующего нормативного правового акта о предоставлении субсидий, обладает достаточной свободой усмотрения в вопросах предоставления субсидий, что связано с особенностями расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством.

Представитель заинтересованного лица Минэкономразвития Алтайского края Алейников Е.С. полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск /л.д.173 /.

Пояснил, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству, а также законодательству субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Алтайского края от 29 декабря 2022 года № 530 «О мерах по реализации закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрены требования, которым, в том числе, должны соответствовать участники Конкурса. При этом перечень требований к участникам отбора, как и перечень критериев отбора получателей субсидий, не является исчерпывающим и закрытым, довод административного истца о незаконности установления каких-либо иных, помимо перечисленных в Постановлении требований и критериев основан на ошибочном толковании норм материального права.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Хворова И.А., полагавшего заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Алтайского края от края № 362 от 10 октября 2017 года утверждено Положение о ежегодном краевом конкурсе «Проекты Национальной технологической инициативы, которое опубликовано 11.10.2017 на официальном интернет-портале правовой информации - www.pravo.gov.ru, номер опубликования 2200201710110001 и включено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 16.12.2018.

Постановление Правительства Алтайского края от 07.09.2018 № 356 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 10.10.2017 № 362» опубликовано 10.09.2018 на официальном интернет-портале правовой информации - www.pravo.gov.ru, номер опубликования 2200201809100001 и включено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 28.09.2018.

Постановление Правительства Алтайского края от 26.08.2019 № 320 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 10.10.2017 № 362» опубликовано 27.08.2019 на официальном интернет-портале правовой информации - www.pravo.gov.ru, номер опубликования 2200201908270001 и включено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 10.09.2019.

Постановление Правительства Алтайского края от 14.05.2020 № 217 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 10.10.2017 № 362» опубликовано 15.05.2020 на официальном интернет-портале правовой информации - www.pravo.gov.ru, номер опубликования 2200202005150005 и включено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 03.06.2020.

Постановление Правительства Алтайского края от 05.08.2021 № 293 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 10.10.2017 № 362» опубликовано 05.08.2021 на официальном интернет-портале правовой информации - www.pravo.gov.ru, номер опубликования 2200202108050005 и включено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 13.09.2021.

Постановление Правительства Алтайского края от 22.02.2022 № 49 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 10.10.2017 № 362» опубликовано 24.02.2022 на официальном интернет-портале правовой информации - www.pravo.gov.ru, номер опубликования 2200202202240006 и включено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 24.03.2022.

Постановление Правительства Алтайского края от 29.08.2022 № 310 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 10.10.2017 № 362» опубликовано 29.08.2022 на официальном интернет-портале правовой информации - www.pravo.gov.ru, номер опубликования 2200202208290001 и включено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 19.09.2022.

Постановление Правительства Алтайского края от 19.06.2023 № 214 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 10.10.2017 № 362» опубликовано 19.06.2023 на официальном интернет-портале правовой информации -www.pravo.gov.ru, номер опубликования 2200202306190006 и включено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 13.07.2023.

Оспариваемое постановление Правительства Алтайского края является нормативным правовым актом, так как отвечает признакам нормативности, а именно, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам проведения ежегодного конкурса проектов национальной технологической инициативы в Алтайском крае, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Оспариваемое Постановление от 10 октября 2017 № 362, в том числе в редакции постановления Правительства Алтайского края от 19.06.2023 № 214 «О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 10 октября 2017 № 362, принято Правительством Алтайского края в пределах своей компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме и виду указанного нормативного правового акта, процедуре его принятия, порядку его регистрации и опубликования и административным истцом по данным основаниям, не оспаривается.

Как следует из представленных в материалы дела сведений и документов, Ефановым М.В. была подана заявка на участие в ежегодном краевом конкурсе «Проекты национальной технологической инициативы в 2023 году». Приказом Минэкономразвития Алтайского края от 13 октября 2023 года № 60 утвержден список участников, не допущенных к участию в конкурсе в Приложении №2 к которому под номерами 1 и 2 указан ИП Ефанов М.В. В качестве причины не допуска указано – отсутствуют сведения о численности работников за период с января текущего года по месяц, предшествующий месяцу представления документов для участия в отборе.

Таким образом, Ефанов М.В. является субъектом регулируемых отношений и вправе обратиться в суд с данным административным иском.

Разрешая заявленные административные исковые требования по существу, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Алтайского края № 362 от 10 октября 2017 года в редакции постановления Правительства Алтайского края № 214 от 19 июня 2023 года утверждено Положение о ежегодном краевом конкурсе «Проекты Национальной технологической инициативы» (далее по тексту Положение), которое определяет цели, условия и порядок организации и проведения ежегодного Конкурса.

Пунктом 2.2 Положения определены критерии отбора получателей субсидий, которым должны соответствовать участники Конкурса. В абзаце 5 в качестве критерия указано, что участники Конкурса должны иметь в составе среднесписочной численности работников в течение периода с января текущего года по месяц, предшествующий месяцу представления документов для участия в отборе, не менее одного работника.

Подпунктом «д» пункта 2.4 Положения предусмотрено, что участник Конкурса представляет главному распорядителю заявку, которая включает, в том числе, сведения о численности работников за период с января текущего года по месяц, предшествующий месяцу представления документов для участия в отборе.

Оспаривая данные положения нормативного правового акта, административный истец ссылается на то обстоятельство, что является индивидуальным предпринимателем, осуществляет инновационную деятельность в своих интересах единолично, применяет налоговой режим – налог на профессиональный доход для самозанятых, не имеет в своем штате ни одного работника, в связи с чем лишен возможности участия в Конкурсе. Тем самым поставлен в неравное положение с другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые имеют в штате работников.

Бюджетным кодексом Российской Федерации в статье 78 определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункты 1 и 2 пункта 3 названной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Из бюджета субъекта Российской Федерации названные выше субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 этой же статьи).

Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в период принятия оспариваемого нормативного правового акта были установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 (далее по тексту Общие требования).

Согласно подпункту "д" пункта 3 Общих требований в целях определения общих положений о предоставлении субсидий указываются категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).

Пунктом 4 Общих требований определен состав информации, подлежащей указанию при определении условий и порядка предоставления субсидий, в том числе при необходимости могут быть установлены иные требования, определенные правовым актом, которым должны соответствовать получатели субсидий.

В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона Алтайского края от 04.09.2013 № 46-ЗС «О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае» критерии отбора субъектов инновационной деятельности, цели, условия, срок предоставления, порядок предоставления и порядок возврата субсидий (грантов) в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, утверждаются Правительством Алтайского края.

В силу положений подпункта 101 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными организациями субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансовое обеспечение полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (пункты 3, 4 статьи 48 Федерального закона N 414-ФЗ).

Учитывая принцип самостоятельности бюджетов, установленный статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). При этом в силу положений статей 33, 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации на субъектах Российской Федерации лежит обязанность самостоятельно обеспечивать сбалансированность собственных бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Исходя из приведенных законоположений, субъекты Российской Федерации, участвуя в реализации государственной политики в экономическом развитии и инновационной деятельности, вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в указанной сфере, определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счет бюджетных средств, а также цели, условия и порядок их предоставления, которые не могут противоречить федеральным законам, а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В связи с изложенным установление в оспариваемом Положении дополнительных требований к участникам отбора на участие в Конкурсе для предоставления субсидии, в том числе в виде требования иметь в составе среднесписочной численности работников в течение периода с января текущего года по месяц, предшествующий месяцу представления документов для участия в отборе, не менее одного работника не может рассматриваться как ущемляющее права административного истца и противоречащее нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Целью государственного регулирования в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является не только финансовая поддержка предпринимателей, но и решение социальных задач (создание рабочих мест), а также увеличение налоговых поступлений в бюджет, поддержка хозяйствующих субъектов, имеющих официально трудоустроенных наемных работников.

Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе претендовать на получение субсидии лишь в случаях, прямо предусмотренных нормативно-правовым регулированием, принятым уполномоченными органами, которые обладают достаточной свободой усмотрения в вопросах ее предоставления, что связано с особенностями расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством.

Оспариваемые пункты Положения о ежегодном краевом конкурсе «Проекты Национальной технологической инициативы» не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права административного истца в указанном в иске аспекте.

Вопреки доводам административного истца, постановление Правительства Алтайского края от 29 декабря 2022 года № 530 «О мерах по реализации закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» по отношению к оспариваемому Положению о ежегодном краевом конкурсе «Проекты Национальной технологической инициативы» не имеет большей юридической силы, следовательно, не может ему противоречить. Более того, перечень требований, которым должны соответствовать участники отбора, предусмотренный данным Постановлением не является закрытым, поскольку предусматривает требования, которым в том числе должны соответствовать участники отбора.

Также подлежат отклонению доводы административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству, в частности ст.ст. 2,4,7,16.1,16.3 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике; Федеральному закону от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ « О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», а также требованиям законодательства Алтайского края, в частности ст.ст. 3,5.8 Закона Алтайского края от 04 сентября 2013 года № 46-ЗС "О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае".

Вышеприведенные положения Законов носят общий характер и не регулируют вопросы установления порядка проведения краевых конкурсов на предоставления грантов (субсидий) из средств бюджетов субъекта Российской Федерации.

Федерального закона или иного нормативного правового акта большей юридической силы, которым бы противоречило в оспариваемой части Положение о ежегодном краевом конкурсе «Проекты Национальной технологической инициативы», не имеется.

С учетом изложенного, требования административного истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175 - 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административные исковые требования Ефанова М. В. оставить без удовлетворения в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Ю. Кайгородова

Мотивированное решение изготовлено 27 февраля 2024 года.