Дело № 3а-488/2021
22OS0000-01-2021-000270-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2021 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Соболевой С.Л.,
при секретаре Поповой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Алтайского края в защиту интересов Алтайского края, неопределенного круга лиц к Правительству Алтайского края о признании не действующим в части нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
02 октября 2020 года Правительством Алтайского края вынесено постановление № 421 «Об определении размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения» (далее – Постановление № 421).
В приложении к данному постановлению установлено, что исходное значение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при превышении допустимых нагрузок на ось при их движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, равно нулю для тяжеловесных транспортных средств:
осуществляющих перевозку грузов, необходимых для предотвращения и (или) ликвидации последствий стихийных бедствий, устранения аварий и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на основании письменного обращения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю;
принадлежащих организациям агропромышленного комплекса, включенным в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Алтайского края, которые производят, перерабатывают сельскохозяйственную продукцию и перевозят жидкие грузы (горюче-смазочные материалы, сырое молоко, молочную и подсырную сыворотку, сливки, растительное масло и свекловичную мелассу), на основании письменных обращений таких организаций;
принадлежащих организациям, осуществляющим дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального и местного значения в Алтайском крае и перевозящим неделимые грузы, на основании письменных обращений таких организаций.
Обращения о применении величины размера причиняемого вреда равного нулю направляются в Министерство транспорта Алтайского края в соответствии с порядком, установленным Министерством транспорта Алтайского края.
Постановление № 421 опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), номер публикации ***, внесено в Федеральный регистр нормативных правовых актов 9 ноября 2020 года, государственный регистрационный номер ***
Первый заместитель прокурора Алтайского края обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацев 1-5 под сноской <*> Приложения к постановлению Правительства Алтайского края от 02 октября 2020 года № 421 «Об определении размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения».
Требования мотивированы тем, что в силу статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2020 года № 67, внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, является обязательным для всех владельцев тяжеловесных транспортных средств, исключений для отдельных категорий владельцев транспортных средств, предполагающих освобождение от внесения такой платы федеральным законодательством, не предусмотрено, соответственно, оспариваемое постановление, предполагающее исходное значение вреда равное нулю для отдельных категорий владельцев транспортных средств, противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В судебном заседании помощник прокурора Фомина П.В. настаивала на удовлетворении административных исковых требований по изложенным в административном исковом заявлении и дополнительных письменных пояснениях доводам.
Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам письменного отзыва, согласно которым нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органом государственной власти с соблюдением процедуры принятия нормативного правового акта и не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель заинтересованного лица Министерства транспорта Алтайского края ФИО2 поддержала позицию административного ответчика в полном объеме.
Представитель КГКУ «Алтайавтодор» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем суд, руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Исходя из положений подпункта 11 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ, части 1 статьи 4 и пункта 8 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 443-ФЗ) отношения в области организации дорожного движения в Российской Федерации регулируются законодательством Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Законом № 443-ФЗ.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ), в силу пункта 1 статьи 31 которого движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
Пунктом 7 статьи 12 Закона № 257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Согласно части 12 статьи 31 Закона № 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения (часть 13 статьи 31 Закона № 257-ФЗ).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Алтайском крае регулируются Законом Алтайского края от 3 декабря 2008 года № 123-ЗС «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Алтайском крае».
В силу пункта 11 статьи 8 данного Закона определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, отнесено к полномочиям Правительства Алтайского края.
Таким образом, Правительство Алтайского края является уполномоченным органом по определению размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения.
В соответствии с Федеральным законом № 257-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 67 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.
Порядок расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами определен в Методике расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, являющейся приложением к указанным Правилам (далее – Методика).
Согласно пункту 3 Методики размер вреда при превышении значений допустимых нагрузок на одну ось рассчитываются по формуле, приведенной в данном пункте, в которой используется исходное значение размера вреда при превышении допустимых нагрузок на ось транспортного средства для автомобильной дороги, приведенное в таблице 2.
В примечании к таблице 2 установлено, что приведенные в таблице 2 параметры предназначены для автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Исходное значение размера вреда и постоянные коэффициенты для региональных или межмуниципальных и муниципальных автомобильных дорог устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Закона № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным Законом.
Согласно части 2 статьи 31 названного Закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Для получения разрешения в отношении движения тяжеловесного транспортного средства требуются условия, поименованные в пунктах 1, 2 части 6 статьи 31 Закона, одним из которых является возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
На основании подпункта 9 пункта 39 Приказа Минтранса России от 05 июня 2019 года № 167 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если заявитель не внес плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам тяжеловесным транспортным средством и не предоставил копии платежных документов, подтверждающих такую оплату.
Пунктом 41 Порядка предусмотрен упрощенный порядок получения специального разрешения, установлено, что заявление о пропуске тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, направляемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также специализированных транспортных средств телеканалов, радиоканалов и иных вещателей (передвижных телевизионных станций, состоящих из основного и вспомогательного транспортного средства, груз которых составляет оборудование, необходимое для проведения съемок, и мобильных энергетических комплексов, направляемых на проведение съемок и трансляций), рассматривается уполномоченным органом в течение одного рабочего дня с даты его поступления.
В случае выдачи специального разрешения уполномоченным органом в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, документы, предусмотренные подпунктом 4 пункта 9 настоящего Порядка, а также подтверждающие оплату платежей за возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам тяжеловесным транспортным средством, представляются заявителем в течение пяти рабочих дней со дня выдачи специального разрешения.
Следовательно, для получения специального разрешения заявителю в любом случае необходимо внести плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам тяжеловесным транспортным средством, исключений в указанном Порядке не предусмотрено.
Таким образом, как следует из системного толкования приведенных норм, обязанность по возмещению вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам, возложена федеральным законодательством на всех без исключения владельцев транспортных средств в зависимости от классификации транспортных средств (транспортные средства, осуществляющих перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов) при превышении ими предельно допустимых показателей за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества.
Реализуя вышеприведенные законоположения, 02 октября 2020 года Правительством Алтайского края, являющимся уполномоченным органом, принято оспариваемое в части постановление № 421 «Об определении размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения».
Вместе с тем, установив размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при их движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, для тяжеловесных транспортных средств: осуществляющих перевозку грузов, необходимых для предотвращения и (или) ликвидации последствий стихийных бедствий, устранения аварий и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на основании письменного обращения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю; принадлежащих организациям агропромышленного комплекса, включенным в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Алтайского края, которые производят, перерабатывают сельскохозяйственную продукцию и перевозят жидкие грузы (горюче-смазочные материалы, сырое молоко, молочную и подсырную сыворотку, сливки, растительное масло и свекловичную мелассу), на основании письменных обращений таких организаций; принадлежащих организациям, осуществляющим дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального и местного значения в Алтайском крае и перевозящим неделимые грузы, на основании письменных обращений таких организаций равным нулю, Правительство Алтайского края фактически освободило отдельных владельцев транспортных средств от оплаты в счет возмещения вреда в зависимости от осуществляемого ими определенного вида экономической деятельности и цели организации перевозки тяжеловесным транспортом.
Тем самым Правительство Алтайского края установило иной порядок получения специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспорта без возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, притом что полномочиями по освобождению от возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, Правительство Алтайского края не наделено.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; эффективности использования бюджетных средств.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 31 января 2020 года № 67 «Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, или в доход бюджета субъекта Российской Федерации, или в доход местных бюджетов, или в доход собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 7.1 Закона Алтайского края от 03 сентября 2007 года № 75-ЗС «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае» дорожный фонд Алтайского края - часть средств краевого бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также оказания финансовой помощи муниципальным образованиям для обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Алтайского края утверждается законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее прогнозируемого объема в том числе доходов краевого бюджета от платежей в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, зачисляемых в краевой бюджет.
Таким образом, освобождая отдельные категории собственников тяжеловесных транспортных средств от возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, Правительство Алтайского края способствует недопоступлению в краевой бюджет доходов от указанных платежей, что влечет недофинансирование дорожной деятельности в крае.
Доводы административного ответчика о том, что установление исходного значения размера вреда равным нулю не является освобождением от уплаты денежных средств в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, безосновательны, поскольку установление исходного значения размера вреда равным нулю не предполагает внесение платы в счет возмещения вреда, и по сути является освобождением от ее несения.
То обстоятельство, что, как указывают административный ответчик и заинтересованное лицо, с момента принятия оспариваемого постановления предоставленная этим нормативным актом возможность оформления специальных разрешений без внесения платы в счет возмещения вреда была использована только в двух случаях, не может свидетельствовать об отсутствии нарушения прав, в защиту которых обратился в суд прокурор с настоящим иском, учитывая, что оспариваемый нормативный акт является действующим.
Ссылка на необходимость учета в данном случае позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 39-Г11-22 по аналогичному спору, также несостоятельна, поскольку на момент вынесения вышеуказанного определения отсутствовала методика определения размера вреда, причиняемого автомобильным дорогам тяжеловесными транспортными средствами.
В настоящее время Правилами возмещения вреда, методикой расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, положениями федерального законодательства прямо предусмотрено обязательное внесение платы в счет возмещения вреда автомобильным дорогам владельцами тяжеловесных транспортных средств, в то время как установление исходного значения размера вреда для отдельных категорий владельцев тяжеловесных транспортных средств равным нулю приводит к невозможности возмещения вреда, вопреки требованиям действующего законодательства.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора первого заместителя прокурора Алтайского края в защиту интересов Алтайского края, неопределенного круга лиц и признании не действующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацы 1-5 под сноской <*> Приложения к постановлению Правительства Алтайского края от 02 октября 2020 года № 421 «Об определении размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения».
В силу части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 33 Закона Алтайского края от 09 ноября 2006 года №122-ЗС «О правотворческой деятельности» сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете «Алтайская правда».
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административные исковые требования первого заместителя прокурора Алтайского края в защиту интересов Алтайского края, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать абзацы 1-5 под сноской <*> Приложения к постановлению Правительства Алтайского края от 02 октября 2020 года № 421 «Об определении размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения» не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Судья С.Л. Соболева
Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2021 года.