Алтайский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Алтайский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 3-86-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Барнаул 10 октября 2011 г.
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего К. О.П.
при секретаре З. Н.А.
с участием прокурора С. И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Б. о признании недействующими пункта 3 части 1 статьи 3 и части 4 статьи 3 Закона Алтайского края «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае» № 148-ЗС,
у с т а н о в и л :
Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 26 декабря 2006 г. № 731 принят Закон Алтайского края от 29 декабря 2006 г. № 148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае» (далее - Закон № 148-ЗС), который опубликован в печатных изданиях «Алтайская правда», № 8-9, 18.01.2007 г., «Сборник законодательства Алтайского края», № 128, ч.2, 2006 г.
Пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона № 148-ЗС предусмотрено, что многодетным семьям предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсационные выплаты на питание для учащихся общеобразовательных учреждений.
Частью 4 статьи 3 названного Закона установлено, что размер компенсационных выплат на питание для учащихся общеобразовательных учреждений определяется в соответствии с законом Алтайского края от 05 марта 2005 года № 10-ЗС «О компенсационных выплатах на питание студентам и обучающимся в краевых государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, нуждающимся в социальной поддержке».
В соответствии с ч.1 ст.2 названного Закона №10-ЗС размер компенсационных выплат на питание в течение учебного года, за исключением выходных, праздничных дней и каникулярного периода, на одного студента и обучающегося устанавливается законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Б., являющаяся многодетной матерью, обратилась в суд с заявлением о признании недействующими вышеназванных положений (ошибочно указав, что п.3 содержится в части 2, а не в части 1 статьи 3 Закона), сославшись на их противоречие Указу Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», в соответствии с которым обеспечение питанием учащихся общеобразовательных учреждений является бесплатным и не указан период, в течение которого производится данное обеспечение.
По мнению заявителя, предусмотренная оспариваемыми нормами мера социальной поддержки не обеспечивает того уровня поддержки, который предоставлен федеральным законодательством, поскольку вместо натурального предоставления определяет денежную компенсацию данной меры, размер которой не покрывает соответствующих расходов, которые многодетная семья несет не только в течение учебного, но и всего календарного года.
В судебное заседание Б. не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещена.
Представитель Алтайского краевого Законодательного Собрания Ф. возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что нормативно-правовой акт, положения которого оспариваются, принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, предоставляет дополнительные меры социальной поддержки многодетным семьям, указанные меры поддержки являются расходным обязательством Алтайского края.
Прокурор С. в заключении просила суд оставить заявление без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
По смыслу приведенных конституционных положений, реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов.
Пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 29 декабря 2006 г. № 148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае» предусмотрено, что многодетным семьям предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсационные выплаты на питание для учащихся общеобразовательных учреждений.
Частью 4 статьи 3 названного Закона установлено, что размер компенсационных выплат на питание для учащихся общеобразовательных учреждений определяется в соответствии с законом Алтайского края от 05 марта 2005 года № 10-ЗС «О компенсационных выплатах на питание студентам и обучающимся в краевых государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, нуждающимся в социальной поддержке».
Данный нормативный правовой акт Алтайского края принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, оспариваемые положения не противоречат федеральному законодательству.
Так, подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий.
В соответствии с данным Законом № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации указанные в пункте 2 статьи 26.3 этого Закона, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно Преамбуле оспариваемого Закона Алтайского края № 148-ЗС, настоящий Закон устанавливает дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей в целях создания условий для полноценного развития, воспитания и образования детей из многодетных семей и улучшения демографической ситуации в Алтайском крае.
В силу ч.2 ст.3 названного Закона №148-ЗС меры социальной поддержки многодетных семей, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются независимо от социальных выплат, производимых в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края.
Финансирование расходов по обеспечению мер социальной поддержки многодетных семей является расходным обязательством Алтайского края (ст.5 Закона № 148-ЗС).
Как следует из информации, предоставленной Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, финансирование расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетных семей из федерального бюджета не осуществляется (л.д.60).
Поскольку финансирование расходов по социальной поддержке многодетных семей осуществляется исключительно за счет средств бюджета Алтайского края, то законодательный орган Алтайского края вправе был самостоятельно определить объем и виды мер социальной поддержки многодетным семьям, в частности, предусмотреть компенсационные выплаты на питание для учащихся общеобразовательных учреждений, в связи с чем оспариваемые положения Закона № 148-ЗС не противоречат действующему федеральному законодательству.
Закон Алтайского края № 148-ЗС принят с соблюдением порядка, установленного абзацем 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 74 Устава (Основного Закона) Алтайского края и пунктами 2,4 статьи 18, статьи 22 Закона Алтайского края от 8 мая 2001 г. № 22-ЗС «Об Алтайском краевом Законодательном Собрании» (ранее - «Об Алтайском краевом Совете народных депутатов»), пунктом 1 статьи 45 Регламента Алтайского краевого Законодательного Собрания (л.д.49-58).
Официальное опубликование Закона № 148-ЗС произведено в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 33 Закона Алтайского края № 122-ЗС «О правотворческой деятельности».
Включение Закона № 148-ЗС в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 15 января 2007 г. подтверждается сообщением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (л.д.44).
Содержание (формулировка) оспариваемых норм отвечает принципу определенности и не предполагает их неоднозначного толкования правоприменителем.
Ссылка заявителя на Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах социальной поддержки многодетных семей" не может быть признана состоятельной, поскольку Федеральный закон от 06.10.1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" принят позже Указа и по своей юридической силе имеет приоритет над ним.
Доводы Б. о том, что оспариваемые ею положения Закона № 148-ЗС противоречат вышеназванному Указу Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431, который не предусматривает, что бесплатное питание обеспечивается детям из многодетных семей - учащимся общеобразовательных школ лишь во время учебного года, не могут быть приняты, поскольку на федеральном уровне и за счет федерального бюджета меры социальной поддержки многодетным семьям в натуральной форме в течение календарного года не предоставлялись, и в отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом Российской Федерации за счет средств своего бюджета не противоречит федеральному законодательству и прав заявителя не нарушает.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявления нет.
Руководствуясь ст.ст.194-199, ч.1ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать Б. в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 3 части 1 статьи 3 и части 4 статьи 3 Закона Алтайского края «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае» № 148-ЗС.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы, представления в Верховный Суд Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Председательствующий О.П. К.