НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 10.07.2020 № 3А-21/20

Дело ***а-21/2020

22OS0***-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ город Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.,

при секретаре Кимявой Н.Я.,

с участием представителя административного истца <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

административный истец <данные изъяты> обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Правительству Алтайского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., а также нежилого здания склада с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., и нежилого здания гаража с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., в равном их рыночной стоимости размере.

Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащих <данные изъяты> на праве собственности объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, что подтверждается отчетами об оценке. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате земельного налога и налога на имущество. В связи с этим истец просит установить кадастровую стоимость указанного выше имущества в равном их рыночной стоимости размере.

Судом с учетом положений ст.47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Главы 25 указанного кодекса к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация <адрес>, исключена из числа заинтересованных лиц администрация <адрес>.

Административный истец <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного истца <данные изъяты> в судебном заседании просил об удовлетворении заявленных в уточненном административном исковом заявлении (л.д.119-120 т.2) требований в полном объеме. Пояснил, что в отношении объектов недвижимости – нежилых помещений административный истец оплачивает налог на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов. В то же время административный истец желает привести архивную кадастровую стоимость вышеуказанных объектов недвижимости в соответствие с их рыночной стоимостью, так как в будущем планирует подать заявление о расчете налога на имущество физических лиц исходя их кадастровой стоимости объектов, а не из инвентаризационной, так как это экономически выгоднее для истца.

Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без их участия. При этом от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю, администрации <адрес> поступили письменные отзывы на иск.

В соответствии со ст.ст.150,247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с п.п.1, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Исходя из положений ст.24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу абз.4 п.15 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Судом установлено, что <данные изъяты> на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., категория земель: земли населенных пунктов – эксплуатации здания склада и гаража (л.д.14,188 т.).

В силу ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации <данные изъяты>. является плательщиком земельного налога, в связи с чем установление в отношении данного объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.

Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края, включая земельный участок с кадастровым номером ***, утверждены постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края».

Согласно кадастровой справке филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ***, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ и составляет <данные изъяты>. (л.д.16).

Также <данные изъяты> является собственником нежилого здания склада с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., и нежилого здания гаража с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>. (л.д.17-19, 189,190 т.1).

Согласно п.1 ст.399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса (ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации).

В подп.6 п.1 ст.401 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу п.3 ст.402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз.2 п.10 ст.378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно п.7 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу, в том числе определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), включая объекты недвижимости с кадастровыми номерами ***, утверждены постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Алтайского края».

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** составляет <данные изъяты>., кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** составляет <данные изъяты>., данная стоимость определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости – ДД.ММ.ГГ (л.д.20-21,22-23 т.1).

Как следует из информации, представленной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Алтайскому краю, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость является архивной, поскольку ДД.ММ.ГГ филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости, определенной на основании Приказа Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГ (л.д.133-135 т.2).

Таким образом, в настоящее время оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, установленная по состоянию на ДД.ММ.ГГ, является архивной.

Согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в соответствии с п.7 ст.4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абз.5 ст.24.20 Закона об оценочной деятельности).

Поскольку на момент обращения в суд сведения о новой кадастровой стоимости не были внесены в ЕГРН, т.е. не могли быть применены к административному истцу, кроме того, истец в силу абз.4 п.15 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вправе произвести перерасчет налога на имущество с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки <данные изъяты> согласно которому, если сумма налога на имущество физических лиц, рассчитанная с применением инвентаризационной стоимости объекта, существенно превышает сумму налога, определенную по его кадастровой (или рыночной) стоимости, то физическое лицо вправе уплачивать этот налог, исходя из кадастровой (рыночной) стоимости, даже если в субъекте РФ еще не применяется кадастровая стоимость при его исчислении), <данные изъяты> вправе оспаривать кадастровую стоимость, определенную по состоянию на ДД.ММ.ГГ и действующую в период с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ.

В силу ч.3 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч.3 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку Управлением имущественных отношений Алтайского края на момент обращения <данные изъяты> с настоящим административным исковым заявлением (подано в суд ДД.ММ.ГГ) не были утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Алтайского края, оспариваемая кадастровая стоимость нежилых здвний является действующей, суд считает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых зданий.

В подтверждение рыночной стоимости земельного участка и нежилых зданий административным истцом представлены отчеты об оценке ***, *** и *** от ДД.ММ.ГГ, составленные оценщиком <данные изъяты> согласно которым рыночная стоимость земельного участка состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты>. (л.д.24-63 т.1), рыночная стоимость нежилого здания склада с кадастровым номером *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты>. (л.д.64-113 т.1), рыночная стоимость нежилого здания гаража с кадастровым номером *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты>. (л.д.114-164 т.1).

Исследовав отчеты об оценке рыночной стоимости земельного участка, суд приходит к выводу, что он содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка. Для проведения расчетов по определению рыночной стоимости земельного участка по сравнительному подходу оценщиком выбран метод сравнения продаж, как наиболее репрезентативный, поскольку учитывает фактически сложившийся на дату оценки уровень цен на земельные участки в регионе и текущую рыночную ситуацию в рассматриваемом сегменте недвижимости, применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал единицы сравнения, обосновал свой выбор, применил необходимые корректировки. При этом отчет содержит мотивированное обоснование отказа от использования доходного и затратного подходов; содержат анализ рынка. Отчет о рыночной стоимости здания содержит мотивированное обоснование выбора используемого подхода (затратного) и отказа от использования сравнительного и доходного подходов; описание последовательности определения стоимости объекта оценки; описание расчетов, расчеты и пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных оценщиком в рамках выбранного подхода.

В силу ст.12 закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Однако в связи с наличием сомнений в соответствии отчетов о рыночной стоимости нежилых зданий требованиям законодательства об оценочной деятельности, суд назначил производство судебной оценочной экспертизы <данные изъяты>

Согласно заключениям судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГ*** и ***, составленным экспертом <данные изъяты> рыночная стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГ нежилого здания с кадастровым номером *** составляет <данные изъяты>. (л.д.2-56 т.2), а нежилого здания с кадастровым номером *** составляет <данные изъяты>. (л.д.57-111 т.2).

В силу ст.62, ч.8 ст.82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со ст.84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.

Исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что экспертом приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости нежилых зданий, содержащиеся в заключениях экспертиз сведения дают представление о местоположении объектов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости указанных объектов недвижимости; в заключении приведен анализ всех необходимых факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. Заключение эксперта получено в предусмотренном законом порядке, соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, проведено компетентным специалистом в области оценки, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в связи с чем суд находит указанную в заключении эксперта величину рыночной стоимости объекта недвижимости достоверной.

В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретных объектов недвижимости в отличие от методов массовой оценки объектов недвижимости, поэтому может отличаться от кадастровой стоимости, утвержденной постановлениями Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** и от ДД.ММ.ГГ***.

Кроме того, доказательств, опровергающих изложенные в отчетах выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка и нежилых зданий, не представлено, в связи с чем основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, указанной в отчете и заключениях эксперта, у суда отсутствуют.

Учитывая, что установление кадастровой стоимости земельного участка и нежилых зданий равной рыночной имеет для административного истца правовое значение, суд удовлетворяет требования <данные изъяты> устанавливая кадастровую стоимость земельного участка и нежилых зданий в размере их рыночной стоимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка и нежилых зданий равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере – <данные изъяты>.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере - <данные изъяты>. Период действия кадастровой стоимости с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания гаража с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты>. Период действия кадастровой стоимости с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ.

Дата обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости – ДД.ММ.ГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Алтайский краевой суд.

Судья Ю.В.Гончарова

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГ.