НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 10.03.2022 № 3А-624/2022

Дело №3а-624/2022

22OS0000-01-2022-000026-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2022 года город Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.,

при секретаре Хорохординой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Градской Н. М. к Правительству Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

административный истец Градская Н.М. обратилась в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий Литер Ж и Литер А с кадастровыми номерами *** соответственно, расположенных по адресу: <адрес>, в равном их рыночной стоимости размере.

Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащих Градской Н.М. на праве собственности нежилых зданий значительно превышает их рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке. В связи с этим истец просит установить кадастровую стоимость указанных выше объектов недвижимости в равном их рыночной стоимости, поскольку размер налога на имущество физических лиц рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.

При рассмотрении дела судьей на основании ст.ст.41,47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п.7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю, в качестве заинтересованных лиц – администрация <адрес> и КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи <адрес>».

В судебное заседание административный истец Градская Н.М., ее представитель Якимова Е.А. не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители административных ответчиков Правительства Алтайского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю, заинтересованных лиц администрации <адрес>, КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи <адрес>», Межрайонная ИФНС *** по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. При этом от Правительства Алтайского края, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю, КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи <адрес>» до судебного заседания поступили письменные отзывы на иск.

В соответствии со ст.ст.150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Согласно п.1 ст.399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса (ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации).

В подп.6 п.1 ст.401 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу п.3 ст.402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз.2 п.10 ст.378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно п.7 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу, в том числе определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В силу абз.4 п.15 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Судом установлено, что Градская Н.М. является собственником следующих нежилых зданий:

- административное здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 735,2 кв.м. (л.д.13 т.1);

- административное здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 493 кв.м. Истец владеет 57/100 долей на праве собственности, вторым участком общей долевой собственности является КГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи <адрес>» (л.д.12 т.1).

Приказом управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГ*** указанные нежилые здания включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год соответственно (номера 2351, 2352).

Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), включая нежилое здание с кадастровым номером ***, утверждены постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Алтайского края».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости с кадастровым номером ***, содержащаяся в государственном реестре недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГ, определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ и составляет 8 996 789,44 руб., данные сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГ (л.д.10 т.1).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ***, содержащаяся в государственном реестре недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГ, определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ и составляет 6 320 324,82 руб., данные сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГ (л.д.11 т.1).

Как следует из информации, представленной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Алтайскому краю, данная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 22:63:020343:63 утверждена филиалом самостоятельно на основании ст.24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п.2.2 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, согласно которым в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГ***, поскольку ДД.ММ.ГГ в здании произошли качественные и (или) количественные изменения. При этом филиал руководствовался удельным показателем кадастровой стоимости в размере 12 820,74 руб./кв.м., определенной постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Алтайского края».

Кроме того, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость двух зданий является архивной, поскольку филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости, определенной на основании Приказа Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГ.

Таким образом, в настоящее время оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***, установленная по состоянию на ДД.ММ.ГГ, и действующая с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ включительно, а также кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** установленная по состоянию на ДД.ММ.ГГ, и действующая с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ включительно, является архивной.

Согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в соответствии с п.7 ст.4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абз.5 ст.24.20 Закона об оценочной деятельности).

Поскольку истец в силу абз.4 п.15 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вправе произвести перерасчет налога на имущество за 2019 год, Градская Н.М. вправе оспаривать кадастровую стоимость вышеуказанных объектов недвижимости, которая действовала до ДД.ММ.ГГ.

Кроме того, в силу ч.3 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения в суд (ДД.ММ.ГГ) административный истец вправе произвести перерасчет налога на имущество за 2019 год, суд считает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Из материалов административного дела следует, что Градская Н.М. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю не обращалась.

Исходя из положений ст.24.18 Закона об оценочной деятельности, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В подтверждение рыночной стоимости зданий административным истцом представлен отчет об оценке от ДД.ММ.ГГ***, составленный оценщиком Пятышевым Е.С. (индивидуальный предприниматель), согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ 2017 года составляет 4 329 620 руб., рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ 2017 года составляет 2 995 199 руб. (л.д.17-89 т.1).

Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу, что он соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости нежилых зданий.

Из данного отчета следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объектов оценки. При определении рыночной стоимости нежилых зданий оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. Для проведения расчетов по определению рыночной стоимости объекта оценки по сравнительному подходу оценщиком выбран метод сравнения продаж, как наиболее репрезентативный, поскольку учитывает фактически сложившийся на дату оценки уровень цен на нежилые здания в регионе и текущую рыночную ситуацию в рассматриваемом сегменте недвижимости. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал единицы сравнения, обосновал свой выбор, применил необходимые корректировки. При этом отчет содержит анализ рынка, ссылки на источники информации с приложением копий материалов и распечаток; описание последовательности определения стоимости объектов оценки.

В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретных нежилых зданий в отличие от методов массовой оценки объектов недвижимости, поэтому может отличаться от кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***.

Отчет об оценке подготовлен оценщиком Пятышевым Е.С., являющимся членом Ассоциации Саморегулируемой организации «Союз «Федерация Специалистов Оценщиков», т.е. лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование. Документы, подтверждающие образование оценщика, страхование его ответственности и членство в некоммерческой организации оценщиков и экспертов, сдачу квалификационного экзамена по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» приложены к заключению.

В силу ст.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Административными ответчиками, заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в представленном административным истцом отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались, доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости нежилых зданий, не представлено, в связи с чем основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, указанной в отчете, у суда отсутствуют.

Учитывая, что установление кадастровой стоимости нежилых зданий равной рыночной имеет для административного истца правовое значение, поскольку размер налога на имущество физических лиц может быть пересчитан с учетом размера кадастровой стоимости, суд удовлетворяет требования Градской Н.М., устанавливая кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 22:63:020343:139 по состоянию на ДД.ММ.ГГ 2017 года в размере 4 329 620 руб., отмечая период ее действия с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ включительно, а также устанавливая кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 22:63:020343:63 по состоянию на ДД.ММ.ГГ 2017 года составляет 2 995 199 руб., отмечая период ее действия с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ включительно.

С учетом полномочий Правительства Алтайского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», а также положений п.7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» суд полагает, что надлежащими административными ответчиками по административному делу являются Правительство Алтайского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в связи с чем утверждение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Градской Н. М. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 735,2 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере – 4 329 620 рублей. Период действия кадастровой стоимости с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ включительно.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером *** расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 493 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере – 2 995 199 рублей. Период действия кадастровой стоимости с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ включительно.

Дата обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости нежилого здания – ДД.ММ.ГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня вынесения решения в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.

Судья Ю.В.Гончарова