НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 04.07.2018 № 3А-462/2018

***а-462/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГ г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Запаровой Я.Е.

при секретаре Морозовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску первого заместителя прокурора Алтайского края в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к <данные изъяты> городскому Собранию депутатов об оспаривании нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

решением <данные изъяты> городского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГ*** утверждено Положение о порядке установления, выплаты и увеличения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы <адрес>, доплаты к пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности <адрес> (далее по тексту также – Положение).

Первый заместитель прокурора Алтайского края обратился в суд с административным иском об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта как противоречащих нормам о пенсионном обеспечении государственных служащих Алтайского края. Так, прокурор просит признать недействующим абзац первый пункта 2 Положения, согласно которому пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим высшие, главные и ведущие должности муниципальной службы, в размере фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, а лицам, замещавшим старшие и младшие должности муниципальной службы, в размере 50% от фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной законодательством Российской Федерации, как противоречащий статье 17 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О государственной гражданской службе Алтайского края», которая предусматривает назначение пенсии за выслугу лет гражданским служащим в размере, исчисляемом от среднемесячного денежного содержания гражданского служащего и стажа государственной службы. Оспариваемая норма муниципального правового акта устанавливает правило пенсионного обеспечения муниципальных служащих, отличающееся от правил пенсионного обеспечения государственных служащих Алтайского края и ухудшающее положение муниципальных служащих, что не согласуется со статьями 5,23,24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «О муниципальной службе в Российской Федерации», правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

Кроме того, прокурор согласно уточненному административному иску (л.д.148-155) просит признать недействующими абзац 1 пункта 1 Положения в той мере, в какой не распространяет действие Положения на лиц, работающих по трудовому договору, заключивших договор гражданско – правового характера и не замещающих государственные и муниципальные должности на постоянной основе, должности гражданской и муниципальной службы, пункт 7 Положения в той мере, вкакой ограничивает право лиц, работающих по трудовому договору, заключивших договор гражданско – правового характера и не замещающих государственные и муниципальные должности на постоянной основе, должности гражданской и муниципальной службы, на получение пенсии за выслугу лет, пункт 8 Положения в части слов «Неработающим», а также подпункт 18.1 пункта 18, подпункт 20.1 пункта 20 Положения.Данные нормы в оспариваемой части противоречат части 4 статьи 9 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О муниципальной службе Алтайского края», которая не допускает получение муниципальными служащими пенсии за выслугу лет лишь в случае замещения ими государственных должностей и муниципальных должностей на постоянной основе, нахождения на государственной или муниципальной службе. Иных ограничений, связанных с трудоустройством либо заключением гражданско – правовых договоров, закон не содержит, как не предусмотрено таких ограничений и для гражданских служащих края.

Подпункт 18.2 пункта 18, подпункт 20.2 пункта 20 Положения, предусматривающие в качестве основания приостановления выплаты пенсии за выслугу лет нахождение получателя пенсии в местах лишения свободы и возобновление выплаты пенсии в случае предоставления документа, подтверждающего факт окончания отбывания срока наказания в местах лишения свободы, противоречат части 7 статьи 12, частям 2 и 3 статьи 98 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации, гарантирующим осужденным к лишению свободы право на пенсионное обеспечение, включая пенсии за выслугу лет, в связи с чем прокурор просит признать недействующими указанные нормы в части слов «пенсии за выслугу лет,».

В судебном заседании прокурор прокуратуры Алтайского края <данные изъяты> поддержала административные исковые требования согласно уточненному административному исковому заявлению.

Представитель административного ответчика <данные изъяты> в судебном заседании полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по доводам письменных возражений, в которых административный ответчик со ссылкой на пункт 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», части 1,2 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 31,86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 9 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О муниципальной службе в Алтайском крае» указывает на право муниципального образования с учетом бюджетных возможностей вводить и изменять порядок и условия выплаты пенсии за выслугу лет. Установление пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии является мерой социальной поддержки неработающим лицам, финансируемой за счет средств бюджета городского округа, действующее законодательство не содержит запрет на приостановление выплаты пенсии за выслугу лет в случае заключения получателем пенсии трудового договора и (или) договора гражданско – правового характера.

Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, письменный отзыв на административное исковое заявление не представили.

На основании статей 150,213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд с учетом мнения участников процесса пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований; исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, в таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Согласно статье 69 Устава городского округа <адрес> Алтайского края, принятого Решением <данные изъяты> городского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГ***, правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ*** «О муниципальной службе в Российской Федерации», законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О муниципальной службе в Алтайском крае», настоящим Уставом и иными муниципальными правовыми актами.

Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (часть 2 статьи 9 Закон Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае»).

<данные изъяты> городское Собрание депутатов Алтайского края входит в структуру органов местного самоуправления и является представительным органом городского округа (пункт 1 части 1 статьи 9 Устава городского округа <адрес>).

Таким образом, оспариваемое прокурором Положение принято в пределах <данные изъяты> городского Собрания депутатов и в надлежащей форме согласно части 1 статьи 30 Регламента <данные изъяты> городского Собрания депутатов Алтайского края, утвержденного решением <данные изъяты> городского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГ***, действовавшего на дату принятия нормативного правового акта.

Нарушений порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта не установлено. На заседании <данные изъяты> городского Собрания ДД.ММ.ГГ присутствовало 13 депутатов (свыше 50% от20 избранных депутатов).Решение принято единогласно, то есть большинством от установленной численности депутатов (22 депутата) в соответствии со статьями 23,64 Устава городского округа <адрес>, частью 2 статьи 30 Регламента. Нормативный правовой акт опубликован в Вестнике муниципального образования <адрес>*** (164) за апрель 2017 года в соответствии с частью 7 статьи 68 Устава городского округа <адрес>.

По данным основаниям нормативный правовой акт прокурором не оспаривается.

С доводами прокурора о противоречии оспариваемой части нормативного правового акта положениям федерального и регионального законодательства суд соглашается по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 Положения оно определяет порядок установления, выплаты и увеличения пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии неработающим лицам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с пенсионным законодательством, лицам, замещавшим: должности муниципальной службы <адрес>; выборные муниципальные должности <адрес>; должности в органах государственной власти и управления <адрес> в период существования СССР и РСФСР.

Под термином «неработающее лицо» понимается лицо, не работающее по трудовому договору и не заключившее договор гражданско – правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пункт 7 Положения определяет условия назначения пенсии за выслугу лет за счет средств бюджета городского округа неработающим лицам, замещавшим должности муниципальной службы <адрес>.

Таким образом, указанные нормы с учетом содержащегося в пункте 1 Положения понятия «неработающее лицо» не допускают назначение и выплату пенсии за выслугу лет лицам, которые работают по трудовому договору или договору гражданско – правового характера, на вознаграждение по которому начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В развитие этих положений подпунктом 18.1 пункта 18 оспариваемого нормативного правового акта предусмотрено в качестве основания приостановления выплаты пенсии за выслугу лет заключение получателем пенсии за выслугу лет трудового договора и (или) договора гражданско – правового характера, а подпунктом 20.1 пункта 20 в качестве основания возобновления выплаты пенсии за выслугу лет - предоставление трудовой книжки и (или) соглашения о расторжении договора гражданско - правового характера.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, как социальном государстве, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возраста, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39).

Право на пенсионное обеспечение муниципального служащего в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к числу основных прав муниципального служащего пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Статьей 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.

В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (статья 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Аналогичные положения содержатся в частях 1,3 статьи 9 Закона Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае».

Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** следует, что законоположение, содержащееся в части 1 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 этого же Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными посвоим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Пенсия за выслугу лет муниципального служащего, равно как и пенсия за выслугу луг государственного гражданского служащего является пенсионным обеспечением, назначаемым дополнительно к пенсии по обязательному пенсионному страхованию (ОпределенияКонституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***).

В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», частью 9 статьи 17 Закон Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** "О государственной гражданской службе Алтайского края" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» и выплачивается одновременно с ней.

Аналогичная норма о назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим <адрес>, являющимся получателями страховой пенсии, назначенной в соответствии с пенсионным законодательством, содержится в пункте 1 оспариваемого Положения.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих. При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.

Та же норма о недопустимости одновременного получения пенсии за выслугу лет и денежного содержания по должности государственной (муниципальной) службы, государственных и муниципальных должностей содержится в части 11 статьи 17 закона Алтайского края«О государственной гражданской службе Алтайского края», части 4 статьи 9 закона Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае».

Ограничения выплаты пенсии за выслугу лет в связи с работой по трудовому договору и (или) договору гражданско – правового характера, по которому производится отчисление страховых взносов, федеральное и региональное законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, не содержит.

Следовательно, устанавливая в муниципальном правовом акте положения о недопустимости одновременного получения пенсии за выслугу лет и вознаграждения по трудовому договору, орган местного самоуправления вправе был распространить данное положение только на лиц, заключивших трудовой договор (контракт) в связи с замещением должностей государственной и муниципальной службы, государственных и муниципальных должностей. Распространение запрета выплаты пенсии за выслугу лет на всех лиц, работающих по трудовому договору и (или) договору гражданско – правового характера, противоречит вышеприведенным положениям федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Алтайского края.

На основании изложенного суд приходит к выводу о признании недействующими абзаца первого пункта 1 и пункта 7 оспариваемого Положения в той мере,в какой данные нормы с учетом содержащегося в абзаце пятом пункта 1 термина «неработающее лицо» не допускают назначение и выплату пенсии за выслугу лет лицам, работающим по трудовому договору, заключившим договор гражданско – правового характера и не замещающим государственные и муниципальные должности на постоянной основе, должности гражданской и муниципальной службыКак связанные с данными нормами подлежат признанию недействующими также подпункт 18.1 пункта 18, подпункт 20.1 пункта 20 в части слов «пенсии за выслугу лет,», поскольку по вышеприведенным основаниям приостановление выплаты пенсии за выслугу лет в связи с заключением трудового договора и (или) договора гражданско – правового характера и возобновление выплаты пенсии за выслугу лет при предоставлении документов о расторжении указанных договоров не согласуется с нормами вышестоящих нормативных правовых актов, допускающих одновременно получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением и заработной платы (оплаты по договору).

В соответствии с пунктом 8 Положения неработающим лицам, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу лет, ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты, устанавливаемые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальнойслужбы, а также пенсию за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию)или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с настоящим Положением или одна из указанных выплат по их выбору.

Данная норма в части слова «Неработающим» противоречит, как обоснованно указывает прокурор,части 3.1 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также аналогичным по своему смыслу части 11 статьи 17 закона Алтайского края «О государственной гражданской службе Алтайского края», части 5 статьи 9 закона Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае». С учетом вышеприведенного вывода пункт 8 раздела 2 оспариваемого Положения не может устанавливать ограничения для лиц, имеющих одновременно право на пенсию за выслугу лет в связи с наличием стажа муниципальной служба, замещения муниципальных должностей и работающих по трудовому договору или договору гражданско – правового характера. На лиц, не имеющих права на получение пенсии за выслугу лет в связи с занятием должностей государственной и муниципальной службы, государственных и муниципальных должностей, действие пункта 8 Положения не распространяется.

На основании изложенного пункт 8 подлежит признанию недействующим в части слова «Неработающим».

Согласно абзацу первому пункта 2 Положения пенсия за выслугу лет, доплата к пенсии устанавливаются лицам, замещавшим высшие, главные и ведущие должности муниципальной службы в размере фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, а лицам, замещавшим старшие и младшие должности муниципальной службы в размере 50% от фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной законодательством Российской Федерации.

Исходя из содержания административного искового заявления и пояснений в судебном заседании, прокурором указанная норма оспаривается в части установления размера пенсии за выслугу лет.

Порядок расчета пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим Российской Федерации регламентирован статьей 14 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно которой федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Федеральному закону, в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх указанного стажа пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.

При определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, не учитываются суммы повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размердоли страховой пенсии, установленной и исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", а также суммы повышений размеров страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты при назначении страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее, восстановлении выплаты указанной пенсии или назначении указанной пенсии вновь после отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости.

В статье 17 закона Алтайского края «О государственной гражданской службе Алтайского края», регулирующей вопросы расчета пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим края, также содержатся положения о расчете пенсии исходя из среднемесячного денежного содержания, стажа гражданской службы и размера страховой пенсии.

Оспариваемой нормой представительный орган местного самоуправления установил размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в фиксированном размере, предусмотрев тем самым правило пенсионного обеспечения муниципальных служащих, отличное от правил пенсионного обеспечения гражданских служащих.

Вместе с тем, поскольку прокурор в просительной части административного искового заявления просит признать недействующим абзац первый пункта 2 в полном объеме, фактически оспаривая только порядок исчисления пенсии за выслугу лет без учета стажа службы и размера денежного содержания, административные исковые требования о признании недействующим абзаца первого пункта 2 Положения подлежат частичному удовлетворению в той мере, в какой размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим установлен без учета стажа муниципальной службы и среднемесячного денежного содержания

Подпунктом 18.2 пункта 18 Положения в качестве основания приостановления выплаты пенсии за выслугу лет предусмотрено отбывание получателем пенсии за выслугу лет наказания в местах лишения свободы.

Согласно подпункту 20.2 пункта 20 Положения со дня прекращения обстоятельств, предусмотренных пунктом 18, выплата пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии возобновляется на основании личного заявления лица о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии, предоставленного в Комитет с приложением следующих документов либо их заверенных копий: документ, подтверждающий факт окончания отбывания срока наказания в местах лишения свободы, - вслучае приостановления выплаты пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии согласно подпункту 18.3 пункта 18 настоящего Положения (в тексте нормативного правового акта имеется очевидная техническая описка, вместо подпункта 18.3 имеется ввиду подпункт 18.2 пункта 18).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГ***, права гражданина в области пенсионного обеспечения находятся в прямой зависимости от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, ее объема и характера. Трудовые пенсии назначаются в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной. Лишение пенсионера в период нахождения его в местах лишения свободы трудовой пенсии путем приостановления ее выплаты является ограничением конституционного права на социальное обеспечение.

Указанная правовая позиция применима и к пенсии за выслугу лет.

Согласно части 7 статьи 12, части 2 статьи 98 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Ни положениями Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации, ни нормами иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также Алтайского края не предусмотрено приостановление выплаты пенсии за выслугу лет гражданским и муниципальным служащим в связи с отбыванием наказания по приговору суда, если условия назначения пенсии за выслугу лет не отпали. В связи с этим,установив такое основание приостановления выплаты пенсии за выслугу лет, представительный орган местного самоуправления вышел за пределы своих полномочий.

Содержащиеся в письменных возражениях административного ответчика доводы о том, что в период нахождения в местах лишения свободы осужденные состоят на полном государственном обеспечении, не имеют правового значения, поскольку пенсия за выслугу лет назначена в связи с наличием определенного стажа службы, занятия государственной и муниципальной должности и потому факт осуждения сам по себе не влечет прекращения выплаты пенсии при условии сохранения условий ее назначения. Возобновление выплаты пенсии после прекращения обстоятельств, с которыми связано приостановление выплаты (окончание отбывания наказания) не свидетельствует об отсутствии противоречия оспариваемого акта положениям вышестоящих нормативных правовых актов, так как не восполняет имущественные потери за период приостановления выплаты и лишает лицо права на социальное обеспечение в период отбывания наказания.

Таким образом, подпункт 18.2 пункта 18, подпункт 20.2 пункта 20 подлежат признанию недействующими в части слов «пенсии за выслугу лет,».

Изложенная административным ответчиком в целом по административному делу позиция, которая сводится к доводамо самостоятельности органа местного самоуправления в определении статей расходов местного бюджета в целях рационального использования средств бюджета и отсутствии в нормативных правовых актов запрета установления дополнительных ограничений условий выплаты пенсии, не может быть признана обоснованной.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, правовое регулирование, закрепляющее как общие правила пенсионного обеспечения, так и его особенности применительно к отдельным категориям граждан, в том числе в рамках государственного пенсионного обеспечения, должно исходить из социальной ценности в правовом государстве трудовой и иной общественно полезной деятельности и осуществляться на основе конституционных принципов, втом числе принципа юридического равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений, гарантирует защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона. Соблюдение данного принципа в сфере пенсионного обеспечения означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях);что касается тех или иных различий в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и в реализации пенсионных прав, то они не должны устанавливаться произвольно и допустимы лишь в том случае, когда они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения соответствующих целей правовые средства им соразмерны.

Органы местного самоуправления, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности муниципальной службы, должны соблюдать вытекающую из конституционных принципов справедливости и равенства разумную соразмерность используемых средств и преследуемой цели. Это означает, что устанавливаемый ими правовой механизм реализации права указанных лиц на пенсионное обеспечение за выслугу лет, включая порядок выплаты назначенных им пенсий, не должен допускать чрезмерного ограничения прав и свобод граждан.

Из вышеприведенных правовых норм и правовых позиций следует, что при установлении правил пенсионного обеспечения муниципальных служащих должны быть обеспечены гарантии, аналогичные гарантиям пенсионного обеспечения государственным гражданским служащим.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции consultantplus://offline/ref=B0F7B325496BCA52430A3C8A9EE11D2950C0E951287711B27DAB9Fm041B Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Оспариваемые прокурором нормы Положения указанному принципу не соответствуют, что является в силу вышеизложенного основанием для частичного удовлетворения административных исковых требований и признания оспариваемых норм недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в периодическом издании, каковым является газета «<данные изъяты>».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования первого заместителя прокурора Алтайского края в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать недействующими абзац первый пункта 1, пункт 7 в той мере, в какой данные нормы с учетом содержащегося в абзаце пятом пункта 1 термина «неработающее лицо» не допускают назначение и выплату пенсии за выслугу лет лицам, работающим по трудовому договору, заключившим договор гражданско – правового характера и не замещающим государственные и муниципальные должности на постоянной основе, должности гражданскойи муниципальной службы; абзац первый пункта 2 в той мере, в какой размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим установлен без учета стажа муниципальной службы и среднемесячного денежного содержания; пункт 8 в части слова «Неработающим»; подпункт 18.1 пункта 18 в части слов «пенсии за выслугу лет,»; подпункт 18.2 пункта 18 в части слов «пенсии за выслугу лет,»; подпункт 20.1 пункта 20 в части слов «пенсии за выслугу лет,»; подпункт 20.2 пункта 20 в части слов «пенсии за выслугу лет,» Положения о порядке установления, выплаты и увеличения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы <адрес>, доплаты к пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности <адрес>, утвержденного решением <данные изъяты> городского Собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований первого заместителя прокурора Алтайского края отказать.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете «<данные изъяты>» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.

Судья Я.Е. Запарова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ

Судья

***а-462/2018