НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 02.10.2020 № 3А-456/20

Дело ***а-456/2020

УИД 22OS0***-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГ г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе

председательствующего судьи Запаровой Я.Е.

при секретаре Хорохординой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Фроловой Ю.Н., представителей административного ответчика <данные изъяты> заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края <данные изъяты>

административное дело по административному исковому заявлению прокурора Алтайского края в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Алтайскому краевому Законодательному Собранию о признании недействующими отдельных положений Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Алтайского краевого законодательного Собрания от ДД.ММ.ГГ*** принят и Главой Администрации Алтайского края ДД.ММ.ГГ подписан Закон Алтайского края ***-ЗС «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края», регулирующий согласно статье 1 отдельные вопросы в области лесных отношений, отнесенные в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации к ведению Алтайского края, а также вопросы, связанные с реализацией отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти Алтайского края.

Закон Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» в первоначальной редакции опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края за ДД.ММ.ГГ, включен в регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации ДД.ММ.ГГ с присвоением государственного регистрационного номера ***.

Прокурор Алтайского края обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу части 7 статьи 8 Закона «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края», ссылаясь в обоснование требований на противоречие оспариваемой нормы положениям Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не предусматривающих полномочий органов местного самоуправления по осуществлению контроля за целевым использованием древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, а также недействующими пункты 2-4 статьи 15 Закона «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» как противоречащих требованиям федерального законодательства, поскольку перечисленные в оспариваемой норме случаи заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договора купли – продажи лесных насаждений не могут быть отнесены к исключительным случаям заготовки древесины на основании договора купли – продажи лесных насаждений.

В судебном заседании помощник прокурора Фролова Ю.Н. настаивала на удовлетворении административных исковых требований по изложенным в исковом заявлении доводам.

Представитель административного ответчика <данные изъяты> в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления по доводам письменного отзыва, согласно которым нормативный правовой акт принят в пределах полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации с соблюдением процедуры принятия нормативного правового акта. Часть 7 статьи 8 Закона края возлагает на органы местного самоуправления обязанность обеспечить контроль за целевым использованием заготовленной гражданами древесины, что не идентично осуществлению контроля и не свидетельствует о передаче органам местного самоуправления властных полномочий в сфере государственного контроля в области лесных отношений, субъект Российской Федерации вправе был осуществить собственное правовое регулирование отношений по осуществлению органами местного самоуправления мероприятий, обеспечивающих осуществление контроля уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края.

Предусмотренные оспариваемыми пунктами 2-4 статьи 15 Закона Алтайского края нормы приняты в соответствии со статьей 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации и предусматривают исключительные случаи заготовки древесины для государственных или муниципальных нужд, к которым относится решение органами местного самоуправления вопросов благоустройства, обеспечение продовольственной безопасности за счет повышения эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание механизма экономической устойчивости бюджетных и автономных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, путем установления возможности заготовки спелой и перестойной древесины.

Представители заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края <данные изъяты> полагали административный иск не подлежащим удовлетворению, поддерживая позицию административного ответчика и дополнительно указывая на то, что возложение на органы местного самоуправления в части 7 статьи 8 Закона края обеспечения осуществления контроля за целевым использованием древесины связано с ведением органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в древесине для собственных нужд; в рамках пунктов 2,3 статьи 15 Закона края договоры купли – продажи лесных насаждений не заключались на практике; пункт 4 статьи 15 Закона края регулирует случаи заготовки древесины в спелых и перестойных насаждениях организациями, выполняющими мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов за счет средств федерального и краевого бюджетов при реализации госпрограмм, которые не урегулированы федеральным законодательством, в том числе статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, которая касается заключения договора купли – продажи лесных насаждений, подлежащих рубке при выполнении работ по охране, защите и воспроизводству лесов и не связана с заготовкой древесины в спелых и перестойных насаждениях.

Представитель Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента развития лесных отношений по Сибирскому федеральному округу в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, просили рассмотреть административное дело в их отсутствие, указывая на обоснованность административного искового заявления.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в административном деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации).

Закон Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» принят законодательным органом в пределах предоставленных указанными нормами, пунктом 2 части 1 статьи 73 Устава (Основного закона) Алтайского края полномочий с соблюдением процедуры принятия нормативного правового акта (л.д.45-71,121-125, т.1).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» настоящий Закон регулирует отдельные вопросы в области лесных отношений, отнесенные в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации к ведению Алтайского края, а также вопросы, связанные с реализацией отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти Алтайского края.

Статья 8 Закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края», действующая на дату рассмотрения административного дела в редакции Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края», регулирует порядок учета граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд, устанавливая полномочия органов местного самоуправления по учету граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд, ведению списков таких граждан, перечень сведений и документов для постановки на учет.

Согласно части 7 указанной статьи органы местного самоуправления поселений и городских округов проверяют достоверность представленных заявителем документов для постановки на учет и обеспечивают контроль за целевым использованием заготовленной древесины в установленном ими порядке.

Суд соглашается с доводами административного истца о противоречии части 7 статьи 8 Закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» в части слов «и обеспечивают контроль за целевым использованием заготовленной древесины» статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации, статьям 14,16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не предусматривающих соответствующие полномочия органов местного самоуправления.

В силу частей 1,2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Осуществляя функции продавца лесных насаждений в договорах купли – продажи лесных насаждений в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд (пункт 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации), органы государственной власти Алтайского края осуществляют и контроль за целевым использованием заготовленной древесины по данным договорам.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется в порядке статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Возложение на органы местного самоуправления в нарушение действующего законодательства полномочий без определения порядка финансирования их осуществления влечет нецелевое расходование средств местных бюджетов.

Более того, согласно представленным административным ответчиком документам ДД.ММ.ГГ Алтайское краевое Законодательное Собрание приняло в первом чтении проект закона Алтайского края «О внесении изменений в статью 8 Закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края», в соответствии с которым слова «и обеспечивают контроль за целевым использованием заготовленной древесины в установленном ими порядке» исключены.

Позиция законодательного органа в ходе рассмотрения административного дела о различии в содержании терминов «обеспечение контроля» и «осуществление контроля» не состоятельна.

Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащемуся в пункте постановления от ДД.ММ.ГГ*** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от ДД.ММ.ГГ***-П, от ДД.ММ.ГГ***-П и от ДД.ММ.ГГ***-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

Из буквального содержания части 7 статьи 8 Закона края не следует отсутствие у органа местного самоуправления обязанностей по осуществлению контроля за целевым использованием заготовленной древесины. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления Алтайского края (например, постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Положения об организации ведения учета граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд, и контроля за целевым использованием заготовленной (приобретенной) древесины на территории <адрес>») устанавливают формы и порядок осуществления контроля в виде проверок, то есть нормы об осуществлении контроля.С учетом изложенного требования прокурора Алтайского края о признании не действующей части 7 статьи 8 Закона края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» в части слов «и обеспечивают контроль за целевым использованием заготовленной древесины» подлежат удовлетворению.

В соответствии с частями 1,8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Между тем, статья 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи заготовки древесины в ином порядке: путем предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование (часть 1), заключения договоров купли – продажи лесных насаждений (части 2-4).

Часть 2 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации допускает в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Реализуя указанное полномочие, законодательный орган Алтайского края в статье 15 Закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» предусмотрел исключительные случаи заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений, а именно:

1) осуществление рубок лесных насаждений в случае, если данные рубки не учтены при размещении государственного или муниципального заказа на охрану, защиту и воспроизводство лесов с одновременной продажей лесных насаждений;

2) заготовка древесины в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по благоустройству территорий поселений и городских округов Алтайского края;

3) заготовка древесины, необходимой для осуществления строительства, реконструкции, ремонта зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения и их отопления для сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих государственную поддержку за счет средств федерального и краевого бюджетов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и участвующих в государственных программах Российской Федерации и государственных программах Алтайского края по развитию сельского хозяйства;

4) заготовка древесины, в том числе в спелых и перестойных насаждениях, организациями, выполняющими мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов за счет средств федерального и краевого бюджетов при реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, государственной программы Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***.

Статья 15 Закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» действует в редакции Законов от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «О внесении изменений в статьи 9 и 15 закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края», от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края», от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края», процедура принятия которых и обнародования проверена судом, нарушений не установлено (72-103, 126-134, т.1).

Прокурором Алтайского края оспариваются пункты 2-4 статьи 15 Закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края».

В силу предписаний части 2 статьи 3 Лесного кодекса, если иное не установлено данным кодексом, другими федеральными законами, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, которые содержат нормы, регулирующие отношения, связанные с изъятием имущества для государственных или муниципальных нужд.

Анализ норм гражданского и земельного законодательства, а также положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» позволяет сделать вывод, что государственными (муниципальными) нуждами признаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации (бюджетов муниципальных образований) и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также государственных (муниципальных) заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

При этом субъект Российской Федерации вправе установить исключительные случаи заготовки древесины только в тех случаях, которые не относятся к полномочиям Российской Федерации или в отсутствие федерального регулирования.

Согласно части 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины осуществляется гражданами и юридическими лицами. Органам местного самоуправления федеральным законодательством не предоставлено право заключения договоров заготовки древесины (купли – продажи лесных насаждений) от своего имени.

Полномочия органов местного самоуправления в области благоустройства территории, под которым в пункте 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий, реализуются через заключение муниципальных контрактов в порядке Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или деятельность подведомственных бюджетных учреждений.

Таким образом, установлением в качестве исключительного случая в пункте 2 статьи 15 Закона «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» заготовки древесины на основании договора купли – продажи лесных насаждений для реализации полномочий органами местного самоуправления по благоустройству территорий поселений и городских округов Алтайского края, работы по которому осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, создаются преимущества в заготовке древесины для указанных субъектов по сравнению с иными лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договора аренды, что является основанием для признания нормы недействующей.

Использование в целях благоустройства муниципальных образования переработанной древесины урегулировано федеральным законодательством (статьей 46 Лесного кодекса Российской Федерации) и потому не может быть отнесено к исключительным случаям заготовки древесины для государственных или муниципальных нужд.

Из предусмотренного пунктом 3 статьи 15 Закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» исключительного случая заготовки древесины, необходимой для осуществления строительства, реконструкции, ремонта зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения и их отопления для сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих государственную поддержку за счет средств федерального и краевого бюджетов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и участвующих в государственных программах Российской Федерации и государственных программах Алтайского края по развитию сельского хозяйства, не следует, о каких государственных и муниципальных нуждах идет речь, а фактически предусмотрена мера поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде предоставления права заготовки древесины на основании договора купли – продажи для собственных потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Довод административного ответчика о том, что приведенная норма принята с целью обеспечения продовольственной безопасности в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, подлежит отклонению, поскольку целевую направленность заготовки древесины из указанной нормы установить невозможно, то есть оспариваемая норма не отвечает критерию правовой определенности.

Суд также обращает внимание, что часть 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, относящимся в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставляет право заготавливать древесину на основании договора купли-продажи в лесничествах, расположенных на землях лесного фонда.

По тем же основаниям (отсутствие при применении нормы однозначного определения цели заготовки древесины исключительно для государственных и муниципальных нужд) являются обоснованными требования административного истца о признании недействующим пункта 4 статьи 15 Закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края», предусматривающего заготовку на основании договора купли – продажи древесины, в том числе в спелых и перестойных насаждениях, организациями, выполняющими мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов за счет средств федерального и краевого бюджетов при реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, государственной программы Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***.

В ходе рассмотрения административного дела заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края представили объяснения, исходя из которых указанная норма обеспечивает возможность заготовки древесины организациями, выполняющими мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов и являющимися участниками государственных программ, средства от реализации которой (древесины) организация направляет на мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, что позволяет восполнять недостаток бюджетного финансирования на указанные мероприятия.

Однако такое целевое использование заготовленной древесины (средств от ее реализации), связанное исключительно с мероприятиями по охране, защите и воспроизводству лесов, не следует из оспариваемой нормы, а из буквального содержания пункта 4 статьи 15 Закона следует распространение действия нормы только на организации, осуществляющие мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, без взаимосвязи осуществления мероприятий за счет бюджетного финансирования и заготовки древесины, которая по общему правилу является предпринимательской деятельностью, и может осуществляться, в том числе участниками государственных программ, в качестве которых могут выступать юридические лица любых организационно – правовых форм и индивидуальные предприниматели.

Прокурором обоснованно в административном исковом заявлении указано, что вопросы осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов урегулированы статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, которая прямо предусматривает одновременную продажу лесных насаждений для заготовки древесины как при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными (муниципальными) учреждениями (части 2,3), так и при осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов (части 4,5).

При таких обстоятельствах предусмотренный оспариваемой нормой случай заготовки древесины не может быть отнесен к исключительным случаям.

Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что пункт 4 статьи 15 Закона края касается заготовки древесины (выборочной рубки) только в спелых и перестойных насаждениях, не связанной с мероприятиями по охране, защите и воспроизводству лесов, то есть не охватывается статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению, поскольку распространение оспариваемой прокурором нормы на определенные виды рубок древесины для государственных и муниципальных нужд в определенных насаждениях за рамками мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов не следует из буквального содержания нормы.

Кроме того, пункт 1 статьи 15 Закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края», не оспариваемый административным истцом, предусматривает в качестве исключительного случая осуществление рубок лесных насаждений в случае, если данные рубки не учтены при размещении государственного или муниципального заказа на охрану, защиту и воспроизводство лесов с одновременной продажей лесных насаждений.

На основании вышеизложенного административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, часть 7 статьи 8 в части слов «и обеспечивают контроль за целевым использованием заготовленной древесины», пункты 2,3,4 статьи 15 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» - признанию недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора Алтайского края в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Алтайскому краевому Законодательному Собранию о признании недействующими отдельных положений Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу часть 7 статьи 8 в части слов «и обеспечивают контроль за целевым использованием заготовленной древесины», пункты 2,3,4 статьи 15 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края».

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете «Алтайская правда» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.

Судья Я.Е. Запарова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ