Алейский городской суд Алтайского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Алейский городской суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело №2-392
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2012 года г.Алейска
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего В.П. Долженко
при секретаре Т.В. Лангольф,
с участием помощника Алейского межрайонного прокурора Станевич О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лутошкина , Лутошкина , Лутошкиной , Пожарской к Федеральному бюджетному учреждению «321 военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному бюджетному учреждению «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, Структурному подразделению Госпиталь (на 150 коек г.Алейск) Федерального бюджетного учреждения «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о признании увольнения незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, оспаривании приказов,
УСТАНОВИЛ:
Лутошкин В.А., Лутошкин О.В., Лутошкина Н.В., Пожарская Г.В. обратились в суд с исками к ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ, ФБУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ о признании увольнения незаконным, взыскании компенсации за вынужденный прогул и компенсации морального вреда, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ они были уволены на основании приказа № 196 от ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией организации по пункту 1 части 1 статьи 81 ТК РФ. С увольнением не согласны, считают его незаконным и необоснованным, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 Приказа командующего войсками Центрального военного округа №№ от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации на территории Центрального военного округа» приказано: «Начальнику федерального государственного учреждения «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации создать филиалы в соответствии с приложением №№ к настоящему приказу и включить структурные подразделения в соответствии с приложением № № к настоящему приказу. Пункты дислокации оставить прежними».
Согласно приложения № № к вышеуказанному приказу Госпиталь (на 80 коек г. Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации включается в федеральное государственное учреждение «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации и присваивается новое наименование, а именно Госпиталь (на 80 коек г. Алейск) ФГУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации.
Кроме того, в пункте 4 Приказа командующего войсками Центрального военного округа №№ от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства Обороны РФ на территории Центрального военного округа», приказано: «начальникам военно-лечебных учреждений к ДД.ММ.ГГГГ письменно оформить согласие гражданского персонала учреждения о продолжении трудовых отношений в структурном подразделении ФГУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации в прежней должности, в месте дислокации реорганизуемого учреждения.
Во исполнение требований Приказа командующего войсками Центрального военного округа №№ от ДД.ММ.ГГГГ начальником ФГУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации был издан приказ о создании структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек г.Алейск) федерального государственного учреждения «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, расположенного по адресу: , .
А также, Штабом объединенного стратегического командования Центрального военного округа было направлено указание начальнику ФГУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении организационных мероприятий. Согласно пункта 2 вышеназванного документа требуется: «Начальнику медицинской службы объединенного стратегического командования военного округа организовать прием в состав «354 окружного военного клинического госпиталя» Госпиталь (на 150 коек г.Алейск) штатной численностью 8 военнослужащих и 251 должность гражданского персонала».
В нарушение вышеназванных приказов не была проведена реорганизация ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Министерства обороны РФ, о чем свидетельствует единственна запись в трудовой книжке со ссылкой на Приказ Министра обороны РФ №№ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Госпиталь (на 80 коек г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Министерства обороны РФ с ДД.ММ.ГГГГ был переименован в Госпиталь (на 150 коек г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Министерства обороны РФ. Более того, на основании незаконных приказов начальника ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Министерства обороны РФ №№ от ДД.ММ.ГГГГ и №341 от ДД.ММ.ГГГГ, противоречащих вышеназванным, было проведено расформирование структурного подразделения Госпиталя (на 150 коек г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь СибВО» Минобороны России, увольнение работников структурного подразделения Госпиталя (на 150 коек г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь СибВО» Минобороны России по пункту 1 части 1 статьи 81 ТК РФ (в связи с ликвидацией организации).
Отмечают, что в приказе командующего войсками Центрального военного округа №№ от ДД.ММ.ГГГГ речь идет не о ликвидации структурного подразделения Госпиталя (на 150 коек г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь СибВО» Минобороны России, а лишь о его реорганизации путем присоединения в качестве структурного подразделения ФГУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ.
Кроме того, Положением Госпиталя (на 150 коек г.Алейск) ФБУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ определено, что данное учреждение является структурным подразделением ФБУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ и создано оно на основании приказа командующего войсками Центрального военного округа №№ от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающего реорганизацию структурных подразделений.
Поскольку согласно части 5 статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) изменение подведомственности (подчиненности) организации или её реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации, считают, что заключенные с ними трудовые договора продолжают действовать. Причем ТК РФ не предусматривает получения от работника какого-либо письменного согласия на продолжение трудовых отношений.
Таким образом, считают увольнение по пункту 1 части 1 статьи 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации незаконным и необоснованным.
ДД.ММ.ГГГГ было проведено собрание сотрудников Госпиталя (на 150 коек г.Алейск) ФГУ «321» при участии представителей работодателей и Госпиталя (на 150 коек г.Алейск) ФГУ «321» и Госпиталя (на 150 коек г.Алейск) ФБУ «354» в ходе которого было решено создать конкурсную комиссию в случае поступления заявлений о приеме на работу от нескольких кандидатов на одну должность, для отбора лучшей кандидатуры. Учитывая, что Госпиталь (на 150 коек г.Алейск) ФГУ «321» был реорганизован в Госпиталь (на 150 коек г.Алейск) ФБУ «354», штатное расписание не изменилось, согласно приказа командующего войсками Центрального военного округа №№ от ДД.ММ.ГГГГ гражданский персонал реорганизуемого структурного подразделения должен быть оставлен в прежней должности, соответственно проведение конкурса при приеме на работу в Госпиталь (на 150 коек г.Алейск) ФБУ «354», незаконно, равно как и отказ в приеме на работу по причине неудовлетворительного результата комиссии.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ на своем официальном сайте в Интернете «Разъяснения по нормативно-правовым документам» разместило ответ о правильности заполнения трудовых книжек при реорганизации предприятия: «При реорганизации организации (слиянии, выделении, разделении, присоединении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работников продолжаются. Поэтому работодатель не должен увольнять работников в порядке перевода в реорганизованную организацию. В трудовые книжки работников в этом случае вносится запись о том, что организация реорганизована со ссылкой на соответствующее решение. Затем вносятся записи о назначении их на должность в соответствии с новым штатным расписанием».
Учитывая изложенное, работник не может быть принят заново на работу, поскольку трудовые отношения продолжаются, но уже с Госпиталем (на 150 коек г.Алейск) ФБУ «354», о чем должна ставиться отметка в трудовой книжке.
Поскольку с момента увольнения ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени они не трудоустроены, полагают, что на основании статьей 234, 237 ТК РФ работодатель обязан возместить им неполученный заработок и моральный вред.
Просят признать увольнение незаконным и восстановить их на работе в Госпитале (на 150 коек г.Алейск) ФБУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ; взыскать солидарно с ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» министерства обороны РФ и ФБУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в их пользу среднемесячный заработок за время вынужденного прогула (Лутошкин В.А. – рублей, Лутошкин О.В. – рублей, Лутошкина Н.В. – рублей, Пожарская Г.В. – рублей); взыскать солидарно с ответчиков в пользу каждого компенсацию морального вреда в сумме рублей.
В ходе судебного разбирательства определением судьи Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек г.Алейск) ФБУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ.
Определением Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по искам Лутошкина В.А., Лутошкина О.В., Лутошкиной Н.В., Пожарской Г.В. к ФБУ «321 окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ, ФБУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения на основании заявлений истцов.
Определением судьи Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек г.Алейск) ФБУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
ДД.ММ.ГГГГ истцами подано уточненное исковое заявление, согласно которому они просят признать увольнение незаконным и восстановить их на работе в Госпитале (на 150 коек г.Алейск) ФБУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ; взыскать солидарно с ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» министерства обороны РФ и ФБУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в их пользу среднемесячный заработок за время вынужденного прогула (Лутошкин В.А. – рублей, Лутошкин О.В. – рублей, Лутошкина Н.В. – рублей, Пожарская Г.В. – рублей); взыскать солидарно с ответчиков в пользу каждого компенсацию морального вреда в сумме 120 000 рублей; расходы по оплате услуг представителя – рублей. Признать приказы начальника ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер 339, начальника Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер №, начальника ФБУ «321 ВКГ» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер № о ликвидации структурного подразделения госпиталь на 150 коек г. Алейска, а также приказ начальника ФГУ «354 ОВКГ» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер № о создании структурного подразделения госпиталь на 150 коек г. Алейска ФГУ «354 ОВКГ» незаконными и неподлежащими применению. Кроме того, при увольнении истцов была нарушена процедура предупреждения профсоюзного органа о массовом увольнении работников за три месяца, предусмотренная Соглашением между профсоюзными организациями и Министерством обороны РФ,
В судебном заседании истцы Лутошкин В.А., Лутошкин О.В., Лутошкина Н.В., Пожарская Г.В., представитель истцов Якунина Ю.С. поддержали заявленные требования в полном объеме, пояснили, аналогично изложенному в иске.
Представитель ответчика ФБУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ Вартик В.В. иск не признал, считает исковые заявления необоснованными и не подлежащими удовлетворению, пояснил, что ФБУ «354 ОВКГ» Минобороны России не является правопреемником структурного подразделения ФГУ «321 ОКВГ СибВО» Минобороны России, . Во исполнение требований приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер №, а так же в соответствии с уставом ФБУ «354 ОВКГ» Минобороны России на территории бывшего Сибирского военного округа было создано Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, г. Алейск) ФБУ «354 ОВКГ» Минобороны России. В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ номер 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация, то есть ФГУ «321 ОВКГ СибВО». Предъявленные истцами требования как к ФБУ «354 ОВКГ» Минобороны России, так и к Структурному подразделению Госпиталь (на 150 коек, г. Алейск) ФБУ «354 ОВКГ» Минобороны России считает необоснованными. Полагает, что в соответствии со статьей 41 ГПК РФ ФБУ «354 ОВКГ» Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель ответчика ФБУ «321 военный клинический госпиталь» Минобороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) ФБУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ Карасев М.К. иск не признал, ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» выяснению по делу подлежит единственный момент – была ли ликвидация структурного подразделения и соблюдена ли процедура увольнения по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) определено, что при ликвидации необходимо решение учредителей, руководителя и т.д. Для Госпиталя таким решением является Приказ номер № вышестоящего руководства – начальника «321 ОВКГ» Минобороны России полковника Лима В.С. В данном приказе для было четко установлено, что Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «ОВКГ СибВО» Минобороны России необходимо расформировать. На основании данного приказа начальником Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «ОВКГ СибВО» Минобороны России был издан свой Приказ за номером № от ДД.ММ.ГГГГ, которым была назначена комиссия по расформированию Структурного подразделения. Начальнику административного отделения с целью соблюдения трудового законодательства было дано указание уведомить письменно о расформировании профсоюзный орган первичной организации и Центр занятости населения . При уведомлении Центра занятости и профсоюзного органа было составлено полное уведомление на количество высвобождаемых работников по штату. Список был составлен на 180 человек поименно. Истцы также были в этот список включены. За 2 месяца до увольнения все работники, в том числе и истцы, были письменно под роспись уведомлены о предстоящем расформировании Госпиталя. По итогам ликвидации был составлен комиссионный ликвидационный акт, утвержденный начальником ФБУ «321 ВКГ» Минобороны РФ, которым сделан вывод, что процедуру ликвидации считать оконченной, сведения о движении нефинансовых активов все учтены, приложение утверждено и ликвидация считалась оконченной. Из Межрайонной ИФНС номер 10 по Алтайскому краю пришло уведомление, что Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «ОВКГ СибВО» Минобороны России закрыт. Также согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о структурном подразделении в городе Алейске по ФГУ нет. Согласно данной выписки прошла ликвидация не только этого структурного подразделения, но и других. Из всех подразделений осталось только три, в число которых Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «ОВКГ СибВо» Минобороны России не входит. В настоящее время в Российской Федерации 4 военных округа, которые обладают самостоятельностью и приказы, распоряжения отдельного округа распространяются только на тот округ, который его издал.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы проверки номер № Военной прокуратуры Барнаульского гарнизона суд, заслушав заключение помощника Алейского межрайонного прокурора Станевич О.Н., полагавшей, что иск удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Лутошкин В.А., Лутошкин О.В., Лутошкина Н.В., Пожарская Г.В. являлись работниками Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ, откуда ДД.ММ.ГГГГ были уволены в связи с ликвидацией организации по пункту 1 части 1 статьи 81 ТК РФ, что подтверждается записями в трудовых книжках истцов, справками о средней заработной плате, справками 2НДФЛ.
В соответствии со ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…. иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба….. распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 86 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ № 1495 от ДД.ММ.ГГГГ, командир (начальник) при решении вопросов, связанных с трудовой деятельностью гражданского персонала Вооруженных Сил, обязан руководствоваться трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации, соответствующими нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 81 ТК РФ предусмотрено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Согласно п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 63 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации ….. (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ), обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации.
Основанием для увольнения работников по пункту 1 части первой статьи 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (статья 61 ГК РФ).
Доводы стороны ответчика о том, что основанием расторжения трудовых договоров с истцами послужило расформирование (ликвидация) структурного подразделения госпиталь на 150 коек г. Алейска Федерального государственного учреждения «321 окружной военный клинический госпиталь» Сибирского военного округа Министерства обороны РФ (далее ФГУ «321 ОВКГ) нашли подтверждение в ходе судебного заседания.
В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» (далее ФЗ № 61) Вооруженные Силы РФ – это государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ.
Статьей 11 ФЗ № 61 предусмотрено, что Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ. Имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, как следует из п.12 ст.1 ФЗ № №, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно Положению о Министерстве обороны РФ, утвержденному Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№, а также Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами РФ, осуществляющим в своей компетенции правомочия по созданию, реорганизации и ликвидации учреждений данного Министерства.
ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ являлся организацией, созданной органом государственной власти РФ (Министерством обороны РФ) в соответствии с приказом командующего Сибирского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ №№
Данные обстоятельства следуют из Устава ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь СибВО».
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№ учреждение было реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений (п. 5 общих положений Устава).
Согласно п. 6 общих положений Устава учреждение является юридическим лицом, имеет печать установленного образца, угловой штамп, бланки, самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. Учреждение финансируется из федерального бюджета, наделено государственным имуществом на праве оперативного управления и является бюджетным учреждением.
В соответствии с Положением об обособленном структурном подразделении ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» МО РФ – госпиталь на 80 коек г. Алейска, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ начальником ФГУ «321 ОВКГ», обособленное структурное подразделение создано на основании директивы Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ и его приказа для осуществления медицинского обеспечения ВС РФ и функции управления войсковым звеном некоммерческого характера.
Согласно Положения обособленное структурное подразделение – госпиталь на 80 коек г. Алейска является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим все его функции или их часть. Место нахождения и почтовый адрес обособленного подразделения: г. Алейск-4, . Распорядителем и получателем средств в рамках бюджетных полномочий является ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Минобороны России. Имущество подразделения Госпиталь формируется за счет имущества закрепленного собственником за госпиталем на праве оперативного управления, материальных средств, поступивших в порядке централизованного снабжения, иных доходов; имущество подразделения закрепляется на отдельном балансе и находится на сводном балансе Учреждения.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер 347 Структурное подразделение Госпиталь (на 80 коек, г.Алейск) ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Минобороны России было переименовано в Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Минобороны России.
Из изложенного следует, что Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России является обособленным подразделением юридического лица ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России, правоспособностью юридического лица не обладает, действует и осуществляет сделки от имени юридического лица на основании доверенности и Положения об обособленном структурном подразделении.
На основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер № «О военно-административном делении Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ Сибирский военный округ прекратил свое существование в качестве военно-административной единицы. Часть территорий, ранее входивших в него, включены в границы Центрального военного округа, а другая часть - в границы Восточного военного округа. Алтайский край с ДД.ММ.ГГГГ отнесен к Центральному военному округу Минобороны РФ.
Приказом Министра обороны РФ №№ от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» в целях совершенствования системы медицинского обеспечения ВС РФ пунктом 2 начальнику ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Минобороны РФ приказано ликвидировать филиалы, указанные в приложении №1 к приказу.
Согласно приложения №1 ликвидации подлежат филиалы ФГУ, расположенные на территории , данные территории согласно Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер № вошли в состав Центрального военного округа Минобороны РФ.
В соответствии со ст. 30 Положения об обособленном структурном подразделении ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь» Сибирского военного округа МО РФ – госпиталь на 80 коек г. Алейска, переименованный в госпиталь на 150 коек г. Алейска, деятельность обособленного подразделения прекращается при реорганизации и ликвидации в качестве юридического лица ФГУ 321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России в установленном порядке.
Приказом начальника ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер 339 «О расформировании обособленных структурных подразделений, ликвидации Филиалов ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Минобороны России» во исполнение указаний Генерального штаба Вооруженных сил РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер №, от ДД.ММ.ГГГГ номер №, от ДД.ММ.ГГГГ номер №, от ДД.ММ.ГГГГ номер №, от ДД.ММ.ГГГГ номер №, приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер №, приказа Командующего Войсками Сибирского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ номер 457, установлено с ДД.ММ.ГГГГ начать процедуру расформирования обособленных структурных подразделений ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ и ликвидацию его филиалов, в число которых вошло обособленное структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ, расположенный по адресу: .
В пунктах 6, 7 указанного Приказа начальника ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер 339 начальникам филиалов и структурных подразделений поручено своим приказом создать комиссии по ликвидации филиалов и расформированию обособленных структурных подразделений; начальникам расформировываемых и ликвидируемых обособленных структурных подразделений и филиалов ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ в соответствии с трудовым законодательством РФ – письменно предупредить о предстоящем увольнении работников соответствующих подразделений персонально и под роспись, письменно сообщить о предстоящем расформировании, ликвидации подразделения в органы службы занятости населения и выборный профсоюзный орган подразделения.
Во исполнение вышеуказанных требований Приказа начальника ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер № начальником Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ Вартиком В.В., действующим на основании доверенности, был издан Приказ от ДД.ММ.ГГГГ номер 83 «О расформировании структурного подразделения Госпиталя (на 150 коек г.Алейск) ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Минобороны России», которым назначена комиссия по расформированию структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ.
Начальнику административного отделения поручено: письменно уведомить о предстоящей процедуре расформирования весь гражданский персонал госпиталя, вести строгий учет и хранение уведомлений о расформировании; известить Центр занятости населения о расформировании Структурного подразделения Госпиталя (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России; оповестить выборный профсоюзный орган о процедуре расформирования; приказ довести до личного состава в части, их касающейся, под роспись.
Из ст. 180 ТК РФ следует, что о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением …... работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
01- ДД.ММ.ГГГГ истцы, будучи работниками Госпиталя (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России, под роспись были ознакомлены с уведомлением о предстоящем расторжении трудового договора в связи с расформированием структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России, что подтверждается копиями уведомлений от 01, ДД.ММ.ГГГГ.
Часть 2 ст. 25 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1032 «О занятости населения в РФ» (далее - ФЗ № 1032 от ДД.ММ.ГГГГ) предусматривает, что при принятии решения о ликвидации организации и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, …. до начала проведения соответствующих мероприятий обязан сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника.
В ходе процедуры ликвидации Госпиталя в КГУ «Центр занятости населения » в соответствии с ч. 4 ст. 180 ТК РФ был направлен список работников, высвобождаемых в период с 01 сентября по ДД.ММ.ГГГГ Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России для постановки на учет. В Список были включены все работники гражданского персонала в количестве 180 человек, в том числе и истцы.
При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором.
Доводом стороны истцов о нарушении процедуры увольнения явилось, по их мнению, несоблюдение трехмесячного срок уведомления профсоюза о массовом увольнении работников.
В соответствии со ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №№ 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности начальника Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ капитаном Вартиком В. председателю профсоюзного комитета Лутошкину О.В. вручено под роспись уведомление о расформировании (исх. номер №), согласно которого ДД.ММ.ГГГГ Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ расформировывается, в связи с чем расторгаются трудовые договора с гражданским персоналом в соответствии с пунктом 1 статьи 81 ТК РФ.
Как установлено в судебном заседании, профсоюзная организация не посчитала необходимым в условиях ликвидации обособленного подразделения проводить переговоры с работодателем, а также не сочла нужным отстаивать свои интересы в суде. Таким образом, нарушение трехмесячного срока уведомления профсоюза не привело к нарушению прав работников.
Кроме того, учет мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации необходим при увольнении работников, являющихся членами профсоюза, по подп. 2, 3 и 5 ст. 81 ТК РФ. Исключением из данного правила является увольнение работников, членов профсоюза в связи с ликвидацией организации по по. 1 ст. 81 ТК РФ.
Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ состоялось собрание при начальнике сотрудников Госпиталя (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России. На повестке дня рассматривались вопросы: процедура расформирования Структурного подразделения Госпиталя (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России; увольнение работников Структурного подразделения Госпиталя (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России; прием работников в Госпиталь (г.Алейск) ФБУ «354 ОВКГ» МО РФ.
Окончание процедуры расформирования Госпиталя (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ подтверждается ликвидационным актом от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным начальником ФБУ «321 ВКГ» Минобороны России В.Лим ДД.ММ.ГГГГ. Из ликвидационного акта следует, что гербовые печати подразделения, угловые штампы будут переданы в ФГУ «321 ОВКГ СибВО» после сдачи документов в архив, остальные печати штампы – уничтожены.
Согласно Уведомления о снятии с учета Российской организации в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ МИ ФНС №10 по Алтайскому краю ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Минобороны РФ на основании сведений о прекращении деятельности обособленного подразделения, содержащихся в Сообщении о закрытии, снята с учета ДД.ММ.ГГГГ по месту нахождения обособленного подразделения Госпиталь на 150 коек г. Алейск ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Минобороны РФ Межрайонной инспекции ФНС №10 по Алтайскому краю.
По данным выписки из Приказа начальника ФБУ «321 военный клинический госпиталь» Минобороны РФ номер 465 от ДД.ММ.ГГГГ «О завершении ликвидационных мероприятий обособленных структурных подразделений ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Минобороны России и закрытии лицевых счетов филиалов ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Минобороны России» с ДД.ММ.ГГГГ процедура расформирования Госпиталя (на 150 коек, г.Алейск) «ФГУ 321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ считается законченной.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что с ДД.ММ.ГГГГ Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) «ФГУ 321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ прекратило свою деятельность путем ликвидации, поскольку несмотря на то, что порядок ликвидации структурных подразделений организаций законодательством не установлен, требования, предъявляемые законодательством РФ к порядку ликвидации юридических лиц при прекращении деятельности Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) «ФГУ 321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ выполнены. При этом, ликвидационные мероприятия в обособленном структурном подразделении ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Миобороны РФ – госпиталь на 150 коек г. Алейска были проведены надлежащим образом.
Доводами истцов по искам о восстановлении на работе является указание на то, что имело место не ликвидация юридического лица, а его реорганизация путем присоединения структурного подразделения Госпиталь на 150 коек г. Алейска к ФГУ «354 ОВКГ» Минобороны РФ. В обосновании своих доводов истцы ссылаются на приказ Командующего Войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ номер 164 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации на территории Центрального военного округа»
Согласно Приказа Командующего Войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ номер 164 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации на территории Центрального военного округа» в соответствии с пунктом 1, 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений», приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер 1480 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации», указаний Главного военно-медицинского управления Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер №, в целях совершенствования системы медицинского обеспечения на территории Центрального военного округа начальнику ФГУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ приказано создать филиалы в соответствии с приложением номер 1 к настоящему приказу и включить структурные подразделения в соответствии с приложением номер 2 к настоящему приказу. Пункты дислокации оставить прежними. Из Приложения номер 2 к Приказу от ДД.ММ.ГГГГ номер № следует, что расположенный в городе Алейск-4 Алтайского края Госпиталь (на 80 коек, г.Алейск) ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ должен быть включен в число Структурных подразделений ФГУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ с присвоением наименования Госпиталь (на 80 коек, г.Алейск) ФГУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ.
Вместе с тем, данные утверждения истцов не соответствуют действительности.
Статья 57 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) предусматривает реорганизацию юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), которая осуществляется по решению учредителя или уполномоченного органа.
Учредителями юридических лиц – ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Минобороны РФ и ФГУ «354 ОВКГ» Минобороны РФ является Министерство обороны РФ.
В материалах дела отсутствует решение Министерства обороны РФ о реорганизации двух указанных юридических лиц путем присоединения обособленных структурных подразделений одного юридического лица другому. Напротив, в Приказе Министра обороны РФ №№ от ДД.ММ.ГГГГ содержится приказ для начальника ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Минобороны РФ о ликвидации филиалов ФГУ, расположенных на территории, отнесенной к Центральному военному округу.
Приказ Командующего Войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ номер № «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации на территории Центрального военного округа» не может быть распространен на ФГУ «321 ОВКГ СибВО», дислоцируемого на территории созданного Восточного военного округа.
В исковых заявлениях истцы ссылаются на то, что «во исполнение требований Приказа командующего войсками Центрального военного округа номер 164 от ДД.ММ.ГГГГ …. был издан приказ о создании структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, г. Алейск) ФГУ «354 ОВКГ» Минобороны России». Данное утверждение является необоснованным, поскольку Приказ Начальника ФБУ «354 ОВКГ» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ номер 198 «О переименовании и создании обособленных подразделений ФБУ «354 ОВКГ» Минобороны России» создан «во исполнение требований приказа Министра обороны РФ номер № от ДД.ММ.ГГГГ, а так же в связи с утверждением ДД.ММ.ГГГГ Министром обороны РФ Устава ФБУ «354 ОВКГ» Минобороны России», но не во исполнение требований Приказа номер № пунктом 2 которого установлено «Создать: Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, г. Алейск) ФБУ «354 ОВКГ» Минобороны России, расположенный по адресу: 658130, Алтайский край, г. зачислить данное структурное подразделение на финансовое…».
Законодательство РФ различает два вида прекращения деятельности юридических лиц: реорганизацию и ликвидацию.
Пунктом 3 статьи 11.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ номер 61-ФЗ «Об обороне» установлено, что в случае переформирования (расформирования) объединения, соединения или воинской части Вооруженных Сил РФ осуществляется реорганизация (ликвидация) соответствующего юридического лица.
При этом порядок реорганизации и ликвидации юридического лица определен ГК РФ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер 539 утвержден Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений (далее – Порядок).
В соответствии с разделом III указанного Порядка реорганизация федерального учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения.
Решение о реорганизации федерального учреждения в форме разделения, выделения, слияния (если возникшее при слиянии юридическое лицо является федеральным казенным учреждением) или присоединения (в случае присоединения федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному учреждению) принимается Правительством РФ в порядке, аналогичном порядку создания федерального учреждения путем его учреждения.
Решение о реорганизации федерального учреждения в форме слияния или присоединения, за исключением случаев, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Указанное решение должно содержать:
а) наименование федеральных учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;
б) форму реорганизации;
в) наименование федерального учреждения (учреждений) после завершения процесса реорганизации;
г) наименование федерального органа (органов) исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя реорганизуемого федерального учреждения (учреждений);
д) информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности реорганизуемого учреждения (учреждений);
е) информацию об изменении (сохранении) штатной численности (для казенных учреждений);
ж) перечень мероприятий по реорганизации федерального учреждения с указанием сроков их проведения.
В случае если по результатам реорганизации изменяется подведомственность федерального учреждения (учреждений), решение о реорганизации федерального учреждения (учреждений) принимается Правительством РФ.
Согласно статьи 58 ГК РФ, при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
Статьей 59 ГК РФ предусмотрено, что передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Ликвидация же юридического лица, в отличие от реорганизации, на основании статьи 61 ГК РФ влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 26 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер №, решение о ликвидации федерального учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Указанное решение должно содержать: наименование учреждения с указанием типа; наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя; наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за осуществление ликвидационных процедур; наименование правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
В соответствии с пунктом 28 Порядка, после издания правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, о ликвидации федерального учреждения, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя:
а) в 3-дневный срок доводит указанный правовой акт до сведения регистрирующего органа для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что учреждение находится в процессе ликвидации;
б) в 2-недельный срок: утверждает состав ликвидационной комиссии соответствующего учреждения; устанавливает порядок и сроки ликвидации указанного учреждения в соответствии с ГК РФ и правовым актом о ликвидации федерального учреждения.
Ликвидационная комиссия:
а) обеспечивает реализацию полномочий по управлению делами ликвидируемого федерального учреждения в течение всего периода его ликвидации;
б) в 10-дневный срок с даты истечения периода, установленного для предъявления требований кредиторами (с учетом положений пункта 30 настоящего Порядка), представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, для утверждения промежуточный ликвидационный баланс;
в) в 10-дневный срок после завершения расчетов с кредиторами представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, для утверждения ликвидационный баланс;
г) осуществляет иные предусмотренные ГК РФ и другими законодательными актами Российской Федерации мероприятия по ликвидации федерального учреждения (пункт 29 Порядка).
На основании пункта 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Из приведенных норм закона следует, что имел место факт ликвидации обособленного структурного подразделения госпиталь на 150 коек ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Минобороны РФ, так как ФБУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ не является правопреемником структурных подразделений ФГУ «321 окружного клинического госпиталя Сибирского военного округа» Минобороны РФ, поскольку во исполнение требований Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер №, а также в соответствии с Уставом ФБУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ на территории бывшего Сибирского военного округа вновь созданы филиалы и структурные подразделения другого юридического лица - ФБУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ. В учредительных документах ФБУ ««354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ и Положении об обособленном структурном подразделении Госпиталь на 150 коек г. Алейска» отсутствуют положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица ФБУ «321 ВКГ», между указанными юридическими лицами не составлялся передаточный акт или разделительного баланс. ФБУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ не являлось и не является работодателем для истцов, а, следовательно, в рамках данного дела не является надлежащим ответчиком по делу, в связи с этим оно не должно отвечать за действия структурного подразделения госпиталь на 150 коек ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Минобороны РФ, связанные с расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения.
Структурное подразделение представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания, пр.) с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение.
Статьей 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Налоговый кодекс не определяет порядка ликвидации обособленного подразделения. Соответственно, из приведенного можно сделать вывод, что как и признание создания обособленного подразделения, признание прекращения его существования (ликвидации) производится независимо от того, отражено или не отражено прекращение его существования в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации с момента, когда можно констатировать отсутствие оборудованных стационарных рабочих мест.
Рабочим местом, в соответствии со статьей 209 ТК РФ, признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
В соответствии с абзацем 3 статьи 84.1 ТК РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
Соответственно, исходя из положений НК РФ в рассматриваемой ситуации, со дня, следующего за днем увольнения работников, выполняющих трудовую функцию в обособленном подразделении, у ФГУ «321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ отсутствуют рабочие места в этом месте, и обособленное Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) может считаться прекратившим существование (ликвидированным) в рамках применения Налогового кодекса.
Порядок ликвидации подразделений организаций законодательством не установлен. Поскольку Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) является не юридическим лицом, а его структурным подразделением, требования, предъявляемые законодательством РФ к порядку ликвидации юридических лиц, при прекращении деятельности структурных подразделений применяться не могут.
Таким образом, было создано (а не реорганизовано) новое юридическое лицо ФБУ «354 ОВКГ» Минобороны России, которое в свою очередь создало свое Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) ФБУ «354 ОВКГ» Минобороны России и оно не является правопреемником филиалов и структурных подразделений ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Минобороны России.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ номер 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.
Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) предусмотрены последствия ликвидации юридического лица, которая влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Аналогичные последствия наступают и при расформировании (ликвидации) структурного подразделения Министерства Обороны РФ.
Как было отмечено, основанием для увольнения работников по пункту 1 части первой статьи 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, т.е. решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (статья 61 ГК РФ).
Частью 4 ст. 81 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.
Принимая решение об отказе Лутошкину В.А., Лутошкину О.В., Лутошкиной Н.В., Пожарской Г.В. в удовлетворении заявленных исковых требований, суд, на основании совокупности всех представленных сторонами доказательств, приходит к выводу о том, что факт ликвидации Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) «ФГУ 321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ нашел свое подтверждение. Об указанном обстоятельстве свидетельствует, в том числе ликвидационный акт по расформированию Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) «ФГУ 321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ начальником ФБУ «321 ВКГ» Минобороны РФ; решение о ликвидации (расформировании) Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) «ФГУ 321 окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ было принято в установленном законом порядке.
Правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств отсутствуют.
Суд признает соблюденной процедуру прекращения трудовых отношений с Лутошкиным В.А., Лутошкиным О.В., Лутошкиной Н.В., Пожарской Г.В.. по пункту 1 части 1 статьи 81 ТК РФ.
Учитывая изложенное, Лутошкин В.А., Лутошкин О.В., Лутошкина Н.В., Пожарская Г.В. не могут быть восстановлены на работе в Госпитале (на 150 коек, г. Алейск) ФБУ «354 окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.
На основании статьи 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии с пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер 63), учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу приведенных выше положений закона вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например при задержке выплаты заработной платы).
Поскольку каких-либо нарушений прав работников Лутошкина В.А., Лутошкина О.В., Лутошкиной Н.В., Пожарской Г.В. со стороны работодателя в судебном заседании не установлено суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с ответчиков в их пользу компенсации морального вреда.
При указанных обстоятельствах исковые заявления Лутошкина В.А., Лутошкина О.В., Лутошкиной Н.В., Пожарской Г.В.. о признании увольнения незаконным, взыскании компенсации за вынужденный прогул и компенсации морального вреда, взыскании расходов за оплату услуг представителя удовлетворению не подлежит.
Суд также считает необоснованными требования истцов о признании приказов начальника ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер №, начальника Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер №, начальника ФБУ «354 ОВКГ» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер №, начальника ФБУ «321 ВКГ» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ номер 465 незаконными и неподлежащими применению, поскольку данные требования рассматриваются в порядке главы 25 ГПК РФ (особое производство) и не подсудны суду общей юрисдикции.
Из статей 1, 2, 17, 18, 46 (часть 1) и 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации и корреспондирующей им статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая в силу статьи 15 (части 4) Конституции Российской Федерации является составной частью правовой системы Российской Федерации, следует, что право на судебную защиту может быть обеспечено только законным, независимым и беспристрастным судом, что предполагает, в частности, право на рассмотрение дела с соблюдением требований о подсудности, установленных федеральным законом.
В соответствии с этим Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" (пункт 1 части 1 статьи 7) и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (статья 25) относят к подсудности военных судов гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Исходя из изложенного, истцы не наделены полномочиями по обжалованию вышеназванных приказов должностных лиц Министерства Обороны РФ. Кроме того, нарушений законодательства в издании данных приказов, судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Лутошкина , Лутошкина , Лутошкиной , Пожарской к Федеральному бюджетному учреждению «321 военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному бюджетному учреждению «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, Структурному подразделению Госпиталь (на 150 коек г.Алейск) Федерального бюджетного учреждения «354 окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о признании увольнения незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, оспаривании приказов - отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течении месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья: В.П. Долженко
Решение в окончательной форме изготовлено 06 февраля 2012 года.
Судья: В.П. Долженко
Решение не вступило в законную силу