НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Алейского городского суда (Алтайский край) от 25.08.2022 № 2-544/2022

дело номер 2-544/2022

УИД22RS0001-01-2022-000788-41

решение в мотивированном

виде изготовлено

25 августа 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2022 года г. Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе председательствующего Луханиной О.В., при секретаре Мордовиной Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Плотниковой Татьяны Викторовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 1 по Алтайскому краю о взыскании задолженности по денежному содержанию, компенсации за задержку выплаты денежного содержания и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Плотникова Т.В. обратилась в Алейский городской суд с исковым заявлением указывая на то, что с 08 августа 2016 года по 26 ноября 2021 года она замещала должности государственной гражданской службы в системе налоговых органов Российской Федерации, последняя замещаемая должность ведущий специалист-эксперт аналитического отдела Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 10 по Алтайскому краю.

На основании приказа ФНС России от 09 августа 2021 года номер ЕД-7-4/730 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю» Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы номер 10 по Алтайскому краю с 29 ноября 2021 года реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 1 по Алтайскому краю. Правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 10 по Алтайскому краю является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы номер 1 по Алтайскому краю.

Приказом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 10 по Алтайскому краю от 16 ноября 2021 года с 26 ноября 2021 года истец была уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе.

При увольнении истцу была выплачена денежная компенсация в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в размере четырехмесячного денежного содержания. Указанная компенсация была рассчитана исходя из месячного денежного содержания истца в размере 24 155 рублей 27 копеек, общая сумма денежной компенсации составила 96 621 рубль 08 копеек.

Истец с указанной суммой и порядком расчета не согласна, поскольку в расчет денежного содержания при исчислении компенсации четырехмесячного денежного содержания не включены суммы выплаченных ей средств материального стимулирования в период с декабря 2020 года по ноябрь 2021 года, а также не учтены выплаченные в течение 12 месяцев перед увольнением премии с декабря 2020 года по ноябрь 2021 года в общем размере 301 904 рубля 01 копейка. Соответственно, расчет должен быть произведен следующим образом: компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания 49 313 рублей 94 копейки (ежемесячный оклад с учетом материального стимулирования, премий, премия доп.служба) * 4 месяца = 197 255 рублей 76 копеек.

Таким образом, недоплаченная сумма компенсации составляет 100 634 рубля 68 копеек (197 255 рублей 76 копеек (сумма компенсации, подлежащая выплате) - 96 621 рубль 08 копеек (фактически выплаченная сумма компенсации).

В целях урегулирования спора истец обращалась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы номер 10 по Алтайскому краю с претензией о необходимости сделать перерасчет денежного содержания, однако ответ на претензию до настоящего времени не получен, перерасчет не произведен.

Неправомерные и необоснованные действия ответчика, выразившиеся в нарушении порядка определения размера денежного содержания при начислении указанных выше выплат (компенсаций) нарушили права истца и, как следствие, возможность своевременно распорядиться денежными средствами, принадлежащими ей по праву, в связи с чем истец в соответствии со ст. 236 ТК РФ просит взыскать сумму компенсации за задержку выплаты денежного содержания в размере 19 093 рубля 74 копейки.

Кроме того, истец полагает, что действиями бывшего работодателя ей причинен моральный вред в виде нравственных страданий, который она оценивает в 10 000 рублей. Данная сумма была обусловлена тем, что с момента увольнения до выхода на новое место работы 22 июня 2022 года она вынуждена была изыскивать средства к существованию, так как проживает одна и сама обеспечивает себя всем необходимым. Из- за незаконных действий ответчика, связанных с невыплатой денежного содержания в полном объеме, она испытывала определенные финансовые трудности по ежемесячной оплате коммунальных услуг, по приобретению предметов первой необходимости, продуктов питания. Из - за недостатка денежных средств, отсутствия работы на протяжении более полугода, утратив заработок и средства к существованию она не могла выполнить свои денежные обязательства по оплате коммунальных платежей в полном объеме, что унижало ее честь и достоинство, негативно сказывалось на здоровье, вследствие чего истица испытывала сильные нравственные страдания, отрицательные эмоции, подавленность. Особенно тяжело морально воспринимается такое несправедливое отношение бывшего работодателя к ней невыплатой в полном объеме денежного содержания на фоне того, что она находилась на государственной гражданской службе более 5 лет, не имела взысканий и порицаний со стороны работодателя, награждалась за заслуги в профессиональной деятельности, безупречную и эффективную гражданскую службу почетной грамотой МРИ ФНС России номер 10 по Алтайскому краю, и особенно при возможности рассмотреть вопрос ее трудоустройства в территориально обособленном рабочем месте в г. Алейске

Просит взыскать с ответчика задолженность по денежному содержанию в размере 100 634 рубля 68 копеек, проценты за несвоевременную выплату части денежного содержания в соответствии со статьей 236 ТК РФ в размере 19 093 рубля 74 копейки, а также компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

В судебном заседании истица Плотникова Т.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, по доводам, изложенным в искровом заявлении. Согласилась с расчетом представленным ответчиком по денежному содержанию в сумме 90 106 рублей 32 копейки и периодом с ноября 2020 года по октябрь 2021 года, а не с декабря 2020 года по ноябрь 2021 года.

Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 1 по Алтайскому краю Беспалов Н.В., давший пояснения с использованием системы видеоконференцсвязи исковые требования не признал, просил удовлетворении заявленных Плотниковой Т.В. требований отказать в полном объеме по следующим основаниям. Материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа Федеральной налоговой службы России, соответственно, не может учитываться при расчете выплат при сокращении, а также при расчете отпускных. Кроме того, положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации не могут быть применены к спорному правоотношению, поскольку денежные средства истцу фактически начислены не были. Также ответчик считает требование Плотниковой Т.В. о возмещении морального вреда необоснованным, поскольку факт причинения физических или нравственных страданий истцу документально не подтвержден и не обоснован, не подтверждена причинно-следственная связь между действиями работодателя и состоянием истца.

Выслушав истца Плотникову Т.В., представителя ответчика Беспалова Н.В., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, согласно служебного контракта от 08 августа 2016 года, заключенного между Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 10 по Алтайскому краю и Плотниковой Т.В., на основании приказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 10 по Алтайскому краю о назначении на должность от 08 августа 2016 года , Плотникова Т.В. назначена на должность ведущего специалиста-эксперта аналитического отдела Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 10 по Алтайскому краю, со сроком служебного контракта с 08 августа 2016 года на период отсутствия основного работника Чувакиной. С.

04 мая 2017 года между Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 10 по Алтайскому краю и Плотниковой Т.В. заключен контракт на неопределенный срок на основании приказа о назначении на должность от 04 мая 2017 года .

Впоследствии к служебному контракту от 04 мая 2017 года между сторонами были заключены дополнительные соглашения, последнее соглашение от 19 августа 2021 года в части, касающейся оплаты денежного содержания.

В соответствии с п. 9 служебного контракта от 04 мая 2017 года и дополнительного соглашения от 19 августа 2021 года, Плотниковой Т.В. установлено денежное содержание, которое состоит из:

- месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностной оклад) в размере 4 700 рублей в месяц;

- месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклад за классный чин) в размере 1 694 рубля в месяц;

- ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 15 % этого оклада;

- ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 60% этого оклада;

- ежемесячного денежного поощрения в размере 4 700 рублей в месяц;

- премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя;

- единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.10 служебного контракта от 04 мая 2017 года и дополнительного соглашения от 19 августа 2021 года к нему).

10 сентября 2021 года Плотникова Т.В. уведомлена о реорганизации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 10 по Алтайскому краю путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 1 по Алтайскому краю и сокращении должности ведущего специалиста-эксперта аналитического отдела.

Согласно приказа от 16 ноября 2021 с Плотниковой Т.В. расторгнут служебный контракт, истица освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с сокращением должности гражданской службы, п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением истцом указано, что при расчете компенсации четырехмесячного содержания не учтены суммы средств материального стимулирования и премии, выплаченные в течение 12 месяцев перед увольнением, что привело к занижению размера месячного денежного содержания.

Согласно частям 1 и 3 ст.37 Конституции РФ труд свободен.

Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Статьей 2 ТК РФ установлено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с частями 1 и 7 ст.11 ТК РФ, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Положениями ст.50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1).

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2).

В соответствии с ч. 5 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч.10 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007 года номер 562 утверждены «Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» (далее по тексту - Правила), в том числе и при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (п.п.«д» п.1 Правил).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч.ч. 2 и 5 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

В случаях, предусмотренных подпунктами «д» и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз.1,2 п.8 Правил).

В силу ч.1 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ).

В соответствии с ч.3 ст.51 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.6 ст.51 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года номер 763 (далее по тексту в редакции, действующей в спорный период) «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее по тексту - Указ Президента РФ от 25 июля 2006 года номер 763) определено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Согласно п. 9 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года номер 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 п.п. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года номер 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частями 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих и выплата премий.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года номер 90 н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее по тексту - Порядок), который разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года номер 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (п.1 Порядка).

Согласно п. 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Однако приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года номер 90 н, предусматривая выплату материального стимулирования федеральным государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС РФ в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей и иных обязанностей и распространяя действие на период с 2007 года по 2013 год, находится за пределами спорного периода.

В тоже время согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15 июля 2014 года номер 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года номер 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года номер 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением номер 238-7.

В данном письме указано, что в соответствии со ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, ч. 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона номер 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст.50 Федерального закона номер 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года номер 329, предусмотрено, что Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п. 1). Пунктом 5.5 данного Положения определено, что Министерство финансов РФ обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Согласно п. 2 Положения о Федеральной налоговой службе РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года номер 506, Федеральная налоговая служба РФ находится в ведении Министерства финансов РФ.

Учитывая, что на Министерство финансов РФ как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований Плотниковой Т.В. следует учитывать содержащиеся в письме Министерства финансов РФ от 15 июля 2014 года номер 14-04-05/34482 разъяснения.

При изложенных обстоятельствах довод Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 1 по Алтайскому краю о том, что материальное стимулирование осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете компенсационных выплат при увольнении судом отклоняется.

Также суд находит обоснованными доводы истца о необходимости учитывать при исчислении указанных выплат суммы выплачиваемых премий в связи с нижеследующим.

Приказом Межрайонной ИФНС номер 10 по Алтайскому краю от 21 сентября 2018 года номер 010106/208 утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России номер 10 по Алтайскому краю премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России номер 10 по Алтайскому краю, согласно п. 2.2. которого выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств инспекции.

Указанные премии выплачивались сотрудникам инспекции за особо важные и сложные задания, при этом учитывались показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного служащего; личный вклад в обеспечение исполнения полномочии, возложенных на территориальные органы Федеральной налоговой службы РФ; за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций Федеральной налоговой службы РФ.

В связи с этим в соответствии с положениями п.4 ч.5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ указанные выплаты должны быть включены в состав денежного содержания Плотниковой Т.В.

В соответствии со ст. 139 ТК РФ для расчёта средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Из начисленных и полученных Плотниковой Т.В. выплат средств материального стимулирования и премий удерживался НДФЛ, а также все предусмотренные законодательством платежи, которые перечислены в соответствующие бюджеты РФ.

Тот факт, что выплаты средств материального стимулирования и премий финансировались из другого источника выплат и осуществлялись сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы РФ не означает, что данные средства не являются денежным содержанием Плотниковой Т.В. поскольку выплата указанных средств производилась систематически, а потому они должны учитываться при расчете денежного содержания.

В связи с тем, что положениями ч. 3 ст. 51 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется также за счет средств на иные выплаты, к которым относится материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, премии сверх установленного фонда оплаты труда, входящие в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (ч.10 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ, п.10 служебного контракта от 04 мая 2017 года ), выплаченные истцу в соответствии с приказами ответчика материальное стимулирование, премии подлежали учету при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной единицы.

Из представленных сторонами расчетов денежного содержания, расчетных листков, справок 2-НДФЛ, приказов МИФНС номер 10 по Алтайскому краю о премировании и материальной помощи (от 11 ноября 2020 года, от 10 декабря 2020 года, от 25 декабря 2020 года, от 03 марта 2021 года, от 05 апреля 2021 года, от 06 мая 2021 года от 08 июня 2021 года, от 24 июня 2021 года, от 26 июля 2021 года, от 06 августа 2021 года, от 02 сентября 2021 года от 07 октября 2021 года, от 09 ноября 2021 года от 17 ноября 2021 года от 22 ноября 2021 года от 22 апреля 2021 года от 19 июля 2021 года, от 24 сентября 2021 года, от 21 декабря 2021 года, от 26 апреля 2022 года), а также учитывая вышеуказанные положения закона, следует, что при расчете компенсация четырехмесячного денежного содержания должны учитываться следующие суммы:

- 14 619 рублей (4 700 рублей -ежемесячное денежное поощрение + 2 820 рублей -ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы + 705 рублей - ежемесячная надбавка за выслугу лет на гражданской службе + 4 700 - должностной оклад + 1 694 рубля - оклад за классный чин) ;

- 2 923 рубля - районный коэффициент;

- 29 139 рублей 05 копеек дополнительные выплаты с учетом учитываемых в размере 1/12 ( ноябрь 2020 года - премия ДОП госслужба ( 32 795 рублей 52 копейки), 1/12 - 2 732 рубля 96 копеек; декабрь 2020 года - премия ФОТ госслужба ( 45 051 рубль 19 копеек), 1/12 - 3 754 рубля, декабрь 2020 года - премия ДОП госслужба 29 437 рублей 66 копеек) 1/12- 2 453 рубля 14 копеек, декабрь 2020 года - средства материального стимулирования (СМС) 21 567 рублей ) 1/12- 1 797 рублей 25 копеек, март 2021 года - премия ФОТ госслужба ( 5 640 рублей ) 1/12- 470 рублей, апрель 2021 года - премия за выполнение особо важных и сложных заданий ( 5 640 рублей ) 1/12- 470 рублей, апрель 2021 года - средства материального стимулирования (СМС) (28 597 рублей) 1/12- 2 383 рубля, май 2021 года - премия ДОП госслужба (17 260 рублей 80 копеек) 1/12- 1 438 рублей 40 копеек, июнь 2021 года - премия ДОП госслужба ( 32 795 рублей 52 копейки) 1/12- 2 732 рубля 96 копеек; июль 2021 года - средства материального стимулирования (СМС) (20 801 рубль) 1/12- 1 733 рубля 42 копейки, июль 2021 года - материальная помощь (10 000 рублей) 1/12- 833 рубля 33 копейки, август 2021 года - премия ДОП госслужба (15 534 рубля 72 копейки) 1/12- 1 294 рубля 56 копеек, сентябрь 2021 года - средства материального стимулирования (СМС) (13 569 рублей) 1/12- 1 130 рублей 75 копеек, сентябрь 2021 года - (17 260 рублей 80 копеек) 1/12- 1 438 рублей 40 копеек, сентябрь 2021 года - единовременная выплата к отпуску госслужащего (15 345 рублей 60 копеек) 1/12 - 1 278 рублей 80 копеек, сентябрь 2021 года материальная помощь к отпуску госслужащего (7 672 рубля 80 копеек) 1/12- 639 рублей 40 копеек, октябрь 2021 года - премия ДОП госслужба (30 699 рублей 90 копеек) 1/12- 2 558 рублей 33 копейки.

Таким образом, сумма сохраняемого денежного содержания за полный месяц составляет 14 619 рублей + 29 139 рублей 05 копеек + 2 923 рубля 80 копеек = 46 681 рубль 85 копеек (месячное содержание) * 4 = 186 727 рублей 40 копеек.

При этом суд соглашается с расчетом, представленным ответчиком, данный расчет не оспорен и истцом Плотниковой Т.В. и истица пояснила, что ей неверно определен период взыскания.

Учитывая установленный судом размер компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 186 727 рублей 40 копеек - выплаченная сумма 96 621 рубль 08 копеек = 90 106 рублей 32 копейки, и указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

При разрешении требования истца о компенсации за задержку выплаты части денежного содержания в порядке ст. 236 ТК РФ суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных сумм.

Из приведенных положений ст.236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

Поскольку вышеуказанные денежные суммы истцу до принятия судом решения не начислялись, то положения ст. 236 ТК РФ к спорным правоотношениям применению не подлежат и у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований в указанной части.

Истцом заявлены требования о компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

По правилам ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В судебном заседании установлено, что ответчиком истцу произведена выплата денежного содержания не в полном объеме, в связи с чем истица испытала нравственные страдания. Плотникова Т.В. замещала должность государственной гражданской службы на протяжении длительного времени, не привлекалась к дисциплинарной ответственности, оставшись без материальной поддержки в связи с расторжением контракта рассчитывала на данные денежные средства, в связи с чем суд считает ответчиком нарушены трудовые права истца и требования о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению Вместе с тем, учитывая требования разумности, суд принимает решение о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 1 по Алтайскому краю в пользу Плотниковой Т.В. компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований о взыскании компенсации морального вреда суд отказывает.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Плотниковой Татьяны Викторовны удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 1 по Алтайскому краю (ИНН ) в пользу Плотниковой Татьяны Викторовны (паспорт гражданина Российской Федерации ) задолженность по денежному содержанию в сумме 90 106 рублей 32 копейки и в счет компенсации морального вреда 3 000 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований Плотниковой Татьяны Викторовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 1 по Алтайскому краю, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Алейский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.

Судья Луханина О.В.