НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Алейского городского суда (Алтайский край) от 23.01.2012 № 2-29

                                                                                    Алейский городской суд Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Алейский городской суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-29/12

решение в мотивированном виде

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2012 года г.Алейска

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего О.В.Луханиной

при секретаре Е.Г.Непомнящих,

с участием помощника Алейского межрайонного прокурора Станевич О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Большаковой ФИО, Лабуза ФИО1, Косторных ФИО2, Лимарова ФИО3, Фроловой ФИО4, Седовой ФИО5 к Федеральному бюджетному учреждению «№ военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному бюджетному учреждению «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, Структурному подразделению Госпиталь (на 150 коек ) Федерального бюджетного учреждения «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о признании увольнения незаконным, взыскании компенсации за вынужденный прогул и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Большакова Т.Л., Лабуза Е.П., Косторных Л.В., Лимаров А.И., Фролова Н.Е., Седова В.Н. обратилась в суд с исками к ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ, ФБУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ о признании увольнения незаконным, взыскании компенсации за вынужденный прогул и компенсации морального вреда, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ они были уволены на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией организации по пункту 1 части 1 статьи 81 ТК РФ. С увольнением не согласны, считают его незаконным и необоснованным, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 Приказа командующего войсками Центрального военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации на территории Центрального военного округа» приказано: «Начальнику федерального государственного учреждения «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации создать филиалы в соответствии с приложением №1 к настоящему приказу и включить структурные подразделения в соответствии с приложением № 2 к настоящему приказу. Пункты дислокации оставить прежними».

Согласно приложения № 2 к вышеуказанному приказу Госпиталь (на 80 коек ) ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации включается в федеральное государственное учреждение «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации и присваивается новое наименование, а именно Госпиталь (на 80 коек ) ФГУ № окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации.

Кроме того, в пункте 4 Приказа командующего войсками Центрального военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства Обороны РФ на территории Центрального военного округа», приказано: «начальникам военно-лечебных учреждений к ДД.ММ.ГГГГ письменно оформить согласие гражданского персонала учреждения о продолжении трудовых отношений в структурном подразделении ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации в прежней должности, в месте дислокации реорганизуемого учреждения.

Во исполнение требований Приказа командующего войсками Центрального военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ начальником ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации был издан приказ о создании структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек ) федерального государственного учреждения «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, расположенного по адресу: .

А также, Штабом объединенного стратегического командования Центрального военного округа было направлено указание начальнику ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении организационных мероприятий. Согласно пункта 2 вышеназванного документа требуется: «Начальнику медицинской службы объединенного стратегического командования военного округа организовать прием в состав «№ окружного военного клинического госпиталя» Госпиталь (на 150 коек ) штатной численностью 8 военнослужащих и 251 должность гражданского персонала».

В нарушение вышеназванных приказов не была проведена реорганизация ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Министерства обороны РФ, о чем свидетельствует единственна запись в трудовой книжке со ссылкой на Приказ Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Госпиталь (на 80 коек ) ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Министерства обороны РФ с ДД.ММ.ГГГГ был переименован в Госпиталь (на 150 коек ) ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Министерства обороны РФ. Более того, на основании незаконных приказов начальника ФГУ «№ ОВКГ СибВО» Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, противоречащих вышеназванным, было проведено расформирование структурного подразделения Госпиталя (на 150 коек ) ФГУ № окружной военный клинический госпиталь СибВО» Минобороны России, увольнение работников структурного подразделения Госпиталя (на 150 коек ) ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь СибВО» Минобороны России по пункту 1 части 1 статьи 81 ТК РФ (в связи с ликвидацией организации).

Отмечают, что в приказе командующего войсками Центрального военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ речь идет не о ликвидации структурного подразделения Госпиталя (на 150 коек ) ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь СибВО» Минобороны России, а лишь о его реорганизации путем присоединения в качестве структурного подразделения ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ.

Кроме того, Положением Госпиталя (на 150 коек ) ФБУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ определено, что данное учреждение является структурным подразделением ФБУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ и создано оно на основании приказа командующего войсками Центрального военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающего реорганизацию структурных подразделений.

Поскольку согласно части 5 статьи 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или её реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации, считают, что заключенные с ними трудовые договора продолжают действовать. Причем ТК РФ не предусматривает получения от работника какого-либо письменного согласия на продолжение трудовых отношений.

Таким образом, считают увольнение по пункту 1 части 1 статьи 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации незаконным и необоснованным.

ДД.ММ.ГГГГ было проведено собрание сотрудников Госпиталя (на 150 коек ) ФГУ «№» при участии представителей работодателей и Госпиталя (на 150 коек ) ФГУ «№ и Госпиталя (на 150 коек ) ФБУ «№ в ходе которого было решено создать конкурсную комиссию в случае поступления заявлений о приеме на работу от нескольких кандидатов на одну должность, для отбора лучшей кандидатуры. Учитывая, что Госпиталь (на 150 коек ) ФГУ «№» был реорганизован в Госпиталь (на 150 коек ) ФБУ № штатное расписание не изменилось, согласно приказа командующего войсками Центрального военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ гражданский персонал реорганизуемого структурного подразделения должен быть оставлен в прежней должности, соответственно проведение конкурса при приеме на работу в Госпиталь (на 150 коек ) ФБУ «№», незаконно, равно как и отказ в приеме на работу по причине неудовлетворительного результата комиссии.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ на своем официальном сайте в Интернете «Разъяснения по нормативно-правовым документам» разместило ответ о правильности заполнения трудовых книжек при реорганизации предприятия: «При реорганизации организации (слиянии, выделении, разделении, присоединении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работников продолжаются. Поэтому работодатель не должен увольнять работников в порядке перевода в реорганизованную организацию. В трудовые книжки работников в этом случае вносится запись о том, что организация реорганизована со ссылкой на соответствующее решение. Затем вносятся записи о назначении их на должность в соответствии с новым штатным расписанием».

Учитывая изложенное, работник не может быть принят заново на работу, поскольку трудовые отношения продолжаются, но уже с Госпиталем (на 150 коек ) ФБУ «№ о чем должна ставиться отметка в трудовой книжке.

Поскольку с момента увольнения ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени они не трудоустроены, полагают, что на основании статьей 234, 237 ТК РФ работодатель обязан возместить им неполученный заработок и моральный вред.

Просят признать увольнение незаконным и восстановить их на работе в Госпитале (на 150 коек ) ФБУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ; взыскать солидарно с ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» инистерства обороны РФ и ФБУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ в их пользу среднемесячный заработок за время вынужденного прогула (Большаковой Т.Л. –  рублей, Лабуза Е.П. –  рублей, Косторных Л.В. –  рублей, Лимарову А.И. –  рублей, Фроловой Н.Е. –  рублей, Седовой В.Н. –  рублей); взыскать солидарно с ответчиков в пользу каждого компенсацию морального вреда в сумме  рублей.

В ходе судебного разбирательства определением судьи Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек ) ФБУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ.

Определением Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по искам Большаковой Т.Л., Лабуза Е.П., Косторных Л.В., Лимарова А.И., Фроловой Н.Е., Седовой В.Н. к ФБУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ, ФБУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения на основании заявлений истцов.

Также, определением судьи Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек ) ФБУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ привлечены к участию в деле в качестве соответчика.

В судебном заседании истцы Большакова Т.Л., Лабуза Е.П., Косторных Л.В., Лимаров А.И., Фролова Н.Е., Седова В.Н., представитель истцов Якунина Ю.С. поддержали заявленные требования в полном объеме, пояснили аналогично изложенному в иске. Якунина Ю.С. уточнила наименование ответчика пояснив, что указанное в исковом заявлении ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ в настоящее время называется ФБУ № военный клинический госпиталь» Минобороны РФ. Дополнительно Якунина Ю.С. просила взыскать с ответчиков в солидарном порядке в пользу каждого из истцов среднюю заработную плату за время вынужденного прогула по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в пользу Большаковой Т.Л. , в пользу Лабуза Е.П. , в пользу Косторных Л.В. , в пользу Лимарова А.И. , в пользу Седовой В.Н. , компенсацию морального вреда в размере  рублей в пользу каждого истца, и по  рублей на оплату услуг представителя.

Представитель ответчика ФБУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ Вартик В.В. иск не признал, считает исковые заявления необоснованными и не подлежащими удовлетворению, пояснил, что ФБУ «№ ОВКГ» Минобороны России не является правопреемником структурного подразделения ФГУ «№ ОКВГ СибВО» Минобороны России, . Во исполнение требований приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а так же в соответствии с уставом ФБУ «№ ОВКГ» Минобороны России на территории бывшего Сибирского военного округа было создано Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, ) ФБУ «№ ОВКГ» Минобороны России. Считает, что оспаривание процедуры создания структурных подразделений, является неуместным. В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 12 января 1996 года номер 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация. Предъявленные истцами требования как к ФБУ № ОВКГ» Минобороны России, так и к Структурному подразделению Госпиталь (на 150 коек, ) ФБУ «№ ОВКГ» Минобороны России считает необоснованными. Полагает, что в соответствии со статьей 41 ГПК РФ ФБУ № ОВКГ» Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель ответчика ФБУ «№ военный клинический госпиталь» Минобороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, ) ФБУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ Карасев М.К. иск не признал ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» выяснению по делу подлежит единственный момент – была ли ликвидация. ГК РФ определено, что при ликвидации необходимо решение учредителей, руководителя и т.д. Для Госпиталя таким решением является Приказ № вышестоящего руководства – начальника «№ ОВКГ» Минобороны России полковника ФИО6. В данном приказе для нас было четко установлено, что Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, ) ФГУ «ОВКГ СибВО» Минобороны России расформировать. На основании данного приказа начальником Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, ) ФГУ «ОВКГ СибВО» Минобороны России был издан свой Приказ за № от ДД.ММ.ГГГГ, которым была назначена комиссия по расформированию Структурного подразделения. Начальнику административного отделения с целью соблюдения трудового законодательства было дано указание уведомить письменно о расформировании профсоюзный орган первичной организации и Центр занятости населения . При уведомлении Центра занятости и профсоюзного органа было составлено полное уведомление на количество высвобождаемых работников по штату. Список был составлен на  человек поименно. Истцы также были в этот список включены. За 2 месяца до увольнения все работники, в том числе и истцы, были письменно под роспись уведомлены о предстоящем расформировании Госпиталя. По итогам ликвидации был составлен комиссионный ликвидационный акт, утвержденный начальником ФБУ «№ ВКГ» Минобороны РФ, которым сделан вывод, что процедуру ликвидации считать оконченной, сведения о движении нефинансовых активов все учтены, приложение утверждено и ликвидация считалась оконченной. Из Межрайонной ИФНС №  пришло уведомление, что Госпиталь (на 150 коек, ) ФГУ «ОВКГ СибВО» Минобороны России закрыт. Также согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о структурном подразделении в городе Алейске по ФГУ нет. Согласно данной выписки прошла ликвидация не только этого структурного подразделения, но и других. Из всех подразделений осталось только три, в число которых Госпиталь (на 150 коек, ) ФГУ «ОВКГ СибВо» Минобороны России не входит. В настоящее время в Российской Федерации 4 военных округа. Которые обладают самостоятельностью и приказы, распоряжения отдельного округа распространяются только на тот округ который его издал.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы проверки № Военной прокуратуры  гарнизона суд, заслушав заключение помощника Алейского межрайонного прокурора Станевич О.Н. полагавшей, что иск удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Большакова Т.Л., Лабуза Е.П., Косторных Л.В., Лимаров А.И., Фролова Н.Е., Седова В.Н. являлись работниками Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, ) ФГУ № окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ, откуда ДД.ММ.ГГГГ были уволены в связи с ликвидацией организации по пункту 1 части 1 статьи 81 ТК РФ.

Основанием для увольнения работников по пункту 1 части первой статьи 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (статья 61 ГК РФ).

На основании Указа Президента РФ от 20 сентября 2010 года номер 1144 «О военно-административном делении Российской Федерации» с 01 декабря 2010 года Сибирский военный округ прекратил свое существование в качестве военно-административной единицы. Часть территорий, ранее входивших в него, с указанного времени включены в границы Центрального военного округа, и другая часть - в границы Восточного военного округа. Алтайский край с 01 декабря 2010 года отнесен к Центральному военному округу.

Согласно Приказа Командующего Войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации на территории Центрального военного округа» в соответствии с пунктом 1, 2 постановления Правительства РФ от 10 февраля 2004 года номер 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений», приказа Министра обороны РФ от 11 ноября 2010 года номер 1480 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации», указаний Главного военно-медицинского управления Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях совершенствования системы медицинского обеспечения на территории Центрального военного округа начальнику ФГУ № окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ приказано создать филиалы в соответствии с приложением номер 1 к настоящему приказу и включить структурные подразделения в соответствии с приложением номер 2 к настоящему приказу. Пункты дислокации оставить прежними.

В пункте 4 данного Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № начальникам военно-лечебных учреждений к ДД.ММ.ГГГГ поручено письменно оформить согласие гражданского персонала учреждения о продолжении трудовых отношений в структурном подразделении ФГУ № окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ в прежней должности, в месте дислокации реорганизуемого учреждения.

Законодательство РФ различает два вида прекращения деятельности юридических лиц: реорганизацию и ликвидацию. Между тем, прекращение юридического лица не всегда ведет к окончанию его существования, то есть к ликвидации. Иными словами, прекращение военной организации может означать не только ликвидацию, но и реорганизацию юридического лица.

Пунктом 3 статьи 11.1. Федерального закона от 31 мая 1996 года номер 61-ФЗ «Об обороне» установлено, что в случае переформирования (расформирования) объединения, соединения или воинской части Вооруженных Сил РФ осуществляется реорганизация (ликвидация) соответствующего юридического лица.

При этом порядок реорганизации и ликвидации юридического лица определен ГК РФ.

Так, в соответствии со статьей 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 года номер 539 утвержден Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений (далее – Порядок).

В соответствии с разделом III указанного Порядка реорганизация федерального учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения.

Решение о реорганизации федерального учреждения в форме разделения, выделения, слияния (если возникшее при слиянии юридическое лицо является федеральным казенным учреждением) или присоединения (в случае присоединения федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному учреждению) принимается Правительством РФ в порядке, аналогичном порядку создания федерального учреждения путем его учреждения.

Решение о реорганизации федерального учреждения в форме слияния или присоединения, за исключением случаев, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Указанное решение должно содержать:

а) наименование федеральных учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;

б) форму реорганизации;

в) наименование федерального учреждения (учреждений) после завершения процесса реорганизации;

г) наименование федерального органа (органов) исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя реорганизуемого федерального учреждения (учреждений);

д) информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности реорганизуемого учреждения (учреждений);

е) информацию об изменении (сохранении) штатной численности (для казенных учреждений);

ж) перечень мероприятий по реорганизации федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

В случае если по результатам реорганизации изменяется подведомственность федерального учреждения (учреждений), решение о реорганизации федерального учреждения (учреждений) принимается Правительством РФ.

Согласно статьи 58 ГК РФ, при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Статьей 59 ГК РФ предусмотрено, что передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Ликвидация же юридического лица, в отличие от реорганизации, на основании статьи 61 ГК РФ влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с пунктом 26 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 года номер 539, решение о ликвидации федерального учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Указанное решение должно содержать: наименование учреждения с указанием типа; наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя; наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за осуществление ликвидационных процедур; наименование правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

В соответствии с пунктом 28 Порядка, после издания правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, о ликвидации федерального учреждения, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя:

а) в 3-дневный срок доводит указанный правовой акт до сведения регистрирующего органа для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что учреждение находится в процессе ликвидации;

б) в 2-недельный срок: утверждает состав ликвидационной комиссии соответствующего учреждения; устанавливает порядок и сроки ликвидации указанного учреждения в соответствии с ГК РФ и правовым актом о ликвидации федерального учреждения.

Ликвидационная комиссия:

а) обеспечивает реализацию полномочий по управлению делами ликвидируемого федерального учреждения в течение всего периода его ликвидации;

б) в 10-дневный срок с даты истечения периода, установленного для предъявления требований кредиторами (с учетом положений пункта 30 настоящего Порядка), представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, для утверждения промежуточный ликвидационный баланс;

в) в 10-дневный срок после завершения расчетов с кредиторами представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, для утверждения ликвидационный баланс;

г) осуществляет иные предусмотренные ГК РФ и другими законодательными актами Российской Федерации мероприятия по ликвидации федерального учреждения (пункт 29 Порядка).

На основании пункта 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В пункте 28 Постановления от 17 марта 2004 года номер 2 (в ред. от 28 сентября 2010 года) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ разъясняет, что обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ), обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации или индивидуальным предпринимателем.

Основанием для увольнения работников по пункту 1 части первой статьи 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, т.е. решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (статья 61 ГК РФ).

Исходя из положений статьи 55 ГК РФ суд учитывает, что Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, ) ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России является обособленным подразделением юридического лица ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России, правоспособностью юридического лица не обладает, действует и осуществляет сделки от имени юридического лица на основании доверенности и Положения об обособленном структурном подразделении.

Таким образом, Госпиталь (на 150 коек, ) ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России юридическим лицом не является.

Структурное подразделение представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания, пр.) с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение.

Статьей 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Налоговый кодекс не определяет порядка ликвидации обособленного подразделения. Соответственно, из приведенного можно сделать вывод, что как и признание создания обособленного подразделения, признание прекращения его существования (ликвидации) производится независимо от того, отражено или не отражено прекращение его существования в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации с момента, когда можно констатировать отсутствие оборудованных стационарных рабочих мест.

Рабочим местом, в соответствии со статьей 209 ТК РФ, признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В соответствии с абзацем 3 статьи 84.1 ТК РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).

Соответственно, исходя из положений НК РФ в рассматриваемой ситуации, со дня, следующего за днем увольнения работников, выполняющих трудовую функцию в обособленном подразделении, у ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ отсутствуют рабочие места в этом месте, и обособленное Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, ) может считаться прекратившим существование (ликвидированным) в рамках применения Налогового кодекса.

Порядок ликвидации подразделений организаций законодательством не установлен. Поскольку Госпиталь (на 150 коек, ) является не юридическим лицом, а его структурным подразделением, требования, предъявляемые законодательство РФ к порядку ликвидации юридических лиц, при прекращении деятельности структурных подразделений применяться не могут.

Из Приложения номер 2 к Приказу Командующего Войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что расположенный в  Госпиталь (на 80 коек, ) ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ должен быть включен в число Структурных подразделений ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ с присвоением наименования Госпиталь (на 80 коек, ) ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ.

В судебном заседании установлено, что ранее Войсковая часть № – военный госпиталь ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа Командующего войсками СибВО № от ДД.ММ.ГГГГ был переименован в ФГУ «№ военный госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ, которое в свою очередь ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа Командующего войсками СибВО № от ДД.ММ.ГГГГ переименовано в Структурное подразделение Госпиталь (на 80 коек ) ФГУ «№ ОВКГ СибВО» Минобороны России. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Структурное подразделение Госпиталь (на 80 коек, ) ФГУ «№ ОВКГ СибВО» Минобороны России переименовано в Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, ) ФГУ «№ ОВКГ СибВО» Минобороны России.

Приказом начальника ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О расформировании обособленных структурных подразделений, ликвидации Филиалов ФГУ № ОВКГ СибВО» Минобороны России» во исполнение указаний Генерального штаба Вооруженных сил РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, приказа Командующего Войсками Сибирского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено с ДД.ММ.ГГГГ начать процедуру расформирования обособленных структурных подразделений ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ, в число которых вошел Госпиталь (на 150 коек) ФГУ № окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ, расположенный по адресу: 

В пунктах 6, 7 указанного Приказа начальника ФГУ № окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № начальникам филиалов и структурных подразделений поручено своим приказом создать комиссии по ликвидации филиалов и расформированию обособленных структурных подразделений; начальникам расформировываемых и ликвидируемых обособленных структурных подразделений и филиалов ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ в соответствии с трудовым законодательством РФ – письменно предупредить о предстоящем увольнении работников соответствующих подразделений персонально и под роспись, письменно сообщить о предстоящем расформировании, ликвидации подразделения в органы службы занятости населения и выборный профсоюзный орган подразделения.

Во исполнение вышеуказанных требований Приказа начальника ФГУ № окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № начальником Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ Вартиком В.В. был издан Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «О расформировании структурного подразделения Госпиталя (на 150 коек ) ФГУ «№ ОВКГ СибВО» Минобороны России», которым назначена комиссия по расформированию структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) ФГУ № окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ. Начальнику административного отделения поручено: письменно уведомить о предстоящей процедуре расформирования весь гражданский персонал госпиталя, вести строгий учет и хранение уведомлений о расформировании; известить Центр занятости населения  о расформировании Структурного подразделения Госпиталя (на 150 коек, ) ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России; оповестить выборный профсоюзный орган о процедуре расформирования; приказ довести до личного состава в части, их касающейся, под роспись.

ДД.ММ.ГГГГ истцы, будучи работниками Госпиталя (на 150 коек, ) ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России под роспись были ознакомлены с уведомлением о предстоящем расторжении трудового договора в связи с расформированием структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, ) ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России, что подтверждается копиями уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ состоялось собрание при начальнике сотрудников Госпиталя (на 150 коек, ) ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России. На повестке дня рассматривались вопросы: процедура расформирования Структурного подразделения Госпиталя (на 150 коек, ) ФГУ № окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России; увольнение работников Структурного подразделения Госпиталя (на 150 коек, ) ФГУ № окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России; прием работников в Госпиталь  ФБУ «№ ОВКГ» МО РФ.

В ходе процедуры ликвидации Госпиталя в КГУ «Центр занятости населения » был направлен список работников, высвобождаемых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, ) ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны России для постановки на учет.

Также, в ДД.ММ.ГГГГ Врио начальника Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, ) ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ капитаном Вартиком В. председателю профсоюзного комитета Лутошкину О.В. вручено под роспись уведомление о расформировании (исх. №), согласно которого ДД.ММ.ГГГГ Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, ) ФГУ № окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ расформировывается, в связи с чем расторгаются трудовые договора с гражданским персоналом в соответствии с пунктом 1 статьи 81 ТК РФ.

Окончание процедуры расформирования Госпиталя (на 150 коек, ) ФГУ «№ окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ подтверждается ликвидационным актом от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным начальником ФБУ «№ ВКГ» Минобороны России ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ.

По данным выписки из Приказа начальника ФБУ «№ военный клинический госпиталь» Минобороны РФ номер 465 от ДД.ММ.ГГГГ «О завершении ликвидационных мероприятий обособленных структурных подразделений ФГУ «321 ОВКГ СибВО» Минобороны России и закрытии лицевых счетов филиалов ФГУ № ОВКГ СибВО» Минобороны России» с ДД.ММ.ГГГГ процедура расформирования Госпиталя (на 150 коек, ) «ФГУ № окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ считается законченной.

Из изложенного суд приходит к выводу о том, что с ДД.ММ.ГГГГ Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, ) «ФГУ № окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ прекратило свою деятельность путем ликвидации, поскольку несмотря на то, что порядок ликвидации структурных подразделений организаций законодательством не установлен, требования, предъявляемые законодательством РФ к порядку ликвидации юридических лиц при прекращении деятельности Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, ) «ФГУ № окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ выполнены.

В судебном заседании установлено, что ФБУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ не является правопреемником структурных подразделений ФГУ «№ окружного клинического госпиталя Сибирского военного округа» Минобороны РФ, поскольку во исполнение требований Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также в соответствии с Уставом ФБУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ на территории бывшего Сибирского военного округа вновь созданы филиалы и структурные подразделения ФБУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ.

В исковых заявлениях истцы ссылаются на то, что «во исполнение требований Приказа командующего войсками Центрального военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ …. был издан приказ о создании структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, ) ФГУ «№ ОВКГ» Минобороны России». Данное утверждение является ничтожным, поскольку Приказ Начальника ФБУ «№ ОВКГ» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № «О переименовании и создании обособленных подразделений ФБУ «№ ОВКГ» Минобороны России» создан «во исполнение требований приказа Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, а так же в связи с утверждением ДД.ММ.ГГГГ Министром обороны РФ Устава ФБУ № ОВКГ» Минобороны России», но не во исполнение требований Приказа №, пунктом 2 которого установлено «Создать: Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, ) ФБУ «№ ОВКГ» Минобороны России, расположенный по адресу:  зачислить данное структурное подразделение на финансовое…».

Таким образом, было создано (а не реорганизовано) новое юридическое лицо ФБУ «№ ОВКГ» Минобороны России, которое в свою очередь создало свое Структурное подразделение Госпиталь (на 150 коек, ) ФБУ «№ ОВКГ» Минобороны России и оно не является правопреемником филиалов и структурных подразделений ФГУ «№ ОВКГ СибВО» Минобороны России.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 12 января 1996 года номер 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.

Принимая решение об отказе Большаковой Т.Л., Лабуза Е.П., Косторных Л.В., Лимарову А.И., Фроловой Н.Е., Седовой В.Н. в удовлетворении заявленных исковых требований, суд, на основании совокупности всех представленных сторонами доказательств, приходит к выводу о том, что факт ликвидации Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, ) «ФГУ № окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ нашел свое подтверждение. Об указанном обстоятельстве свидетельствует, в том числе ликвидационный акт по расформированию Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, ) «ФГУ № окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ начальником ФБУ «№ ВКГ» Минобороны РФ; решение о ликвидации (расформировании) Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, г.Алейск) «ФГУ № окружной военный клинический госпиталь Сибирского военного округа» Минобороны РФ было принято в установленном законом порядке.

Правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств отсутствуют.

Суд признает соблюденной процедуру прекращения трудовых отношений с Большаковой Т.Л., Лабуза Е.П., Косторных Л.В., Лимаровым А.И., Фроловой Н.Е., Седовой В.Н. по пункту 1 части 1 статьи 81 ТК РФ.

Учитывая изложенное, Большакова Т.Л., Лабуза Е.П., Косторных Л.В., Лимаров А.И., Фролова Н.Е., Седова В.Н. не могут быть восстановлены на работе в Госпитале (на 150 коек, ) ФБУ «№ окружной военный клинический госпиталь» Минобороны РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.

На основании статьи 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года номер 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 года номер 63), учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу приведенных выше положений закона вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например при задержке выплаты заработной платы).

Поскольку каких-либо нарушений прав работников Большаковой Т.Л., Лабуза Е.П., Косторных Л.В., Лимарова А.И., Фроловой Н.Е., Седовой В.Н. со стороны работодателя в судебном заседании не установлено суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с ответчиков в их пользу компенсации морального вреда.

При указанных обстоятельствах исковые заявления Большаковой Т.Л., Лабуза Е.П., Косторных Л.В., Лимарова А.И., Фроловой Н.Е., Седовой В.Н. о признании увольнения незаконным, взыскании компенсации за вынужденный прогул и компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит.

В ходе судебного разбирательства истцами, их представителем Якуниной Ю.С. было заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела уточненного искового заявления, в котором помимо заявленных ранее требований они просят также признать приказы начальника ФГУ № ОВКГ СибВО» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, начальника Структурного подразделения Госпиталь (на 150 коек, ) ФГУ «№ ОВКГ СибВО» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, начальника ФБУ № ОВКГ» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, начальника ФБУ «№ ВКГ» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № незаконными и неподлежащими применению. Данное ходатайство было оставлено судом без удовлетворения, поскольку уточненный иск содержит требования, которые рассматриваются в порядке особого производства в порядке главы 25 ГПК РФ, а в соответствии со статьей 151 ГПК РФ истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований лишь в случае, если они связаны между собой.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Большаковой ФИО, Лабуза ФИО1, Косторных ФИО2, Лимарова ФИО3, Фроловой ФИО4, Седовой ФИО5 к Федеральному бюджетному учреждению «№ военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному бюджетному учреждению «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, Структурному подразделению Госпиталь (на 150 коек ) Федерального бюджетного учреждения «№ окружной военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о признании увольнения незаконным, взыскании компенсации за вынужденный прогул и компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течении месяца.

Председательствующий О.В.Луханина

Не вступило в законную силу.