УИД22RS0001-01-2020-000303-09
Административное дело № 2а-291/2020
Решение в окончательной форме
изготовлено 08 мая 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 мая 2020 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе
Председательствующего судьи О.В. Качусовой,
при секретаре Ю.А. Тюбиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пеней,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 15 по Алтайскому краю обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пеней, ссылаясь на следующие обстоятельства.
ФИО2 является налогоплательщиком по налогу на имущество физических лиц. По сведениям, переданным из органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, ФИО2 принадлежало следующее имущество, расчет которого приведен в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ: квартира по адресу: <адрес>, инвентарная стоимость которой составляет 513 923 рубля, с учетом коэффициента-дефлятора 1,425, налоговая база объекта составляет 732 341 рубль; налоговая ставка 50%. С учетом количества месяцев владения в отчетном периоде (2017 год) сумма исчисленного налога составила 3 662 рубля. В адрес налогоплательщика налоговым органом было направлено налоговое уведомление № от 09.11.2018г. о начисленной сумме налога за 2017 год, подлежащего уплате в срок, установленный законодательством, что подтверждается сведениями личного кабинета налогоплательщика. В установленный срок указанная сумма налога административным ответчиком не уплачена, в связи с чем ФИО2 начислены пени с 18.01.2019г. по 31.01.2019 года в размере 13,24 рубля. Пени в сумме 13,24 рубля указаны в требовании № 4018 по состоянию на 01.02.2019г., в котором установлен срок уплаты налога и пени - до 04 марта 2019 года. Указанное требование направлено ФИО2 через личный кабинет налогоплательщика 02 февраля 2019 года. В связи с неуплатой налога и пени административным истцом было подано заявление мировому судье судебного участка № 1 города Алейска Алтайского края о взыскании имеющейся задолженности и выдаче судебного приказа. Судебный приказ был вынесен 30.08.2019г., отменен 20.09.2019г. В сроки. установленные п. 3 ст. 48 НК РФ, административный истец обратился в суд общей юрисдикции с настоящим административным исковым заявлением и просит взыскать с ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 3 662 рубля, пени по налогу на имущество, начисленные с 18.01.2019г. по 31.01.2019г., в размере 13,24 рубля.
В судебное заседание представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в ответе на судебный запрос указал, что налоговые уведомления и требования об уплате налогов административному ответчику были направлены на электронный адрес личного кабинета налогоплательщика, о чем свидетельствуют представленные материалы дела.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, возражал против удовлетворения заявленных требований, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленных письменных возражениях на административное исковое заявление ФИО2 возражал против взыскания с него указанного налога, полагая его начисленным ошибочно. С 23 февраля 2014 года он является пенсионером и имеет льготу на уплату налога на одну квартиру (<адрес>) и один жилой дом (<...>). По ст. 407 (п. 1 п.п. 10) Налогового кодекса РФ пенсионеры вправе получить льготу по налогу на имущество, они могут не платить налог с одного из объектов недвижимости: квартиры, части квартиры или комнаты, жилого дома или части жилого дома, помещения творческих мастерских, хозяйственного строения или сооружения не больше 50 кв.м., гаража или машиноместа. Полагает, что поскольку в его собственности находится жилой дом и квартира, он может не платить налог и по квартире и по дому.
С учетом изложенного суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившегося представителя административного истца и административного ответчика, извещённых о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.57 Конституции РФ, ст.3, пп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п.6 ст.45 НК РФ).
С 01 января 2015 года обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из материалов дела следует, что ФИО2 в 2017 году являлся собственником квартиры по адресу: <адрес> что подтверждается представленной по запросу суда Выпиской из ЕРГН от 24 апреля 2020 года № 22\исх\20\174149. Право собственности ФИО2 на указанный объект недвижимости зарегистрировано 12 сентября 2006 года.
Согласно налоговому уведомлению № от 09 ноября 2018 года ФИО2 начислен налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 3 662 рубля. Оплата налога должна была быть произведена не позднее 17 января 2019 года. В установленный срок налог ФИО2 уплачен не был, доказательств обратного суду не представлено.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год ФИО2 направлено требование N № от 01 февраля 2019 года об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 3 662 рубля и пени в сумме 13,24 рубля, в срок до 04 марта 2019 года.
Согласно пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Мировым судьей судебного участка N № города Алейска Алтайского края 30 августа 2019 года был выдан судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 годы и пени.
Определением мирового судьи от 20 сентября 2019 года судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности по налогу и пени был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд (путем направления почтовым отправлением) 11 марта 2020 года. Таким образом, налоговый орган обратился за взысканием недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в установленный законом срок.
Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с НК РФ.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ (ст. 400 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 401 НК РФ к объектам налогообложения отнесены расположенные в пределах муниципального образования: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); иные здание, строение, сооружение, помещение. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 указанной данной статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение о дате начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (ст. 402 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года. В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициента-дефлятора суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (ст. 404 НК РФ).
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ст. 408 НК РФ).
В налоговом периоде 2017 года на территории г. Барнаула действовало решение Барнаульской городской Думы от 07.11.2014 (в ред. от 23.12.2014) № 375 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края», согласно которому ставки налога зависят от суммарной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор.
Приказом Минэкономразвития РФ от 20 октября 2015 года № 772 на 2017г. установлен коэффициент-дефлятор, равный 1, 425.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, в 2017году ФИО2 принадлежало следующее недвижимое имущество, в отношении которого не уплачен налог на имущество и заявлены исковые требования: квартира по адресу: <адрес>
Сумма налога на указанное имущество также рассчитана и приведена в налоговом уведомлении № от 09.11.2018г. – в размере 3 662 рублей (из расчета 513 923 рубля (инвентаризационная стоимость)х1,425 (коэффициент-дефлятор)=732 341 рублей.х1% (налоговая ставка) х0,5.
Проверив представленный расчет налоговой задолженности (сумм исчисленных налогов и пеней) суд соглашается с ним, полагая его арифметически верным и нормативно обоснованным.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы административного ответчика о том, что он как пенсионер, должен быть освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц по квартире и по жилому дому.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации право на налоговую льготу (по налогу на имущество физических лиц) имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.
Пунктом 2 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
На основании пункта 3 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
Перечень видов объектов налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, перечислен в пункте 4 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, и включает в себя: 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи; 5) гараж или машино-место.
Согласно п. 10 ст. 407 Закона "О налогах на имущество физических лиц" право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
В соответствии с Письмом ФНС России от 25.06.2019 N БС-4-21/12286@ "О "беззаявительном" порядке предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц" согласно пункту 6 статьи 407 Налогового кодекса, в случае, если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2, 3, 10, 10.1, 12, 15 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса, и имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с Письмом ФНС России от 29.11.2018 N БС-4-21/23076 "О предоставлении сведений о лицах предпенсионного возраста для подтверждения права на налоговые льготы с 01.01.2019" (вместе с <Письмом> ПФ РФ от 23.11.2018 N СЧ-25-17/23463 "О предоставлении сведений о гражданах предпенсионного возраста") в соответствии с положениями части 10 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" <1> обмен информацией между Пенсионным фондом Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями в целях предоставления гражданам предпенсионного возраста налоговых льгот и (или) мер социальной защиты (поддержки) и социальной помощи, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляется в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
В силу пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 21 марта 1997 года N 5-П, от 28 марта 2000 года N 5-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 27 мая 2003 года N 9-П, освобождение от уплаты налогов (налоговая льгота) по своей природе является исключением из вытекающих из Конституции принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.
Из представленных административным истцом сведений о недвижимости, принадлежащей ФИО2 следует, что последнему принадлежит земельный участок по адресу: <адрес> с 14 декабря 2011 года, квартира по указанному адресу с 01 января 2000 года, и квартира по адресу: <адрес>
Вместе с тем, судом установлено, что принадлежащий административному ответчику объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> является не квартирой, а жилым домом.
Так, согласно представленной копии технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год на жилой дом индивидуального жилого фонда <адрес> Алтайского края, ФИО1 принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, 1994 года постройки, площадью строения 93,1 кв.м., с сенями 17,6 кв.м., гаражом, сараем и ограждением, общей стоимостью в ценах 1995 года 12 034 320 рублей. В прилагаемом плане строения также содержится план-схема жилого дома, а не квартиры.
Согласно Акта приемки в эксплуатацию приемочной комиссией законченного строительством индивидуального жилого дома от 10 июля 1995 года, приемочной комиссией Администрации города Алейска Алтайского края в составе: от ЦГСЭН ФИО3, от ПСО ФИО4, от БТИ ФИО5, в присутствии застройщика ФИО2 предъявленный к приемке индивидуальный жилой дом по адресу: <...>, принят в эксплуатацию. Строительство произведено на основании постановления Алейского городского исполнительного комитета № 24 от 07.02.1991г.
Объективных доказательств того, что указанный объект недвижимости является не жилым домом, а квартирой, административным истцом суду не представлено, в представленных суду материалах не содержится.
Из представленной административным ответчиком копии паспорта <...>, выданного 04.09.2003г., следует, что ФИО2 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <...>, с 31 июля 1995 года.
Таким образом суд установил, что административный ответчик ФИО2, родившийся ДД.ММ.ГГГГ., в силу возраста (достижения 60 лет) с 23 февраля 2014 года является пенсионером, имеет в собственности одну квартиру (<адрес>, кадастровый №) и один жилой дом (<адрес><адрес>, кадастровый №). Указанные объекты недвижимости находились в собственности административного ответчика и в заявленный в административном иске налоговый период 2017 года.
Следовательно, в силу п.п.10 п.1 ст. 407 НК РФ, ФИО2 вправе не платить налог по одному объекту недвижимости каждого вида – в данном случае как по квартире, так и по жилому дому.
При таких установленных обстоятельства суд полагает начисление административным истцом налога на имущество физического лица – ФИО2 за 2017 год на объект недвижимости – квартиру по адресу: <адрес> – необоснованным.
В связи с изложенными обстоятельствами суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 178-180, 289-290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год и пеней, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через отдел судопроизводства Алейского городского суда.
Судья О.В. Качусова
Не вступило в законную силу