НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Алексинского городского суда (Тульская область) от 17.02.2020 № 2А-1194/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2020 года г. Алексин, Тульская область

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Левенковой Е.Е.,

при секретаре Лапшиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-88/2020 по административному исковому заявлению МИФНС России № 8 по Тульской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, пени,

установил:

МИФНС России №8 по Тульской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу.

В обоснование заявленных требований указано, что на имя ФИО1 зарегистрированы транспортные средства: OPEL L-A (ANTARA), БМВ Х5, являющиеся объектами налогообложения.

ФИО1 начислен транспортный налог за 2017 год в размере 46900 руб., ввиду чего на основании ст. 52 НК РФ направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате данных налогов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Ввиду неуплаты указанных налогов согласно ст. 69 НК РФ в адрес ФИО1 было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ на сумму недоимки по транспортному налогу в размере 46900 руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку оплат по данному требованию не поступило, МИФНС России № 8 по Тульской области обратился в суд с заявлением на выдачу судебного приказа. Однако, определением от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка № 1 Алексинского судебного района Тульской области судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен.

В результате произведенного перерасчета остаток задолженности по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ составил 46903,15 руб., в том числе по налогу 46900,00 руб., и пени 03,15 руб.

По изложенным основаниям просило взыскать с ФИО1, в пользу МИФНС России № 8 по Тульской области недоимку по транспортному налогу в размере 46900,00 руб. и пени 03,15 руб.

В судебном заседании:

представитель административного истца МИФНС России №8 по Тульской области по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, представила письменное заявление с просьбой о рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом.

В порядке ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В Российской Федерации установлены и применяются федеральные налоги и сборы, предусмотренные ст. 13 Налогового кодекса РФ, региональные налоги, предусмотренные ст. 14 Кодекса, местные налоги и торговый сбор, предусмотренные ст. 15 Кодекса, налоги при применении специальных налоговых режимов, предусмотренных статьей 18 Кодекса, и страховые взносы, предусмотренные п. 3 ст. 8 и ст. 18.1 Кодекса.

Статьей 12 Налогового кодекса РФ определяются виды налогов и сборов (федеральные, региональные и местные) в системе налогов и сборов в Российской Федерации, а также регулируются полномочия органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие, прекращению действия на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и отмене на всей территории Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

В соответствии с п. 5 ст. 12 Налогового кодекса РФ любой из предусмотренных системой налогов и сборов в Российской Федерации федеральный, региональный и (или) местный налог или сбор может быть отменен в Российской Федерации исключительно Кодексом, а не иными нормативными правовыми актами.

Статьей 18.1 Налогового кодекса РФ предусмотрены общие положения об установлении страховых взносов, которые являются федеральными взносами и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 18.1 Налогового кодекса РФ определяется, каким нормативным правовым актом на всей территории Российской Федерации регулируется отмена страховых взносов.

Согласно п. 2 ст. 18.1 Налогового кодекса РФ страховые взносы, определенные пунктом 3 статьи 8, статьей 18.1 и главой 34 Налогового кодекса РФ, могут быть отменены исключительно Кодексом, а не иным нормативным правовым актом.

Не является предметом регулирования ст.ст. 12 и 18.1 Налогового кодекса РФ отмена конкретных налогов и сборов, а также страховых взносов.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 и пп. 1 п. 1 ст.23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 ст. 44 Налогового кодекса РФ установлено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п.2 ст.44).

Обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов прекращается в случаях, указанных в п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ.

Неисполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов является основанием начисления пеней, взыскания таких платежей и применения налоговых санкций, предусмотренных Кодексом.

Транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 356 Налогового кодекса РФ).

Порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты транспортного налога установлен главой 28 Налогового кодекса РФ.

Налоговым периодом признается календарный год, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, при этом направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ст. ст. 52, 360, 363 Налогового кодекса РФ).

Положениями ст. 357 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками транспортного налога (далее - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения по транспортному налогу, в силу положений ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ, признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 (ред. от 06.10.2017) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

С 01 января 2015 года обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 Налогового кодекса РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Согласно ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ.

Из материалов дела следует, что ФИО1 в юридически значимый период (2017 год) являлся собственником транспортных средств OPEL L-A (ANTARA), государственной регистрационный знак , БМВ Х5, государственной регистрационный знак .

В ходе рассмотрения дела ФИО1 факт принадлежности ему вышеуказанных транспортных средств в юридически значимый период не оспаривался.

В соответствии с п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п.2 ст. 45 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено п. 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, установленном ст. ст. 69 и 70 данного Кодекса.

Согласно п.1 ст.69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.2 ст.69 НК РФ).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (п.4 ст.69 НК РФ).

С направлением предусмотренного ст. 69 Налогового кодекса РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени.

Согласно п.1 ст.57 Налогового кодекса РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу.

При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (п.2 ст.57 Налогового кодекса РФ).

Из положений ст.75 Налогового кодекса РФ следует, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме, однако данные положения не исключают самостоятельного (отдельно от взыскания налога) взыскания пени посредством выставления требования и обращения в суд с заявлением о взыскании, что прямо предусмотрено п. 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (п. 6 ст. 75 НК РФ).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

В силу ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Изложенные выше положения налогового законодательства РФ применительно к приведенным установленным судом фактическим обстоятельствам дела свидетельствуют о том, что ФИО1, на которого зарегистрированы вышеуказанные транспортные средства, является налогоплательщиком транспортного налога, в связи с чем, обязан оплачивать транспортный налог в срок и в размере, установленном законодательством о налогах и сборах, а при неисполнении обязанности по уплате данных налогов на него, в силу положений действующего законодательства, могут быть возложены санкции, в частности, произведено начисление пени.

Налоговым органом в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в сумме 46900 руб., со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком почтовых отправлений .

В связи выявлением недоимки административному ответчику МИФНС России №8 по Тульской области направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что за ФИО1 числится задолженность по транспортному налогу в сумме 46900 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 03,15 руб. (список почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ).

Данное требование ФИО1 исполнено не было.

Оснований сомневаться в правильности предоставленного расчета пени с расшифровкой порядка их начисления за каждый день просрочки, у суда не имеется. Расчета, опровергающего правильность начисления административным истцом пеней, отвечающего требованиям относимости, допустимости и достаточности, административным ответчиком за указанный период не представлено.

Согласно абз. 1 п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога также может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В соответствии с абз.3 п. 4 ст. 31 Налогового кодекса РФ в случае направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства РФ и ст. 48 Налогового кодекса РФ предусмотрен порядок обращения в суд только после истечения сроков исполнения всех требований об уплате налога, пеней, в отношении которых подано заявление о взыскании недоимки.

Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как следует из материалов данного административного дела, а также материалов дела по заявлению МИФНС России №8 по Тульской области к ФИО1 о вынесении судебного приказа, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 1 Алексинского судебного района Тульской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу в сумме 46900 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 03,15 руб., а всего 46903 руб. 15 коп.

ДД.ММ.ГГГГ данный судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка № 1 Алексинского судебного района Тульской области, в связи с поступлением от ФИО1 возражений.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пункт 6 ч.1 ст.287 КАС РФ предусматривает, что одним из требований к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций для обращения в суд общей юрисдикции являются сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 данного Кодекса, в связи с чем порядок обращения с настоящим административным иском административным истцом соблюден.

Принимая во внимание, что указанный судебный приказ были отменен 27.08.2019 определением мирового судьи судебного участка № 1 Алексинского судебного района Тульской области, а административное исковое заявление поступило в Алексинский городской суд Тульской области 19.12.2019 (о чем свидетельствует штемпель приемной суда), административный истец в установленный законом шестимесячный срок обратился в суд с настоящим административным иском.

Исходя из изложенного, с учетом представленных доказательств суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с административного ответчика недоимки по транспортному налогу в сумме 46900 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 03,15 руб.

Согласно ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в доход федерального бюджета.

Вместе с тем порядок уплаты налогов и сборов регулируется нормами налогового законодательства Российской Федерации, согласно которым (статья 333.18 Налогового кодекса РФ) государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Порядок зачисления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации регулируется нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 61.1 и п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы от государственной пошлины, уплачиваемой по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда РФ) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

В п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст.114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ.

В связи с этим, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления подлежит взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета муниципального района или городского округа по месту рассмотрения административного дела.

Исходя из изложенного, с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования город Алексин в размере 1607,09 руб., исчисленном в порядке п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, от уплаты которой административный истец был освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования МИФНС №8 по Тульской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу МИФНС № 8 по Тульской области недоимку по транспортному налогу в размере 46 900 рублей 00 копеек и пени 03 рубля 15 копеек, а всего 46 903 рублей 15 копеек.

Реквизиты для оплаты: счет 40101810700000010107, в ГРКЦ ГУ Банка России по Тульской области, БИК 047003001, УФК по Тульской области (Межрайонная ИФНС России №8 по Тульской области),

ИНН <***>, КПП 713001001, ОКТМО 70706000,

КБК 18210604012021000110 – транспортный налог,

КБК 18210604012022100110 – пени по транспортному налогу.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования г. Алексин государственную пошлину в размере 1607 рублей 09 копеек.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Алексинский городской суд Тульской области, в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17.02.2020.

Председательствующий Е.Е.Левенкова