Алексеевский районный суд Белгородской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Алексеевский районный суд Белгородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № ...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
08 сентября 2011 года г. Алексеевка
Алексеевский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Чуприна Н.П.
при секретаре Моисеевой Н.М.
с участием: представителя заявителя- помощника Алексеевского межрайонного прокурора Долгополова С.В., действующего на основании служебного положения. представителей заинтересованного лица – администрации Муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка » - Башлай Ю.Н. и Вениковой И.А., действующих на основании доверенностей
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области о внесении изменений в Типовые формы трудового договора на должность руководителя муниципального унитарного и унитарного казенного предприятия утвержденные постановлением главы администрации Муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка » Белгородской области.
УСТАНОВИЛ :
Постановлением главы администрации муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка » от 26.01.2011 года № ... утверждены Типовые формы (проекты) трудового договора на должность руководителя муниципального унитарного и унитарного казенного предприятия утвержденные постановлением главы администрации Муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка » Белгородской области.
Алексеевским межрайонным прокурором Белгородской области инициировано в суде дело( с учетом уточненных требований) об исключении из Типовой формы трудового договора с руководителем муниципального унитарного предприятия п.1.4 п.п. «в», и п.2.2., а из Типовой формы трудового договора с руководителем муниципального унитарного казенного предприятия- п. 1.4 и п.п. «в» п.2.2.
В судебном заседании представитель заявителя помощник Алексеевского межрайонного прокурора Долгополов С.В. поддержал заявленные требования, пояснил, что указанные пункты Типовых договоров противоречат ФЗ № 161 «О государственных унитарных предприятиях » от 14.11.2002 года.
Представители заинтересованного лица – администрации Муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка » - Башлай Ю.Н. и Веникова И.А. заявленные требования не признали. Предоставили письменные возражения.
Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Постановлением администрации муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка» от 26.01.2011 года № ... утверждена Типовая форма трудового договора на должность руководителя муниципального унитарного казенного предприятия муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка » Белгородской области и Типовая форма трудового договора на должность руководителя муниципального унитарного предприятия муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка » Белгородской области.
В п. 1.4. Типовой формы трудового договора с руководителем муниципального унитарного предприятия и п.1.4 Типовой формы трудового договора с руководителем муниципального унитарного казенного предприятия указано, что работодатель(собственник имущества унитарного предприятия) обязуется не вмешиваться в текущую производственно-хозяйственную деятельность предприятия за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством, нормативными актами РФ, Белгородской области, Муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка», Уставом предприятия и настоящим договором.
Данное положение идет в противоречие с полномочия собственника имущества унитарного предприятия закрепленными в ст. ст. 18,19,20,23,24 ФЗ № 161 «О государственных унитарных предприятиях » от 14.11.2002 года, где не содержится случаев являющихся исключением для вмешательства руководителя в текущую производственно-хозяйственную деятельность.
Таким образом, Типовые формы трудовых договоров с руководителем муниципального унитарного предприятия и с руководителем муниципального унитарного казенного предприятия расширяют полномочия работодателя (собственника имущества предприятия), что дает ему возможность при определенных обстоятельствах вмешиваться в производственно-хозяйственную деятельность предприятия, тогда как ст. 18,19,20,23,24 ФЗ № 161 «О государственных унитарных предприятиях» не содержит такой возможности для руководителя.
В п.2.2 подпункт «в» Типовых форм трудовых договоров указано, что руководитель не вправе учреждать лично и не принимать участие в органах управления хозяйственных обществ, товариществ, а так же выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства без согласования с Работодателем.
Данное положение противоречит ст. 21 ФЗ № 161, где установлено, что руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.
Таким образом, в Законе содержится однозначный запрет на выполнение руководителем оплачиваемой работы(кроме видов указанных в самой статье) вне зависимости от наличия или отсутствия на это согласия работодателя.
В этой части в Типовых формах трудовых договоров дается более широкая трактовка возможности занимается руководителю иной оплачиваемой работой, чем это предусмотрено в ст. 21ч.2 ФЗ № 161, в результате чего некоторые работы, которые невозможно выполнять руководителю по ФЗ РФ допустимо выполнять исходя из положений п. 2.2. под «в» Типовых форм трудовых договоров, что явно противоречит ФЗ № 161.
В п. 2.2 п.п. «и» Типовой формы трудового договора с руководителем муниципального унитарного предприятия указано, что руководитель унитарного предприятия, прибыль, полученную предприятием преимущественно использовать на развитие Предприятия, полонение и обновление основных фондов.
В соответствии со ст. 17 ФЗ № 161 собственник имущества муниципального предприятия имеет право лишь на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия, распоряжение всей прибылью унитарного предприятия, в том числе на цели не связанные с развитием предприятия, он не вправе.
По смыслу ст. 3 ГК РФ органы местного самоуправления не наделены правом регламентировать отношения, вытекающие их гражданского законодательства, а поэтому все принимаемые ими нормативные акты должны соответствовать Законам, подзаконным нормативным актам.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является признание недействительным акта органа местного самоуправления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит Федеральному закону другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части.(ст. 253 ч.2 ГПК РФ )
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что из Типовой формы трудового договора с руководителем муниципального унитарного предприятия следует исключить п. 1.4 и п.п. «в», «и» в п.2.2, а из Типовой формы трудового договора с руководителем муниципального унитарного казенного предприятия следует исключить п. 1.4 и п.п. «в» в п.2.2 как не соответствующие нормам ФЗ «О государственных унитарных предприятиях ».
Привести указанные пункты в соответствие с Федеральными законами, изменив в них формулировку на иную суд не вправе, поскольку это будет являться вмешательством в деятельность органа местного самоуправления и орган местного самоуправления вправе внести соответствующие изменения самостоятельно.
Руководствуясь ст. 194-198,253 ГПК РФ суд
РЕШИЛ :
Заявление Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области о внесении изменений в Типовые формы трудового договора на должность руководителя муниципального унитарного и унитарного казенного предприятия утвержденные постановлением главы администрации Муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка » Белгородской области признать обоснованным и удовлетворить.
Исключить из Типовой формы трудового договора на должность руководителя муниципального унитарного казенного предприятия муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка » Белгородской области утвержденной Постановлением администрации муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка» от 26.01.2011 года № ... пункт 1.4 и подпункт «в» в пункте 2.2.
Исключить из Типовой формы трудового договора на должность руководителя муниципального унитарного предприятия муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка » Белгородской области утвержденной Постановлением администрации муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка» от 26.01.2011 года № ... пункт 1.4 и подпункты «в», «и» в пункте 2.2.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда через Алексеевский районный суд в течении 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы.
Судья Чуприна Н.П.