НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Александровского городского суда (Пермский край) от 18.05.2021 № 2-228/2021КОПИ

Дело № 2-228/2021 КОПИЯ

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Александровск 18 мая 2021 года

Александровский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Горлановой Н.Н.,

при помощнике судьи Ерыгиной О.А.,

с участием помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Костаревой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Александровский машиностроительный завод» о возложении обязанностей,

у с т а н о в и л:

Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Александровский машиностроительный завод», в котором просит возложить на ответчика обязанности: обеспечить сброс сточных вод в пределах установленных нормативов, установив ответчику срок исполнения обязательств -1 год с даты вступления решения суда в законную силу; утвердить декларацию промышленной безопасности комплекса гидротехнических сооружений водохранилища на <адрес> - плотины и водосброса, установив ответчику срок исполнения обязательств - 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; организовать поступление информации о неблагоприятных метеорологических условиях в соответствии с требованиями законодательства, установить срок исполнения обязательств - 3 месяца с даты вступления решения суда в законную силу; согласовать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края, установить ответчику срок исполнения обязательств - 3 месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что в марте 2020 года Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об использовании и охране водных объектов в деятельности Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее по тексту - Министерство).При изучении перечня природопользователей, имеющих разрешительную документацию на пользование поверхностными водными объектами, установлено, что Министерством с открытым акционерным обществом «Александровский машиностроительный завод» (далее также - ОАО «Александровский машиностроительный завод», Общество) заключен договор водопользования - на часть водохранилища на реке <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.Кроме того, Министерством ОАО «Александровский машиностроительный завод» выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.В соответствии со сведениями Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ОАО «Александровский машиностроительный завод» является производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства. В целях осуществления производственной деятельности Общество на основании вышеназванных разрешительных документов осуществляет забор воды, а также сброс производственных сточных вод в реку Лытва.По информации Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> Обществом в нарушение требований законодательства об использовании и охране водных объектов в 2019 году при сбросе сточных вод в реку Лытва допускались нарушения условий водопользования. В соответствии с информацией, предоставленной Министерством, в нарушение указанных требований законодательства об использовании и охране водных объектов ОАО «Александровский машиностроительный завод» допускает нарушения условий водопользования, а именно: превышение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в <данные изъяты>. Несоблюдение Обществом условий водопользования подтверждается отчетной документацией в сфере охраны и использования водных объектов. Кроме того, Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в деятельности ОАО «Александровский машиностроительный завод», и выявлены существенные его нарушения, оказывающие негативное влияние на безопасность гидротехнических сооружений (далее - ГТС), принадлежащих предприятию. ОАО «Александровский машиностроительный завод» является собственником комплекса ГТС водохранилища на <адрес>, зарегистрированного в Российском регистре ГТС (далее - РРГТС) под
.В состав комплекса ГТС, принадлежащего ОАО «Александровский машиностроительный завод» входят плотина
( в РРГТС), водосброс ( в РРГТС).В нарушение требований статей 10, 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ОАО «Александровский машиностроительный завод» декларация безопасности не разработана, на процедуру утверждения в Западно-Уральское межрегиональное управление Ростехнадзора не представлена, ее государственная экспертиза не проведена.Срок действия декларации безопасности ГТС, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ Западно-Уральским межрегиональным управлением Ростехнадзора, истек ДД.ММ.ГГГГ.Кроме того, по информации Западно-Уральского межрегионального управления Ростехнадзора, комплекс ГТС, принадлежащий ОАО «Александровский машиностроительный завод», находится в неудовлетворительном состоянии: имеется свищ на сопряжении левой стенки водосброса со стенкой подводящего канала; имеются трещины в днище и бычках водослива; не обеспечена водонепроницаемость между железобетонными конструкциями водосброса и пазами затворов; имеются зоны шелушения бетона, выбоины, каверны, оголение арматуры на водосливной части и быстротоке; наблюдаются значительные разрушения левой стенки подводящего канала; наблюдается течь воды между береговым устоем и правым поверхностным затвором; в галерее донного водосброса имеется разрушение бетона; имеется разрушение контрфорсов берегового устоя нижнего бьефа; имеется разрушение береговых устоев нижнего бьефа. По результатам данных проверок руководству ОАО «Александровский машиностроительный завод» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако сведения об устранении Обществом нарушений законодательства до настоящего времени в природоохранную прокуратуру не предоставлены.Кроме того, Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении в июне 2020 года прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха установлено следующее. В соответствии с государственным реестром объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ОАО «Александровский машиностроительный завод» в ходе осуществления предпринимательской деятельности эксплуатирует промплощадку , которой присвоена II категория опасности (свидетельство ), уровень надзора региональный. В соответствии со сведениями ПТО УОНВОС, являющегося официальным источником информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в ходе эксплуатации указанной промплощадки в атмосферный воздух выбрасываются такие загрязняющие вещества, как диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, бензапирен, хром и другие вещества. Таким образом, ОАО «Александровский машиностроительный завод» эксплуатирует источники, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны за свой счёт организовать поступление информации о НМУ, заключив соответствующий договор на услуги по информационному обеспечению. Как установлено в ходе прокурорского надзора, Общество поступление информации о наступлении НМУ путем заключения договора с Пермским ЦГМС не организовало. Как установлено в ходе прокурорского надзора, Общество мероприятия по регулированию выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края не согласовало. В целях устранения нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха природоохранным прокуроромДД.ММ.ГГГГ руководителю ОАО«Александровский машиностроительный завод» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако до настоящего времени нарушения законодательства не устранены.Превышение нормативов допустимых сбросов веществ в водные объекты, несоблюдение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, отсутствие договора на оказание услуг по получению информации о неблагоприятных метеорологических условиях, а также отсутствие согласованных мероприятий по регулированию выбросов в период НМУ влечет за собой нарушение принципа обязательности соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также означает невозможность определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, чем нарушает закрепленные статьями 42, 58 Конституции РФ права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным доводам, пояснила, что до настоящего времени выявленные нарушения ответчиком не устранены.

Представитель ответчика ОАО «Александровский машиностроительный завод»в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в телефонограмме просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ОАО «АМЗ», с иском не согласен.

Представитель третьего лица Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя Министерства.

В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования заявлены законно и обоснованно.

Согласно ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст.58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Как установлено в ст.12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В судебном заседании установлено, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках предоставленных им полномочий в <данные изъяты> проведенаисполнения законодательства об использовании и охране водных объектов в деятельности Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

В ходе проведенной проверки было установлено, что при изучении перечня природопользователей, имеющих разрешительную документацию на пользование поверхностными водными объектами, Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> с ОАО «Александровский машиностроительный завод» заключен договор водопользования - на часть водохранилища на реке Лытва бассейна реки Яйва от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.Кроме того, Министерством ОАО «Александровский машиностроительный завод» выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53-63).

В целях осуществления производственной деятельности Общество на основании вышеназванных разрешительных документов осуществляет забор воды, а также сброс производственных сточных вод в реку Лытва.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее также - Федеральный закон № 7- ФЗ), поверхностные воды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Статьей 3 Водного кодекса РФ предусмотрено, что водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшейсоставной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.

В силу пункта 1 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов осуществляется на основании договоров водопользования.

Сброс сточных вод в водные объекты осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование (пункт 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти

Согласно пункту 14 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205, сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества (формы 3.1 - 3.3 приложения к Порядку), представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.Пунктами 1, 2 части 1 статьи 21 Водного кодекса РФ полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; а также мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции в данной сфере.

Согласно пунктам 3.3.6 - 3.3.8 Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 № 756-п, на территории Пермского края органом государственной власти, предоставляющим в пользование водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Пермского края, на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации; организующим осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Пермского края; организующим осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Пермского края, является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.

По информации Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Обществом в нарушение требований законодательства об использовании и охране водных объектов в <данные изъяты> году при сбросе сточных вод в реку Лытва допускались нарушения условий водопользования, а именно: превышение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в <данные изъяты> Несоблюдение Обществом условий водопользования подтверждается отчетной документацией в сфере охраны и использования водных объектов (л.д.73-77, 84-89, 95-99).

Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в деятельности ОАО «Александровский машиностроительный завод», и выявлены существенные его нарушения, оказывающие негативное влияние на безопасность гидротехнических сооружений (далее - ГТС), принадлежащих предприятию.

ОАО «Александровский машиностроительный завод» является собственником комплекса ГТС водохранилища на <адрес>, зарегистрированного в Российском регистре ГТС (далее - РРГТС) под
.

В состав комплекса ГТС, принадлежащего ОАО «Александровский машиностроительный завод» входят плотина ( в РРГТС), водосброс ().

В нарушение требований статей 10, 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее также — Федеральный закон № 117-ФЗ) ОАО «Александровский машиностроительный завод» декларация безопасности не разработана, на процедуру утверждения в Западно-Уральское межрегиональное управление Ростехнадзора не представлена, ее государственная экспертиза не проведена.

Срок действия декларации безопасности ГТС, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ Западно-Уральским межрегиональным управлением Ростехнадзора, истек ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, по информации Западно-Уральского межрегионального управления Ростехнадзора, комплекс ГТС, принадлежащий ОАО «Александровский машиностроительный завод», находится в неудовлетворительном состоянии: имеется свищ на сопряжении левой стенки водосброса со стенкой подводящего канала; имеются трещины в днище и бычках водослива; не обеспечена водонепроницаемость между железобетонными конструкциями водосброса и пазами затворов; имеются зоны шелушения бетона, выбоины, каверны, оголение арматуры на водосливной части и быстротоке; наблюдаются значительные разрушения левой стенки подводящего канала; наблюдается течь воды между береговым устоем и правым поверхностным затвором; в галерее донного водосброса имеется разрушение бетона; имеется разрушение контрфорсов берегового устоя нижнего бьефа; имеется разрушение береговых устоев нижнего бьефа (л.д. 43-46).

По результатам данных проверок руководству ОАО «Александровский машиностроительный завод» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако сведения об устранении Обществом нарушений законодательства до настоящего времени в природоохранную прокуратуру не предоставлены (л.д. 33-38, 39).

Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении в <данные изъяты> прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха установлено ОАО «Александровский машиностроительный завод» в ходе осуществления предпринимательской деятельности эксплуатирует промплощадку , которой присвоена II категория опасности от 2017-12-27), уровень надзора региональный.

В соответствии со сведениями ПТО УОНВОС, являющегося официальным источником информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в ходе эксплуатации указанной промплощадки в атмосферный воздух выбрасываются такие загрязняющие вещества, как диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, бензапирен, хром и другие вещества.

Таким образом, ОАО «Александровский машиностроительный завод» эксплуатирует источники, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Одним из компонентов природной среды среди прочих является атмосферный воздух (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).

Согласно статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ) под неблагоприятными метеорологическими условиями следует понимать метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона № 96-ФЗ в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

На территории Пермского края порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ утвержден постановлением Правительства Пермского края от07.04.2016№ 196-п.

Во исполнение указанных положений законодательства об охране атмосферного воздуха Пермский ЦГМС - филиал ФГБУ «Уральское УГМС» осуществляет составление и передачу прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях на территории Пермского края.

В соответствии с информацией Пермского ЦГМС - филиала ФГБУ «Уральское УГМС» (далее - Пермский ЦГМС, Центр) от ДД.ММ.ГГГГ информация о НМУ предоставляется заинтересованным лицам в форме прогнозов НМУ на 1-3 суток первой, второй или третьей степени опасности (л.д. 100-102).

При получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора (ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ).

Согласно пункту 11 Порядка представления информации о НМУ, утверждённого приказом Минприроды РФ от 17.11.2011 № 899, информация о НМУ, составляемая по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов (специализированная информация) в целях организации в городском или ином поселении работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, в том числе для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предоставляется уполномоченными органами в соответствии с порядком проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, определяемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды» (далее - Постановление).

В силу статьи 1 Федерального закона от 19.07.1998 № ПЗ-ФЗ «О гидрометеорологической службе» под специализированной информацией понимается информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счёт его средств.

В соответствии с пунктами 3-5 Постановления информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды общего назначения предоставляется получателям информации бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на эти услуги. Бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим получателям информации информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть Интернет, и сетям почтовой связи. Специализированная информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды предоставляется получателям информации в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению.

Таким образом, хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны за свой счёт организовать поступление информации о НМУ, заключив соответствующий договор на услуги по информационному обеспечению.

Как установлено в ходе прокурорского надзора, Общество поступление информации о наступлении НМУ путем заключения договора с Пермским ЦГМС не организовало.

В соответствии с пунктами 1, 2 приказа Минприроды России от28.11.2019№ 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Пунктом 19 Требований предусмотрено, что мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона № 96-ФЗ.

Согласно пункту 3.1.3 Положения о Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 16.04.2012 № 212-П (далее - Положение), Инспекция осуществляет государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха на объектах, подлежащих государственному региональному экологическому надзору.

В силу пункта 3.1.17 Положения, Инспекция согласовывает юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Как установлено в ходе прокурорского надзора, Общество мероприятия по регулированию выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края не согласовало (л.д. 27, 28-29, 30-32).

В целях устранения нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха природоохранным <данные изъяты> руководителю ОАО «Александровский машиностроительный завод» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако до настоящего времени нарушения законодательства не устранены (л.д. 24-26).

Таким образом, с учетом представленных доказательств, суд приходит к выводу, что ответчик ОАО «АМЗ» допускает нарушение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, об использовании и охране водных объектов, которые до настоящего времени не устранены, в связи с чем, требования прокурора о возложении обязанностей на ответчика обеспечить сброс сточных вод в пределах установленных нормативов; утвердить декларацию промышленной безопасности комплекса гидротехнических сооружений водохранилища на р. Лытва - плотины и водосброса; организовать поступление информации о неблагоприятных метеорологических условиях в соответствии с требованиями законодательства; согласовать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края, подлежат удовлетворению в полном объеме. Сроки для исполнения обязанностей, предложенные прокурором Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры, суд находит разумным и достаточным для исполнения обязанностей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Александровский машиностроительный завод» о возложении обязанностей удовлетворить в полном объеме.

Возложить на открытое акционерное общество «Александровский машиностроительный завод» <данные изъяты> обязанность обеспечить сброс сточных вод в пределах установленных нормативов, установив срок исполнения обязательств - 1 год с даты вступления решения суда в законную силу.

Возложить на открытое акционерное общество «Александровский машиностроительный завод» <данные изъяты> обязанность утвердить декларацию промышленной безопасности комплекса гидротехнических сооружений водохранилища на <адрес> - плотины и водосброса, установив ответчику срок исполнения обязательств - 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Возложить на открытое акционерное общество «Александровский машиностроительный завод» <данные изъяты> обязанность организовать поступление информации о неблагоприятных метеорологических условиях в соответствии с требованиями законодательства, установить срок исполнения обязательств - 3 месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

Возложить на открытое акционерное общество «Александровский машиностроительный завод» <данные изъяты> обязанность согласовать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края, установить ответчику срок исполнения обязательств - 3 месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд Пермского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий подпись Н.Н. Горланова

Мотивированное решение изготовлено 25.05.2021.

Судья /подпись/

Копия верна.

Судья Н.Н. Горланова