НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Александрово-заводского районного суда (Забайкальский край) от 29.07.2021 № 2А-102/2021

Дело № 2а-102/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Тимофеевой И.А., при секретаре Дмитриевой Ю.Н., с участием административного истца - заместителя прокурора Александрово-Заводского района Пушкарева А.В., представителя ответчика главного врача ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Александрове-Заводского района Забайкальского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ», Министерству здравоохранения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по оказанию качественной, доступной, своевременной медицинской помощи жителям с. Верхний Аленуй, с. Кузнецово, с. Кокуй-1, с. Бутунтай, с. Старый Акатуй, с. Клин, с. Кутугай, с. Шара, с. Шаранча в связи с необеспечением работы ФАПов и понуждению к действию

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Александрово - Заводского района обратился в Александрово - Заводский районный суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства прокуратурой района проведена проверка законодательства об охране здоровья граждан в ходе, которой установлено, что в Александрово-Заводском районе в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории края участвует государственное учреждение здравоохранения «Александрово-Заводская центральная районная больница». В составе ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» имеются следующие 16 структурных подразделений: ФАП с. Маньково, ФАП с. Шаранча, ФАП с. Онон-Борзя, ФАП с. Кириллиха, ФАП с. Красноярово, ФАП с. Николаевка, ФАП с. Бохто, ФАП с. Васильевский Хутор, ФАП с. Кокуй-1, ФАП с. Верхний Аленуй, ФАЛ с. Савво-Борзя, ФАП с. Манкечур, ФАП с. Новый Акатуй, ФАП с. Кузнецово, ФАП с. Чиндагатай, ФАП с. Бутунтай. Проведённой прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ совместно со специалистом ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» проверкой установлено, что в нарушение указанного стандарта в ФАП с. Бутунтай отсутствуют: стол пеленальный с источником лучистого тепла, рабочее место акушера, костыли, одеяло с подогревом, 2 секундомера, кислородный ингалятор любого типа. Также прокуратурой района выявлены нарушения требований закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. На сегодняшний день 12 зданий, в которых размещены ФАПы, а именно, в с. Маньково, с. Шаранча, с. Онон-Борзя, с. Кириллиха, с. Красноярово, с. Николаевка, с. Кокуй-1, с. Верхний Аленуй, с. Новый Акатуй, с. Кузнецово, с. Чиндагатай, с. Бутунтай, имеют 100% износ, 2 здания ФАП в с. Бохто иве. Манкечур - 97% и 63,5 % не отвечают современным требованиям и не соответствуют санитарным нормам, подтверждаемые инвентарными карточками учёта нефинансовых активов. В ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» финансовые средства для проведения ремонта отсутствуют. Так, в нарушение санитарно-эпидемиологических требований в ФАП с. Бохто поверхность стен, полов и потолков помещений имеет дефекты, в том числе, от попадающих во внутрь здания осадков, покрытие пола не прилегает к основанию, стыки не герметичны. Края линолеума у стен не возведены на стены. Поверхность полов и стен не гладкая, покрыта известкой, что затрудняет осуществление влажной уборки. Поверхность стен и потолка имеет видимые дефекты (трещины внутри здания). В ФАП с. Николаевка отсутствует надлежащее печное отопление, печь находится в неудовлетворительном состоянии, поверхность стен и потолков помещений имеет видимые дефекты, в том числе, от попадающих во внутрь здания осадков, поверхность стен не гладкая, покрыта известкой, что затрудняет осуществление влажной уборки. В ФАП с. Бутунтай поверхность стен и потолков помещений имеет видимые дефекты, в том числе, от попадающих во внутрь здания осадков, поверхность стен не гладкая, покрыта известкой, что затрудняет осуществление влажной уборки. Аналогичное техническое состояние в остальных ФАПах, сведения о которых приведены в заключениях. Совокупность выявленных дефектов и физического износа позволяют отнести объекты к категории технического состояния «аварийное и непригодное» в целях размещения в помещениях медицинского учреждения и подлежащим сносу. Реконструкция и капитальный ремонт экономически и технически нецелесообразны. Данные выводы сделаны в заключениях специализированной организации, проводившей обследование зданий и сооружений в октябре - ноябре 2018 г., а именно, в техническом отчёте состояния ФАП с. Маньково , техническом отчёте ФАП с. Кокуй , техническом отчёте с. Кузнецово ФАП, техническом отчёте ФАП с. Онон-Борзя , техническом отчёте с. Красноярово , техническом отчёте ФАП с. Чиндагатай от ДД.ММ.ГГГГ № СТЭ 007-10/2018, заключение об аварийности ФАП с. Новый Акатуй от ДД.ММ.ГГГГ № СТЭ 006-10/2018. В рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» на территории Александрово-Заводского района Министерством здравоохранения Забайкальского края в 2019 году произведено строительство лишь 2 (двух) модульных ФАПов в с. Савво-Борзя иве. Васильевский Хутор, в 2020 году строительство ФАПов на территории района не производилось, на 2021 год запланировано строительство еще 2 (двух) ФАПов в с. Новый Акатуй и с. Чиндагатай. Соответственно здания ФАПов в Александрово- Заводском районе восстановлены в размере 1/4 от необходимого объёма (4 ФАПа из имеющихся 16 ФАПов), что явно недостаточно при общем состоянии доступности и качества оказания медицинской помощи населению Александрово-Заводского района. Проведённым в марте 2020 года Министерством здравоохранения Забайкальского края планированием мероприятий по модернизации первичного звена здравоохранения в Александрово-Заводском районе, комплексный капитальный ремонт ФАПов в с. Манкечур (численность населения - 355 человека) и с. Бохто (численность 323 человека) планируется только в 2025 году, несмотря на получение в 2018 году сведений о физическом состоянии (полном износе) зданий ФАПов района. Таким образом, установленные обстоятельства о неудовлетворительном техническом состоянии фельдшерско-акушерских пунктов на протяжении длительного периода времени и неукомплектованности медицинского персонала в ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» свидетельствуют об отсутствии надлежащей организации оказания населению Александрово- Заводского района первичной медико-санитарной помощи, в первую очередь со стороны ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» и со стороны Министерства здравоохранения Забайкальского края, а также свидетельствуют о возникновении угрозы здоровью населения района в целом, что препятствует реализации основных принципов охраны здоровья и нарушает гарантированные и охраняемые государством права граждан, проживающих (пребывающих) в перечисленных населённых пунктах Александрово-Заводского района на охрану здоровья и медицинскую помощь. Соответственно, фельдшеры, работающие в аварийных ФАПах Александрово-Заводского района, не обеспечены безопасными условиями труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Отсутствие достаточного и своевременного финансирования на комплексный капитальный ремонт и новое строительство ФАПов Александрово-Заводского района не может рассматриваться в качестве объективной причины, поскольку согласно вышеуказанным правовым нормам организация в населённых пунктах ФАПов, зависит не от наличия финансирования, а от количества жителей проживающих (пребывающих) в населённом пункте и от расстояния от ФАПа или фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации. Кроме того, о необходимости приведения ФАПов в надлежащее состояние руководством ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» неоднократно докладывалось в Министерство здравоохранения края. Однако, достаточных мер для своевременного обеспечения жителей указанных сёл ФАПами или фельдшерскими здравпунктами органами государственной власти Забайкальского края, в том числе, Министерством здравоохранения края не принято. Помимо указанного, в ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» по состоянию на апрель 2021 года имеется потребность во врачебных кадрах, на что неоднократно уже обращалось внимание прокуратурой района во внесённых представлениях главному врачу ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ», а именно: терапевт стационара, хирург стационара, врач акушер- гинеколог, врач окулист, врач ультразвуковой диагностики, врач- оториноларинголог, психиатр-нарколог, стоматолог. Вместе с тем, принимаемые лечебно-профилактическим учреждением (далее - ЛПУ) меры по укомплектованию медицинских работников не результативны. ФАПы с. Кузнецово, с. Верхний Аленуй, с. Кокуй-1 вовсе не укомплектованы медицинскими работниками. Обслуживание населения с. Кузнецово и с. Верхний Аленуй осуществляется фельдшером ФАП с. Бохто один раз в неделю (вторник) и один раз в две недели (вторник) с 10:00 до 13:00 соответственно. Обслуживание населения с. Кокуй-1 осуществляется фельдшером с. Красноярово один раз в неделю (пятница). Лечебное учреждение от обязанности по укомплектованию штата недостающими врачами не освобождает. Невыполнение обязанности по организации оказания первичной медико- санитарной медицинской помощи населению отдалённых сёл Александрово- Заводского района влечёт нарушение прав граждан на охрану здоровья и своевременную квалифицированную медицинскую помощь. Отсутствие медицинских работников в ФАПах создаёт препятствия в своевременном диагностировании и лечении возникающих заболеваний, является препятствием для получения гражданами качественной, своевременной, доступной медицинской помощи и нарушает права жителей с. Верхний Аленуй, с. Кузнецово, е.-Кокуй-1, с. Старый Акатуй, с. Клин, с. Шара, с. Шаракан, а также иных граждан временно пребывающих в населённом пункте, на охрану здоровья, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Лица, проживающие в с. Верхний Аленуй, с. Кузнецово, с. Кокуй-1, с. Бутунтай, с. Старый Акатуй, с. Клин, с. Кутугай, с. Шара, с. Шаракан, нуждающиеся в медицинской помощи врачей, вынуждены обращаться за такой помощью в ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» либо не имеют возможности такого обращения, что является нарушением их прав на доступность и своевременность оказания медицинской помощи, поскольку не у каждого и не всегда имеется возможность добраться к врачам по тем или иным вопросам в с. Александровский Завод. Исходя из принципа обеспечения доступности, штаты ФАПов должны быть укомплектованы и обеспечено функционирование ФАПа на постоянной основе в силу действующего законодательства. Планируемая организация выезда мобильного комплекса ФАП, а равно отсутствие работника ФАП для оказания первичной доврачебной медицинской помощи фельдшером, акушеркой жителям вышеуказанных сёл не будет отвечать принципам доступности и своевременности оказания медицинской помощи. Следовательно, вышеуказанный критерий должен быть поставлен в зависимость средней продолжительности жизни в районе, от нуждаемости в доступной, качественной медицинской помощи на постоянной основе в режиме полного рабочего времени, а не от степени износа ФАПа. Указанное нарушает основные принципы охраны здоровья, изложенные в п. п. 6, 7, 8 ст. 4 Федерального закона № Э2Э-ФЗ, конституционные права граждан, проживающих в с. Маньково, с. Шаранча, с. Онон-Борзя, с. Кириллиха, с. Красноярово, с. Николаевка, с. Бохто, с. Васильевский Хутор, с. Кокуй-1, с. Верхний Аленуй, с. Савво-Борзя, с. Манкечур, с. Новый Акатуй, с. Кузнецово, с. Чиндагатай, с. Бутунтай и влечёт неисполнение задач, изложенных в п. п. 2, 11 приложения к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению. Таким образом, наличие выявленных нарушений по несвоевременному оказанию качественной, доступной медицинской помощи нарушают права неопределённого круга лиц на охрану здоровья, гарантированные Конституцией Российской Федерации, а также создают условия для распространения инфекционных и иных заболеваний. Просит суд признать незаконным бездействие ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ», выразившееся в непринятии мер по оказанию качественной, доступной, своевременной медицинской помощи жителям с. Верхний Аленуй, с. Кузнецово, с. Кокуй-1, с. Бутунтай, с. Старый Акатуй, с. Клин, с. Кутугай, с. Шара, с. Шаракан в связи с необеспечением работы ФАПов; обязать ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации оказания медицинской помощи на постоянной основе в режиме полного рабочего времени в с. Верхний Аленуй, с. Кузнецово, с. Кокуй-1, с. Бутунтай, с. Старый Акатуй, с. Клин, с. Кутугай, с. Шара, с. Шаракан. Александрово-Заводского района Забайкальского края в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико- санитарной помощи взрослому населению»; обязать ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оснастить следующим оборудованием и медицинскими изделиями структурное подразделение: ФАП с. Бутунтай стол пеленальный с источником лучистого тепла, рабочее место акушера, костыли, одеяло с подогревом, 2 секундомера, кислородный ингалятор любого типа; обязать ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований в следующих структурных подразделениях: в ФАП с. Бохто устранить дефекты поверхностей стен, полов и потолков, обеспечить прилегание пола к основанию стен и сделать стыки герметичными; в ФАП с. Николаевка надлежащим образом обеспечить печное отопление; в ФАП с. Бутунтай устранить дефекты поверхностей стен и потолков помещений; обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края включить ГУЗ «Александрово-Заводская центральная районная больница» в заявку на финансирование, выполнения государственного задания в виде субсидий для устранения выявленных нарушений; Министерство финансов Забайкальского края профинансировать Министерство здравоохранения Забайкальского края денежными средствами для выполнения работ, указанных в п. п. 3, 4.

В судебном заседании административный истец уточнил исковые требования просил признать незаконным бездействие ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ», выразившееся в непринятии мер по оказанию качественной, доступной, своевременной медицинской помощи жителям с. Верхний Аленуй, с. Кузнецово, с. Кокуй-1, с. Старый Акатуй, с. Клин, с. Шара, с. Шаракан в связи с необеспечением работы ФАПов; обязать ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации оказания медицинской помощи на постоянной основе в режиме полного рабочего времени в с. Верхний Аленуй, с. Кузнецово, с. Кокуй-1, с. Старый Акатуй, с. Клин, с. Шара, с. Шаракан. Александрово-Заводского района Забайкальского края в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»; обязать ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оснастить следующим оборудованием и медицинскими изделиями структурное подразделение: ФАП с. Бутунтай стол пеленальный, рабочее место акушера, костыли, одеяло с подогревом, 2 секундомера, кислородный ингалятор любого типа; обязать ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований в следующих структурных подразделениях: в ФАП с. Бохто устранить дефекты поверхностей стен, полов и потолков, обеспечить прилегание пола к основанию стен и сделать стыки герметичными; в ФАП с. Николаевка надлежащим образом обеспечить печное отопление; в ФАП с. Бутунтай устранить дефекты поверхностей стен и потолков помещений; обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края включить ГУЗ «Александрово-Заводская центральная районная больница» в заявку на финансирование, выполнения государственного задания в виде субсидий для устранения выявленных нарушений; Министерство финансов Забайкальского края профинансировать Министерство здравоохранения Забайкальского края денежными средствами для выполнения работ, указанных в п. п. 3, 4., уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам изложенным в нем.

Представитель ответчика главный врач ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» ФИО4 в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора признала в полном объеме.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Более того, право каждого человека на охрану здоровья - общепризнанная норма международного права, закреплённая в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, так и в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ-ф3 (далее - Федеральный закон -ф3) законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона -ф3, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п. 6, 7, 8 ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются: доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона -ФЭ государство признаёт охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона -ф3 доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближённости к месту жительства, месту работы или обучения, а также наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации.

В силу п. п. 1, 6 ст. 16 Федерального закона -ф3 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, создание в пределах компетенции, определённой законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения её качества и доступности.

В силу ст. 37 данного Закона, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарные правила - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона № 52-ФЗ, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

В силу ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые и введённые в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Как достоверно установлено по делу, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Александрово-Заводского района проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан в ходе которой, составлен акт проверки соблюдения требований ФАПов ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об охране здоровья граждан (л.д. 10-14).

По выявленным нарушениям прокуратурой Александрово-Заводского района в адрес министерства здравоохранения Забайкальского края было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об основах здоровья граждан (л.д. 15-18).

Из ответа министра здравоохранения Забайкальского края ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Министерством здравоохранения разработана региональная программа «Модернизация первичного звена здравоохранения в Забайкальском крае», которая утверждена постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках данной программы запланировано проведение капитального ремонта ФАП в с. Манкечур в 2025 году на сумму 4,6 млн. рублей. В рамках Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года запланировано строительство ФАПов в селах Александрово-Заводского района: Маньково, Бутунтай, Онон- Борзя, Шаранча, Николаевка, Кузнецово, Кокуй-1. Вопрос создания и замены ФАПов находится под постоянным контролем Министерства здравоохранения Забайкальского края. В части доводов о недостаточности кадрового обеспечения указано в проводимой работе по привлечению специалистов для работы в Александрово-Заводском районе, а именно по размещению вакансий в сети «Интернет», на сайте центра занятости населения и на сайте Министерства здравоохранения края, а также по обучению 3 студентов на целевой основе в Читинской государственной медицинской академии. Однако, ДД.ММ.ГГГГ на основании письма Министерства здравоохранения Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ внесены корректировки в график плана замены, сокращением срока, существующих ФАПов, согласно которому первоочередное приобретение ФАПов до 2025 года распределено по степени их износа (л.д.19-26).

При этом, согласно информации ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ средняя продолжительность жизни в Александрово- Заводском районе в 2018 году у мужчин составляла 59 лет, у женщин - 73 года. Средняя продолжительность жизни в России в 2018 г. составляла у мужчин 60,7 %, у женщин - 73,3 %, в 2019 у мужчин - 67,3 %, у женщин - 77,3 %, в 2020 у мужчин - 68,3%, у женщин - 78,2 %. Так, в с. Бохто (капитальный ремонт ФАПа назначен на 2025 год) проживает 323 человека, из них, в том числе, на медицинском обслуживании находится 101 лицо старше трудоспособного возраста и 8 лиц преклонного возраста (75 лет и старше). В с. Манкечур (капитальный ремонт ФАПа назначен на 2025 год) проживает 355 человек, из них, в том числе, на медицинском обслуживании и находится 100 детей, 94 лица старше трудоспособного возраста и 15 лиц преклонного возраста. Данные населённые пункты расположены в 25 км. и 49 км. от ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» (л.д. 37-41).

Согласно техническим отчетам совокупность выявленных дефектов и физического износа позволяют отнести объекты к категории технического состояния «аварийное и непригодное» в целях размещения в помещениях медицинского учреждения и подлежащим сносу. Реконструкция и капитальный ремонт экономически и технически нецелесообразны. Данные выводы сделаны в заключениях специализированной организации, проводившей обследование зданий и сооружений в октябре - ноябре 2018 г., а именно, в техническом отчёте состояния ФАП с. Маньково , техническом отчёте ФАП с. Кокуй , техническом отчёте с. Кузнецово ФАП, техническом отчёте ФАП с. Онон-Борзя , техническом отчёте с. Красноярово , техническом отчёте ФАП с. Чиндагатай от ДД.ММ.ГГГГ № СТЭ 007-10/2018, заключение об аварийности ФАП с. Новый Акатуй от ДД.ММ.ГГГГ № СТЭ 006-10/2018. В рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» на территории Александрово-Заводского района Министерством здравоохранения Забайкальского края в 2019 году произведено строительство лишь 2 (двух) модульных ФАПов в с. Савво-Борзя иве. Васильевский Хутор, в 2020 году строительство ФАПов на территории района не производилось, на 2021 год запланировано строительство еще 2 (двух) ФАПов в с. Новый Акатуй и с. Чиндагатай. Соответственно здания ФАПов в Александрово- Заводском районе восстановлены в размере 1/4 от необходимого объёма (4 ФАПа из имеющихся 16 ФАПов), что явно недостаточно при общем состоянии доступности и качества оказания медицинской помощи населению Александрово-Заводского района.

Проведённым в марте 2020 года Министерством здравоохранения Забайкальского края планированием мероприятий по модернизации первичного звена здравоохранения в Александрово-Заводском районе, комплексный капитальный ремонт ФАПов в с. Манкечур (численность населения - 355 человека) и с. Бохто (численность 323 человека) планируется только в 2025 году, несмотря на получение в 2018 году сведений о физическом состоянии (полном износе) зданий ФАПов района. (л.д. 27-34, 42-50).

В связи с тем, что признаниеадминистративного иска административным ответчиком не противоречит КАС РФ и другим федеральным законам, и не нарушает права других лиц, суд принял признаниеиска, что в соответствии со ст.157 КАС РФ является основанием для удовлетворения административного искового заявления.

Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства о том, что ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» не принимались меры по оказанию качественной, доступной, своевременной медицинской помощи жителям с. Верхний Аленуй, с. Кузнецово, с. Кокуй-1, с. Старый Акатуй, с. Клин, с. Шара, с. Шаранча в связи с необеспечением работы ФАПов, суд находит уточненные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Александрово-Заводского района Забайкальского края, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ», Министерству здравоохранения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по оказанию качественной, доступной, своевременной медицинской помощи жителям с. Верхний Аленуй, с. Кузнецово, с. Кокуй-1, с. Бутунтай, с. Старый Акатуй, с. Клин, с. Кутугай, с. Шара, с. Шаранча в связи с не обеспечением работы ФАПов и понуждению к действию - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» выразившееся в непринятии мер по оказанию качественной, доступной, своевременной медицинской помощи жителям с. Верхний Аленуй, с. Кузнецово, с. Кокуй-1, с. Старый Акатуй, с. Клин, с. Шара, с. Шаранча в связи с не обеспечением работы ФАПов, незаконным.

Обязать ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации оказания медицинской помощи на постоянной основе в режиме полного рабочего времени в с. Верхний Аленуй, с. Кузнецово, с. Кокуй-1, с. Старый Акатуй, с. Клин, с. Шара, с. Шаракан. Александрово-Заводского района Забайкальского края в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико- санитарной помощи взрослому населению».

Обязать ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оснастить следующим оборудованием и медицинскими изделиями структурное подразделение:

- ФАП с. Бутунтай стол пеленальный, рабочее место акушера, костыли, одеяло с подогревом, 2 секундомера, кислородный ингалятор любого типа.

Обязать ГУЗ «Александрово-Заводская ЦРБ» устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований в следующих структурных подразделениях:

- в ФАП с. Бохто устранить дефекты поверхностей стен, полов и потолков, обеспечить прилегание пола к основанию стен и сделать стыки герметичными;

- в ФАП с. Николаевка надлежащим образом обеспечить печное отопление;

- в ФАП с. Бутунтай устранить дефекты поверхностей стен и потолков помещений.

Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края включить ГУЗ «Александрово-Заводская центральная районная больница» в заявку на финансирование, выполнения государственного задания в виде субсидий для устранения выявленных нарушений.

Обязать Министерство финансов Забайкальского края профинансировать Министерство здравоохранения Забайкальского края денежными средствами для выполнения работ, указанных в п. п. 3, 4.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края. Решение суда в окончательной форме принято 30 июля 2021 года.

Судья И.А. Тимофеева