НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Алданского районного суда (Республика Саха (Якутия)) от 11.04.2014 № 2-672/2014

     Дело № 2-672/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 город Алдан                                                                            11 апреля 2014 года

 Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе

 председательствующего судьи Швецовой Н.В.,

 при секретаре Самарской С.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Закрытого акционерного общества «Взрывпром» на предписание Государственной инспекции труда Республики Саха (Якутия) от 04 марта 2014 года,

 У С Т А Н О В И Л:

 Представитель ЗАО «Взрывпром» обратился в суд с вышеуказанной жалобой, мотивируя тем, что по результатам проверки главным инспектором Государственной инспекции труда 04 марта 2014 года вынесено предписание № 7-147-14-ОБ/43/25/3, которым на ЗАО «Взрывпром» возложена обязанность устранить нарушение ст. 134 ТК РФ - в локальных актах организации установить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги и ознакомить всех работников под роспись. Полагает, что данное предписание незаконно, потому что в коллективном договоре, имеется п. 2.3, согласно которого тарифная ставка 1-го разряда индексируется при повышении минимального размера оплаты труда. Ст. 134 ТК РФ предусмотрено, что предприятия с частной формой собственности имеют право устанавливать правила обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы в порядке, установленном коллективным договором. Коллективный договор прошел проверку и регистрацию в министерстве труда и социального развития РС (Я) в Алданском районе, нареканий не вызывал. Предусмотренный коллективным договором порядок индексации заработной платы в связи повышением МРОТ, который не ниже прожиточного уровня и индексируется в связи с ростом потребительских цен и есть предусмотренный ст. 134 ТК РФ порядок.

 В судебном заседании представитель ЗАО «Взрывпром» Датханова Е.В., действующая на основании доверенности, изложенные в жалобе доводы поддержала в полном объеме, пояснила, что минимальный размер оплаты труда и потребительская корзина, от которой зависит индексация цен, взаимосвязаны, поэтому изменения в коллективный договор вносить нет необходимости.

 Представитель Государственной инспекции труда в РС (Я) извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительности причины неявки не сообщил. В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в его отсутствие.

 Изучив материалы дела, выслушав представителя ЗАО «Взрывпром», суд приходит к следующему выводу.

 Государственная инспекция по труду и ее территориальные органы представляют собой контролирующий орган, уполномоченный осуществлять мероприятия по надзору за соблюдением индивидуальными предпринимателями и организациями, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, законодательства в области организации труда и его охраны.

 В соответствии со ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда определена в качестве единой централизованной системы, состоящей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.

 Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право наряду с другими полномочиями предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

 Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения № 7-147-14-ОБ/43/25/1 от 09 февраля 2014 года инспектором Государственной инспекции труда проведена внеплановая, документальная проверка в отношении ЗАО «Взрывпром». Основанием для проверки явилось обращение работника Л..

 [Дата] составлен акт по результатам проверки, которым установлено, что порядок индексации заработной платы с учетом роста потребительских цен на товары и услуги в коллективном договоре не установлен, что нарушает положения ст. 134 ТК РФ.

 В связи с установленным нарушением, [Дата] вынесено предписание, которым ЗАО «Взрывпром» обязано устранить нарушение трудового законодательства - устранить нарушение ст. 134 ТК РФ в локальных актах организации установить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги и ознакомить всех работников под роспись.

 В главе 2 коллективного договора ЗАО «Взрывпром» на период с [Дата] по [Дата] предусмотрены положения об оплате труда. Пункт 2.3 устанавливает, что тарифная ставка 1-го разряда индексируется при повышении минимального размера оплаты труда.

 Вместе с тем, порядок проведения индексации в коллективном договоре не прописан.

 Коллективный договор зарегистрирован Управлением Министерства труда и социального развития в Алданском районе РС (Я) за № 22-13. Как видно из регистрационного листа коллективный договор подлежит уведомительной регистрации.

 В соответствии со ст. 134 Трудового Кодекса РФ (ТК РФ) обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

 Таким образом, ст. 134 ТК РФ предусмотрена обязательная индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен. Порядок индексации заработной платы работодателей, которые не финансируются из соответствующих бюджетов, законодателем отнесены к компетенции работодателя, который решает вопросы о процедуре индексации заработной платы на локальном уровне с учетом конкретных обстоятельств, специфики деятельности организации, уровня ее платежеспособности.

 Предписание выдано инспектором Государственной инспекции труда РС (Я) именно потому, что в коллективном договоре не предусмотрен порядок индексации. То есть в коллективном договоре не прописано как часто проводится индексация, в каком размере, какие условия влияют на индексацию, или исключают её.

 Как видно из коллективного договора, индексация заработной платы в ЗАО «Взрывпром» поставлена в зависимость от минимального размера оплаты труда. Однако порядок индексации не прописан.

 В соответствии со ст. ст. 133 и 133.1 ТК РФ Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

 В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

 В Республике Саха (Якутия), на территории которой осуществляет деятельность ЗАО «Взрывпром», действует Республиканское (региональное) соглашение о минимальной заработной плате в РС (Я) между Правительством РС (Я), Федерацией профсоюзов РС (Я) и республиканскими объединениями работодателей от [Дата]. До этого действовало соглашение от [Дата], от [Дата].

 В коллективном договоре не указано, какой МРОТ учитывается при индексации тарифной ставки 1 разряда ЗАО «Взрывпром» региональный или общероссийский.

 Кроме этого, суд учитывает, что минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования и устанавливается Федеральным законом. Заработная плата должна быть установлена работодателем в размере не менее минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, после чего на нее должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данном районе.

 Индекс потребительских цен рассчитывается в соответствии с Основными положениями о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен, утвержденными Постановлением Госкомстата РФ от [Дата] N [Номер].

 Индексация заработной платы с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, осуществляется более оперативно, соответствует требованиям Трудового кодекса РФ и преследует защиту интересов работника, в то время как минимальный размер оплаты труда гарантирует работнику получение заработной платы не нижнее определенного уровня.

 Предписание Главного инспектора Государственной инспекции труда РС (Я) от [Дата] вынесено в пределах полномочий, направлено на защиту прав и интересов работников предприятия, соответствует требованиям закона.

 При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что предписание Государственной инспекции по труду от [Дата] является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении жалобы Закрытого акционерного общества «Взрывпром» на предписание Государственной инспекции труда Республики Саха (Якутия) № [Номер] от [Дата] отказать.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Алданский районный суд РС (Я).

 Председательствующий судья                                                        Н.В. Швецова

 изготовлено 14 апреля 2014 года