НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Алатырского районного суда (Чувашская Республика) от 07.03.2019 № 12-18/19

Дело № 12-18/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

07 марта 2019 года г. Алатырь

Судья Алатырского районного суда Чувашской Республики Китайкин А.В.,

с участием помощника Алатырского межрайпрокурора Чувашской Республики Кузьмина Д.А., рассмотрев материалы дела о привлечении юридического лица – Муниципального бюджетного детского образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Теремок» г. Алатырь (далее МБДОУ «Детский сад «Теремок», детский сад), расположенного по адресу: Чувашская Республики, г. Алатырь, ул. Чайковского, д. 36А, к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), поступившее по жалобе МБДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» на постановление главного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Ефимовой И.П. от 10 января 2019 года,

у с т а н о в и л :

Постановлением главного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Ефимовой И.П. от 10 января 2019 года юридическое лицо - МБДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

В качестве обстоятельств совершения административного правонарушения в постановлении инспектора труда указано, что Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики на основании отчета Контрольно-счетной палаты г. Алатырь от 11 октября 2018 года № проведена проверка деятельности МБДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» на предмет соблюдения трудового законодательства. В ходе проверки выявлено нарушений сроков оплаты отпусков работникам детского сада. В силу части 9 статьи 136 Трудового кодекса РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала. Младшему воспитателю С.А.А. предоставлен отпуск 03 сентября 2018 года, о оплата отпуска произведена 04 сентября 2018 года. Старшему воспитателю Н.О.Е. предоставлен отпуск с 23 августа 2018 года, о оплата отпуска произведена 28 августа 2018 года. В нарушение статьи 236 ТК РФ, работникам С.А.А. и Н.О.Е., не выплачена денежная компенсация в связи с несвоевременной выплатой отпускных в 2018 году.

Руководитель МБДОУ «Детский сад № 1 «Теремок», не согласившись с указанным постановлением инспектора труда, обжаловал его в суд ввиду незаконности. Жалобу обосновало тем, что 20 января 2014 года между МБОУ «Детский сад № 1 «Теремок» заключен договор с МБУ «Центр бухгалтерского учета и финансовой отчетности» г. Алатырь Чувашской Республики на оказание услуг по ведению бюджетного бухгалтерского учета, в том числе и услуг по начислению и выплате зарплаты и иных выплат сотрудникам в установленные сроки. По условиям договора Исполнитель обязуется вести операции по открытым лицевым счетам Заказчика, обеспечить квалифицированное ведение бюджетного бухгалтерского и налогового учета и отчетности, а также имеет право требовать своевременного и правильного оформления сотрудниками Заказчика первичных учетных документов. Данный договор действовал в момент вменяемого правонарушения. Приказ от 03 сентября 2018 года о предоставлении отпуска С.А.А. был предоставлен Исполнителю своевременно – в 11 часов 20 минут 03. сентября 2018 года, что подтверждается копией приказа с отметкой о приеме. Приказ от 20 августа 2018 года о предоставлении отпуска Н.О.Е. предоставлен Исполнителю заблаговременно – в 15 часов 48 минут 17 августа 2018 года, путем направления первичных документов в виде скан-копий по электронной почте, что подтверждается скриншотом страницы электронной почты. Считает, что вина юридического лица в совершении вменяемого правонарушения отсутствует. Просит обжалуемое постановление инспектора труда отменить, а производство по делу об административном правонарушении в отношении МБДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Представитель заявитель – заведующая МБДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» К.Н.Н, в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям. Дополнительно пояснила о том, что при рассмотрении административного дела не были исследованы все обстоятельства дела, и не была дана надлежащая оценка тем обстоятельствам, что причиной несвоевременной выплаты заработной платы Н.О.Е. явилось несвоевременное оформление электронной подписи работниками централизованной бухгалтерии, обслуживающей их детский сад и работниками федерального казначейства. Просит учесть финансовой состояние учреждения, необходимость ремонта крыши детского сада, а также факты выплаты денежной компенсации за задержку выплаты отпускных С.А.А. и Н.О.Е., чем фактически устранены все выявленные ранее нарушения.

Главный инспектор труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Ефимова И.П. извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, об отложении разбирательства не просил.

С учетом мнения лиц, участвующих по делу, считаю возможным рассмотреть жалобу без участия представителя Государственной инспекции труда.

Прокурор полагал возможным изменить постановление со смягчением наказания.

Свидетели К.Е.А. и И.Н.Г. показали, что они работают бухгалтерами в МБУ «Центр бухгалтерского учета и финансовой отчетности» города Алатыря и занимаются начислением отпускных работникам, а за тем перечисляют отпускные на карту работников. Детским садом №1 «Теремок» с их центром заключен договор на оказание услуг по ведению бюджетного бухгалтерского учета. Они по роду деятельности согласно указанному договору занимаются начислением и перечислением заработной платы, отпускных и других выплат работникам детского сада. По несвоевременной выплате отпускных работникам детского сада Н.О.Е. и С.А.А. показали, что Н.О.Е. отпуск был предоставлен в период с 23 августа по 19 сентября 2018 года. Приказ о предоставлении отпуска поступил в бухгалтерию 20 августа 2018 года, однако ввиду того, что вновь назначенному директору детского сада К.Н.Н, Управлением федерального казначейства несвоевременно, с опозданием был выдан сертификат электронной цифровой подписи 24 августа 2018 года, то ими были перечислены отпускные лишь 28 августа 2018 года. С.А.А. отпуск был предоставлен с 6 сентября по 19 сентября 2018 года. Приказ о предоставлении отпуска в бухгалтерию их центра поступил 3 сентября 2018 года и в тот же день ими С.А.А. были начислены и перечислены на карту отпускные.

Выслушав доводы представителя заявителя, заключение прокурора, изучив дело об административном правонарушении в отношении юридического лица и представленные суду документы, прихожу к следующему.

Часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.

Согласно статей 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на своевременную в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии с частями 6, 9 статьи 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Из требований статье 236 ТК РФ следует, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Из материалов дела об административном правонарушении дела следует, что К.Н.Н, с 06 июля 2018 года занимает должность заведующей МБДОУ «Детский сад № 1 «Теремок».

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем МБДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» является бюджетным дошкольным образовательным учреждением. В качестве основного вида деятельности учреждения указано «образование дошкольное».

Согласно приказу от 20 августа 2018 года и платежному поручению , старшему воспитателю детского сада Н.О.Е. был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 23 августа 2018 года по 19 сентября 2018 года, оплата отпуска ей в размере <данные изъяты> руб. была произведена лишь 28 августа 2018 года.

Их приказа от 03 сентября 2018 года и платежного поручения следует, что младшему воспитателю детского сада С.А.А. был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 06 сентября 2018 года по 19 сентября 2018 года, оплата отпуска ей в размере <данные изъяты> руб. произведена лишь 04 сентября 2018 года.

В соответствии с сообщением директора МБУ «Центр бухгалтерского учета и финансовой отчетности» города Алатыря от 18 января 2019 года, приказ на отпуск Н.О.Е. от 20 августа 2018 года был представлен в МБУ «Центр бухгалтерского учета и финансовой отчетности» города Алатыря 20 августа 2018 года. В этот же день был произведен расчет отпускных, а перечисление произведено 28 августа 2018 года в связи с тем, что 20 августа 2018 года отсутствовала электронная цифровая подпись на К.Н.Н,

Приказ на отпуск С.А.А. от 03 сентября 2018 года был представлен в МБУ «Центр бухгалтерского учета и финансовой отчетности» города Алатыря 03 сентября 2018 года, после завершения операционного дня для перечисления платежей. Расчет отпускных был произведен 03 сентября 2018 года, а перечисление отпускных произведено 04 сентября 2018 года.

Сертификат электронной цифровой подписи на К.Н.Н, выдан Федеральным казначейством 24 августа 2018 года.

Данные обстоятельства установлены в суде карточкой образцов подписи к лицевым счетам К.Н.Н,, скан копиями сертификата электронной подписи, и не оспариваются лицами участвующему по делу.

При изложенных обстоятельствах государственный инспектор труда обоснованно пришел к выводу о нарушении заведующей МБОУ «Детский сад № 1 «Теремок» К.Н.Н, сроков оплаты отпускных работнику детского сада С.А.А..

Судом установлено, что оплата С.А.А. отпускных произведена позже на 1 день. В то же время, оплата отпускных работнику Н.О.Е. с опозданием была произведена не по вине К.Н.Н,, а ввиду ненадлежащего оформления электронной подписи работниками централизованной бухгалтерии администрации города Алатыря и федерального казначейства.

Постановление Алатырского районного суда Чувашской Республики от 22 января 2019 года изменено постановление Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике П.Г.А. от 30 ноября 2018 года о привлечении должностного лица – заведующей Муниципального бюджетного детского образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Теремок» г. Алатырь К.Н.Н, к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ по указанным фактам несвоевременной выплаты отпускных работникам детского сада С.А.А. и Н.О.Е. А именно, из постановления должностного лица надзорного органа исключена мотивировка о том, что К.Н.Н, допустила нарушение требований трудового законодательства при оплате отпускных на основании приказа от 20 августа 2018 года о предоставлении отпуска старшему воспитателю детского сада Н.О.Е. с 23 августа 2018 года.

В качестве оснований изменения в решении суда указано отсутствие сертификата электронной цифровой подписи на заведующую детским садом К.Н.Н,, который выдан Федеральным казначейством лишь 24 августа 2018 года, то есть уже после того, как Н.О.Е. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 23 августа 2019 года.

С учетом изложенного, из обжалуемого постановления подлежит исключению мотивировка о том, что работодателем МДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» допущено нарушение требований трудового законодательства при оплате отпускных на основании приказа от 20 августа 2018 года о предоставлении отпуска старшему воспитателю детского сада Н.О.Е. с 23 августа 2018 года.

При изложенных обстоятельствах инспектор труда обоснованно пришел к выводу о нарушении работодателем МБОУ «Детский сад «Теремок» сроков оплаты отпуска работнику детского сада С.А.А. и Н.О.Е.

В связи с несвоевременной выплатой отпускных в 2018 году работникам С.А.А. и Н.О.Е., в нарушение статьи 236 ТК РФ денежная компенсация им в день перечисления отпускных не была выплачена.

Согласно сообщению заведующей МБДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» от 06 марта 2019 года, исходя из плана финансово-хозяйственной деятельности на 2019 года по детскому саду, статьи расходов на 2019 года предельно минимальны. Все лимиты заложены с учетом расходов на выплату заработной платы, коммунальных расходов, прочих работ, услуг. Свободных денежных средств у образовательного учреждения не имеется. Кроме того, в детском саду требуется ремонт крыши, смета которой предусматривает затраты свыше 500000 рублей.

Анализируя изложенные доказательства в совокупности и каждое в отдельности, прихожу к выводу о том, что должностным лицом надзорного органа при привлечении юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ, были установлены все значимые обстоятельства по эпизоду невыплаты денежной компенсации за несвоевременную выплату отпускных С.А.А., имеющие значение для правильного разрешения дела, и всей совокупности доказательств по делу в данной части дана надлежащая оценка.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Санкция части 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Наказание назначено в пределах минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи, при этом учтено, что ранее юридическое лицо не привлекалось к административной ответственности.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

В то же время, ходе рассмотрения административного дела установлено, что денежная компенсация за задержку выплаты отпускных С.А.А. в размере 0,83 рубля и Н.О.Е. в размере 40,41 рубль была выплачена 6 марта 2019 года.

МБДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» является бюджетным образовательным учреждением, планом финансово-хозяйственной деятельности на 2019 года предусмотрены минимальные статьи расходов.

Лимиты в бюджет учреждения заложены с учетом расходов на выплату заработной платы, коммунальных расходов, прочих работ, услуг. Свободных денежных средств у учреждения не имеется. При этом, детскому саду требуется средства на текущий ремонт крыши, смета которой предусматривает затраты свыше 500000 рублей.

С учетом изложенных обстоятельств, полагаю назначение юридическому лицу административного наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей является не несправедливым и соразмерным совершенному административному правонарушению.

Согласно положений статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, совершение административного правоотношения впервые, финансового положения образовательного учреждения, прихожу к выводу о том, что деяние не содержит в себе какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в области охраны прав граждан в сфере трудовых правоотношений и полагаю справедливым и соразмерным назначить юридическому лицу за совершенное правонарушение административное наказание в виде предупреждения, в связи с чем постановление в части назначения административного наказания, следует изменить в сторону смягчения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л :

Жалобу юридического лица - Муниципального бюджетного детского образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Теремок» г. Алатырь удовлетворить в части.

Постановление Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Ефимовой И.П. от 10 января 2019 года о привлечении юридического лица - Муниципального бюджетного детского образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Теремок» г. Алатырь к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить:

- исключить из постановления Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Ефимовой И.П. от 10 января 2019 года мотивировку о том, что работодателем МДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» допущено нарушение требований трудового законодательства при оплате отпускных на основании приказа от 20 августа 2018 года о предоставлении отпуска старшему воспитателю детского сада Н.О.Е. с 23 августа 2018 года;

- назначить юридическому лицу - Муниципального бюджетного детского образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Теремок» г. Алатырь наказание по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

В остальной части постановление должностного лица по делу об административном правонарушении оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения копии.

Судья