НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Аларского районного суда (Иркутская область) от 22.11.2010 № 2-273

                                                                                    Аларский районный суд Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Аларский районный суд Иркутской области — ПРИНЯТЫЕ СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Кутулик 22 ноября 2010 года

Аларский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Шохоновой Н.В., при секретаре судебного заседания Желтухиной Е.Ю.,с участием помощника прокурора Аларского района Хандархаевой О.М., представившей удостоверение № и поручение прокурора Аларского района, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-273/2010 по исковому заявлению прокурора Аларского района в интересах Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «Аларский район», в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному образовательному учреждению Куйтинская начальная общеобразовательная школа об обязании муниципального образовательного учреждения Куйтинская начальная общеобразовательная школа произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух угольной котельной, оснащенной 1 котлом, расположенной в  и размещения отходов за период с 01.07.2007 по 01.07.2010 по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в срок до 20.02.2010 г.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аларского района обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «Аларский район», в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному образовательному учреждению Куйтинская начальная общеобразовательная школа об обязании муниципального образовательного учреждения Куйтинская начальная общеобразовательная школа произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух угольной котельной, оснащенной 1 котлом, расположенной в  и размещения отходов за период с 01.07.2007 по 01.07.2010 по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в срок до 20.02.2010 г..

В обоснование заявленных исковых требований прокурор указывает на следующие обстоятельства.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что МОУ Куйтинская ООШ осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух угольной котельной, оснащенной 1 котлом, расположенной в .

Факт эксплуатации МОУ Куйтинская ООШ данного объекта, являющегося источником выбросов вредных веществ в атмосферу, подтверждается материалами проверки, а именно информацией Прибайкальского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о котельных, находящихся в Аларском районе от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о результатах проверки загрязнения атмосферного воздуха организациями на территории Аларского района.

Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, размещение отходов производства и потребления, в соответствии с ч. 2 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

В силу ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него, за размещение отходов с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 12.02.2007 № 04-09/170 плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством.

Из содержания Приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия, каждого объекта размещения отходов.

В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал.

В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626 (далее - Методические рекомендации), функции администраторов платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также установления порядка проверки представляемых плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетов платы, применения единого порядка определения и внесения платы, а также правильности оформления и представления отчетности по плате, выполняют территориальные органы Ростехнадзора.

Из информации, представленной Иркутским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора 14.04.2010 № 22-2205, следует, что МОУ Куйтинская ООШ не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с письмом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 04-09/1239 «О расчете платы за размещение» плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется за весь объем фактически хранящихся на конец отчетного периода отходов, в том числе и за отходы, находящиеся на временном хранении, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение трех лет, а также за количество отходов, захороненных на объекте размещения отходов в отчетном периоде.

Исходя из положений главы II Методических рекомендаций, плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются в том числе юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия, плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым, негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду - это индивидуально-возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 20 процентов; в бюджет Иркутской области по нормативу 40 процентов; в бюджет МО «Аларский район» по нормативу 40 процентов.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. К основным принципам охраны окружающей среды, в соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона, в частности, относятся: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.

Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного МОУ Куйтинская ООШ расчета такой платы и его представления в Иркутское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, своим бездействием, выразившемся в том, что МОУ Куйтинская ООШ не произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушены интересы Российской Федерации, Иркутской области, МО «Аларский район». Данное нарушение заключается в том, что бюджеты Российской Федерации, Иркутской области и МО «Аларский район» не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов. В связи с чем, Российская Федерация, Иркутская область и МО «Аларский район» не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является также нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы.

Исковое заявление подано также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые заключаются в следующем.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Осуществляя выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, размещение отходов, МОУ Куйтинская ООШ оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внося такую плату, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды, как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает вышеуказанные права граждан.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.

18 октября 2010 г., 12 ноября 2010 прокурор уточнил исковые требования и указал следующее.

Постановлением мэра Аларского района от 12.07.2010 г. № 408 -П « О переименовании названия муниципального образовательного учреждения Куйтинская ООШ, МОУ Куйтинская ООШ переименована в МОУ Куйтинская НОШ. Указом Президента РФ от 23.06.2010 г. № 780 полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного воздействия в области с обращениями с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. В связи, с чем просит суд обязать муниципальное образовательное учреждение Куйтинская начальная общеобразовательная школа произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух угольной котельной, оснащенной 1 котлом, расположенной в  и размещения отходов за период с 01.07.2007 по 01.07.2010 по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в срок до 20.02.2010 г.

В своем отзыве представитель управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области по доверенности ФИО1 считал исковое заявление прокурора Аларского района к МОУ Куйтинская НОШ об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании помощник прокурора Аларского района Хандархаева О.М. полностью поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении прокурора, при этом пояснила, что прокурор предъявил исковые требования той организации, которая непосредственно эксплуатирует объекты, которые наносят вред окружающей среде. Исходя из положений Методических рекомендаций Ростехнадзора, плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются, в том числе юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Помощник прокурора просила удовлетворить исковые требования прокурора Аларского района.

Представитель ответчика - директор Куйтинской НОШ Алексеева Л.И. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала по следующим основаниям. В 2006 году собственник- администрация МО «Аларский район» передала в оперативное управление здание Куйтинской ООШ муниципальному образовательному учреждению Идеальская СОШ. В данном случае Куйтинская школа не может являться ответчиком. В дальнейшем просила рассмотреть гражданское дело в её отсутствие.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в судебное заседание не явился, направив в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. При этом указал, что исковые требования прокурора Аларского района к МОУ Куйтинская НОШ поддерживает в полном объеме и просит удовлетворить их.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 11Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (с изменениями от 27.12.2009 г.) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В судебном заседании установлено, что МОУ Куйтинская НОШ эксплуатирует угольную котельную, оснащенную 1 котлом, расположенную в . Угольная котельная, эксплуатируемая МОУ Куйтинская НОШ, осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Данный факт, установленный в ходе судебного разбирательства, подтверждается справкой о котельных, находящихся в Аларском районе, выданной заместителем начальника управления ЖКХ, транспорту, связи, капитального строительства и архитектуре МО «Аларский район» ФИО2 (л.д. 21), информацией Прибайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.04.2010 года (л.д. 19-20), справкой помощника прокурора Аларского района ФИО3 о результатах проверки загрязнения атмосферного воздуха организациями на территории Аларского района (л.д. 22).

Доводы ответчика о том, что здание Куйтинской ООШ передано в оперативное управление муниципальному образовательному учреждению Идеальская СОШ, соответственно Учреждение не может являться ответчиком по настоящему гражданскому делу и плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду, не основаны на законе.

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выброс в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду. Негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Данная норма указанного Федерального закона конкретизирует базовый принцип экологического законодательства - "загрязнитель платит". В соответствии с рекомендацией ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) 1972 г., принцип "загрязнитель платит" означает, что загрязнитель должен нести расходы по проведению мер экологического оздоровления по решению властей. Физические и юридические лица, ответственные за загрязнение, должны нести все расходы по мероприятиям, необходимым для ликвидации этого загрязнения или сокращения его до уровня, который соответствовал бы нормативам качества окружающей среды.

Согласно п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632) (с изменениями от 14 июня 2001 г.) настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются - природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты.

Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" было установлено, что по смыслу ст. 16 комментируемого закона, платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.

Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.

При этом платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды. Таким образом, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 14 мая 2009 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан" установил, что комментируемый закон, регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в числе принципов называет платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, что предполагает взимание так называемых экологических платежей, устанавливаемых в зависимости от вида, объема и интенсивности вредного воздействия на окружающую среду. Внесение экологических платежей - в силу того, что оно связано с необходимостью возмещения вреда окружающей среде, - обязательно, по общему правилу, для всех лиц, деятельность которых оказывает на окружающую среду негативное воздействие. Конституционно-правовую основу таких платежей составляет, прежде всего, ст. 58 Конституции РФ в ее взаимосвязи со ст. 57 Конституции Российской Федерации, поскольку целью их установления как одного из способов экономико-правового регулирования охраны окружающей среды, направленного на обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, является не столько фискальный интерес государства в наполнении казны, сколько сохранение природы и обеспечение экологической безопасности.

Из договора о порядке использования закрепленного муниципального имущества на праве оперативного управления от 31 июля 2006 г.. акта приема - передачи (л.д.50-55), следует, что МОУ Куйтинская ОШ передана в оперативное управление МОУ Идеальская СОШ.

Данные обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, не могут являться основанием для отказа в иске прокурора Аларского района в интересах Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «Аларский район», в интересах неопределенного круга лиц, так как весь нормативно-правовой комплекс, содержащийся в указанных положениях федерального законодательства и в нормах международного права в их взаимосвязи в качестве плательщика платы за вредные выбросы в атмосферный воздух указывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, независимо от форм собственности.

Все предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, платят за негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21 КоАП РФ) и за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 8.41 КоАП РФ). Субъектами данных административных правонарушений являются: граждане, должностные лица, юридические лица.

В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 12.02.2007 № 04-09/170 плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством.

Из содержания Приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия, каждого объекта размещения отходов.

Согласно Приказу Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал.

В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626 (далее - Методические рекомендации), функции администраторов платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также установления порядка проверки представляемых плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетов платы, применения единого порядка определения и внесения платы, а также правильности оформления и представления отчетности по плате, выполняют территориальные органы Ростехнадзора.

Согласно Письму Ростехнадзора от 04.09.2007 № 04-09/1239 «О расчете платы за размещение» плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется за весь объем фактически хранящихся на конец отчетного периода отходов, в том числе и за отходы, находящиеся на временном хранении, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение трех лет, а также за количество отходов, захороненных на объекте размещения отходов в отчетном периоде.

Исходя из положений главы II Методических рекомендаций, плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются в том числе юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия, плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым, негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду - это индивидуально-возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от того, находится ли объект, загрязняющий атмосферный воздух, в собственности юридического лица или нет.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий.

Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования прокурора Аларского района в интересах Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «Аларский район, в интересах неопределенного круга лиц, направленные к Муниципальному образовательному учреждению Куйтинская начальная общеобразовательная школа, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 42, 58 Конституции РФ, ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Аларского района удовлетворить полностью.

Обязать муниципальное образовательное учреждение Куйтинская начальная общеобразовательная школа произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух угольной котельной, оснащенной 1 котлом, расположенной в  и размещения отходов за период с 01.07.2007 по 01.07.2010 по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в срок до 20.02.2010 г.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Аларский районный суд в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 25 ноября 2010 года.

Председательствующий Шохонова Н.В.