НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Аларского районного суда (Иркутская область) от 10.01.2023 № 2А-14/2023

Дело № 2а-14/2023

УИД 85RS0005-01-2022-000455-29

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 января 2023 года п. Кутулик

Аларский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующий – судья Латыпов Р.У.,

при секретаре Нехлановой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального казенного учреждения «Комитет по образованию» к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Черемховскому и Аларскому районам Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ТДА, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской областиоб освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

МКУ «Комитет по образованию» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Черемховскому и Аларскому районам ГУФССП России по Иркутской области ТДА, ГУФССП России по Иркутской области обосвобожденииотвзыскания исполнительскогосбора в размере 50000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Черемховскому и Аларскому районам ТДА от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству <Цифры изъяты>-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Черемховскому и Аларскому районам ТДА в рамках исполнительного производства <Цифры изъяты>-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного на основании исполнительный листа, выданного Аларским районным судом по делу <Цифры изъяты> об обязании МО «<Адрес изъят>», Комитет по образованию, МБОУ Идеальская СОШ до ДД.ММ.ГГГГ осуществить строительство нового здания школы в <Адрес изъят>, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения. Определениями Аларского районного суда <Адрес изъят> в период с 2014 по 2021 годы неоднократно предоставлялись отсрочки исполнения решения суда. ДД.ММ.ГГГГ получено положительное заключение <Данные изъяты>» на проектную документацию и результаты инженерных изысканий «СОШ на 198 учащихся в <Адрес изъят>». ДД.ММ.ГГГГ на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок под строительство нового здания школы в <Адрес изъят>. ДД.ММ.ГГГГ в рамках ведомственного целевого проекта «Современный облик сельских территорий» государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» администрацией муниципального образования «<Адрес изъят>» в Министерство сельского хозяйства <Адрес изъят> подана заявка на участие в отборе проектов. В проекте, представленном администрацией муниципального образования «Аларский район» предусмотрено строительство общеобразовательной школы на 198 мест в <Адрес изъят>. Министерством данная заявка удовлетворена и пакет документов направлен в Министерство сельского хозяйства РФ для получения финансирования из федерального бюджета. Однако в августе 2021 года в Министерстве сельского хозяйства РФ проект не одобрен. ДД.ММ.ГГГГ в целях исполнения решения суда в кратчайшие сроки, МКУ «Комитет по образованию» направлена заявка в Министерство образования Иркутской области для предоставления субсидии из областного бюджета местным бюджетам, предоставляемой в целях софинансирования мероприятий по строительству (реконструкции), капитальному ремонту объектов образования, на приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного и общего образования в 2022 году. В данной заявке предусмотрено строительство Идеальской СОШ на 198 мест. В ноябре 2021 администрацией муниципального образования «Аларский район» подана заявка на участие в конкурсном отборе проектов комплексного развития сельских территорий Иркутской области на 2022 год. В данной заявке предусмотрено строительство Идеальской СОШ на 198 мест. ДД.ММ.ГГГГ комиссией по рассмотрению проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций) одобрен проект «Комплексное развитие муниципального образования <Адрес изъят>», в который вошло мероприятие по строительству СОШ на 198 учащихся в <Адрес изъят>. Министерством сельского хозяйства Иркутской области проект направлен в Министерство сельского хозяйства РФ. ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «<Адрес изъят>» был загружен Проект Комплексное развитие муниципального образования <Адрес изъят> в личный кабинет пользователя сервиса предоставления мер господдержки АПК. Документы находятся в статусе «На согласовании в РОУ». Ориентировочная дата начала реализации проекта - 2023 год. ДД.ММ.ГГГГ была корректировка поданных документов. МКУ «Комитет по образованию» предприняло все меры по исполнению решения суда, это разработка проектно-сметной документации и получение положительного заключения на нее, выделение земельного участка, участие в федеральных и областных программах для получения финансирования из федерального и областного бюджетов так как бюджет муниципального образования «<Адрес изъят>» является высокодотационным и исполнить решение суда собственными средствами не представляется возможным. На плановый период 2022 года доходная часть, с учетом всех видов поступлений, запланирована в сумме <Данные изъяты> тыс. рублей, расходы бюджета муниципального образования «<Адрес изъят>» заложены в сумме <Данные изъяты>. рублей, дефицит бюджета составляет 7,5% в сумме <Данные изъяты>. Районный бюджет на 2022 год составлен по программно - целевому принципу на основе муниципальных программ муниципального образования «<Адрес изъят>». В бюджете на 2022 год предусмотрено финансовое обеспечение 6 муниципальных программ, 45 подпрограмм, охватывающих вопросы образования, социальной политики, культуры, спорта, экономики и др. При этом бюджетные ассигнования по коммунальным услугам в бюджете муниципального образования «<Адрес изъят>» на 2022 год заложены всего на 7 месяцев, бюджетные ассигнования по заработной плате предусмотрены всего на 9 месяцев. В связи с тем, что <Адрес изъят> является высокодотационным, уменьшение финансирования по какой-либо из муниципальных программ для увеличения незапланированных расходов негативно скажется на финансовой обеспеченности данной программы, что может привести к срыву выполнения данной муниципальной программы. Администрация муниципального образования «<Адрес изъят>» в целях реализации мероприятий по строительству школы на 198 учащихся в <Адрес изъят> в течение 2020-2021 годов сформировала и подала на рассмотрение в профильные министерства <Адрес изъят> необходимый пакет документов, по итогам согласования муниципальное образование «<Адрес изъят>» вошло в государственную программу «Комплексное развитие сельских территорий», в рамках которой ожидается выделение в 2023 году муниципальному образованию «<Адрес изъят>» субсидии из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, в целях реализации мероприятий по строительству, реконструкции образовательных организаций (распоряжение Министерства строительства <Адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ<Цифры изъяты>- МР). Предварительная сумма софинансирования из местного бюджета по данному мероприятию заложена в размере <Данные изъяты>. Включение в расходную часть бюджета муниципального образования «<Адрес изъят>» бюджетных обязательств по вышеназванному мероприятию возможно только после получения уведомления о выделении финансовых средств от Министерства строительства <Адрес изъят>. МКУ «Комитет по образованию» от исполнения решения суда не уклоняется, принимает все меры по его исполнению, в настоящем случае путем строительства нового задания школы в <Адрес изъят> с помощью федерального и областного бюджетов. <Адрес изъят> является высокодотационным районом, значительная часть доходов которого формируется за счет финансовой помощи из вышестоящего бюджета, входит во II группу дотационности, собственных доходов не хватает покрыть первоочередные расходы местного бюджета.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена судебный пристав-исполнитель ОСП по Черемховскому и Аларскому районам ГУФССП России по Иркутской области МОЛ

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, явка сторон в судебное заседание не является обязательной.

Исследовав материалы административного дела, исполнительного производства <Цифры изъяты>-ИП, гражданского дела <Цифры изъяты>, суд приходит к следующему.

Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В судебном заседании установлено, что решением Аларского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу <Цифры изъяты> удовлетворены исковые требования прокурора <Адрес изъят>, на администрацию муниципального образования «<Адрес изъят>», Комитет по образованию администрации муниципального образования «<Адрес изъят>», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Идеальская СОШ возложена обязанность осуществить строительство нового здания школы в <Адрес изъят> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа № ВС 051801982 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Аларским районным судом возбуждено исполнительное производство в отношении Комитета по образованию администрации МО «<Адрес изъят>». Предметом исполнения в рамках исполнительного производства <Цифры изъяты>-ИП является возложение обязанности на МО «<Адрес изъят>», Комитет по образованию, МБОУ Идеальская СОШ до ДД.ММ.ГГГГ осуществить строительство нового здания школы в <Адрес изъят>. Срок для добровольного исполнения указан 5 дней.

Определениями Аларского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования «<Адрес изъят>», Комитету по образованию администрации МО «<Адрес изъят>», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Идеальская СОШ, предоставлялись отсрочки исполнения решения Аларского районного суда – до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем по Черемховскому и <Адрес изъят>м вынесено постановление о взыскании с Комитета по образованию администрации МО «<Адрес изъят>»исполнительскогосборав размере в сумме 50 000 рублей.

В постановлении судебный пристав-исполнитель указал, что исполнительный документ должником Комитетом по образованию администрации МО «<Адрес изъят>» не исполнен в срок, установленный для добровольного исполнения без уважительных причин. Установлен новый срок для исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 1 статьи401Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст.401ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование требований административным истцом представлены: информация комитета по финансам <Адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, соглашение о предоставлении дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ<Цифры изъяты>, информация комитета по финансам <Адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, приказ Министерства финансов Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ<Цифры изъяты>н-мпр «Об утверждении перечня муниципальных образований Иркутской области в соответствии с положениями п.5 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ», приложение <Цифры изъяты> к данному приказу.

Судом установлено, что должником с момента вступления решения суда в законную силу предпринимались меры к своевременному и полному исполнению данного решения, разработана проектно-сметная документация, получено положительное заключение на нее, выделен земельный участок, принимается участие в федеральных и областных программах для получения финансирования из федерального и областного бюджетов.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру возложенной на него обязанности, МКУ «Комитет по образованию» приняло все меры для надлежащего исполнения решения суда и в данном случае виновное противоправное бездействие должника отсутствует, с учетом имущественного положения МКУ «Комитет по образованию», суд полагает возможным освободить администрацию МО «<Адрес изъят>» от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск муниципального казенного учреждения «Комитет по образованию» удовлетворить.

Освободить муниципальное казенное учреждение «Комитет по образованию» отвзыскания исполнительскогосбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Черемховскому и <Адрес изъят>м УФССП России по <Адрес изъят>ТДА от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству <Цифры изъяты>-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Аларский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Латыпов Р.У.