Дело № 2а-92/2022
УИД 85RS0005-01-2022-000047-89
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
2 марта 2022 года п. Кутулик
Аларский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующий – судья Латыпов Р.У.,
при секретаре Васильевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Аларский район» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Черемховскому и Аларскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области Трясциной Д.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области (далее УФССП России по Иркутской области) обосвобожденииотвзыскания исполнительскогосбора,
установил:
администрация МО «Аларский район» обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Черемховскому и Аларскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Трясциной Д.А., УФССП России по Иркутской области обосвобожденииотвзыскания исполнительскогосбора в размере <Данные изъяты> рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Черемховскому и Аларскому районам Трясциной Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству <Цифры изъяты>-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель ОСП по Черемховскому и Аларскому районам Трясцина Д.А. в рамках исполнительного производства <Цифры изъяты>-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного на основании исполнительный листа <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Аларским районным судом по делу <Цифры изъяты> об обязании МО «Аларский район», Комитет по образованию, МБОУ Идеальская СОШ до ДД.ММ.ГГГГ осуществить строительство нового здания школы в <Адрес изъят>, вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <Данные изъяты> рублей по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения. Определениями Аларского районного суда Иркутской области в период с 2014 по 2021 годы неоднократно предоставлялись отсрочки исполнения решения суда. 07.05.2018 получено положительное заключение ГАУИО «Иркэкспертиза» на проектную документацию и результаты инженерных изысканий «СОШ на 198 учащихся в с. Идеал Аларского района». 21.05.2020 на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок под строительство нового здания школы в с. Идеал. 01.03.2021 в рамках ведомственного целевого проекта «Современный облик сельских территорий» государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» администрацией муниципального образования «Аларский район» в Министерство сельского хозяйства Иркутской области подана заявка на участие в отборе проектов. В проекте, представленном администрацией муниципального образования «Аларский район» предусмотрено строительство общеобразовательной школы на 198 мест в с. Идеал Аларского района. Министерством данная заявка удовлетворена и пакет документов направлен в Министерство сельского хозяйства РФ для получения финансирования из федерального бюджета. Однако в августе 2021 года в Министерстве сельского хозяйства РФ проект не одобрен. 26.05.2021 в целях исполнения решения суда в кратчайшие сроки, МКУ «Комитет по образованию» направлена заявка в Министерство образования Иркутской области для предоставления субсидии из областного бюджета местным бюджетам, предоставляемой в целях софинансирования мероприятий по строительству (реконструкции), капитальному ремонту объектов образования, на приобретение объектов недвижимости для реализации образовательных программ дошкольного и общего образования в 2022 году. В данной заявке предусмотрено строительство Идеальской СОШ на 198 мест. В ноябре 2021 администрацией муниципального образования «Аларский район» подана заявка на участие в конкурсном отборе проектов комплексного развития сельских территорий Иркутской области на 2022 год. В данной заявке предусмотрено строительство Идеальской СОШ на 198 мест. 15.12.2021 комиссией по рассмотрению проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций) одобрен проект «Комплексное развитие муниципального образования Куйта Аларского района», в который вошло мероприятие по строительству СОШ на 198 учащихся в с. Идеал Аларского района. В настоящее время Министерством сельского хозяйства Иркутской области проект направлен в Министерство сельского хозяйства РФ. 24.12.2021 администрацией МО «Аларский район» был загружен Проект Комплексное развитие муниципального образования Куйта Аларского района Иркутской области в личный кабинет пользователя сервиса предоставления мер господдержки АПК. В настоящее время документы находятся в статусе «На согласовании в РОУ». Ориентировочная дата начала реализации проекта - 2023 год. 22.01.2022 была корректировка поданных документов. Администрация МО «Аларский район» предприняла все меры по исполнению решения суда, это разработка проектно-сметной документации и получение положительного заключения на нее, выделение земельного участка, участие в федеральных и областных программах для получения финансирования из федерального и областного бюджетов так как бюджет муниципального образования «Аларский район» является высокодотационным и исполнить решение суда собственными средствами не представляется возможным. на плановый период 2022 года доходная часть, с учетом всех видов поступлений, запланирована в сумме <Данные изъяты>. рублей, расходы бюджета муниципального образования «Аларский район» заложены в сумме <Данные изъяты>, дефицит бюджета составляет 7,5% в сумме <Данные изъяты>. Районный бюджет на 2022 год составлен по программно - целевому принципу на основе муниципальных программ муниципального образования «Аларский район». В бюджете на 2022 год предусмотрено финансовое обеспечение 6 муниципальных программ, 45 подпрограмм, охватывающих вопросы образования, социальной политики, культуры, спорта, экономики и др. При этом бюджетные ассигнования по коммунальным услугам в бюджете муниципального образования «Аларский район» на 2022 год заложены всего на 7 месяцев, бюджетные ассигнования по заработной плате предусмотрены всего на 9 месяцев. В связи с тем, что Аларский район является высокодотационным, уменьшение финансирования по какой-либо из муниципальных программ для увеличения незапланированных расходов негативно скажется на финансовой обеспеченности данной программы, что может привести к срыву выполнения данной муниципальной программы. Администрация муниципального образования «Аларский район» в целях реализации мероприятий по строительству школы на 198 учащихся в с. Идеал Аларского района, в течение 2020-2021 годов сформировала и подала на рассмотрение в профильные министерства Иркутской области необходимый пакет документов, по итогам согласования муниципальное образование «Аларский район» вошло в государственную программу «Комплексное развитие сельских территорий», в рамках которой ожидается выделение в 2023 году муниципальному образованию «Аларский район» субсидии из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, в целях реализации мероприятий по строительству, реконструкции образовательных организаций (распоряжение Министерства строительства Иркутской области от 09.09.2021 №59-700- МР). Предварительная сумма софинансирования из местного бюджета по данному мероприятию заложена в размере <Данные изъяты>. Включение в расходную часть бюджета муниципального образования «Аларский район» бюджетных обязательств по вышеназванному мероприятию возможно только после получения уведомления о выделении финансовых средств от Министерства строительства Иркутской области. Администрация муниципального образования «Аларский район» от исполнения решения суда не уклоняется, принимает все меры по его исполнению, в настоящем случае путем строительства нового задания школы в с. Идеал с помощью федерального и областного бюджетов. Аларский район является высокодотационным районом, значительная часть доходов которого формируется за счет финансовой помощи из вышестоящего бюджета, входит во II группу дотационности, собственных доходов не хватает покрыть первоочередные расходы местного бюджета.
В судебном заседании стороны отсутствуют, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, представителем административного истца направлено заявление о рассмотрении дела без их участия, явка сторон в судебное заседание не является обязательной.
Исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства <Цифры изъяты>, гражданского дела <Цифры изъяты>, суд приходит к следующему.
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В судебном заседании установлено, что по гражданскому делу № 2-207/2013 решением Аларского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора Аларского района, на администрацию муниципального образования «Аларский район», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Идеальская СОШ возложена обязанность осуществить строительство нового здания школы в с.Идеал Аларского района Иркутской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Аларским районным судом возбуждено исполнительное производство в отношении администрации МО «Аларский район». Предметом исполнения в рамках исполнительного производства <Цифры изъяты> является возложение обязанности на МО «Аларский район», Комитет по образованию, МБОУ Идеальская СОШ до ДД.ММ.ГГГГ осуществить строительство нового здания школы в с. Идеал. Срок для добровольного исполнения указан 5 дней.
Определениями Аларского районного суда от 24.09.2014, от 06.02.2017, от 11.10.2017, от 22.06.2018, от 13.05.2019, от 04.03.2020, от 14.09.2020, от 09.08.2021 администрации муниципального образования «Аларский район», Комитету по образованию администрации МО «Аларский район», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Идеальская СОШ, предоставлялись отсрочки исполнения решения Аларского районного суда – до 01.01.2017, до 01.09.2017, до 01.05.2018, до 31.03.2019, до 31.12.2019, до 30.06.2020, до 31.12.2020, до 31.12.2021.
Определением Аларского районного суда от 26.01.2022 в предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем по Черемховскому и Аларскому районам вынесено постановление о взыскании с администрации МО «Аларский район»исполнительскогосборав размере в сумме <Данные изъяты> рублей.
В постановлении судебный пристав-исполнитель указал, что исполнительный документ администрацией МО «Аларский район» не исполнен в срок установленный для добровольного исполнения без уважительных причин. Установлен новый срок для исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пункту 1 статьи401Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст.401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование требований административным истцом представлены: информация комитета по финансам <Адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, соглашение о предоставлении дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов <Цифры изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ<Цифры изъяты>, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ<Цифры изъяты>, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ<Цифры изъяты>, информация комитета по финансам <Адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение Министерства строительства <Адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ<Цифры изъяты>- МР, приказ об утверждении перечня муниципальных образований <Адрес изъят> в соответствии с положениями п.5 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ.
Судом установлено, что должником с момента вступления решения суда в законную силу предпринимались меры к своевременному и полному исполнению данного решения, в настоящее время администрацией МО «Аларский район» разработана проектно-сметная документация, получено положительное заключение на нее, выделен земельный участок, принимается участие в федеральных и областных программах для получения финансирования из федерального и областного бюджетов.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру возложенной на него обязанности, администрация МО «Аларский район» приняла все меры для надлежащего исполнения решения суда и в данном случае виновное противоправное бездействие должника отсутствует, с учетом имущественного положения администрации, являющегося высокодотационным районом, суд полагает возможным освободить администрацию МО «Аларский район» от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск администрации муниципального образования «Аларский район» удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования «Аларский район» отвзыскания исполнительскогосбора в размере <Данные изъяты> рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Черемховскому и Аларскому районам УФССП России по Иркутской области Трясциной Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству <Цифры изъяты>-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Аларский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Латыпов Р.У.