НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Алапаевского городского суда (Свердловская область) от 21.10.2016 № 2-1760/2016

Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2016 года

Дело № 2-1760/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Алапаевск 17 октября 2016 года

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Зубаревой О.Ф.,

при секретаре Лежниной Е.Р.,

с участием истца ФИО3, его представителя ФИО4,

представителей ответчика - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Алапаевску и Алапаевскому району - ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1760/2016 по иску ФИО3 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Алапаевску и Алапаевскому району о признании права на получение единовременной материальной помощи на газификацию жилья, об обязании произвести выплату единовременной материальной помощи на газификацию жилья,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с требованием о признании за ним права на получение единовременной материальной помощи на газификацию жилья, а также об обязании ответчика Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Алапаевску и Алапаевскому району (далее ТОИОГВ СО УСП МСП СО по г. Алапаевску и Алапаевскому району) произвести выплату единовременной материальной помощи на газификацию жилья в установленном законом размере.

В обоснование иска ФИО3 указал, что он и его супруга ФИО1 являются неработающими пенсионерами, проживают в жилом доме по адресу: <адрес>, принадлежащем ему на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ за счет собственных средств он произвел газификацию своего дома. Стоимость газификации составила <данные изъяты> Работы по газификации жилья были окончены ДД.ММ.ГГГГ, после чего ДД.ММ.ГГГГ он неоднократно обращался в ТОИОГВ СО УСП МСП СО по г. Алапаевску и Алапаевскому району по вопросу выплаты денежной компенсации расходов на газификацию домовладения, однако выплата материальной денежной помощи с ДД.ММ.ГГГГ ему не была произведена. Право на получение материальной помощи он имел на основании Постановления Правительства РФ от 10.06.2011 № 456 (в ред. от 26.02.2013 г., от 21.09.2013 г., 31.05.2014 г.) «О порядке финансового обеспечения социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности». Однако ДД.ММ.ГГГГ материальная помощь ему выплачена не была, хотя весь комплект документов для ее получения в орган социальной защиты он представил. Когда он обратился в Управление социальной политики ДД.ММ.ГГГГ, ему сообщили, что выплата данной компенсации отменена. Полагая отказ в выплате ему компенсации расходов на газификацию жилья необоснованным, истец обратился в суд с настоящим иском. В судебном заседании на иске настаивал. Указал, что много раз устно обращался к специалистам Управления социальной политики Алапаевска и приносил туда все документы на газификацию, по списку, переданному ему специалистом Управления, но заявления о выплате материальной помощи не писал, так как ему никто этого не разъяснил. Копии всех документов специалист Управления оставила у себя, но компенсацию ему не выплатили.

Представитель истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования ФИО3 поддержала, указав, что ее отец ФИО3 был введен в заблуждение сотрудниками Управления социальной политики, которые надлежащим образом не разъяснили ему порядок выплаты указанной материальной помощи.

Представитель ТОИОГВ СО – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Алапаевску и Алапаевскому району ФИО6, действующая на основании доверенности, иск ФИО3 не признала. В представленном суду отзыве указала, что Постановлением правительства РФ от 10.06.2011 года № 456 (в ред. от 26.02.2013 г., 21.09.2013 г., 31.05.2014 г.) определены Правила финансового обеспечения социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности. Согласно Постановлению, субсидии на оказание адресной помощи, предоставляются из Областного бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ. В целях исполнения в 2013 году мероприятий региональной комплексной программы «Старшее поколение» на 2011-2013 г.г., утвержденной постановлением правительства Свердловской области от 10.06.2013 г. № 710—ПП «Об утверждении Социальной программы Свердловской области по укреплению материально-технической базы государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения Свердловской области и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, на 2013 год и «Порядка оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности для оказания адресной социальной помощи пожилым гражданам из числа неработающих пенсионеров, являющихся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности в виде единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилых помещений» выделены денежные средства в объеме <данные изъяты> Кассовое исполнение за <данные изъяты> составило <данные изъяты>, в т.ч. <данные изъяты> из - Пенсионного фонда РФ, <данные изъяты> из областного бюджета Свердловской области - <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ поступление денежных средств составило <данные изъяты> Расход денежных средств за <данные изъяты> составил <данные изъяты>, из них <данные изъяты> из областного бюджета, <данные изъяты> из Пенсионного фонда РФ. На ДД.ММ.ГГГГ финансирование на предоставление единовременной материальной помощи отсутствовало. Поступление денежных средств ДД.ММ.ГГГГ составило <данные изъяты> Все средства были выплачены тем пенсионерам, которые обратились с заявлениями о выплате материальной помощи ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 г. № 710-ПП «Об утверждении Социальной программы Свердловской области по укреплению материально-технической базы государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения Свердловской области и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, на 2013 год и Порядка оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности», оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам осуществляется в виде предоставления единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилых помещений, принадлежащих неработающим пенсионерам на праве собственности и являющихся местом их жительства в размере 90 процентов от расходов, понесенных неработающим пенсионером на газификацию жилого помещения, но не более 35000 руб. Единовременная материальная помощь предоставляется на основании письменного заявления неработающего пенсионера, поданного в текущем году.

ФИО3 обратился в Управление социальной политики по городу Алапаевску и Алапаевскому району ДД.ММ.ГГГГ за устной консультацией на частичное возмещение расходов по газификации жилых помещений, о чем свидетельствует запись в журнале устных обращений для регистрации заявок на возмещение затрат по газификации. Письменных заявлений от него не поступало. На момент обращения ФИО3 в Управление социальной политики финансирование на оказание данной материальной помощи отсутствовало. Доводы истца о том, что отсутствие финансирования не имеет значения для предоставления ему материальной помощи на получение денежной компенсации по расходам на газификацию жилых помещений Управление считает необоснованными, поскольку согласно Порядка оказания адресной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 г. № 710-ПП, основанием для отказа в предоставлении единовременной материальной помощи является отсутствие на дату обращения неработающего пенсионера средств Пенсионного фонда Российской Федерации и средств областного бюджета, выделенных на предоставление единовременной материальной помощи. ФИО3 вновь обратился в Управление только ДД.ММ.ГГГГ, где ему была дана консультация о том, что материальная помощь на частичное возмещение расходов по газификации жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ не предоставляется.

Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании пояснила, что ни заявления на выплату материальной помощи, ни подтверждающих документов ФИО3 в Управление социальной политики не подавал, так как все документы находятся у него на руках, в том числе платежные документы, подтверждающие расходы на газификацию жилого помещения, которые при обращении за назначением материальной помощи у заявителей изымаются и подшиваются в выплатное дело. Суммы на выплату компенсации поступали в УСП не регулярно. Материальная помощь выплачивалась тем пенсионерам, которые пришли в УСП, написали заявление и представили необходимые документы в тот период, когда денежные средства на выплату материальной помощи имелись. ФИО3 в их число не попал, так как обращался в Управление в период, когда финансирование отсутствовало. В настоящее время выплатить истцу указанную компенсацию не представляется возможным, так как средств на ее финансирование в бюджете нет, нормативный акт, предусматривающий возможность выплаты компенсации, отменен.

Представитель третьего лица – Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Алапаевске и Алапаевском районе ФИО7 в судебное заседание не явилась, ранее в предварительном судебном заседании пояснила, что распоряжение денежными средствами Пенсионного фонда РФ, направленными на финансирование указанной компенсации, Управление ПФР не осуществляло, так как указанные денежные средства поступали непосредственно из Пенсионного Фонда Российской Федерации в бюджет Свердловской области.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явился, в направленном суду отзыве указал, что Министерство финансов не наделено полномочиями по назначению и выплате единовременной материальной помощи на газификацию жилья. Компенсация выплачивалась в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 10.06.2013 № 710-ПП, носила адресный характер. В соответствии с утвержденным Порядком, отсутствие средств Областного бюджета и средств Пенсионного фонда РФ на выплату компенсации являлось основанием для отказа в выплате единовременной материальной помощи. С ДД.ММ.ГГГГ оказание материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилых помещений действующим законодательством не предусмотрено. Финансирование указанных обязательств не является обязанностью субъекта Российской Федерации и осуществляется при наличии возможности. В связи с отсутствием нормативно-правового акта, предусматривающего оказание материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилых помещений, представитель Министерства финансов Свердловской области полагал исковые требования ФИО3 не подлежащими удовлетворению.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в направленном в суд отзыве указал, что возражает против удовлетворения требований ФИО3, так как в правоотношения с пенсионерами по вопросам права на выплату единовременной материальной помощи на газификацию жилья ГУ ПФР не вступал и не вступает. В 2016 году финансирование мероприятий по выплате указанной материальной помощи за счет средств ПФР не предусмотрено.

Суд, с согласия сторон, определил рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 года № 456 «О порядке финансового обеспечения социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности» (в редакции, действовавшей в 2013 году) из бюджета Пенсионного фонда РФ предоставлялись субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности.

В 2013 году Постановлением Правительства Свердловской области от 10.06.2013 года № 710-ПП утверждена Социальная программа Свердловской области по укреплению материально-технической базы государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения Свердловской области и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, на 2013 год и Порядок оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности.

Пунктом 2 Порядка оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 10.06.2013 года № 710-ПП(далее - Порядок), установлено, что оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам осуществляется в виде предоставления единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилых помещений, принадлежащих неработающим пенсионерам на праве собственности и являющихся местом их жительства (далее - единовременная материальная помощь), при соблюдении следующих условий:

- расходы понесены на газификацию жилых помещений после 01 января 2008 года, в том числе на приобретение и монтаж газового оборудования;

- гражданин являлся получателем трудовой пенсии по старости или по инвалидности в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области и не работал в период осуществления газификации и на дату обращения за предоставлением единовременной материальной помощи;

- гражданин ранее не получал единовременную материальную помощь за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Порядка, единовременная материальная помощь предоставляется в размере 90 процентов от расходов, понесенных неработающим пенсионером на газификацию жилого помещения, но не более 35000 рублей.

Согласно п. 4 Порядка, предоставление единовременной материальной помощи осуществляется территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по месту жительства неработающего пенсионера.

Согласно п. 5,6 вышеуказанного порядка оказания адресной социальной помощи, единовременная материальная помощь предоставляется на основании заявления неработающего пенсионера (его представителя), поданного в текущем году.

К заявлению о предоставлении единовременной материальной помощи прилагаются:
пенсионное удостоверение либо справка о получении трудовой пенсии по старости или по инвалидности, выданная территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области;

трудовая книжка;

документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства неработающего пенсионера;
документ, подтверждающий право собственности неработающего пенсионера на жилое помещение;
договор на газификацию жилого помещения с подрядной организацией на общую сумму выполнения работ с указанием срока выполнения работ, акт о приемке выполненных работ;

документы, подтверждающие понесенные собственником жилого помещения расходы на газификацию жилого помещения (товарный и кассовый чеки, приходные кассовые ордера, квитанции об оплате);

документ, подтверждающий полномочия, - для представителя.

Данным нормативно-правовым актом устанавливалось расходное обязательство Свердловской области по обеспечению в пределах выделенных средств частичного возмещения расходов неработающим пенсионерам, по газификации жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и являющихся местом их жительства.

В соответствии с Порядком, основанием для отказа в предоставлении указанной единовременной материальной помощи является отсутствие на дату обращения неработающего пенсионера средств Пенсионного фонда Российской Федерации и средств областного бюджета, выделенных на предоставление единовременной материальной помощи.

Аналогичные положения были предусмотрены в Постановлении Правительства Свердловской области от 26.11.2014 № 1044 – ПП.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 на <данные изъяты> являлся неработающим пенсионером, получателем трудовой пенсии по старости, данный факт подтверждается представленным пенсионным удостоверением и трудовой книжкой ФИО3

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 на праве собственности принадлежит жилой дом по <адрес> (л.д. 13).

Из справки МКУ «Дирекция единого заказчика» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42) следует, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирован в жилом доме <адрес>.

Из договоров подряда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между ФИО3 и ГУП СО «Газовые сети», Актов выполненных работ и квитанций об их оплате, а также кассовых чеков, следует, что ФИО3 осуществил ДД.ММ.ГГГГ газификацию своего жилого дома за свой счет, уплатив за выполнение работ по газоснабжению более <данные изъяты>

Судом установлено, что первичный пуск газа в жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был произведен ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, судом установлено наличие у ФИО3 субъективного права на получение мер социальной поддержки в виде единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилого помещения.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что ФИО3 обратился в ТОИОГВ СО УСП МСП СО по г. Алапаевску и Алапаевскому району по вопросу выплаты указанной материальной помощи ДД.ММ.ГГГГ.

Его устное обращение зарегистрировано в Журнале устных обращений для регистрации заявок на возмещение затрат по газификации специалиста УСП ФИО2 (л.д. 51-52).

Из указанного журнала следует, что с письменным заявлением о выплате ему материальной помощи истец не обращался, что не оспаривается самим ФИО3, подтвердившим, что письменное заявление о назначении и выплате ему материальной помощи на газификацию, было написано им и подано в УСП только ДД.ММ.ГГГГ.

Из объяснений представителя ответчика и представленных платежных поручений, а также финансовых отчетов, следует, что на дату устного обращения ФИО3 к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, средства на выплату материальной помощи на газификацию жилья в ТОИОГВ СО УСП МСП СО по г. Алапаевску и Алапаевскому району отсутствовали, так как были израсходованы ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, даже при наличии письменного обращения ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, в выплате ему материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилого помещения, ему было бы отказано, так как отсутствие на дату обращения неработающего пенсионера средств Пенсионного фонда Российской Федерации и средств областного бюджета, выделенных на предоставление единовременной материальной помощи, является основанием для отказа в предоставлении указанной единовременной материальной помощи, что прямо предусмотрено Порядком оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 10.06.2013 года № 710-ПП.

Доводы ФИО3 о том, что он сдал все документы, необходимые для получения материальной помощи, специалисту ТОИОГВ СО УСП МСП СО по г. Алапаевску и Алапаевскому району ДД.ММ.ГГГГ, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, так как в ходе рассмотрения дела ФИО3 предъявил суду справку с места жительства, датированную 2013 годом, а также подлинные товарные и кассовые чеки, приходные кассовые ордера, квитанции об оплате, подтверждающие понесенные им расходы на газификацию жилого помещения, тогда как из исследованных в судебном заседании выплатных дел по оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, следует, что платежные документы во всех выплатных делах представлены пенсионерами в подлинниках для исключения повторного получения указанной компенсации.

В период поступления финансовых средств на выплату адресной социальной помощи, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГФИО3 в ТОИОГВ СО УСП МСП СО по г. Алапаевску и Алапаевскому району не обращался, заявлений на получение материальной помощи не подавал, что не оспаривается истцом.

Выплата указанной материальной помощи неработающим пенсионерам в соответствии с приведенными нормативно-правовыми актами осуществлялась на основании письменных обращений в пределах выделенных для этого денежных средств. Финансирование дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан не являлось обязанностью субъекта Российской Федерации и осуществлялось при наличии возможности.

Действовавшими в 2013-2014 годах нормативными правовыми актами были предусмотрены условия оказания материальной помощи неработающим пенсионерам, а также основания для отказа в ее предоставлении.

Работники ТОИОГВ СО УСП МСП СО по г. Алапаевску и Алапаевскому району действовали в пределах предоставленных им полномочий и не имели оснований для назначения указанной выплаты ФИО3 при отсутствии финансирования.

При поступлении финансирования в декабре 2013 года и в 2014 году выплата адресной помощи ФИО3 не могла быть произведена в связи с отсутствием его письменного заявления и документов, подтверждающих право на получение указанной выплаты.

С ДД.ММ.ГГГГ оказание материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено.

Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В настоящее время не принят нормативно-правовой акт, предусматривающий оказание материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилого помещения, следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за ФИО3 права на получение указанной единовременной материальной помощи.

С учетом изложенного заявленные ФИО3 исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске ФИО3 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Алапаевску и Алапаевскому району о признании права на получение единовременной материальной помощи на газификацию жилья, об обязании произвести выплату единовременной материальной помощи на газификацию жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.

Судья О.Ф. Зубарева