Дело № 2-1732/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Аксай 15 октября 2014 года
Аксайский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Шегидевич Е.Ю.
при секретаре Болдыревой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Ростовской таможне о признании незаконным бездействия начальника таможни об отказе изменения основания увольнения и перерасчете выслуги лет для начисления пенсии, обязании произвести перерасчет выслуги лет для начисления пенсии и изменения оснований увольнения, перерасчете выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет в таможенных органах, -
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к отделу пенсионного обеспечения Южного Таможенного управления, отделу кадров Ростовской таможни – надлежащий ответчик – Ростовская таможня (определение суда от ДД.ММ.ГГГГг. – л.д. 64) о признании незаконным бездействия начальника таможни об отказе изменения основания его увольнения и перерасчете выслуги лет для начисления пенсии; обязании произвести перерасчет выслуги лет для начисления пенсии, изменение основания увольнения (выслуги срока службы, дающего право на пенсию), произвести перерасчет выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет в таможенных органах, указав следующее.
В период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. он проходил службу по призыву в <данные изъяты> в <адрес> и <адрес>, при этом в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. проходил службу по призыву на <данные изъяты> отряда.
С ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. проходил службу по контракту в органах внутренних дел РФ на должности <данные изъяты> при <адрес> УВД на транспорте, <данные изъяты>
В период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. проходил службу по контракту в таможенных органах <адрес> и <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГг. назначен на должность <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГг. приказом начальника Ростовской таможни №436-к он был уволен со службы в таможенных органах по п.п.4 п.2 ст.48 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГг. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом). Этим же приказом ему был произведен расчет выслуги лет в таможенных органах, которая на день увольнения составила 15 лет 3 месяца 15 дней – календарная, 4 года 7 месяцев 20 дней – льготная, 19 лет 11 месяцев 5 дней – общая.
В этот же день был произведен расчет выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет в таможенных органах, в которую засчитаны следующие периоды его работы:
- служба в Вооруженных силах РФ <данные изъяты>
- служба в органах внутренних дел РФ с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. – 7 лет 11 месяцев 21 день;
- служба в таможенных органах по контракту <данные изъяты>;
- служба по контракту в Ростовской таможне с <данные изъяты>
Считая, что он имеет права на зачет в выслугу лет для назначения пенсии и процентной надбавки периода службы в Вооруженных силах по призыву в особых условиях в льготном исчислении, истец 02.12.2013г. обратился с заявлением к начальнику Ростовской таможни с заявлением о перерасчете выслуги лет для начисления пенсии, но получил отказ.
ФИО1 указал, что служба его в <адрес> и <адрес> должна засчитываться в выслугу лет на льготных условиях – один месяц службы за полтора месяца, как срочная служба в особых условиях, а также и его служба на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец полагает, что ему должен быть произведен перерасчет выслуги для назначения процентной надбавки за выслугу лет в соответствии с ч.3 ст.10 ФЗ от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» согласно которой время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета – один день военной службы за два дня работы.
Одним из оснований признания незаконным бездействия начальника Ростовской таможни истец просил учесть и следующий факт. В связи с истечением ДД.ММ.ГГГГ. действий контракта о его службе в Ростовской таможне с ним было проведено собеседование в результате которого им было написано заявление об увольнении в соответствии с п.п. 3 п. 2 ст.48 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», однако его увольнение со службы было произведено на основании п.п.4 п.2 ст.48 указанного Закона (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом).
По указанным выше основаниям ФИО1 не согласился и с отказом начальника Ростовской таможни от ДД.ММ.ГГГГг., к которому он обратился с заявлением о перерасчете назначенной пенсии, полагая что такой отказ нарушает его право на пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет, установленное п.п.9 п.1 ст.16 ФЗ от 21.07.1997г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации», право его на социальное обеспечение, установленное ст.9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и ст.22 Всеобщей декларации прав человека.
В судебное заседание истец не явился, о дне слушания дела извещался, о чем свидетельствует почтовое уведомление. При обращении в суд ФИО1 в исковом заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца по правилам ст.167 ГПК РФ.
Представителя ответчика – по доверенности ФИО2, ФИО3 и ФИО4 заявленные требования ФИО1 не признали по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и указали.
При зачете в выслугу лет военной службы по призыву необходимо руководствоваться п.5 Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №941, положения которого определяет порядок зачета в выслугу лет для назначения пенсии периода военной службы по призыву в календарном исчислении. Исчисление же выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам осуществляется в соответствии с Положением об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам таможенных органов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.01.2003г. №43, пунктом 5 которого предусмотрено также календарное исчисление указанного в заявлении периода службы.
По указанным основаниям просили в иске отказать в полном объеме.
Суд, изучив материалы дела, выслушав ответную сторону, считает иск ФИО1 необоснованным по следующим основаниям.
Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГг.ФИО1 был принят на службу по контракту в порядке перевода из <данные изъяты>
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГг. истец уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации по основаниям п.п.4 п.2 ст.48 Федерального Закона №114-ФЗ от 21.07.1997г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» - по окончании срока службы, предусмотренного контрактом (л.д. 40).
Выслуга лет в таможенных органах ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ. составила 15 лет 03 месяца 15 дней – календарная, 04 года 07 месяцев 20 дней – льготная, 19 лет 11 месяцев 05 дней – общая.
Заявляя настоящий иск, ФИО1 указывает на наличие у него права на зачет в выслугу лет для назначения пенсии и процентной надбавки периода службы в Вооруженных силах по призыву в особых условиях в льготном исчислении. Свои требования он основывает положениями ст.10 Федерального Закона от 27.05.1998 №76-ФЗ Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях в органах уголовно – исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».
Особыми условиями, позволяющими произвести зачет периода службы по призыву в льготном исчислении ФИО1 считает: прохождение им службы в отдаленной местности (<адрес> и <адрес>), службу по призыву в <данные изъяты> войсках, статус службы – срочность.
С этими доводами суд не может согласиться.
Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов гарантировано ст.16 Федерального Закона от 21.07.2997 №114-ФЗ. Пунктом 1 ст.50 данного Закона установлено, что пенсионное обеспечение осуществляется на условиях и по нормам, установленным Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей».
Согласно ст.1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу). Статьей 2 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I установлено, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее – действительную срочную военную службу) осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Частью 2 ст.18 названного Закона предусмотрено, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в ст.1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I.
На военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу), действие этого Закона не распространяется.
Часть 3 ст.18 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I устанавливает, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст.1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Совет Министров Российской Федерации во исполнение требований этого Закона принял Постановление от 22.09.1993г. №941, пунктом 5 которого предусмотрено включение в выслугу лет военной службы по призыву, независимо от места службы, в календарном исчислении, кроме периодов подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных. Согласно решения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2007г. №ВКПИ07-107, срок военной службы в отдаленной местности засчитывается в стаж для получения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, проходившим таковую по контракту.
Таким образом, перечисленные выше Закон и Постановление совета Министров – Правительства РФ регулируют пенсионное обеспечение военнослужащих, проходящих службу по контракту, и устанавливают именно этой категории лиц, право на льготное исчисление выслуги лет. Вместе с тем, пункт 5 Постановления, как исключение из общего правила, описывает особые условия службы по призыву, дающие право на льготное исчисление (военнослужащие действующей армии, проходившие службу в период Великой Отечественной войны, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, либо необоснованно привлеченные к уголовной ответственности или репрессированные). Данный перечень условий является исчерпывающим и, очевидно, что в таких условиях ФИО1 службу не проходил.
Исходя из смысла указанных выше норм следует, что отдаленная местность (<адрес> и <адрес>), в которых проходил службу по призыву ФИО1 и наличие определенной воинской специализации <данные изъяты>) не являются теми нормативно предусмотренными «особыми условиями», позволяющими произвести льготный зачет его службы по призыву.
Суд соглашается с доводами ответчика в той части, что ФИО1 ошибочно трактует положения пенсионного законодательства, настаивая на наличии у него права на льготное исчисление выслуги лет во время службы в Вооруженных силах по призыву в силу положений ст.2 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и ссылаясь на его наибольшую юридическую силу как нормативного акта, принятого позднее Постановления от 22.09.1993г. №941. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ к военнослужащим относятся сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие службу как по контракту, так и по призыву.
При этом необходимо иметь в виду, что согласно решения Верховного Суда РФ от 06.06.2012г №АКПИ12-630 «в данной норме закреплено общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, которое должно применяться дифференцировано, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или призыву». Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в «особых условиях», срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж (статья 2 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-I.
Отвечая на заявление ФИО1 об изменении оснований его увольнения и перерасчете выслуги лет начальник ростовской таможни исходил из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.07.2003 №268-О, «законодатель, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью более широкого привлечения граждан Российской Федерации на военную службу на контрактной основе, вправе решать, целесообразно ли устанавливать правило о том, чтобы время их военной службы в особых условиях по призыву засчитывалось им в выслугу лет при назначении пенсии в соответствии со статьей 13 Закона о пенсионном обеспечении не в календарном, а в льготном исчислении».
Согласно названного определения Конституционного Суда Российской Федерации Постановление от 22.09.1993 №941 не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. вместе с тем, в определении Верховного Суда РФ от 21.02.2008 №КАС08-17 указано, что Федеральный закон «О статусе военнослужащих» не содержит норм о включении в выслугу лет на льготных условиях периода военной службы по призыву. Названный Закон вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты.
Таким образом, при зачете в выслугу лет военной службы по призыву необходимо руководствоваться п.5 Постановления совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941, положения которого соответствуют Конституции Российской Федерации, законодательству РФ, «определяет порядок зачета в выслугу лет для назначения пенсии периода военной службы по призыву, не вступают в противоречие с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в котором предусмотрено включение периодов нахождения на военной службе по призыву в общий трудовой стаж, а не в выслугу лет».
При этом, суд не может согласиться и с требованиями ФИО1 об изменении оснований его увольнения со службы.
Из материалов дела видно, ДД.ММ.ГГГГг. с ФИО1 было проведено собеседование, в ходе которого ему было предложено три варианта его увольнения: по собственному желанию до истечения срока контракта, по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (л.д. 45). ФИО1 было написано заявление об увольнении в соответствии с п.п. 3 п. 2 ст.48 ФЗ от 21.07.1997г. «О службе в таможенных органах РФ» - по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
Однако, как уже указывалось, истец уволен со службы по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, поскольку право на выслугу он не имел.
По этим основаниям и в той же части ФИО1 в иске должно быть отказано.
Необоснованны требования истца и о перерасчете выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет.
Исчисление выслуги лет в таможенных органах РФ истцу произведено в соответствии с приказом ГТК РФ от 25.04.2003г. № и приказом ФТС России от 20.05.2009г. № (действующих на дату его увольнения 16.07.2009г.).
Согласно этих приказов исчисление выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам осуществляется в соответствии с положением об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам таможенных органов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. Постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №847, действующей на дату увольнения ФИО1).
Выслуга лет сотрудникам рассчитывается в соответствии с пунктом 5 данного Положения, в котором указано, что «время службы, предусмотренное п.2 настоящего положения, включается в выслугу лет для назначения надбавки в календарном исчислении, за исключением времени службы, подлежащего включению в выслугу лет на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ.
Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) – один день военной службы за два дня работы.
Согласно положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ процентная надбавка, выплачивается сотруднику за выслугу лет в таможенных органах, а формулировка «стаж государственной службы» применительно к установлению процентной надбавки используется только в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, по которому ежемесячная надбавка выплачивается государственному гражданскому служащему.замещаемая до увольнения ФИО1 должность является должностью сотрудника таможенных органов и в реестре должностей государственной гражданской службы Российской Федерации не значится.
Таким образом, отдельной статьи, посвященной стажу государственной службы, в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», по которому проходил службу ФИО1 в Ростовской таможне, нет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при увольнении ФИО1, расчет выслуги лет для назначения пенсии и процентной надбавки за выслугу лет в таможенных органах соответствует требованиям действующего законодательства, а, следовательно отсутствовали основания для удовлетворения заявления истца в адрес начальника Ростовской таможни, и действия его по изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ № обстоятельствам, являются правомерными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В иске ФИО1 к Ростовской таможне - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2014 года.
Судья: