Дело № 2а-1538/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2019 года г. Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области в составе:
судьи Сломовой И.В.,
при секретаре Плехановой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 11 по Ростовской области об оспаривании требования № ... об уплате налогов, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ... г.,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указал следующее.
МИФНС России № 11 по Ростовской области в отношении ФИО1 выставила требование № ..., в соответствии с которым административному истцу предлагается уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 6850,00 руб.
Для разъяснения возникновения задолженности ФИО1 обратился в Пенсионный Фонд РФ для осуществления перерасчета задолженности и указания общей суммы задолженности с учетом платежных поручений № ... от ... г. (сумма платежа 4 590 рублей) и № ... от ... г. (сумма платежа 22 400 рублей).
... г. был получен ответ из Пенсионного Фонда, согласно которому с учетом дохода за 2014 год, по состоянию на ... г. за ФИО1 числится задолженность по страховым взносам и пеням на обязательное пенсионное страхование в сумме 8 250, 61 руб. (6 850,00 руб. - взносы на страховую часть ОПС, 1 400,61 руб. - пени на задолженность по взносам). Однако, в ответе указано, что доход за 2014 год составил 985 000,00 руб.
В соответствии с налоговой декларацией, поданной ... г., доход от адвокатской деятельности за 2014 год составил 110 000 руб.: общая сумма дохода - 2 062 600 руб., продажа имущества ФИО2 - 977 600 руб., продажа имущества ФИО3 - 975 000 руб. (2 062 600 - 977 600 - 975 000 = 110 000). С учетом указанного дохода ... г. был совершен платеж на сумму 17 328,48 руб., что подтверждается чеком ордером от ... г.№ ....
Кроме того, согласно справке о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам от ... г. у истца отсутствует какая-либо задолженность.
... г. налогоплательщиком была подана жалоба в Управление Федеральной налоговой службы России по Ростовской области на Требование № ... для его отмены.
Согласно ответу жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения. При этом инспекция поясняет, что при получении из Пенсионного фонда файлов с уточненным сальдо расчетов по страховым взносам, налоговый орган отразит их в карточках расчетов с бюджетом, выведет скорректированные налоговые обязательства по страховым взносам и в случае отсутствия задолженности по страховым взносам требование № ... об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на ... г. не будет подлежать исполнению.
Кроме того, МИФНС № ... по РО пояснила, что в случае получения ответа из Пенсионного фонда в пятидневный срок будут проведены необходимые действия по установлению реальных налоговых обязательств по страховым взносам, о чем будет сообщено ФИО1 и Управлению.
Административный истец просит отменить Требование №756 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 22.01.2018 г.
ФИО1 извещенный о мест времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об отложении не ходатайствовал.
Представитель ФИО1 – ФИО4, действующая на основании доверенности и представившая диплом о юридическом образовании, в судебном заседании поддержала заявленные требования, настаивала на удовлетворении, дала пояснения аналогичные содержанию административного иска.
Представитель МИФНС России № 11 по Ростовской области ФИО5, действующая на основании доверенности и представившая диплом о юридическом образовании, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Суд с учетом присутствующих счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, копию исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Судом установлено и подтверждается материалами дело, что ... г. ФИО1 зарегистрирован в Межрайонной ИФНС России № 11 по Ростовской области. С указанной даты Инспекцией произведена постановка на учет ФИО1 в качестве адвоката.
ФИО1 как адвокат является плательщиком страховых взносов: до 01.01.2017г. - в соответствии с Законом РФ от 24.07.2009г. №212-ФЗ « О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; а с 01.01.2017г. - в соответствии со ст. 419 НК РФ главы 34 «Страховые взносы» НК РФ.
В соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", начиная с 1 января 2017 года, на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона №250- ФЗ от 03.07.2016 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 данного Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с Порядком взаимодействия между ПФР и ФСС России, в инспекцию были переданы в электронном виде сальдо расчетов и документы по взысканию по страховым взносам, пени и штрафам, а также задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017г.
19.01.2018г. Межрайонной ИФНС России №11 по Ростовской области от ПФР Ростовской области был принят файл, содержащий информацию о сумме начислений в отношении ФИО1 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 6 850,00 руб. по сроку уплаты 01.01.2017г.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ (ред. от 30.11.2016) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Учитывая полученные из ПФР Ростовской области сведения о начислениях страховых взносов и отсутствие информации об уплате указанных начислений, в карточке расчетов с бюджетом у ФИО1
образовалась недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере,"зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 6 850,00 руб.
Налоговым органом в соответствии со ст. 45,69,70 НК РФ было сформировано требование № ... об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 22.01.2018г., согласно которому ФИО1 предложено в срок до 05.02.2018г. погасить числящуюся задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 6 850,00 руб. 23.01.2018г. указанное требование было направлено в адрес ФИО6 почтовым отправлением.
В соответствии с п.2 ст.45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В связи с неуплатой суммы страховых взносов, указанных в требовании №756, налоговым органом в соответствии со ст. 48 НК РФ 10.05.2018г. в отношении ФИО1 было сформировано заявление №2132 о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности. 10.05.2018г. указанное заявление направлено в адрес ФИО1 почтовым отправлением. Заявление №2132 от 10.05.2018г. о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности передано в Мировой суд Аксайского района Ростовской области.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны были уплачивать соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определялся в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:
- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
В соответствии с п.9 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ, налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом.
... г. ФИО1 в ИФНС РФ №23 по РО представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2014 год.
Согласно данным листа А «Доходы от источников в РФ» указанной декларации, в 2014 году ФИО1 получен доход от продажи имущества на общую сумму 1 952 600,00 руб. Согласно данным листа В «Доход от предпринимательской деятельности и частной практики» указанной декларации, доход ФИО1 от адвокатской деятельности в 2014 году составил 110 000, 00 руб.
Таким образом, общая сумма дохода налогоплательщика за 2014 год с учетом налоговых вычетов составила 985 000,00 руб., исходя из которой Пенсионным фондом и была исчислена сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0% от суммы дохода, превышающей 300 000 тыс. руб.
В соответствии с пп. 1 п. 8 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ, в целях применения положений части 1.1 данной статьи для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 НК РФ.
Исходя из положений пп.2 п. 1 ст. 227 НК РФ адвокаты производят исчисление и уплату налога исходя из фактически полученного физическим лицом дохода от осуществления адвокатской деятельности. Доход ФИО1 от адвокатской деятельности в 2014 году составил 110 000, 00 руб.
На основании статьи 20 Федерального закона N 250-ФЗ контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляют соответствующие органы ПФР и ФСС РФ.
В соответствии с положениями Федеральных законов № 243-ФЗ, № 250-ФЗ, налоговые органы не наделены правом осуществлять контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за периоды до 01.01.2017г.; следовательно, не наделены правом самостоятельно производить перерасчет страховых взносов, уточнять сумму задолженности.
В письме ФНС России от 7 июня 2017 г. № ЗН-2-22/714@ сообщается, что в случае несогласия с суммой переданного сальдо расчетов по страховым взносам и для урегулирования сложившейся ситуации плательщику необходимо обратиться с заявлением в Отделение ПФР. При установлении факта передачи недостоверного сальдо расчетов отделение ПФР направит в электронном виде в налоговый орган уточненные сведения, которые в оперативном порядке будут отражены в лицевом счете плательщика.
В настоящее время из Пенсионного фонда получен файл с уточненным сальдо расчетов по страховым взносам.
Инспекцией проводится работа по отражению полученного файла в карточке расчета с бюджетом.
Таким образом суд приходит к выводу, что Межрайонная ИФНС России № 11 по Ростовской области действовала в соответствии с Законом №243-Ф3, а также ст. 48, 69,70 НК РФ.
Также суд учитывает, что в соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
На 25.05.2018 года административный истец знал о требовании № 756 от 22.01.2018 года, был не согласен с ним, что подтверждается его письмом начальнику Пенсионного Фонда Российской Федерации в Аксайском районе Ростовской области, однако в суд с административным иском обратился только 06.06.2019 года, то есть с пропуском срока для обжалования, о восстановлении срока административный истец не просил.
В соответствии с ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Не подлежит удовлетворению заявленное требование об отмене Требования № 756 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) еще и по тем основаниям, что принимая решение об удовлетворении заявления, суд может указать в резолютивной части решения на признание незаконным оспариваемого решения, действий (бездействия), но не вправе предрешать существа решения, которое должно быть принято должностным лицом.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 11 по Ростовской области об оспаривании требования № 756 об уплате налогов, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 22.01.2018 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И.В. Сломова
Мотивированный текст решения изготовлен 10 июля 2019 года.