РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«22» июля 2021 года г. Знаменск
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Цалиной Т.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Корсуновой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-951/2021 по иску заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО Знаменск к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» о признании незаконным действие НО «ФКР МКД» по включению в платежные документы потребителей долга за услуги капитального ремонта и обязании прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, третье лицо АО «Социальные гарантии»,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО Знаменск обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области».
В обоснование заявленных исковых требований заместитель начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО Знаменск Андреева Н.И. указала, что согласно Постановлению Правительства РФ от 06.04.04 № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории Астраханской области служба представлена Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области. В соответствии с п. 8.4.6. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Астраханской области Управление имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей. Данное полномочие указано в статье 40, 46 Закона РФ. На основании вышеизложенного Управление Роспотребнадзора по Астраханской области вправе подавать иски в защиту неопределенного круга потребителей. В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО Знаменск (далее - ТО) поступила жалоба Цапкова Анатолия Петровича, проживающего по адресу: Астраханская область, г. Знаменск, ул. Волгоградская, д. 34, кв. 31 на факт внесения в платежный документ за период с сентября 2020 г. по февраль 2021 г. суммы долга за оплату услуги «взносы на капитальный ремонт» в размере 1550 руб. Потребитель в своем заявлении отмечает, что внесенная в графу «долг» задолженность неоправданна и противоречит требованиям законодательства, т.к. согласно представленных им документов (квитанции об оплате) и чеков на оплату, оплата согласно данных, внесенных в квитанции проводилась регулярно. В ходе рассмотрения жалобы и изучения представленных документов установлено, что за период с января 2017 г. по август 2020 г. в платежных документах в графе «долг» отсутствует информация о наличии задолженности за капитальный ремонт, за исключением внесения в данную графу суммы долга в октябре, ноябре и декабре 2019 г. в размере 300 рублей, которая образовалась в результате действия оператора по переводу платежей, т.е. банка. Рассматриваемый период 2017-2020 гг., составляющий три года сообразуется согласно статье 196 Гражданского кодекса РФ со сроком исковой давности, определяемого в соответствии со ст. 200 данного кодекса. Согласно платежного документа потребителя в августе в графе «капитальный ремонт» стоит сумма 325 рублей, которая потребителем оплачена 02.09.21г., следовательно, потребитель Цапков А.П. исполнил свои обязательства перед ФКР МКД. По результатам изучения имеющихся материалов, ТО установлено, что в действиях ФКР МКД имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.8 ч.1 КоАП РФ. В соответствии с Постановлением №20-19 от 09.04.21 г. НО «ФКР МКД» привлечено к административной ответственности, наложен штрафа в размере пяти тысяч рублей. Постановление вступило в законную силу 19.04.2021г. Таким образом, свою вину в совершении административного правонарушения, выразившегося в не доведении до потребителя информации о причинах и сроках возникновения задолженности ФКР МКД признал. Вместе с тем ФКР МКД не признал необходимостью ввиду допущенного им нарушения, исключение из квитанции Цапкова А.П. суммы долга, которая вновь внесена в платежный документ за апрель. Отсутствие своевременной и достоверной информации о долге за период 2017 г. - август 2020 г. не позволило потребителю провести оплату в момент исполнения обязательств по оплате. 22.04.2021 г. в ТО с аналогичным заявлением обратилась Иванова Г.С., проживающая по адресу: <адрес> В представленных ею документах также содержится информация о внесении в сентябре 2020 г. суммы долга в размере 1100 рублей, которая отсутствовала в августе 2020 г. Подобная ситуация содержится в обращениях: Таракановой Р.Г., Тесленой Н.Н., Иршоноковой З.В. которая произвела оплату долга в размере 1020 руб. в октябре 2020 г., что свидетельствует об убытках вызванных нарушением НО ФКР МКД установленных правил по предоставлению потребителю возможности оплаты услуги в момент ее предоставления. В целях защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц заместитель начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО Знаменск обратился в суд с требованием к ответчику о его понуждении к выполнению определенных обязательств. Просят суд признать незаконным действие ответчика по включению в платежные документы потребителей долга за услуги по капитальному ремонту начиная с сентября 2017 года, при отсутствии данной информации в платежных документах за период 2017 по августа 2019 г.г. Обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, исключив из платежных документов сумму долга, включенную начиная с сентября 2020 г. и не внесенному ранее в платежные документы.
В судебное заседание представитель истца Андреева Н.И. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежаще, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель ответчика некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» в судебное заседание не явился, согласно представленному заявлению, просил суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований по изложенным в возражениях основаниям, а также рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица – АО «Социальные гарантии» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще, согласно представленному заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
С учетом статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.92 № 2300-1 контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.04.04 № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории Астраханской области служба представлена Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области.
В соответствии с п. 8.4.6. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Астраханской области Управление имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей. Данное полномочие указано в статье 40, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.92 № 2300-1.
Обязанности собственника жилого помещения по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, установлены статьями 30, 39, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, и обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как определено частью «г» статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно в срок до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с частью 1 пункта 2 статьи 44 ЖК к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1.1 статьи 158 ЖК РФ, в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее, чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Содержание общего имущества многоквартирного дома является составной частью бремени собственников помещений по содержанию принадлежащего им имущества на основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30 и части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (часть 2 ст. 158 ЖК РФ).
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме (часть 3 ст. 158 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
При случае недостаточности средств в фонде капитального ремонта, сформированного за счет минимального размера взноса, в соответствии с частью 4.1. статьи 170 ЖК РФ собственниками помещений в многоквартирном доме может быть принято решение об определении размера ежемесячного взноса в размере большем, чем минимальный размер взноса, установленный нормативным актом субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО Знаменск поступили жалобы жителей г. Знаменска Астраханской области: Цапкова А.П., Ивановой Г.С., Таракановой Р.Г., Тесленой Н.Н., Иршоноковой З.В. на факт внесения в платежный документ за период с сентября 2020 г. по февраль 2021 г. суммы долга за оплату услуги «взносы на капитальный ремонт». Потребители в своем заявлении отмечают, что внесенная в графу «долг» задолженность неоправданна и противоречит требованиям законодательства, т.к. согласно представленных ими документов (квитанции об оплате) и чеков на оплату, оплата согласно данных, внесенных в квитанции проводилась регулярно. В результате рассмотрения жалоб и изучения представленных документов установлено, что за период с января 2017 г. по август 2020 г. в платежных документах в графе «долг» отсутствует информация о наличии задолженности за капитальный ремонт (л.д. 12, 16, 18, 20).
Факт включения домов, в которых проживают вышеуказанные жители города Знаменск Астраханской области: <адрес>, в региональную программу капитального ремонта с ноября 2014 года постановлением администрации ЗАТО Знаменск, не оспаривался сторонами.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО Знаменск указал, что ответчиком нарушено право потребителей на своевременное информирование о предстоящей плате за коммунальные услуги и выставление платежных документов, а также рассматриваемый период 2017-2020 гг., составляющий три года сообразуется согласно статье 196 Гражданского кодекса РФ со сроком исковой давности, определяемого согласно ст. 200 Гражданского кодекса РФ в связи с чем действия НО «ФКР МКД» по внесению информации в платежные документа за период с 2017 года по август 2020 г., отсутствующей раннее в платежных документах, является незаконной и подлежащей прекращению со стороны ответчика.
В соответствии с частями 5.1, 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
Согласно поступившему ответу на запрос от АО «Социальные гарантии», установлено, что между НО «Фонд капитального ремонта» и АО «Социальные гарантии» был заключен агентский договор № 1 от 27.02.2015, который был расторгнут 01.01.2020 г. По условиям данного договора АО «Социальные гарантии» ежемесячно, до 10 числа каждого месяца обязуется вносить на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов начиная с 01 ноября 2014 года в размере, установленном Правительством Астраханской области на основании представленных платежных документов, в целях формирования фонда капитального ремонта.
Так же из представленного ответу на запрос от АО «Социальные гарантии», установлено, что 25 декабря 2018 года от НО «Фонд капитального ремонта» был получен реестр «Перерасчет декабрь 2018-1» с указанием в нем сальдо (задолженности), в том числе с указанием в реестре задолженности по взносам жителей города Знаменск Астраханской области.
Таким образом, обязанность оплаты взносов на капитальный ремонт у собственников дома возникла с 1 ноября 2014 года. Следовательно, начисление Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта» сумм взносов на капитальный ремонт с 1 ноября 2014г. является правомерным и соответствует положениям части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Тот факт, что задолженность за период с января 2017 года по августа 2020 года была включена в квитанцию на оплату взносов на капитальный ремонт, сформирована и направлена в адрес собственников в период с сентября 2020 года по февраль 2021 г., не свидетельствует о незаконности действий ответчика по начислению таких взносов и не является основанием для освобождения собственников от установленной законом обязанности по их уплате. Указанные обстоятельства имеют значение при наличии требований со стороны ответчика о взыскании пени за несвоевременную уплату взносов, однако встречных требований ответчиком не заявлено.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона РФ от 07 февраля 1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг) в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определённое время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платёжные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос (пункт 9 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 постановления Правительства Астраханской области от 13 декабря 2013 года № 506-П «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» предметом деятельности и основной целью создания фонда является деятельность, направленная на своевременное проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Астраханской области.
В связи с чем, НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» является исполнителем услуг по формированию фонда и осуществлению капитального ремонта многоквартирных домов и, следовательно, в своей деятельности должна руководствоваться, в том числе, Законом о защите прав потребителей.
Из материалов дела также следует, что постановлением № 20-19 от 09 апреля 2021 г. по жалобе Цапкова А.П., проживающего по адресу: <адрес> НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.8 ч.1 КоАП РФ, наложен штрафа в размере пяти тысяч рублей. Постановление вступило в законную силу 19.04.2021г. Согласно платежному поручению № 2794 от 26 мая 2021 г. штраф в указанной сумме погашен ответчиком в полном объеме (л.д. 47-52).
Доводы истца, о том, что вина ответчика по включению в платежные документы потребителей долга за услуги подтверждается, в том числе и указанным постановлением, не могут быть приняты судом, так как постановлением № 20-19 от 09 апреля 2021 г. установлен факт нарушения со стороны ответчика НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» прав потребителя Цапкова А.П. на предоставление достоверной и полной информации об услуге, однако истцом заявлены требования в защиту прав неопределённого круга лиц.
Согласно п. 2 ст. 1099 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Суд находит, что доводы ответчика о том, что применение последствий пропуска срока исковой давности возможно при рассмотрении дела о взыскании задолженности за капитальный ремонт и только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, а также, что возможность применения срока исковой давности вне судебного порядка законом не предусмотрена, нашли свое подтверждение в рамках рассмотрения данного гражданского дела.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО Знаменск о признании незаконным действие НО «ФКР МКД» по включению в платежные документы потребителей долга за услуги капитального ремонта и обязании прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении требований начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО Знаменск о признании незаконным действие НО «ФКР МКД» по включению в платежные документы потребителей долга за услуги капитального ремонта и обязании прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Ахтубинский районный суд Астраханской области в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение вынесено и изготовлено на компьютере 29 июля 2021 года.
Судья: Т.А. Цалина