РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 ноября 2021 года г. Ахтубинск Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Новак Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щелкановой Е.А.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, расположенном по адресу: <адрес> гражданское дело за № 2-1638/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области (межрайонное), правопреемником которого является Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области, о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в обоснование своих требований, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии в связи с достижением 25 летнего стажа педагогической деятельности. ДД.ММ.ГГГГ решением № ответчика ей было отказано в назначении пенсии, поскольку специальный стаж составляет 23 года 10 месяцев 21 день. Ответчик отказался включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – время обучения в <данные изъяты> (4 месяца 3 дня); период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 14 дней). Кроме того периоды стажа, указанные в решении, посчитаны неправильно. В период обучения истца, то есть до 22 сентября 1993 года действовало Положение, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, согласно которому в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Так в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности учителя в <данные изъяты>, а в период с ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности учителя в <данные изъяты>. Указанные периоды работы включены ответчиком в ее специальный стаж. Также ответчик включил в специальный стаж истца 23 года 10 месяцев 21 день, что более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии. Далее, отпуск по уходу за первым ребенком начался ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-I. Спорный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от момента его окончания. По подсчетам истца специальный стаж, учтенный ответчиком, составляет не 23 года 10 месяцев 21 день, а 23 года 11 месяцев 28 дней. Просит суд признать решение ответчика в части отказа в назначении ей трудовой пенсии незаконным. Обязать ответчика включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ время обучения в <данные изъяты> (4 месяца 3 дня), период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 14 дней). Обязать ответчика назначить ей пенсию со дня обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО1 в судебном заседании уточнила исковые требования просила признать решение начальника Управления ПФР в Ахтубинском районе Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО1 во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии по старости, периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 3 дня) время обучения в <данные изъяты>, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 14 дней) период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет в период работы в должности учителя в <данные изъяты>»; в части расчета страхового стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как 23 года 10 месяцев 21 дня, вместо 23 лет 11 месяцев 28 дней; в части отказа в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года за № 400-ФЗ. Обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области включить периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии по старости: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 3 дня) время обучения в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 14 дней) период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет в период работы в должности учителя в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении <данные изъяты> установить, что страховой стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учтенный ответчиком, составляет 23 года 11 месяцев 28 дней, и назначить пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. И пояснила, что в специальный стаж необходимо в соответствии с действующим законодательством включить период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 3 дня), когда она обучалась в педагогическом институте, поскольку до этого периода она работала учителем в школе, и после этого периода она работала учителем в школе. Также необходимо включить в специальный стаж период нахождения ее в отпуске по уходу за первым ребёнком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 4 дня), поскольку указанный отпуск начался до ДД.ММ.ГГГГ, соответственно этот отпуск засчитывается в стаж в полном объеме. Ответчиком в спорном решении учтен ее специальный стаж как 23 года 10 месяцев 21 день, однако согласно п. 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015, этот стаж составляет 23 года 11 месяцев 28 дней. Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее специальный стаж составлял 25 лет, в связи с чем пенсию ей необходимо назначить с ДД.ММ.ГГГГ. После ДД.ММ.ГГГГ она не работала в должности учителя.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, исковые требования не признают, указав в отзыве, что на основании представленных документов стаж ФИО1, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, составил 23 года 10 месяцев 21 день. Не включены в страховой стаж для назначения досрочной пенсии по старости периоды учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При рассмотрении вопроса о зачете времени обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, учитывается период с даты зачисления до даты отчисления, то есть весь период обучения, а не отдельная его часть. Далее из подсчета специального стажа исключаются, в том числе, отпуска по уходу за ребенком до полутора лет и до трех лет. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик находилась в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Данные периоды не могут быть включены в стаж для досрочного назначения пенсии, так как после ДД.ММ.ГГГГ период отпуска по уходу за ребенком не включается в льготный стаж. Период с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ нельзя расценивать как отпуск по уходу за первым ребенком до трех лет, так как при назначении отпуска по уходу за вторым ребенком истец уже в рамках действия нового законодательства подавала заявление о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком до полутора лет. Далее, методика расчета установлена с 1956 года и не менялась. При расчете в соответствии с Постановлением 1015 все месяца принимаются за 30 дней, а годы за 360 дней, в связи, с чем расчет истца является не верным, так как она подсчитывает дни месяцев по фактической продолжительности.
В связи с тем, что ответчик о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, просили суд рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истца, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года за № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании ч. 1.1 ст. 30 указанного Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», согласно которому при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в том числе, учитель в школах всех наименований,
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в том числе, учитель в средней общеобразовательной школе,
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, в том числе, учитель в школах всех типов и наименований,
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., в том числе, учитель в средних школах.
В соответствии с п. 58 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года за № 1015, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона о страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица. При отсутствии волеизъявления застрахованного лица орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, применяет указанные правила подсчета стажа, если без их применения право на страховую пенсию не возникает.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года за № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ко всем периодам работы может применятся Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года за № 781.
По смыслу вышеуказанных нормативных актов, право на досрочную пенсию по старости имеют лица, чья работа имела место в учреждениях, предусмотренных в соответствующем Списке и одновременно в указанных этим Списком должностях.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области (межрайонное) с 19 октября 2021 года прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению Пенсионному фонду Российской Федерации по Астраханской области.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обращалась в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года за № 400-ФЗ.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного ответчиком, истцу было отказано в установлении пенсии, ввиду отсутствия права на страховую пенсию, нет требуемого льготного стажа.
ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной пенсии по старости истцу было отказано, что подтверждается решением начальника Управления ПФР в Ахтубинском районе за № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что страховой стаж истца для назначения досрочной пенсии по старости составляет 23 года 10 месяцев 21 дней в должностях учителя <данные изъяты>, в <данные изъяты>
Так, не был включен в страховой стаж для назначения досрочной пенсии по старости период учебы истца в Астраханском педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 29 дней), поскольку при рассмотрении вопроса о зачете времени обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, учитывается период с даты зачисления до даты отчисления, то есть весь период обучения, а не отдельная его часть.
Истец в судебном заседании настаивала на том, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необходимо включить в страховой стаж для назначения досрочной пенсии по старости, так как ему предшествовал период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя в <данные изъяты>, и после окончания учебы истец работала с ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя в ФИО2 <данные изъяты>, кроме того на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости ее стаж составлял более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии.
Согласно диплому № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в ДД.ММ.ГГГГ году поступила в <данные изъяты>, и в ДД.ММ.ГГГГ году окончила полный курс названого института по специальности математика и физика. Решением Государственной экзаменационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 присвоена квалификация учителя математики и физики средней школы.
Из трудовой книжки истца следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходила обучение в <данные изъяты> что подтверждается Приказом №ДД.ММ.ГГГГ и Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности учителя физики в <данные изъяты>, что подтверждается справками из Управления образования, молодежной политики и спорта администрации МО «<данные изъяты>» Астраханской области.
Сведений о том, что истец до ДД.ММ.ГГГГ работала учителем или другим работником просвещения, материалы дела не содержат.
Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого Постановлением Советом Министров СССР 17 декабря 1959 года за № 1397, действовавшему до 1 октября 1993 года, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из вышеприведённых положений следует, что временем обучения в педагогических учебных заведениях и университетах является период с даты зачисления в учебное заведение до даты отчисления из него, то есть весь период обучения в учебном заведении, а не его отдельная часть. При этом сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения иных периодов деятельности, в том числе обучения в педагогических учебных заведениях, работы во внешкольных детских учреждениях, предусмотрено в силу п. 4 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии (2/3 стажа), который имел место до 1 января 1992 года в учреждения, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.
Как указывалось выше, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение в <данные изъяты>, до периода учебы педагогической деятельностью не занималась, непосредственно после окончания учебы работала в должности учителя в <данные изъяты>», в период учебы работала в должности учителя в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При этом период обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть имевший место до ДД.ММ.ГГГГ, не может быть включен в специальный стаж истца, поскольку по смыслу Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого Постановлением Советом Министров СССР 17 декабря 1959 года за № 1397, временем обучения, подлежащим включению в стаж работы учителей и других работников просвещения, является период от даты зачисления в учебное заведение до даты отчисления, то есть весь период обучения, в не отдельная его часть, также требуемый стаж (2/3) педагогической деятельности в учреждениях и должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет, предусмотренных Перечнем от 17 декабря 1959 года за № 1397, у истца на 1 января 1992 года отсутствовал.
Далее, истец просила суд включить в ее специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 4 дней), поскольку этот отпуск начался с ДД.ММ.ГГГГ до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-I. Ответчик в свою очередь указал, что отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3 лет не включаются в специальный стаж, период с 1 марта 1993 года по 7 ДД.ММ.ГГГГ нельзя расценивать как отпуск по уходу за первым ребенком до трех лет, так как при назначении отпуска по уходу за вторым ребёнком заявительница в рамках действия нового законодательства подавала заявление о предоставлении ей отпуска по уходу за вторым ребенком до полутора лет.
Согласно трудовой книжке и справке о характере работ в <данные изъяты> школа реорганизована в среднюю школу с ДД.ММ.ГГГГ-81 учебного года на основании решения исполнительного комитета Ахтубинского районного совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> переименована в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, приказ по Управлению образованием № от ДД.ММ.ГГГГ, МОУ «<данные изъяты>», приказ по школе № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ по Управлению образованием № от ДД.ММ.ГГГГ, МОУ «<данные изъяты>» переименована в МОУ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ, приказ по школе № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ по Управлению образованием № от ДД.ММ.ГГГГ, МОУ «<данные изъяты>» переименована в МБОУ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ, приказ управления образованием администрации МО «Ахтубинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ) от ДД.ММ.ГГГГ истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности учителя в МБОУ «<данные изъяты>», приказ о зачислении № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ об увольнении № от ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности учителя в МБОУ «<данные изъяты>» по совместительству.
ДД.ММ.ГГГГ у истца родилась дочь БОС, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке для назначения досрочной пенсии, выданной ДД.ММ.ГГГГ МБОУ <данные изъяты>», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске по беременности и родам дочери. На основании приказа № по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет. Согласно приказу №А по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до исполнения ему трех лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ у истца родился сын БАС, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке для назначения досрочной пенсии, выданной ДД.ММ.ГГГГ МБОУ <данные изъяты> район», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске по беременности и родам сына. На основании приказа №-б по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет. Согласно приказу № по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до исполнения ему трех лет.
Согласно статье 167 КЗоТ Российской Федерации, действовавшей в редакции до изменений, внесенных Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, дополнительный отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с пунктом 10 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года № 517, руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года № 235 "О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" от 22 августа 1989 года № 667 с 01 декабря 1989 г. было предоставлено право на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, из которых полтора года являлись частично оплачиваемыми.
В соответствии с пунктом 7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-1 "О порядке предоставления женщинам частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (в том числе и отпуска без сохранения заработной платы) засчитывалось как в общий, так и непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.
Таким образом, до вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" (до ДД.ММ.ГГГГ), с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности для досрочного назначения пенсии, действовала статья 167 КЗоТ Российской Федерации, предусматривающая включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Следовательно, если отпуск по уходу за ребенком (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 Постановления № 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указал, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Согласно совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).
Судом установлено, что истцу с ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), был предоставлен отпуск по уходу за первым ребенком до трех лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, и по смыслу законодательства весь указанный период должен быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что на основании заявления истца последней с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, был предоставлен отпуск по уходу за вторым ребенком до полутора лет.
Таким образом, суд считает возможным включить в стаж истца, дающий на право на досрочное назначение пенсии по старости, периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, поскольку этот отпуск начался до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно оспариваемому решению ответчик включил в страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости: 23 года 10 месяцев 21 день, а истец утверждает, что стаж подсчитан неверно и составляет 23 года 11 месяцев 28 дней. Представитель ответчика указал, что методика расчета стажа установлена в 1956 году и в последующем не менялась.
Из Правил Подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1015 от 2 октября 2014 года следует, что исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев (360 дней) этих периодов переводятся в полные годы. Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня.
Таким образом, суд не может согласится с доводами истца о неправильном подсчете страхового стажа на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учтённого ответчиком в решении № от ДД.ММ.ГГГГ, – 23 года 10 месяцев 21 день, вместо 23 года 11 месяцев 28 дней, поскольку расчет предложенный истцом противоречит п. 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на ДД.ММ.ГГГГ, стаж истца на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную пенсию по старости, с учетом времени нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составил 24 года 9 месяцев 27 дней, то есть менее 25 лет, в связи, с чем суд не считает возможным назначить истцу досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, основанных на совокупности исследованных доказательств, суд полагает уточненные исковые требования истца подлежащими удовлетворению в части, и считает необходимым признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области (межрайоное) об отказе в назначении страховой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО1 во включении периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии по старости: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет в должности учителя в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «<данные изъяты>». Обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области включить период в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии по старости: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет в должности учителя в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «<данные изъяты>
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи, с чем суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину в суме 300 рублей, уплаченную истцом на основании чека от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом за № 400-ФЗ от 27 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области (межрайонное), правопреемником которого является Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области, о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, о назначении досрочной страховой пенсии по старости, удовлетворить в части.
Признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области (межрайоное) об отказе в назначении страховой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО1 во включении периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии по старости: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет в должности учителя в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «<данные изъяты>
Обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области включить период в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии по старости: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет в должности учителя в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «<данные изъяты>
В остальной части исковых требований истцу ФИО1 отказать.
Взыскать с Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области в пользу ФИО1 государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.
Мотивированное решение изготовлено на компьютере 1 ноября 2021 года.
Судья: Новак Л.А.