дело № 2-589/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Агрыз, Республика Татарстан 17 октября 2023 года
Агрызский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Мингалиева Р.М., при секретаре Ханнановой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарипова Рустама Рашитовича к исполнительному комитету Агрызского муниципального района РТ о признании незаконным и отмене постановления об утверждении должностных инструкции и взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Истец Шарипов Р.Р. обратился в суд с исковыми требованиями исполнительному комитету Агрызского муниципального района РТ о признании незаконным и отмене постановления об утверждении должностных инструкций и взыскании компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указав, что с 07.06.2021 занимаем должность муниципальной службы заместителя руководителя ИК АМР РТ. Должностная инструкция им подписано 07.06.2023 и уведомление работника об изменении должностных обязанностей (должностная инструкция) 30.12.2021 № 274вн.
Руководителем ИК АМР РТ вынесено постановление от 28.07.2023 №211 «Об утверждении должностных инструкций заместителей руководителя ИК АМР РТ», в котором на истца возложены дополнительные обязанности:
- решать задачи в области гражданской обороны;
-организовать разработку, уточнение и корректировку планов гражданской обороны;
-осуществлять методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны в дочерних и зависимых хозяйственных обществах (если они имеются);
-разрабатывать проекты документов, регламентирующие работу в области гражданской обороны;
-создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
По мнению истца выше изложенные дополнительные трудовые функции относятся к вопросам гражданской обороны в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне является вопросом местного значения муниципального района. Положением об ИК АМР РТ Утвержденным Решением Совета АМР РТ от 15.11.2013 г. № 28-2 (далее - Положение) закреплены основные задачи и функции ИК, в соответствии с которыми согласно абзаца 25 пункта 3.2 организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне осуществляет ИК АМР РТ. Согласно пункта 5.6 Положения Руководитель ИК района подконтролен и подотчетен Совету Района и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ИК задач и осуществление им своих функций, а также в соответствии с подпунктом 7 пункта 5.9 Руководитель ИК комитета распоряжается средствами Района в соответствии с утвержденным бюджетом в пределах своих полномочий.
Дополнительная трудовая функция «создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны» входит в обязанности заместителя руководителя Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан (по инфраструктурному развитию) подпункт 17 пункта 3.7 должностной инструкции.
Истец так же считает, что в пункте 2.1 квалификационное требование к уровню образования высшее профессиональное юридическое образование не подходит, так как в соответствии с общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2016 относится к юриспруденции.
Наложение вышеназванных должностных обязанностей, по мнению истца ведет к дискриминации в сфере труда, так как заместитель руководителя ИК АМР РТ не является распорядителем бюджетных расходов. Не выполнимые обязанности в последующем повлекут к наложению на истца дисциплинарных взысканий. Должностная инструкция в новой редакции с истцом не согласовывалась, по мнению истца без увеличения оплаты труда невозможно возложение дополнительных обязанностей. Не выполнимые обязанности повлекут дополнительное финансирование на ремонт и содержание объектов защитных сооружений гражданской обороны порядка 11 млн. рублей, в бюджете Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан данные средства не заложены. Истец просит признать незаконным и отменить постановление от 28.07.2023 №211 «Об утверждении должностных инструкций заместителей руководителя ИК АМР РТ» в части дополнительных трудовых функции, ухудшающие положение работника содержаться в абзацах 27-31 пункта 3.9 должностной инструкции заместителя руководителя Исполнительного комитета Агрызского муниципального района (по экономическим вопросам), а также в пункте 2.1 убрать слово «юридическое».
В последующем истец исковые требования увеличил, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
Протокольным определением суда от 11 сентября 20223 года увеличение исковых требований принят к производству суда.
11.09.2023 истец отказался от исковых требований в части исключения из его должностной инструкции в пункте 2.1 слова «юридическое».
Определением суда от 09.10.2023 отказ от исковых требований в вышеуказанной части принят судом, производство в данной части прекращено.
Истец Шарипов Р.Р. в судебном заседании исковые требований поддержал в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Калашникова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требований истца не признала, просила в иске отказать, пояснив, что распоряжением Главы АМР РТ №14 от 13.05.2022 года истец включен в группу эвакуации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на территории АМР РТ из числа муниципальных служащих, и в его обязанности входит осуществление взаимодействия с другими отделами ИК АМР РТ по вопросам формирования мобилизационного плана экономики района. Исходя из вышеизложенного, указание в должностной инструкции истца на организацию работы в области гражданской обороны и т.д. подразумевалось в части выполнения им обязанностей как руководителем спасательной службы и не подразумевало под собой возложение дополнительных обязанностей. Права работника Шарипова Р.Р. не ущемлялись, трудовая функция работника не изменилась, ухудшения его положения не произошло (трудовая функция в соответствии со ст. 57 ТК РФ - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Кроме того, в подтверждение выражения фактического согласия на конкретизацию пунктов в должностной инструкции по линии ГО и ЧС, истец в период с 21.08.2023 по 25.08.2023 г. проходил очное обучение за счет работодателя по программе «Подготовка руководителей спасательных служб гражданской обороны» в УМЦ МЧС РТ г. Казани. Учитывая, что ответчиком права истца нарушены не были, оснований для взысканий компенсации морального вреда не имеется.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материал дела, суд приходит к следующему:
Муниципальная служба в силу части 1 статьи 2 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в качестве одного из основных принципов муниципальной службы закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым необходимым условием нахождения на муниципальной службе признано наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.
Согласно части 1 статьи 10 Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона N 25-ФЗ муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.
В соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 14.2 вышеуказанного закона, муниципальный служащий обязан добросовестно исполнять свои должностные обязанности.
Муниципальный служащий должен исполнять должностные обязанности на высоком профессиональном уровне, то есть постоянно совершенствуя свои знания, навыки и умения, применяемые им в работе.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.
Содержание трудового договора с муниципальным служащим должно соответствовать положениям ст. 57 ТК РФ. В то же время режим рабочего времени, времени отдыха, условия оплаты труда регламентированы Законом N 25-ФЗ и законами субъектов РФ.
Понятие трудового договора закреплено в ст. 56 ТК РФ, а его содержание раскрыто в ст. 57 ТК РФ: обязательные для включения в трудовой договор сведения перечислены в ч. 1 указанной статьи, а обязательные условия - в ч. 2. При этом необходимо учитывать, что если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо из обязательных сведений и условий, это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями по правилам, указанным в ч. 3 ст. 57 ТК РФ.
В судебном заседании установлено, что истец с 07.06.2021 занимает должность муниципальной службы заместителя руководителя ИК АМР РТ.
Должностная инструкция им подписана 07.06.2023 и уведомление работника об изменении должностных обязанностей (должностная инструкция) 30.12.2021 № 274вн.
Руководителем ИК АМР РТ вынесено постановление от 28.07.2023 №211 «Об утверждении должностных инструкций заместителей руководителя ИК АМР РТ», в котором на истца возложены дополнительные обязанности:
- решать задачи в области гражданской обороны;
-организовать разработку, уточнение и корректировку планов гражданской обороны;
-осуществлять методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны в дочерних и зависимых хозяйственных обществах (если они имеются);
-разрабатывать проекты документов, регламентирующие работу в области гражданской обороны;
-создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
проводят подготовку населения в области гражданской обороны;
создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;
обеспечивают и осуществляют своевременное оповещение населения;
в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения;
определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
В рамках вышеуказанных полномочий ИК АМР РТ разработана Структура спасательных служб (служб гражданской обороны) АМР РТ, утвержденная постановлением Главы АМР РТ от 02.02.2016 №13, в которую постановлением Главы АМР РТ №22 от 23.03.2018 внесены изменения в части включения в службу гражданской обороны - Службу торговли и питания отдела территориального развития Исполнительного комитета АМР РТ, руководителем которой является истец, как заместитель руководителя ИК АМР РТ - постановлением №3 от 11.03.2022.
Распоряжением Главы АМР РТ №14 от 13.05.2022 истец включен в группу эвакуации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на территории АМР РТ из числа муниципальных служащих, и в его обязанности входит осуществление взаимодействия с другими отделами ИК АМР РТ по вопросам формирования мобилизационного плана экономики района.
Исходя из вышеизложенного, указание в должностной инструкции истца на организацию работы в области гражданской обороны и т.д. подразумевалось в части выполнения им обязанностей как руководителем спасательной службы и не подразумевало под собой возложение дополнительных обязанностей.
По мнению истца вышеизложенные дополнительные трудовые функции относятся к вопросам гражданской обороны в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне является вопросом местного значения муниципального района. Положением об ИК АМР РТ Утвержденным Решением Совета АМР РТ от 15.11.2013 г. № 28-2 (далее - Положение) закреплены основные задачи и функции ИК, в соответствии с которыми согласно абзацу 25 пункта 3.2 организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне осуществляет ИК АМР РТ. Согласно пункта 5.6 Положения Руководитель ИК района подконтролен и подотчетен Совету Района и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ИК задач и осуществление им своих функций, а также в соответствии с подпунктом 7 пункта 5.9 Руководитель ИК комитета распоряжается средствами Района в соответствии с утвержденным бюджетом в пределах своих полномочий.
Истец ошибочно полагает, что именно на него возложена вся обязанность ИК АМР РТ в области гражданской обороны, на него возложены только часть обязанностей, как на заместителя руководителя.
Обжалуемое постановление подписано уполномоченным лицом, в пределах его компетенции.
Истец, как заместитель руководителя ИК АМР РТ, в свете последних событий, которые происходят в нашей стране и в мире общем, обязан принимать активное участие в проведении мероприятий в области гражданской обороны, самоустранение от участия в данных мероприятиях под предлогом того, что за данную работу ответственен руководитель исполнительного комитета не допустимо.
Работодатель вправе закреплять в должностной инструкции круг обязанностей работника, составляющих содержание его трудовой функции. При этом работодатель не лишен права вносить изменения в должностную инструкцию в определенном законом порядке.
Доводы истца о дискриминации со стороны работодателя, а именно намеренное создание таких условий труда работнику, при которых надлежащее исполнение трудовых обязанностей истца невозможно, не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела. При этом, данные доводы истца сами по себе не свидетельствуют о дискриминации в понимании положений статьи 3 Трудового Кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, судом в ходе рассмотрения дела установлено, что работодатель, вопреки мнению истца об обратном, а именно работодатель принял меры по повышению его профессионального уровня, а именно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец прошел очное обучение за счет ответчика по программе «Подготовка руководителей спасательных служб гражданской обороны». От прохождения данного обучения истец не отказывался, доказательств обратного суду не предоставлено.
Согласно п. 4.2.8 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№ истец обязан выполнять по соглашению сторон дополнительные обязательства по поручению главы АМР и руководителя ИК АМР РТ.
Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в качестве одного из обязательных условий трудового договора является указание трудовой функции работника, т.е. указание работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы.
Должностная инструкция является документом, содержанием которого конкретизируются трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, квалификационные требования, предъявляемые к должности.
Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ.
Должностные инструкции, разработанные работодателем, должны содержать конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности.
Согласно статье 68 Кодекса до подписания трудового договора работодатель обязан ознакомить работника под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
Поскольку на законодательном уровне отсутствуют нормы, регулирующие правила составления, содержания, принятия, изменения и отмены должностных инструкций, работодатель самостоятельно определяет их содержание, порядок принятия и внесения изменений.
Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора: например, содержания выполняемой работы (трудовой функции) и других условий трудового договора (например, условия оплаты труда, режим рабочего времени и т.д.).
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1).
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случае если должностные инструкции (в измененном варианте) истца не устраивают, последний имеет право расторгнуть трудовой договору, однако истец данным правом не воспользовался, более того прошел обучение по линии гражданской обороны за счет ответчика.
Согласно Письму Роструда от ДД.ММ.ГГГГ N ПГ/13204-6-1, полномочие того или иного работника вытекает прежде всего из выполняемой им трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы). Содержание трудовой функции определяется трудовым договором с работником (статьи 56, 57 ТК РФ) либо должностной инструкцией.
В ТК РФ не содержится упоминания о должностных инструкциях. Вместе с тем они относятся к документам, содержанием которых, например, являются трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности.
Поскольку порядок составления должностной инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ.
При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях.
Суд считает, что в данном случае, при возложении дополнительных обязанностей на истца, ответчик не должен был согласовать данный вопрос с истцом, так как трудовая функция (должность) не изменилась, это не является переводом на другую работу, который возможен только с согласия работника.
В связи с тем, что в ходе судебного разбирательства не установлено нарушение работодателем трудовых прав истца, суд отказывает и в удовлетворении исковых требований в части взыскания компенсации морального вреда, так как данное требование является производным от основных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска Шарипова Рустама Рашитовича к исполнительному комитету Агрызского муниципального района РТ о признании незаконным и отмене постановления об утверждении должностных инструкции и взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан, через Агрызский районный суд Республики Татарстан в течение месяца, со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Р.М. Мингалиев