Дело № 2а-113/2019 | |
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации | |
г. Агрыз, Республика Татарстан | 11 апреля 2019 года |
Агрызский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Галявиевой А.Ф.,
при секретаре Усамбаевой Т.А.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 09 по Республике Татарстан к ФИО1 о взыскании транспортного налога,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 09 по Республике Татарстан обратилась в суд с административным исковым заявлением в приведенной формулировке, указав, что в соответствии со статьей 357 НК РФ и статьей 1 Закона РТ «О транспортном налоге» № 24-ЗРТ от 29.11.2002 года ФИО1 является плательщиком транспортного налога. По данным регистрирующих органов в налоговом периоде в собственности ФИО1 имеется зарегистрированный с 01.11.2012 года автомобиль ИЖ 27175-40 г.р.з. № признанный в соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения. В 2017 году на основании п. 4 ст. 85 НК РФ от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, поступили уточняющие сведения о том, что зарегистрированное за налогоплательщиком транспортное средство ИЖ 27175-40 является не легковым, а грузовым автомобилем. В связи с чем налоговым органом в соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 52 НК РФ, абз. 3 ч. 3 ст. 363 НК РФ произведен перерасчет транспортного налога с 2014 по 2016 годы, к ФИО1 предъявлено требование об уплате образовавшейся задолженности, однако указанное требование не исполнено. Вынесенный на основании заявления налогового органа судебный приказ в связи с возражениями налогоплательщика отменен. На основании изложенного административный истец просил взыскать с ФИО1 недоимку по транспортному налогу за 2014-2016 годы: налог в размере 3336 рублей, пени в размере 53 рубля 46 копеек.
В судебное заседание представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № 09 по Республике Татарстан не явился, в заявлении просил рассмотреть административное дело без участия представителя истца, иск поддержал.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал. Подтвердил, что с 2012 года в собственности имеет автомобиль ИЖ 27175-40 г.р.з. № и своевременно, в полном объеме уплачивает начисляемые на указанное транспортное средство налоги, задолженности не имеет. С периода постановки на налоговый учет, то есть с 2012 по 2017 г.г., транспортный налог на него исчислялся как на легковой автомобиль категории «В». Однако в настоящее время налог исчислен по ставке как на грузовой автомобиль, вследствие чего ему начисленная задолженность, с чем он не согласен. Согласно справке РЭО ОГИБДД отдела МВД России по Елабужскому району Республики Татарстан данное транспортное средство является легковым транспортным средством категории «В», тип грузовой фургон, с разрешенной массой до 3,5 тонн, следовательно, по мнению ответчика, налоговая ставка должна исчисляться как на легковой автомобиль. Учитывая указанные обстоятельства, просил в иске отказать.
Исследовав материалы дела и представленные в суд доказательства, выслушав позицию административного ответчика, суд приходит к следующему:
Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самоходные машины, ….. и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 363 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (абз. 3 ч. 2 ст. 52 НК РФ, абз. 3 ч. 3 ст. 363 НК РФ).
Из представленных материалов дела следует, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога, поскольку ему на праве собственности принадлежит и зарегистрировано транспортное средство ИЖ 27175-40 г.р.з А345ОА/116, при этом за ним числится задолженность по транспортному налогу в размере 3336 рублей, пени в размере 53 рубля 46 копеек, образовавшаяся в связи с перерасчетом, произведенным на основании сообщения регистрирующими органами уточненных сведений о типе транспортного средства. В частности налоговым органом произведен следующий расчет:
За 2014 год по сроку уплаты 01.12.2017 года (в связи с перерасчетом транспортного налога) налогоплательщику исчислен транспортный налог к уплате в размере 1853,00 рублей, из них за транспортное средство:
- ИЖ 27175-40 г.р.з. № – 1853,00 рублей, и которых 741,00 рублей оплачено частично 09.09. 2015 года.
За 2015 год по сроку уплаты 01.12.2017 года (в связи с перерасчетом транспортного налога) налогоплательщику исчислен транспортный налог к уплате в размере 1853,00 рублей, из них за транспортное средство:
- ИЖ 27175-40 г.р.з. № – 1853,00 рублей, и которых 741,00 рублей оплачено частично 23.11.2016 года.
За 2016 год по сроку уплаты 01.12.2017 года налогоплательщику исчислен транспортный налог к уплате в размере 1853,00 рублей, из них за транспортное средство:
- ИЖ 27175-40 г.р.з. № – 1853,00 рублей, и которых 741,00 рублей оплачено частично 14.11.2017 года.
В связи с тем, что налогоплательщик не оплачивает транспортный налог, на основании ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ и со ст. ст. 69, 70 НК РФ ФИО1 заказной корреспонденцией было направлено требование об уплате налога и пени от 01.02.2018 № 1315, что подтверждается списком заказных писем с почтовым штампом об отправлении. Однако в установленный в требовании срок ФИО1 обязанность по уплате задолженности не исполнил.
На основании заявления налогового органа в отношении ФИО1 мировым судьей был вынесен судебный приказ № 2а-220/18, который 20.07.2018 отменен на основании возражений налогоплательщика. При этом задолженность налогоплательщиком до сих пор не погашена. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются административным ответчиком.
Расчет транспортного налога представлен в налоговом уведомлении. Указанный расчет судом проверен, является обоснованным и арифметически правильным, подтверждается материалами дела и принимается судом в качестве относимого, допустимого, достоверного и достаточного доказательства имеющейся задолженности административного ответчика.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 09 по Республике Татарстан о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Рассматривая возражения административного ответчика относительно иска о том, что налоговая ставка по отношению к принадлежащему ему автомобилю подлежит исчислению исходя из типа автомобиля как легкового, то суд считает эти доводы несостоятельными и подлежащими отклонению исходя из следующего.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно ст. 358 НК РФ в качестве категорий транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили.
В целях администрирования транспортного налога согласно ст. 362 НК РФ сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (утв. Приказом ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@), предусмотрены показатели "тип транспортного средства" и "назначение (категория) транспортного средства".
Установленное гл. 28 НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 (далее - Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как легковые и грузовые автомобили, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.
Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.
Кроме того, при определении категории транспортных средств учитывается п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в котором указано, что допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Так, документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства, подтверждающий, в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").
Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.
В частности, согласно Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств к транспортным средствам категории "В" (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории "В" не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам.
В третьей строке "Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства согласно вышеназванному Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, фургон, цементовоз, кран" и т.п.
Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и п. 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: "1" - легковой автомобиль; "7" - фургоны; "9" - специальные.
Таким образом, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства. То есть при определении категории транспортного средства для целей налогообложения следует учитывать совокупность всей указанной в ПТС информации, а не только обозначение категории «В».
В паспорте транспортного средства ИЖ 27175-40 г.р.з. №, а так же в карточке учета данного транспортного средства тип транспортного средства обозначен как «грузовой фургон». В строке 2 паспорта вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства, указывающего на его тип (вид автомобиля) указана как "7" - фургоны.
Соответственно налоговая ставка, исходя из объекта налогообложения, налоговым органом в данном случае установлена правильно, в отношении такого типа транспортного средства, как «грузовой автомобиль».
Учитывая изложенное, суд отклоняет возражения административного ответчика и считает обоснованным произведенный в соответствии с п.п. 2, 2.1 ст. 52 НК РФ перерасчет транспортного налога за периоды с 2014 по 2016 гг..
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20000 рублей – 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
В связи с удовлетворением административного искового заявления с административного ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 09 по Республике Татарстан удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 09 по Республике Татарстан недоимки по транспортному налогу за 2014-2016 годы в размере 3389 рублей 46 копеек: в том числе налогов (сборов) – 3336 рублей 00 копеек, пени в размере 53 рубля 46 копеек.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 1 месяца со дня вынесения через Агрызский районный суд РТ.
Председательствующий судья Галявиева А.Ф.
Судья: Галявиева А.Ф.