НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Агинского районного суда (Забайкальский край) от 31.05.2021 № 2-447/2021

Дело № 2-447/2021

УИД 80RS0001-01-2021-000571-02

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Агинское 31 мая 2021 года

Агинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Дашиевой Ц.Ц.,

при секретаре Цынгуевой А.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дашиевой Билигмы Сандаковны к администрации муниципального района «Агинский район» о признании незаконным отказа в установлении к трудовой пенсии по возрасту пенсии за выслугу лет и назначении пенсии со дня возникновения права на нее,

у с т а н о в и л:

Дашиева Б.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что с 1991 года по 2017 год она работала главным бухгалтером комитета образования администрации МР «<адрес>», то есть, замещала должность муниципальной службы в комитете образования муниципального района «<адрес>». За 26 лет работы в одной организации, было много реформ, реорганизаций, переименований: управление образования, отдел образования, комитет образования. С ДД.ММ.ГГГГ получила право на страховую пенсию по старости, ДД.ММ.ГГГГ уволена с должности главного бухгалтера отдела бухгалтерского учета и отчетности комитета образования в связи с сокращением штата. С 2015 года, неоднократно обращалась с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет в администрацию муниципального района «<адрес>», но получала отказы, последний раз ДД.ММ.ГГГГ за подписью главы муниципального района «<адрес>» Жапова Ж.В.. В доплате ей было отказано в связи с тем, что должность, с которой ее сократили в 2017 году – главного бухгалтера отдела бухгалтерского учета и отчетности комитета образования, не является должностью муниципальной службы. Вместе с тем, протоколом подтверждено, что она имеет стаж муниципальной службы продолжительностью 17 лет 10 месяцев 20 дней, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет. Однако указано, что перед увольнением на государственную пенсию не замещала должность муниципальной службы не менее 12 месяцев.

Считает незаконным отказ в установлении к трудовой пенсии по возрасту пенсии за выслугу лет. Просит суд признать незаконным решение комиссии по установлению стажа муниципальной службы и пенсионному обеспечению лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Дашиевой Билигме Сандаковне в установлении к трудовой пенсии по возрасту пенсии за выслугу лет. Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» <адрес> включить в стаж муниципальной службы Дашиевой Билигме Сандаковне периоды моей работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бухгалтера централизованной бухгалтерии <адрес> отдела народного образования, главного бухгалтера отдела бухгалтерского учета и отчетности комитета образования муниципального района «<адрес>» <адрес>. Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» <адрес> назначить Дашиевой Билигме Сандаковне пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Дашиева Б.С. в письменном ходатайстве исковые требования поддержала в полном объеме, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика администрации муниципального района «<адрес>» по доверенности Арднаев З.Ш. просил рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласны. Представил письменный отзыв, в котором указывает, что истец была уволена по сокращению штата работников с должности главного бухгалтера централизованной бухгалтерии управления образования <адрес>, которая не относится к муниципальной должности муниципальной службы. На момент выхода на страховую пенсию по старости, истец не являлась муниципальным служащим.

Изучив материалы гражданского дела, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Вопросы социальной защита, включая социальное обеспечение, п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 4 указанного Закона правовую основу местного самоуправления составляют, кроме прочего, муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Под муниципальной службой согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Этим же Федеральным законом установлено, что должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (ч. 1 ст. 6).

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 6).

При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (ч. 3 ст. 6).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими (ч. 2).

Таким образом, критерием разграничения работников местного самоуправления на муниципальных служащих и лиц, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, является выполнение работником соответствующей трудовой функции.

Пунктом 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ закреплено право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗЗК "О муниципальной службе в <адрес>", п. 3 ст. 11 которого также установлено, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет, порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Во исполнение вышеприведенного Закона, решением Совета муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Положение о пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального района «<адрес>».Согласно п. 1 Положения муниципальные служащие в муниципальном районе «<адрес>» при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к ФЗ № 166-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и при замещении должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев, имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы в том числе, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ связи с сокращением численности или штата работников организации.

Финансирование пенсии за выслугу лет производится за счет средств бюджета муниципального района «<адрес>» (п. 7 Положения).

Как следует из трудовой книжки Дашиевой Б.С. приказом § 2 от ДД.ММ.ГГГГ она была принята в порядке перевода на должность бухгалтера централизованной бухгалтерии <адрес> отдела народного образования, приказом §6 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ назначена главным бухгалтером централизованной бухгалтерии, приказом от ДД.ММ.ГГГГ уволена согласно п.2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в связи с сокращением штата.

Постановлением главы администрации АБАО от ДД.ММ.ГГГГ Управление образования <адрес> переименовано в Районный отдел образования администрации <адрес>, Постановлением главы администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Районный отдел образования администрации <адрес> переименован в отдел образования администрации муниципального района «<адрес>», Решением Совета администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ отдел образования администрации муниципального района «<адрес>», переименован в Управление образования администрации муниципального района «<адрес>». Решением Совета администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Управление образования администрации муниципального района «<адрес>», переименован в Комитет образования администрации муниципального района «<адрес>».

Из ответа главы муниципального района «<адрес>» Жапова Ж.В. следует, что Дашиева Б.С. не относится к категории лиц, замещавших должности муниципальной службы муниципального района, в связи с чем решением комиссии по установлению стажа муниципальной службы и пенсионному обеспечению лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района, ей отказано в установлении к трудовой пенсии по возрасту пенсии за выслугу лет (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

Из протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что распоряжением администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-А «Об отнесении работников централизованной бухгалтерии отдела образования к должностям, не являющимся должностями муниципальной службы» должность бухгалтера, которую замещала Дашиева Б.С. была отнесена к должности, не являющейся должностью муниципальной службы с ДД.ММ.ГГГГ. При этом ссылается на п.1 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «<адрес>», который не вступил в законную силу на момент увольнения истца.

В обосновании своих доводов представитель ответчика ссылается на Распоряжение главы муниципального района «<адрес>» от 22.05.2009г. -А «Об отнесении работников централизованной бухгалтерии отдела образования к должностям, не являющимся должностями муниципальной службы», согласно которого работники централизованной бухгалтерии отдела образования администрации муниципального района «<адрес>» отнесены к работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями муниципальной службы.

Вместе с тем, с данным Распоряжением работники централизованной бухгалтерии отдела образования администрации муниципального района «<адрес>» не ознакомлены. В трудовой книжке о переводе к иным должностям муниципальной службы записи отсутствует.

Согласно срочному трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, Дашиева Б.С. назначена в комитет образования администрации муниципального образования «<адрес>» на должность главного бухгалтера.

При заключении данного срочного трудового договора в дополнительных условиях (статья 9) указано, что трудовой договор находится в личном деле муниципального служащего, другой –у муниципального служащего.

В штатном расписании отдела бухгалтерского учета и отчетности комитета образования за 2017г. имеются должности «бухгалтер», «главный бухгалтер».

Согласно выписке из приказа от ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 2 ч. 1ст. 81 ТК РФ приказано уволить ДД.ММ.ГГГГ Дашиеву Б.С., главного бухгалтера отдела бухгалтерского учета и отчетности комитета образования с выплатой выходного пособия в размере среднемесячного заработка и сохранением среднемесячного заработка на период трудоустройства до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по 06.10.1994г. занимала должность бухгалтера, в период с ДД.ММ.ГГГГ до 29.12.2017г. главным бухгалтером, с выполнением обязанностей по обслуживанию бюджетных учреждений муниципального района, работала в структурном подразделении органа местного самоуправления.

В спорный период работы истца действовал <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗЗК «О реестре должностей муниципальной службы в <адрес>», согласно п.п. 2.4 п. 2 раздела 2 которого к должностям муниципальной службы в администрации муниципального района отнесены должности категории «обеспечивающие специалисты».

Понятие обеспечивающих специалистов определено в п. 4 ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗЗК «О муниципальной службе в <адрес>», согласно которому обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, избирательной комиссии и замещаемые без ограничения срока полномочий.

С учетом изложенного, принимая во внимание тот факт, что критерием отнесения работника органа местного самоуправления к категории муниципального служащего, является именно выполнение обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий соответствующего органа местного самоуправления, суд приходит к выводу о том, что замещаемая истцом должность бухгалтера, главного бухгалтера в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответствует определению должности муниципальной службы, предусмотренному ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации, следовательно, период работы Дашиевой Б.С. в данной должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж муниципальной службы.

Таким образом, решение комиссии по установлению стажа муниципальной службы и пенсионному обеспечению лиц, замещавших муниципальные должности в муниципальном районе «<адрес>», от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано Дашиевой Б.С. в установлении к трудовой пенсии по возрасту пенсии за выслугу лет, поскольку Дашиева Б.С., хотя и имеет стаж муниципальной службы продолжительностью 17 лет 10 месяцев 20 дней, однако перед увольнением на государственную пенсию не замещала должность муниципальной службы не менее полных 12 месяцев, нельзя признать законным.

С учетом бесспорно включенного в стаж муниципальной службы периода и периода, установленного в ходе рассмотрения настоящего дела, общая продолжительность стажа муниципальной службы Дашиевой Б.С. составляет 26 лет 04 месяца 17 дней, что, безусловно, дает ей право на назначение пенсии за выслугу лет.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Дашиевой Билигмы Сандаковны к администрации муниципального района «<адрес>» о признании незаконным отказа в установлении к трудовой пенсии по возрасту пенсии за выслугу лет и назначении пенсии со дня возникновения права на нее – удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии по установлению стажа муниципальной службы и пенсионному обеспечению лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «<адрес>», от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Дашиевой Билигме Сандаковне в установлении к трудовой пенсии по возрасту пенсии за выслугу лет.

Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» <адрес> включить в стаж муниципальной службы Дашиевой Билигмы Сандаковны периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на должностях бухгалтера централизованной бухгалтерии <адрес> отдела народного образования, главного бухгалтера отдела бухгалтерского учета и отчетности комитета образования муниципального района «<адрес>» <адрес>.

Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» <адрес> назначить Дашиевой Билигмы Сандаковны пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Агинский районный суд.

Председательствующий судья Ц.Ц. Дашиева