Дело № 2а-243/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Агинское 24 марта 2021 года
Агинский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Самохваловой Е.В.,
при секретаре Дагбаеве Ж.З.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Агинского района Бадмаева Б.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Агинского района Забайкальского края в интересах администрации сельского поселения «Будулан» о признаний действий главы сельского поселения «Будулан» Санжимитуповой Октябрины Батомункуевны незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района произведена проверка, которой установлено, что в 2020 году Санжимитупова О.Б., будучи главой сельского поселения «Будулан», приняла распоряжения, согласно которому ей начислена и выплачена премия. Так, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ «О премиальных выплатах по итогам года», Санжимитупова О.Б. самой себе по итогам 2020 года начислила и получила премию в размере средней заработной платы - 44 674,76 рублей. Указанные обстоятельства подтверждаются распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ «О премиальных выплатах по итогам года» и объяснением главы сельского поселения «Будулан». Вопросы, связанные с гарантиями осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях <адрес> в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗЗК «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» (далее - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗЗК). На муниципальном уровне вопросы оплаты труда лицам, замещающим муниципальные должности в сельском поселении «Будулан» урегулированы решением Совета сельского поселения «Будулан» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения «О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского поселения «Будулан» и решением Совета сельского поселения «Будулан» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, в сельском поселении «Будулан». Указанными муниципальными нормативными актами не предусмотрена возможность начисления премии главой сельского поселения самому себе. Глава муниципального образования не может издавать распоряжения о своем премировании. Выплатить премию главе муниципального образования возможно только при наличии нормативно-правового акта представительного органа муниципального образования. Полагает, что в отсутствие правовых оснований Санжимитуповой О.Б. начислена и выплачена премия в размере 44 674, 76 рублей из средств местного бюджета, самой себе. В связи с чем просил суд признать действия главы сельского поселения «Будулан» Санжимитуповой Октябрины Батомункуевны по начислению себе премии распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ «О премиальных выплатах по итогам года», незаконным. Обязать Санжимитупову Октябрину Батомункуевну незаконно полученные денежные средства в размере 44 674,76 рублей возместить в бюджет сельского поселения «Будулан» <адрес>
Представитель административного истца Бадмаев Б.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик – глава Администрации СП «Будулан» Санжимитупова О.Б., в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором указала, что исковые требования прокурора признает в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – Администрации СП «Будулан» в суд не явился, извещен, представил заявление, в котором просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Частью 4 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1826-ЗЗК "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в <адрес>" (принят Законодательным <адрес>ДД.ММ.ГГГГ) лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, муниципальным нормативным правовым актом за счет средств местного бюджета устанавливается денежное вознаграждение, которое состоит из должностного оклада, надбавок и иных выплат. На денежное вознаграждение производится начисление районного коэффициента, действующего на территории <адрес>, и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Избирательной комиссии сельского поселения «Будулан» от ДД.ММ.ГГГГ№ Санжимитупова Октябрина Батомункуевна на основании результатов выборов Главы сельского поселения «Будулан» зарегистрирована избранным главой администрации сельского поселения «Будулан».
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации сельского поселения «Будулан» издано распоряжение № «О премиальных выплатах по итогам года», согласно которому за добросовестно исполнение трудовых обязанностей по итогам работы за 2020 года были премированы, в том числе глава сельского поселения в размере средней заработной платы – 44674 рубля 76 коп.
Согласно имеющегося в материалах дела объяснения Санжимитуповой О.Б., начисленная премия в размере 44674 рублей 76 коп., в конце декабря 2020 года поступила на ее банковский счет.
Вместе с тем Решением Совета сельского поселения «Будулан» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского поселения «Будулан», согласно которому главе администрации сельского поселения «Будулан» ежемесячное денежное вознаграждение устанавливается в размере -14951,1 рублей и должностной оклад -2623 рубля. При формировании фонда оплаты труда выборных должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, сверх суммы средств, направляемых для выплаты денежного содержания (денежного вознаграждения), предусматриваются средства для выплаты (в расчете на год): материальная помощь в размере двух должностных окладов с учетом надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями; премий за выполнение особо важных и сложных заданий в размере одного должностного оклада с учетом надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Производятся иные выплаты, установленные Трудовым кодексом РФ, иными Федеральными законами и законами <адрес>.
Решением Совета сельского поселения «Будулан» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского поселения «Будулан», действия, которого распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, которым определены условия оплаты труда, в том числе главы сельского поселения «Будулан».
Из которого следует, что главе сельского поселения устанавливается денежное вознаграждение, в том числе должностной оклад, а так же могут быть установлены ежемесячные и иные дополнительные выплаты, в состав которых входят ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух должностных окладов. На установленное денежное вознаграждение производится начисление надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент, действующий на территории <адрес>, в соответствии с федеральным законодательством и законом края; процентная надбавка к заработной плате в соответствии с федеральным законом и законом края).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Совета сельского поселения «Будулан», которому подконтролен и подотчетен глава сельского поселения «Будулан».
Премия за добросовестное исполнение трудовых обязанностей по итогам работы за год, как таковая не предусмотрена вышеуказанными Положениями о денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского поселения «Будулан», кроме того по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы муниципального образования представительным органом.
Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования, в данном случае - о премировании главы сельского поселения «Будулан» за добросовестное исполнение трудовых обязанностей по итогам работы за год, относится к компетенции Совета сельского поселения, поскольку для принятия данного решения, необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в силу части 11.1 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ входит в компетенцию Совета сельского поселения «Будулан».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия главы сельского поселения «Будулан» Санжимитуповой О.Б., выразившиеся в начислении себе вышеуказанной премии, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ являются незаконными.
В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Как следует из заявления, представленного представителем заинтересованного лица – администрации сельского поселения «Будулан» Тогодоевой Р.Б., на день рассмотрения дела судом, денежные средства в размере 44674, 76 рублей Санжимитуповой О.Б. на расчетный счет администрации сельского поселения «Будулан» не внесены.
Доказательств обратного административным ответчиком Санжимитуповой О.Б. суду не представлено, напротив, из представленного ею заявления следует, что исковые требования прокурора она признает.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования заместителя прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в защиту прав администрации сельского поселения «Будулан» удовлетворить.
Признать действия главы сельского поселения «Будулан» Санжимитуповой Октябрины Батомункуевны по начислению себе премии распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ «О премиальных выплатах по итогам года», незаконным.
Обязать Санжимитупову Октябрину Батомункуевну возместить в бюджет сельского поселения «Будулан» <адрес> денежные средства в размере 44 674,76 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Агинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Самохвалова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.