Административное дело №2а-225/2017
Решение
Именем Российской Федерации
27 марта 2017 года аул Адыге-Хабль
Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе:
председательствующего судьи Туаршева Я.А.,
при секретаре судебного заседания Эскиндаровой З.М.,
с участием представителя административного истца - старшего помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Гужевой Р.Х.,
представителей административных ответчиков: директора Муниципального казенного образовательного учреждения «<данные изъяты>» Зитляужевой С.Х. и ведущего специалиста Отдела образования администрации Ногайского муниципального района Докшоровой З.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению «<данные изъяты>» и Отделу образования администрации Ногайского муниципального района о признании незаконным бездействие Отдела образования администрации Ногайского муниципального района и МКОУ «<данные изъяты>», выразившееся в отсутствии необходимых условий для беспрепятственного перемещения детей-инвалидов внутри помещения, полноценного обучений детей-инвалидов и об обязании МКОУ «<данные изъяты>» и Отдел образовании Ногайского муниципального района обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, а именно оборудовать помещения внутри здания школы для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, в соответствии с вышеуказанными требованиями СП 59.13330.2012, СНиП 35-01-2001,
установил:
Заместитель Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Карачаево-Черкесской Республики в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с административным исковым заявлением к Муниципальному казенному образовательному учреждению «<данные изъяты>» и Отделу образования администрации Ногайского муниципального района о признании незаконным бездействие Отдела образования администрации Ногайского муниципального района и МКОУ «<данные изъяты>», выразившееся в отсутствии необходимых условий для беспрепятственного перемещения детей-инвалидов внутри помещения, полноценного обучений детей-инвалидов и об обязании МКОУ «<данные изъяты>» и Отдел образовании Ногайского муниципального района обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, а именно оборудовать помещения внутри здания школы для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, в соответствии с вышеуказанными требованиями СП 59.13330.2012, СНиП 35-01-2001, ссылаясь на то, что Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры республики проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в деятельности МКОУ «<данные изъяты>».
Проверкой соблюдения прав детей-инвалидов на безбарьерную школьную среду в Муниципальном казенном образовательном учреждении «<данные изъяты>» установлено, что помещения внутри школы не соответствуют требованиям: свода Правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ__№__ (далее СП 59.13330.2012); строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ__№__ (далее СНиП 35-01-2001), которые необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения; входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
Таким образом, указанные нарушения и отсутствие условий для беспрепятственного перемещения детей-инвалидов внутри помещения общеобразовательного учреждения нарушает права детей-инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и иным законодательством. Отсутствие в Муниципальном казенном образовательном учреждении «<данные изъяты>» необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса, делает невозможным полноценное обучение детей-инвалидов, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц, так как количество детей-инвалидов может меняться.
Просил суд признать незаконным бездействие Отдела образования администрации Ногайского муниципального района и Муниципального казенного образовательного учреждения «<данные изъяты>», выразившееся в отсутствии необходимых условий для беспрепятственного перемещения детей-инвалидов внутри помещения, полноценного обучений детей-инвалидов и об обязании Муниципального казенного образовательного учреждения «<данные изъяты>» и Отдел образовании Ногайского муниципального района обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, а именно оборудовать помещения внутри здания школы для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, в соответствии с вышеуказанными требованиями СП 59.13330.2012, СНиП 35-01-2001.
Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении данного дела в порядке упрощенного производства.
Административные ответчики не возражают в рассмотрении данного дела в порядке упрощенного производства.
Таким образом, на момент рассмотрения дела от административных ответчиков не поступило возражение против рассмотрения административного дела в упрощенном порядке, что в силу ст.291 КАС РФ предоставляет право суду рассмотреть данное административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив материалы дела, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской федерации» введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, за исключением положений, для которых настоящим федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие.
В силу п.1 ч.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе и административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Таким образом, административное исковое заявление заместителя Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению «<данные изъяты>» и Отделу образования администрации Ногайского муниципального района о признании незаконным бездействие Отдела образования администрации Ногайского муниципального района и МКОУ «<данные изъяты>», выразившееся в отсутствии необходимых условий для беспрепятственного перемещения детей-инвалидов внутри помещения, полноценного обучений детей-инвалидов и об обязании МКОУ «<данные изъяты>» и Отдел образовании Ногайского муниципального района обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, а именно оборудовать помещения внутри здания школы для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, в соответствии с вышеуказанными требованиями СП 59.13330.2012, СНиП 35-01-2001 подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии со ст.ст.3, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика в области образования основывается в том числе и на принципе общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены меры по обеспечению доступа инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
В соответствии со ст.19 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Постановлением Правительства Российской Федерации __№__ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, целью которой определены выявление существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения, и оценка потребностей в устранении; реализация ведомственных и региональных целевых программ формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения; создание предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов; анализ факторов, влияющих на возникновение барьеров при обеспечении доступности социальных услуг в сфере образования, разработку концепции и механизмов обеспечения доступности услуг в сфере образования, в том числе мер по созданию безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов и др.
Проверкой соблюдения прав детей-инвалидов на безбаръерную школьную среду в МКОУ «<данные изъяты>» установлено, что помещения внутри школы, согласно акту проверки соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов от ДД.ММ.ГГГГ, составленному с выездом на место, не соответствует требованиям свода Правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ__№__ (далее СП 59.13330.2012); строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ__№__ (далее СНиП 35-01-2001), которые необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространены на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а так же на их информационное и инженерное обустройство.
В соответствии с указанными требованиями: Ширина перехода в другое здание следует принимать не менее двух метров. При движении по коридору инвалиду на кресле-коляске следует обеспечить минимальное пространство для поворота на 90° - равное 1,2 x 1,2 м; разворота на 180° - равное диаметру 1,4 м. В тупиковых коридорах необходимо обеспечить возможность разворота кресла-коляски на 180°.
Подходы к различному оборудованию и мебели должны быть по ширине не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° - не менее 1,2 м. Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании «от себя» должна быть не менее 1,2 м, а при открывании «к себе» - не менее 1,5 м при ширине проема не менее 1,5 м. Ширину прохода в помещении с оборудованием и мебелью следует принимать не менее 1,2 м.
Двери на путях эвакуации должны иметь окраску, контрастную со стеной. Дверные проемы в помещения, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,014 м.
При перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН. В местах перепада уровней пола в помещении для защиты от падения следует предусматривать ограждения высотой в пределах 1 - 1,2 м. Ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м.
Здание общеобразовательных учреждений рекомендуется проектировать доступными для всех категорий учащихся.
Ученические места для учащихся-инвалидов должны размещаться идентично в однотипных учебных помещениях одного учебного учреждения. В учебном помещении первые столы в ряду у окна и в среднем ряду следует предусмотреть для учащихся с недостатками зрения и дефектами слуха, а для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске - выделить 1-2 первых стола в ряду у дверного проема.
В актовых и зрительных залах неспециализированных образовательных учреждений следует предусматривать места для инвалидов на креслах-колясках из расчета: в зале на 50 - 150 мест - 3 - 5 мест; в зале на 151 - 300 мест - 5 - 7 мест; в зале на 301 - 500 мест - 7 - 10 мест; в зале на 501 - 800 мест - 10 - 15 мест, а так же их доступность на эстраду, сцену. Места для учащихся-инвалидов с повреждением опорно-двигательного аппарата следует предусматривать на горизонтальных участках пола, в рядах, непосредственно примыкающих к проходам и в одном уровне с выходом в актовый зал.
В читальном зале библиотеки образовательного учреждения не менее 5% читальных мест следует оборудовать с учетом доступа учащихся-инвалидов и отдельно - для учащихся с недостатками зрения. Рабочее место для инвалидов по зрению должно иметь дополнительное освещение по периметру.
В образовательных учреждениях в раздевальных физкультурного зала и бассейна для учащихся-инвалидов следует предусматривать закрытую раздевальную с душем и унитазом.
В образовательных учреждениях для учащихся инвалидов с нарушением слуха во всех помещениях следует предусмотреть установку светового сигнализатора школьного звонка, а так же световой сигнализации об эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций.
Из представленных в суд документов следует, что Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры республики проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в деятельности МКОУ «<данные изъяты>».
Проверкой соблюдения прав детей-инвалидов на безбарьерную школьную среду в Муниципальном казенном образовательном учреждении «<данные изъяты>» установлено, что помещения внутри школы не соответствуют требованиям: свода Правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ__№__ (далее СП 59.13330.2012); строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ__№__ (далее СНиП 35-01-2001), которые необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения; входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
Таким образом, указанные нарушения и отсутствие условий для беспрепятственного перемещения детей-инвалидов внутри помещения общеобразовательного учреждения нарушает права детей-инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и иным законодательством. Отсутствие в Муниципальном казенном образовательном учреждении «<данные изъяты>» необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса, делает невозможным полноценное обучение детей-инвалидов, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц, так как количество детей-инвалидов может меняться.
Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение Конституции Российской Федерации, исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в деятельности Муниципального казенного образовательного учреждения «<данные изъяты>» по обеспечению доступности объекта для инвалидов и иных маломобильных групп населения, помещения внутри школы не соответствуют требованиям: свода Правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ__№__ (далее СП 59.13330.2012); строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ__№__ (далее СНиП 35-01-2001), которые необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Согласно пояснений директора МКОУ «<данные изъяты>» Зитляужевой С.Х., данных в объяснении от ДД.ММ.ГГГГ, действительно помещения внутри здания не соответствуют требованиям свода Правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ__№__ (далее СП 59.13330.2012); строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ__№__ (далее СНиП 35-01-2001), которые необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Данные нарушения признает в полном объеме, по мере появления финансовой возможности нарушения будут устранены.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии у административных ответчиков в силу закона обязанности по обеспечению необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, а именно оборудование помещения внутри здания школы для беспрепятственного доступа детей-инвалидов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление заместителя Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению «<данные изъяты> и Отделу образования администрации Ногайского муниципального района о признании незаконным бездействие Отдела образования администрации Ногайского муниципального района и МКОУ «<данные изъяты>», выразившееся в отсутствии необходимых условий для беспрепятственного перемещения детей-инвалидов внутри помещения, полноценного обучений детей-инвалидов и об обязании МКОУ «<данные изъяты>» и Отдел образовании Ногайского муниципального района обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, а именно оборудовать помещения внутри здания школы для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, в соответствии с вышеуказанными требованиями СП 59.13330.2012, СНиП 35-01-2001 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Отдела образования администрации Ногайского муниципального района и Муниципального казенного образовательного учреждения «<данные изъяты>», выразившееся в отсутствии необходимых условий для беспрепятственного перемещения детей-инвалидов внутри помещения, полноценного обучений детей-инвалидов.
Обязать Отдел образования администрации Ногайского муниципального района Муниципальное казенное образовательное учреждение «<данные изъяты>» обеспечить создание необходимой материально-технической базы и оснащение образовательного процесса, а именно оборудовать помещения внутри здания школы для беспрепятственного доступа детей-инвалидов, в соответствии с вышеуказанными требованиями СП 59.13330.2012, СНиП 35-01-2001.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Адыге-Хабльского районного суда КЧР Я.А. Туаршев