НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Адыге-хабльского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика) от 19.02.2018 № 2-15/2018

Гражданское дело № 2-15/2018

Решение

Именем Российской Федерации

19 февраля 2018 года а. Адыге-Хабль, КЧР

Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе

председательствующего судьи Калмыковой А.А.,

при секретаре Эскиндаровой З.М.,

с участием:

заместителя Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Асланукова С.Х.,

представителя ответчика - Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской республики ФИО1,

представителя третьего лица - Министерства финансов Карачаево-Черкесской республики ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в интересах ФИО3 к администрации Адыге-Хабльского муниципального района, Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о понуждении Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики произвести финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг пенсионерам из числа педагогических работников, которые проработали в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики в указанной сфере не менее 10 лет, взыскании с администрации Адыге-Хабльского муниципального района КЧР в пользу ФИО3 задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за 2016 год,

установил:

Адыге-Хабльский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО3 к администрации Адыге-Хабльского муниципального района КЧР и Министерству финансов КЧР о понуждении Министерства финансов КЧР произвести финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, взыскании с администрации Адыге-Хабльского муниципального района КЧР в пользу ФИО3 задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за 2016 год.

Свои исковые требования обосновал тем, что Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту обращения ФИО3 о нарушении ее прав, связанных с невыплатой компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, полагающихся ей как педагогическому, проживающему в сельской местности. Проведенной проверкой установлено, что ФИО3 как педагогическому работнику МКОУ «СОШ а.Адыге-Хабль», постоянно проживающему в сельской местности, а именно в а.Адыге-Хабль Адыге-Хабльского муниципального района КЧР, полагаются компенсационные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг. За 2016 год компенсационные выплаты ФИО3 не были выплачены.

Согласно представленных документов, сумма задолженности ответчиков по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг перед ФИО3 за 2016 года составила <данные изъяты> рублей.

Просил обязать Министерство финансов КЧР произвести финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и взыскать с администрации Адыге-Хабльского муниципального района КЧР в пользу ФИО3 задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за период 2016 год в сумме <данные изъяты> рублей из денежных средств, перечисленных Министерством финансов КЧР для финансирования расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности.

В своих возражениях на иск Адыге-Хабльского межрайонного прокурора КЧР Министерство финансов КЧР с исковыми требованиями прокурора не согласилось и ходатайствовало о замене ненадлежащего ответчика в лице Министерства финансов КЧР на надлежащего ответчика в лице Министерства образования и науки КЧР.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года по ходатайству ответчика в лице Министерства финансов КЧР произведена замена ненадлежащего ответчика- Министерства финансов КЧР надлежащим ответчиком Министерство образования и науки КЧР

Определением Адыге-Хабльского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года, по ходатайству прокурора, к участию в рассмотрении настоящего гражданского дела привлечены в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерство финансов КЧР.

В судебном заседании заместитель Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Аслануков С.Х. уточнил исковые требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора, пояснив, что в первоначальных исковых требованиях ФИО3 была указана как педагогический работник МКОУ «СОШ а.Адыге-Хабль», работающая и проживающая в сельской местности. Согласно справки, предоставленной МКОУ «СОШ а.Адыге-Хабль» ФИО3 работала в МКОУ «СОШ а.Адыге-Хабль» Адыге-Хабльского муниципального района учителем русского языка и литературы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года и является пенсионером. Педагогический стаж работы в указанной школе составляет 18 лет и она пользуется мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг как пенсионер из числа педагогических работников, проработавших в сельской местности в указанной сфере не менее 10 лет. Просил суд обязать Министерство образования и науки КЧР перечислить в бюджет администрации Адыге-Хабльского муниципального района КЧР субвенции на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг пенсионера из числа педагогических работников ФИО3, проработавшей в сельской местности не менее 10 лет и взыскать с Администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в пользу ФИО3 задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за период 2016 год в сумме <данные изъяты> рубля из денежных средств, перечисленных Министерством образования и науки КЧР на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг пенсионеру из числа педагогических работников, проработавших в сельской местности не менее 10 лет.

ФИО3, в интересах которой Адыге-Хабльский межрайонный прокурор обратился в суд с защитой ее прав, в судебное заседание не явилась, но предоставила письменное заявление о рассмотрении данного гражданского дела без ее участия, с требованиями Адыге-Хабльского межрайонного прокурора согласилась в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - Министерства образования и науки КЧР ФИО1 измененные исковые требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора КЧР не признала и просила отказать в их удовлетворении, при этом признав право ФИО3 как пенсионера, проработавшего педагогом в сельской местности более 10 лет на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, а так же согласившись с периодом и размером взыскания -2016 год в сумме <данные изъяты> рублей и что данная сумма должна быть взыскана с отдела образования администрации Адыге-Хабльского муниципального района.

Представитель третьего лица- Министерства финансов Карачаево-Черкесской республики ФИО2 также просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель ответчика - администрации Адыге-Хабльского муниципального района, извещенный должным образом о месте и времени рассмотрения данного гражданского дела в судебное заседание не явился, об уважительности причин своей неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствии не просил.

Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствии неявившихся участников процесса.

Выслушав заместителя Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Асланукова С.Х., представителя ответчика – Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской республики, третьего лица - Министерства финансов КЧР, исследовав и оценив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ суд находит, что исковые требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора, заявленные в интересах ФИО3 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Согласно с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч.2 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

В данном случае исковые требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в интересах ФИО3 связаны с защитой ее прав по обеспечению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, полагающихся ей как пенсионеру- педагогу, проработавшему в сельской местности более 10 лет.

Как установлено в судебном заседании ФИО3 работала учителем русского языка и литературы в МКОУ «СОШ а.Адыге-Хабль» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, является пенсионером и получает льготные коммунальные услуги ; проживает в а.Адыге-Хабль Адыге-Хабльского района, следовательно, по своему статусу она относится к пенсионерам из числа педагогических работников, проработавших в сельской местности на территории Карачаево-Черкесской Республики в указанной сфере не менее 10 лет, что подтверждается справкой МКОУ «СОШ а.Адыге-Хабль».

Что подтверждается трудовой книжкой ФИО3 __№__, выданной ДД.ММ.ГГГГ года ; справкой Адыге-Хабльского сельского поселения __№__ от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которой ФИО3 проживает в <адрес> техническим паспортом на жилой дом, справкой МКОУ «СОШ а.Адыге-Хабль» __№__ от ДД.ММ.ГГГГ года.

В ч.8 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.05.2003 года N 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Согласно ч.1 ст.1, ч.1 ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ года __№__ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики, и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», меры социальной поддержки по возмещению расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в виде ежемесячной денежной выплаты на возмещение расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения предоставляются педагогическим работникам образовательных организаций, муниципальных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики по основному месту работы, пенсионерам из числа педагогических работников, которые проработали в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики в указанной сфере не менее 10 лет.

Ежемесячная денежная выплата на возмещение расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения предоставляется независимо от форм собственности жилищного фонда, к которому относятся жилые помещения, занимаемые педагогическим работником.

В соответствии со ст.ст.5,6 Закона Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N __№__РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики, и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» - органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе Адыге-Хабльский муниципальный район, наделены отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики, состоящими в предоставлении за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на возмещение расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики.

Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ года __№__ утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты на возмещение расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций, муниципальных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики по основному месту работы, пенсионерам из числа педагогических работников, которые проработали в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики в указанной сфере не менее 10 лет, из п.п.3,4 которого следует, что ежемесячная денежная выплата производится образовательными организациями, муниципальными образовательными организациями с момента возникновения у работника права на ее получение. Финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением работникам организаций ежемесячных денежных выплат, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, путем предоставления муниципальным районам субвенций.

Согласно п.3 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 года N377, Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.

В соответствии с ч.3 ст.158 БК РФ «Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию».

В соответствии с приложением 12 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 30 декабря 2015 года № 108-РЗ «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2016 год» утверждена ведомственная структура расходов республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики, согласно которой главным распорядителем средств в части компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности является Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.

Согласно уточненных исковых требований Адыге-Хабльского межрайонного прокурора сумма компенсации на возмещение расходов ФИО9. по оплате коммунальных услуг за 2016 год составила <данные изъяты> рублей, которые до настоящего времени ей не возмещены, что подтверждается расчетом возмещения расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности.

Таким образом, ответчиками не обеспечено ФИО3 гарантированное законом право по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как пенсионеру из числа педагогических работников, проживающих в сельской местности и проработавших в этой сфере не менее 10 лет, чем нарушили ее право, предоставленное действующим законодательством.

В силу ст.ст. 1, 152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации.

Также, не может быть произведено взыскание расходов по оплате коммунальных услуг с казны Адыге-Хабльского муниципального района, поскольку размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки установлены законом Карачаево-Черкесской Республики и является расходным обязательством субъекта, принявшего данный нормативный акт, то есть Карачаево-Черкесской Республики.

Предоставление ежемесячной денежной выплаты на возмещение расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам осуществлялось в порядке предусмотренном, действовавшим в 2016 году Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22 июля 2011 года N 226 «О порядке возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики», согласно которого средства направляются Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики на предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения. Субвенции перечисляются ежемесячно Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики бюджетам муниципальных районов и городских округов в течение 10 рабочих дней с начала месяца, следующего за отчетным.

Таким образом, распределителем денежных средств на предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения, является Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.

Совокупность доказательств, представленных сторонами и исследованных в судебном заседании, суд считает достаточными для удовлетворения исковых требований Адыге-Хабльского межрайонного прокурора.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в интересах ФИО3 к Министерству образования и науки КЧР и администрации Адыге-Хабльского муниципального района КЧР о понуждении Министерства образования и науки КЧР перечислить в бюджет администрации Адыге-Хабльского муниципального района КЧР субвенции на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг пенсионерам из числа педагогических работников, которые проработали в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики в указанной сфере не менее 10 лет и взыскании с администрации Адыге-Хабльского муниципального района КЧР в пользу ФИО3 задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за период 2016 год - удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки КЧР перечислить в бюджет администрации Адыге-Хабльского муниципального района КЧР субвенции на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг пенсионерам из числа педагогических работников, которые проработали в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики в указанной сфере не менее 10 лет, в том числе ФИО3.

Взыскать с администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в пользу ФИО3 задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за период 2016 год в сумме <данные изъяты> из денежных средств, перечисленных Министерством образования и науки КЧР на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг пенсионерам из числа педагогических работников, которые проработали в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики в указанной сфере не менее 10 лет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение месяца со дня его принятия через Адыге-Хабльский районный суд.

Решение принято в окончательно форме 26 февраля 2018 года.

Судья

Адыге-Хабльского районного суда Калмыкова А.А.