Дело № 2а-2980/2021 УИД 23RS0002-01-2021-005356-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 18 июня 2021 года
Мотивированное решение изготовлено: 25 июня 2021 года.
Адлерский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Фёдорова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Побойня В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к судебному приставу исполнителю ОСП по ВАШ по городу Сочи ФИО1, УФССП России по <адрес>, о признании незаконным действия (бездействия) административного ответчика, по ненаправлению постановления о возбуждении исполнительного производства, оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, признании последствий действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по принудительному взысканию исполнительского сбора, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Адлерский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к судебному приставу исполнителю ОСП по ВАШ по городу Сочи ФИО1, УФССП России по <адрес>, о признании бездействия по ненаправлению/неразмещению постановлений о возбуждении исполнительных производств: №-ИП от 05.04.2021г.; №-ИП от 05.04.2021г.; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: 01058657737 (страховой номер индивидуального лицевого счёта (далее СНИЛС) для доставки посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг) - незаконными, признанию вынесенных постановлений о взыскании исполнительских сборов по исполнительным производствам: №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от 05.04.2021г.; №-ИП от 08.04.2021г. - необоснованными, признанию принудительного взыскания исполнительских сборов в общем размере 4000 рублей с пенсионного счета административного истца - незаконными, обязанию устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов административного истца, и произвести ФИО2 возврат незаконно взысканных с него денежных средств в виде исполнительского сбора в размере 4000 рублей.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ посредством СМС уведомления на №, мобильного приложения Сбербанка России, административный истец получил уведомление, что с его пенсионного счета (карта *******8735) взыскана сумма 1500 (одна тысячи пятьсот) рублей по исполнительному производству №-ИП от 05.04.2021г.; взыскана сумма 1500 (одна тысячи пятьсот) рублей по исполнительному производству №-ИП от 05.04.2021г.; взыскана сумма 1500 (одна тысячи пятьсот) рублей по исполнительному производству №-ИП от 05.04.2021г.; взыскана сумма 1500 (одна тысячи пятьсот) рублей по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ, посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на сайте Единого портала государственных и муниципальных услуг административный истец получил: Постановление о взыскании исп. сбора по ИП имущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, должностное лицо, установив, что исполнительный документ, по исполнительному производству № №-ИП от 05.04.2021г.; административным истцом в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен, постановил взыскать с административного истца исполнительский сбор в размере 1000 рублей. Копию настоящего постановления должностное лицо направило по адресу: 01058657737 (страховой номер индивидуального лицевого счёта (далее СНИЛС) для доставки посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг); постановление о взыскании исп. сбора по ИП имущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, должностное лицо, установив, что исполнительный документ, по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; административным истцом в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен, постановил взыскать с административного истца исполнительский сбор в размере 1000 рублей. Копию настоящего постановления должностное лицо направило по адресу: 01058657737 (страховой номер индивидуального лицевого счёта (далее СНИЛС) для доставки посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг), постановление о взыскании исп. сбора по ИП имущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, должностное лицо, установив, что исполнительный документ, по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; административным истцом в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен, постановил взыскать с административного истца исполнительский сбор в размере 1000 рублей, постановление о взыскании исп. сбора по ИП имущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, должностное лицо установив, что исполнительный документ, по исполнительному производству №-ИП от 08.04.2021г.; административным истцом в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен, постановил взыскать с административного истца исполнительский сбор в размере 1000 рублей. Копию настоящего постановления должностное лицо направило по адресу: 01058657737 (страховой номер индивидуального лицевого счёта (далее СНИЛС) для доставки посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг).
Как следует из ч. 2.1. ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве», постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг). Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.
Административный ответчик, который возбудил вышеуказанные исполнительные производства, в нарушение ч. 2.1. ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» не разместил/не направил постановления о возбуждении вышеперечисленных исполнительных производств по адресу: 01058657737 (страховой номер индивидуального лицевого счёта (далее СНИЛС) для доставки посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг). Таким образом нарушены права и охраняемые законом интересы административного истца, поскольку, в результате незаконного бездействия административного ответчика по неразмещению на Едином портале государственных и муниципальных услуг, постановлений о возбуждении исполнительных производств, и ненаправлению административному истцу данных постановлений, административного истца лишили права и возможности добровольно исполнить исполнительные требования либо обжаловать их в случае не согласия высшему должностному лицу либо в суд.
Как следует из Письма ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N 0001/16 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора" (утв. ФССП России ДД.ММ.ГГГГ), постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства. Документы, подтверждающие факт уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.
Административный истец ФИО2, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик, участвующий в деле, уведомленный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в материалы дела ходатайств, доказательств направления вышеуказанных постановлений о возбуждении исполнительных производств в адрес административного истца не представил, возражения на административное исковое заявление. равно как и материалы исполнительного производства, в суд не поступили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановление судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Согласно ч. 3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ посредством СМС уведомления на №, мобильного приложения Сбербанка России, административный истец получил уведомление, что с его пенсионного счета (карта *******8735); взыскана сумма 1500 (одна тысячи пятьсот) рублей по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; взыскана сумма 1500 (одна тысячи пятьсот) рублей по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; взыскана сумма 1500 (одна тысячи пятьсот) рублей по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; взыскана сумма 1500 (одна тысячи пятьсот) рублей по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ, посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на сайте Единого портала государственных и муниципальных услуг административный истец получил: постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, должностное лицо установив, что исполнительный документ, по исполнительному производству № №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; административным истцом в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен, постановил взыскать с административного истца исполнительский сбор в размере 1000 рублей. Копию настоящего постановления должностное лицо направило по адресу: 01058657737 (страховой номер индивидуального лицевого счёта (далее СНИЛС) для доставки посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг), постановление о взыскании исп. сбора по ИП имущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, должностное лицо, установив, что исполнительный документ, по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; административным истцом в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен, постановил взыскать с административного истца исполнительский сбор в размере 1000 рублей. Копию настоящего постановления должностное лицо направило по адресу: 01058657737 (страховой номер индивидуального лицевого счёта (далее СНИЛС) для доставки посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг), постановление о взыскании исп. сбора по ИП имущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, должностное лицо, установив, что исполнительный документ, по исполнительному производству №-ИП от 05.04.2021г.; административным истцом в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен, постановил взыскать с административного истца исполнительский сбор в размере 1000 рублей. Копию настоящего постановления должностное лицо направило по адресу: 01058657737 (страховой номер индивидуального лицевого счёта (далее СНИЛС) для доставки посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг), Постановление о взыскании исп. сбора по ИП имущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, должностное лицо установив, что исполнительный документ, по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; административным истцом в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен, постановил взыскать с административного истца исполнительский сбор в размере 1000 рублей. Копию настоящего постановления должностное лицо направило по адресу: 01058657737 (страховой номер индивидуального лицевого счёта (далее СНИЛС) для доставки посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг).
По смыслу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" в обязанности судебных приставов-исполнителей в ходе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, упомянутых в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Действия судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии со ст.112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, рели должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным- вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50, по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, для взыскания исполнительского сбора необходима совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения и наличие вины должника в таком неисполнении.
Однако в рассматриваемом случае необходимая для взыскания исполнительского сбора совокупность условий, отсутствовала.
Как установлено ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении, указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение. Лицо участвующее в исполнительном производстве может извещаться посредством передачи ему, короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи при наличии его согласия.
Как указано в п. 2.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора утвержденных приказом ФССП РФ ДД.ММ.ГГГГ N 0001/16 постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом- исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Согласно п.2.4.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора утвержденных приказом ФССП РФ ДД.ММ.ГГГГ N 0001/16 уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
Учитывая изложенное, для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель должен установить наличие следующих обстоятельств:
истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года№-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
требования исполнительного документа должником не исполнены;
должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Сведений о направлении и получении должником постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ по городу Сочи ФИО1, УФССП России по <адрес>, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, либо ином уведомлении должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства в установленном порядке не предоставлены.
Вместе с тем, как следует из обращения административного истца и материалов административного дела вышеназванными постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ по городу Сочи ФИО1, УФССП России по <адрес>, обращено взыскание на денежные средства административного истца в том числе взыскан исполнительский сбор в общем размере 4000 рублей, по четырём исполнительным производствам.
При этом, из представленных административным истцом скрин-шотам по операции Сбербанк онлайн от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями ПАО Сбербанк в подтверждение платежей с пенсионного счёта ФИО4 оплачено 4000 рублей.
Таким образом, в отсутствии доказательств документального подтверждения факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (либо отказа от его получения) у судебного пристава - исполнителя не имелось правовых оснований для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, ввиду чего доводы административного истца о незаконности действий судебного пристава-исполнителя выразившихся в ненаправлении постановления о возбуждении исполнительного производства, принятии постановления о взыскании исполнительского сбора признаны судом обоснованными, а требования в данной части подлежащими удовлетворению.
Также, по мнению суда, заслуживающими внимания являются доводы административного истца о том, что в отсутствии надлежащего уведомления о возбужденном исполнительном производстве административный истец был лишен возможности предоставить судебному приставу - исполнителю квитанций подтверждающих добровольную уплату штрафов по постановлениям о возбуждении исполнительных производств, явившихся основанием к возбуждению исполнительного сбора и последующему обращению взыскания на денежные средства, принадлежащие административному истцу, ввиду чего требования в данной части также подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, а так же восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а так же иными способами предусмотренными законом.
В силу ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Учитывая установленные в ходе рассмотрения административного дела обстоятельства суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в части признания последствий незаконных действий, бездействия судебного пристава-исполнителя судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ по городу Сочи, УФССП России по <адрес>, по принудительному взысканию исполнительного сбора, денежных средств нарушающими охраняемые законом интересы и гарантированные Конституционные права административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 к судебному приставу исполнителю ОСП по ВАШ по городу Сочи ФИО1, УФССП России по <адрес>, по признанию бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ по городу Сочи по неразмещению, ненаправлению постановлений о возбуждении исполнительных производств: №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: 01058657737 (страховой номер индивидуального лицевого счёта (далее СНИЛС) для доставки посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг) - незаконными.
Признать действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ по городу Сочи ФИО1 по вынесению постановлений о взыскании исполнительских сборов по исполнительным производствам: №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ - необоснованными.
Признать действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ по городу Сочи ФИО1 по принудительному взысканию исполнительских сборов в общем размере 4000 (четыре тысячи) рублей с пенсионного счета административного истца - незаконными.
Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ по городу Сочи ФИО1, устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов административного истца, и произвести ФИО2 возврат незаконно взысканных с него денежных средств в виде исполнительского сбора в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Адлерский районный суд г. Сочи
Судья Е.Г. Федоров