НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Адамовского районного суда (Оренбургская область) от 14.01.2016 № 2-14/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Адамовка 14 января 2016 года

Адамовский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Данилевского Р.А.

при секретаре Зайцевой И.И.

с участием помощника прокурора Адамовского района Сукмановой Е.В.

ответчиков Буйного Д.В., действующего от своего имени, а также на основании Устава от имени Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Теренсай»

Недозимованного В.В., действующего от своего имени, а также на основании Устава от имени Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Нива»

Мухамбетова Е.Г., действующего от своего имени, а также на основании Устава от имени Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Елизаветинка»

Сницаря А.А., действующего от своего имени, а также на основании Устава от имени Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Шильда»

представителя ответчиков, администраций муниципальных образований Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области, Совхозный сельсовет Адамовского района Оренбургской области, Елизаветинский сельсовет Адамовского района Оренбургской области и Шильдинский поссовет Адамовского района Оренбургской области

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданские дела по искам

прокурора Адамовского района Оренбургской области, заявленным в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Елизаветинка», администрации муниципального образования Елизаветинский сельсовет Адамовского района Оренбургской области, директору Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Нива» Недозимованному В.В., Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Нива», администрации Муниципального образования Совхозный сельсовет Адамовского района Оренбургской области, Сницарю А.А., Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Шильда», администрации муниципального образования Шильдинский поссовет Адамовского района Оренбургской области, Буйному Д.В., Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Теренсай» и администрации муниципального образования Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области об обязании принять меры по погашению сложившейся задолженности перед кредиторами

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Адамовского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Адамовский районный суд Оренбургской области с указанными исками. В их обоснование он указал, что в ходе проведенной проверки финансово-экономической деятельности муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства (далее – МУП) «Елизаветинка», «Нива», «Теренсай», «Шильда», имеющих наибольшую просроченную задолженность перед ресурсоснабжающей организацией ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» было установлено, что указанные муниципальные унитарные предприятия жилищно-коммунального хозяйства предоставляют услуги по водоснабжению юридических лиц и населения муниципальных образований Елизаветинского, Совхозного, Теренсайского сельсоветов, Шильдинского поссовета питьевой водой. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется кредиторская задолженность перед указанной ресурсоснабжающей организацией за потребленную электроэнергию: у МУП ЖКХ «Елизаветинка» в размере <данные изъяты>; у МУП ЖКХ «Нива» в размере <данные изъяты>; у МУП ЖКХ «Теренсай» в размере <данные изъяты>; у МУП ЖКХ «Шильда» в размере <данные изъяты>. При этом, дебиторская задолженность составляет: перед МУП ЖКХ «Елизаветинка» <данные изъяты>; МУП ЖКХ «Нива» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, задолженность населения – <данные изъяты>; перед МУП ЖКХ «Теренсай» <данные изъяты> копеек; перед МУП ЖКХ «Шильда» <данные изъяты>.

Однако, указанные предприятия достаточные меры, направленные на погашение задолженности не принимают. Претензионная работа, направленная на взыскание дебиторской задолженности МУП ЖКХ «Елизаветинка» и МУП ЖКХ «Шильда» не ведется, МУП ЖКХ «Нива» и МУП ЖКХ «Теренсай» такую работу проводят, но в недостаточном объеме.

Просроченная задолженность МУП ЖКХ «Елизаветинка», МУП ЖКХ «Нива» и МУП ЖКХ «Теренсай» перед ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» начала образовываться с начала 2013 года, а МУП ЖКХ «Шильда» с начала 2010 года ввиду того, что выросли тарифы на электроэнергию. Вместе с тем, тарифы на услуги указанные предприятия рассчитывали путем метода индексирования, при этом индекс повышения тарифов на электроэнергию оказался больше индекса тарифов на услуги водоснабжения населения.

Таким образом, использование низких тарифов на оказываемые услуги в совокупности с иными нарушениями в деятельности указанных предприятий фактически делают их деятельность убыточной, что происходит на протяжении более 2 лет, а МУП ЖКХ «Шильда» - на протяжении более 4 лет.

Кроме того, при проверке были установлены и другие нарушения. Так, в МУП ЖКХ «Елизаветинка» не утверждены тарифы и не взимаются денежные средства за полив приусадебных участков и поение сельскохозяйственных животных. Замеры земельных участков не производятся. Данные факты приводят к дополнительным неучтенным затратам и росту кредиторской задолженности за энергоресурсы. Помимо того, не должным образом осуществляется контроль за сохранностью муниципального имущества, отсутствует реестр муниципального имущества. Инвентаризация основных средств на конец отчетного периода не проводится.

В МУП ЖКХ «Теренсай» при проверке муниципального имущества установлено, что реестр содержит недостоверные сведения (содержит перечень жилого фонда, часть которого, на дату проверки приватизирован, отсутствуют сведения об имуществе, находящегося в хозяйственном ведении – <данные изъяты>), инвентаризация основных средств на конец года не проводится. Таким образом, данный факт свидетельствует о бесконтрольности со стороны руководства предприятия.

В МУП ЖКХ «Шильда» было произведено снятия наличности в кассе предприятия, установлена недостача в размере <данные изъяты>, при ведении кассовых операций допускаются нарушения Указаний Центрального Банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-У. Также выявлены нарушения при начислении заработной платы работникам предприятия, в частности установлены неправомерные начисления доплат к заработной плате директора МУП ЖКХ «Шильда», учет муниципального имущества ведется ненадлежащим образом, реестр отсутствует, инвентаризация основных средств на конец отчетного периода не проводится.

В связи с имеющимися задолженностями в Адамовском РОСП на исполнении находятся сводные исполнительные производства:

- в отношении должника МУП ЖКХ «Елизаветинка» в котором имеются <данные изъяты> исполнительных производств имущественного характера, где взыскателем является МРИ ФНС по Оренбургской области, ГУ УПФР в Адамовском районе, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», Роспотребнадзор. В ходе исполнительных действий вынесено постановление об ограничении проведения расходных операций по кассе предприятия. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с МУП ЖКХ «Елизаветинка» взыскано <данные изъяты>;

- в отношении должника МУП ЖКХ «Нива» в котором имеются <данные изъяты> исполнительных производств имущественного характера, где взыскателем является ОАО «ЭнергосбыТ Плюс». В ходе исполнительных действий вынесено постановление об ограничении проведения расходных операций по кассе предприятия. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с МУП ЖКХ «Нива» взыскано <данные изъяты>

- в отношении должника МУП ЖКХ «Теренсай» в котором имеются <данные изъяты> исполнительных производств имущественного характера, где взыскателем является МРИ ФНС по Оренбургской области, ГУ УПФР в Адамовском районе, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области». В ходе исполнительных действий на счета МУП ЖКХ «Теренсай» наложен арест в связи с взысканием задолженности в пользу указанных взыскателей. По состоянию за ДД.ММ.ГГГГ с МУП ЖКХ «Теренсай» взыскано <данные изъяты>

- -СД в отношении должника МУП ЖКХ «Шильда» в котором имеются <данные изъяты> исполнительных производств имущественного характера, где взыскателем является МРИ ФНС по Оренбургской области, ГУ УПФР в Адамовском районе, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», Южно-Уральский филиал ООО «Русэнергосбыт». В ходе исполнительных действий вынесено постановление об ограничении проведения расходных операций по кассе предприятия. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с МУП ЖКХ «Шильда» взыскано <данные изъяты>.

В связи с ненадлежащей работой по погашению задолженности за потребленную электроэнергию, прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес директоров указанных предприятий внесено представление об устранении нарушений, которое находится в стадии рассмотрения.

Анализ бухгалтерского баланса МУП ЖКХ «Елизаветинка», МУП ЖКХ «Нива», МУП ЖКХ «Теренсай» и МУП ЖКХ «Шильда» показал, что осуществление расчетов за потребленную электроэнергию своевременно и в полном объеме возможно только при усилении работы с дебиторской задолженностью, сокращении сроков ее оборачиваемости. Иные источники для погашения обязательств отсутствуют. Имеет место устойчивая тенденция увеличения показателей убыточности предприятия, что в дальнейшем также может негативно сказаться на состоянии расчетов за потребленную электроэнергию.

Если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2007 года № 208 «О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса» утверждены правила, которые определяют порядок и сроки рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса (далее - стороны) в отношении тарифов и надбавок, установление которых предусмотрено Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (далее разногласия, тарифы, надбавки).

Однако МУП ЖКХ «Елизаветинка», МУП ЖКХ «Нива», МУП ЖКХ «Теренсай», МУП ЖКХ «Шильда», муниципальное образование Елизаветинский сельсовет, муниципальное образование Совхозный сельсовет, муниципальное образование Теренсайский сельсовет и муниципальное образование Шильдинский поссовет установленные в сфере водоснабжения тарифы в соответствии с вышеуказанными правилами не оспаривали. Несмотря на наличие задолженности перед МУП ЖКХ «Елизаветинка», МУП ЖКХ «Нива», МУП ЖКХ «Теренсай», МУП ЖКХ «Шильда» бюджетных учреждений и населения исковые заявления к ним в суд не направлялись.

Потребителями услуги, которая предоставляется указанными предприятиями являются физические лица (население) и организации, в том числе объекты социальной инфраструктуры, непогашение имеющейся задолженности за поставленные энергоресурсы может привести к прекращению либо ограничению энергоресурсов и, следовательно, водоснабжения жилых домов, учреждений здравоохранения, образования, социальных организаций, органов государственной власти, расположенных на территории муниципального образования Елизаветинский сельсовет Адамовского района, что противоречит принципу обеспечения надежности водоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и часть 2 статьи 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» к полномочиям сельских поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных тарифной разницей.

При указанных обстоятельствах бездействие ответчиков может привести к прекращению либо ограничению водоснабжения жилых домов, образовательных, социальных учреждений, органов государственной власти, расположенных на территории муниципального образования, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также противоречат интересам указанным МУП ЖКХ и муниципальным образованиям, на территории которых они находятся и повлекли причинение значительного ущерба и невозможность расчета за поставленный ресурс.

В связи с чем просил суд признать незаконным бездействия ответчиков: МУП ЖКХ «Елизаветинка», директора МУП ЖКХ «Нива» Недозимованного В.В., директора МУП ЖКХ «Теренсай» Буйного Д.В., директора МУП ЖКХ «Шильда» Сницарь А.А. по принятию всех возможных мер по погашению задолженности за потребленную электроэнергию, выразившееся в непринятии мер по ведению безубыточной деятельности предприятия в сфере водоснабжения, в том числе непринятии всех мер по установлению предприятию департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов экономически обоснованного тарифа на водоснабжение.

Обязать МУП ЖКХ «Елизаветинка», Недозимованного В.В., МУП ЖКХ «Нива», Буйного Д.В., МУП ЖКХ «Теренсай», Сницаря А.А., МУП ЖКХ «Шильда»:

- принять меры по погашению сложившейся задолженности перед кредиторами посредством направления в срок до ДД.ММ.ГГГГ в Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов документов, в целях установления предприятию экономически обоснованного (безубыточного) тарифа на водоснабжение, для чего предварительно осуществить мероприятия по восстановлению бухгалтерского учета задолженности населения по срокам ее образования, истребовать задолженность за поставленные ресурсы, подготовить детальные расчеты, обосновывающие снижение выработки и полезного отпуска питьевой воды конечным потребителям, по сравнению с установленными Департаментом по ценам и регулированию тарифов при утверждении тарифа на отпуск питьевой воды, подготовить детальные расчеты убытков от водоснабжения за <данные изъяты> подготовить расчеты затрат на приобретение водоснабжения, расходов на оплату труда и управленческие расходы (с обоснованием необходимости таких расходов), а также расходов на оплату услуг сторонних организаций,

- в течение месяца со дня вступления в силу решения суда внести изменения в учетную политику предприятия в части учета просроченной дебиторской задолженности по срокам ее образования, а именно провести инвентаризацию дебиторской задолженности, определить вероятность ее взыскания, создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете с целью определения реального размера убытков организации. Осуществить оценку безнадежной дебиторской задолженности и ее списание;

- активизировать претензионно-исковую работу, направленную на взыскание просроченной задолженности, в том числе путем обращения с исковыми заявлениями в суд ко всем должникам о взыскании этой задолженности;

- с учетом реализации вышеизложенных пунктов, совместно с администрациями муниципальных образований Елизаветинский сельсовет, Совхозный сельсовет, Теренсайский сельсовет и Шильдинский поссовет в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить обращение в Правительство Оренбургской области с целью компенсации за счет средств регионального бюджета убытков предприятия, вызванных наличием выпадающих доходов и сомнительной задолженностью населения и компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.

Определением судьи Адамовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ все дела по искам прокурора Адамовского района объединены в одно производство.

В судебном заседании помощник прокурора Адамовского района Оренбургской области от исковых требований признать незаконным бездействие ответчиков, а также активизировать претензионно-исковую работу и внести изменения в учетную политику предприятий, отказалась в связи с добровольным исполнением ответчиками указанных требований. В оставшейся части исковые требования изменила и просила суд обязать ответчиков совершить действия в срок до ДД.ММ.ГГГГ. С учетом уточнения исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представители ответчиков – МУП ЖКХ «Елизаветинка», МУП ЖКХ «Нива», МУП ЖКХ «Теренсай», МУП ЖКХ «Шильда», администраций муниципальных образований Шильдинский поссовет Адамовского района Оренбургской области, Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области, Совхозный сельсовет Адамовского района Оренбургской области, Елизаветинский сельсовет Адамовского района Оренбургской области, Недозимованный В.В., Буйный Д.В., Сницарь А.А. в судебном заседании исковые требования прокурора, с учетом их уточнения, признали в полном объеме. Последствия данного процессуального действия, предусмотренные статьями 39 и 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, им разъяснены и понятны. Заявления о признании иска подписано ответчиками и представителями ответчиков и приобщены к протоколу судебного заседания. У представителей ответчиков имеются правомочия на признание иска.

Выслушав помощника прокурора, ответчиков и представителя ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом, суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Пункт 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Учитывая, что требования прокурора, с учетом их уточнения, признаны ответчиками и представителями ответчиков в полном объеме и указанное признание иска не нарушает требований закона, а также права и интересы третьих лиц, суд принимает признание иска, исходя из чего, исковое заявление прокурора Адамовского района Оренбургской области подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иски прокурора Адамовского района Оренбургской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Елизаветинка», директора Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Нива» Недозимованного В.В., Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Нива», директора Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Теренсай» Буйного Д.В., Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Теренсай», директора Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Шильда» Сницаря А.А. и Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Шильда»:

- принять меры по погашению сложившейся задолженности перед кредиторами посредством направления в срок до ДД.ММ.ГГГГ в Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов документов, в целях установления предприятию экономически обоснованного (безубыточного) тарифа на водоснабжение, для чего предварительно осуществить мероприятия по восстановлению бухгалтерского учета задолженности населения по срокам ее образования, истребовать задолженность за поставленные ресурсы, подготовить детальные расчеты, обосновывающие снижение выработки и полезного отпуска питьевой воды конечным потребителям, по сравнению с установленными Департаментом по ценам и регулированию тарифов при утверждении тарифа на отпуск питьевой воды, подготовить детальные расчеты убытков от водоснабжения за 2014-2015 годы, подготовить расчеты затрат на приобретение водоснабжения, расходов на оплату труда и управленческие расходы (с обоснованием необходимости таких расходов), а также расходов на оплату услуг сторонних организаций;

- совместно с администрациями муниципальных образований Елизаветинский сельсовет Адамовского района Оренбургской области, Совхозный сельсовет Адамовского района Оренбургской области, Теренсайский сельсовет Адамовского района Оренбургской области и Шильдинский поссовет Адамовского района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить обращение в Правительство Оренбургской области с целью компенсации за счет средств регионального бюджета убытков предприятия, вызванных наличием выпадающих доходов и сомнительной задолженностью населения и компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Адамовский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 18 января 2016 года.

Председательствующий: Р.А. Данилевский