НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ачинского городского суда (Красноярский край) от 30.11.2023 № 2-2820/2023

24RS0002-01-2023-0037432704-26

Дело №2-2820/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2023 года г. Ачинск Красноярского края,

ул. Назарова, 28-Б

Ачинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Берестовенко Ю.Н.,

с участием представителя ответчика ОСФР по Красноярскому краю Трухиной И.М., действующей на основании доверенности от 20.01.2023 сроком по 31.12.2023 (л.д.171),

при секретаре Мельник Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волосатовой Светланы Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, Краевому государственному казенному специализированному учреждению «Центр оценки качества образования» о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести индексацию пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Волосатова С.Н. обратилась в суд с иском к ОСФР по Красноярскому краю, КГКСУ «Центр оценки качества образования» о признании незаконным решения № от 28.11.2022 об отказе в перерасчете размера пенсии, возложении обязанности на ОСФР по Красноярскому краю произвести индексацию пенсии, возложении обязанности на КГКСУ «Центр оценки качества образования» предоставить в ОСФР по Красноярскому краю форму СЗВ-М «отмн» за июль и август 2022 г., взыскании судебных расходов. Требования мотивированы тем, что истец является получателем страховой пенсии по старости. Согласно приказу № от 20.06.2022 трудовой договор между КГБОУ «Ачинская Мариинская женская гимназия-интернат» и истцом расторгнут по инициативе работника. На основании приказов Министерства образования Красноярского края от 05.05.2022 №296-11-05, а также №323-11-05 от 19.05.2022 истец привлекалась для организации и проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена в основной период с 02.06.2022 по 15.06.2022 в качестве организатора в пунктах проведения экзамена. 01.06.2022 истец обратилась в КГКСУ «Центр оценки качества образования» с заявлением о выплате компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА с перечислением денежных средств на ее банковский счет. На основании приказов КГКСУ «Центр оценки качества образования» № 259-гиа от 21.07.2022 и №333-гиа от 02.08.2022 истцу за фактическое время работы в пункте проведения экзамена произведена выплата компенсации в сумме 1146 руб. и 955 руб. соответственно. 23.11.2022 истец обратилась в отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю с заявлением о перерасчете размера пенсии по основанию увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента, в котором отражено, что истце не работает. Решением Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю № от 28.11.2022 истцу отказано в перерасчете пенсии в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием оснований для перерасчета пенсии ввиду того, что она является работающим пенсионером, так как работодатель КГКСУ «Центр оценки качества образования» представил сведения за июль и август 2022 г. о наличии выплат, на которые начисляются страховые взносы. Полагает, что получение истцом в июне 2022 г. компенсации за участие в организации и проведении ГИА не свидетельствует об осуществлении ею трудовой деятельности в КГКСУ «Центр оценки качества образования» в период с мая по август 2022 г. Таким образом, в указанный период КГКСУ «Центр оценки качества образования» не являлся работодателем истца, поскольку приказ о приеме на работу не издавался, трудовой или гражданско-правовой договор не заключался, табель учета рабочего времени не велся. Истец прекратила трудовую деятельность с 20.06.2022, решением № от 28.11.2022 ОСФР по Красноярскому краю необоснованно отказано в индексации страховой пенсии с 01.07.2022. В связи с чем, истец просит признать незаконным указанное решение ОСФР по Красноярскому краю, возложить на него обязанность произвести индексацию пенсии с 01.07.2022, а также обязать КГКСУ «Центр оценки качества образования» предоставить в ОСФР по Красноярскому краю форму СЗВ-М «отмн» за июль и август 2022 г., взыскать с ответчиков солидарно расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб. и за составление иска 4000 руб. (л.д.10-14).

Определением суда от 31.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная ИФНС России № 17 по Красноярскому краю (л.д.162).

Истец Волосатова С.Н. уведомленная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.219), в судебное заседание после перерыва не явилась, согласно телефонограмме просила дело рассматривать в ее отсутствие (л.д.223). Ранее в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что с 27.08.2012 она является получателем страховой пенсии. С 30.08.2019 работала в КГБОУ «Ачинская Мариинская женская гимназия-интернат» учителем русского языка и литературы, откуда была уволена 20.06.2022 по собственному желанию. В соответствии с пенсионным законодательством, если в течение месяца после увольнения в пенсионный фонд не поступает отчетность по форме СЗВ-М, то с 01 числа следующего за месяцем увольнения размер пенсии должен быть проиндексирован. В июле 2022 г. она не работала, с 22.08.2022 вновь трудоустроилась в КГБОУ «Ачинская Мариинская женская гимназия-интернат». Таким образом, в связи с отсутствием трудовой деятельности в июле 2022 г., полагает, что у нее возникло право на индексацию размера ее пенсии с 01.07.2022. В ноябре 2022 года она обратилась в пенсионный фонд с заявлением о перерасчете пенсии по основанию увеличения суммы коэффициентов, на что получено решение ОПФР по Красноярскому краю от 28.11.2022 об отказе в перерасчете размера пенсии, в связи с предоставлением КГКСУ «Центр оценки качества образования» отчетности формы СЗВ-М за июль и август 2022 г. Данное решение пенсионного органа считает незаконным, поскольку КГКСУ «Центр оценки качества образования» ее работодателем не является. На основании приказов Министерства образования Красноярского края она была привлечена в качестве организатора проведения ГИА. Участие в проведении экзамена было осуществлено ей 02.06.2022 в МБОУ «Средняя школа № 18» и 15.06.2022 в МОУ «Лицей № 1», оплата за которое ей произведена в июле и августе 2022 г. Однако, каких-либо трудовых или гражданско-правовых договоров с КГКСУ «Центр оценки качества образования» ей заключено не было, в связи с чем, полагает ОСФР по Красноярскому краю незаконно учел представленную КГКСУ «Центр оценки качества образования» отчетность формы СЗВ-М за июль и август 2022 г., отказав ей в перерасчете пенсии.

Представитель ОСФР по Красноярскому краю Трухина И.М. в судебном заседании против исковых требований возражала, согласно представленным письменным отзывам (л.д.39-41,182), из которых следует, что истец является получателем страховой пенсии с 27.08.2012. В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», п. 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», страхователь (работодатель) сдает в отделение Пенсионного Фонда РФ в отношении работника сведения необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в свою очередь Пенсионный Фонд РФ ежемесячно осуществляет сбор сведений о застрахованных лицах, в том числе, о стаже, заработной плате, а также начисленных учетных страховых взносах, и включает их в индивидуальный лицевые счета застрахованных лиц. Данные о застрахованном лице включаются в его индивидуальный лицевой счет на основании сведений, представленных страхователем. Страхователь обязан представлять в органы Пенсионного фонда РФ сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, за которых он уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. При этом страхователь несет ответственность за полноту и достоверность представленных им сведений. В случае отсутствия на лицевом счете застрахованного лица поступающих сведений, лицо считается неработающим, что является основанием применения ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» об индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Срок сдачи отчетности и процедура индексации пенсии включает в себя: 1) календарный месяц когда пенсионер не осуществляет работу, 2) в следующем месяце (до 15 числа) поступает отчетность, где работодатель не указывает застрахованных лиц не работающих, 3) в следующем месяце проверяются индивидуальные сведения, вносятся на лицевые счета застрахованных лиц и в следующем месяце выносится решение о выплате сумм с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии. Согласно информационным базам данных, имеющимся в распоряжении ОСФР по Красноярскому краю, страхователем КГКСУ «Центр оценки качества образования» представлены сведения о факте работы истца в июле и августе 2022 года. На основании приказов Министерства образования Красноярского края истец привлекалась для организации и проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена в основной период с 19.05.2022 по 09.07.2022 и в период с 26.05.2022 по 02.07.2022 в качестве организатора ППЭ. На основании личного заявления истца и приказов КГКСУ «Центр оценки качества образования» от 21.07.2022 №259-гиа и от 02.08.2022 №333-гиа Волосатовой С.Н. за участие в организации и проведения ГИ 9,11 в форматах ОГЭ и ЕГЭ назначена и произведена выплата компенсации в сумме 1146 руб. и 955 руб. Соответственно, согласно ст. 779 ГК РФ срок действия договора исчисляется с даты издания приказа о привлечении для организации и проведения ГИА и по дату оплаты за оказание услуги, что соответствует требованиям п. 13 Постановления Правительства РФ от 02.10.2017 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий». При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора гражданско-правового характера, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случае если срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей. КГКСУ «Центр оценки качества образования» является страхователем истца в силу ст. 8, ч. 2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Истец находилась в гражданско-правовых отношениях, то есть осуществляла иную деятельность с КГКСУ «Центр оценки качества образования», соответственно, страхователь КГКСУ «Центр оценки качества образования» обязан был сдать сведения по форме «СЗВ-М» по факту работы с учетом периода выплаты компенсации, с которой произведена уплата страховых взносов застрахованного лица как работающему по гражданско-правовому договору. Таким образом, у истца отсутствует право на проведение индексации пенсии с 01.07.2022 в порядке ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку она фактически работала в рамках договора гражданско-правового характера с 19.05.2022 по 02.08.2022 в КГКСУ «Центр оценки качества образования», что подтверждается представленной страхователем отчетностью по форме СЗВ-М. В связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований отказать. Дополнительно пояснила, что указанная позиция отражена также в определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.10.2023 по делу №

Представитель ответчика КГКСУ «Центр оценки качества образования» надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания (л.д.180,211,220), в суд не явился, представил ходатайство с просьбой рассмотреть дело без участия представителя (л.д.206), представил пояснения, в которых указывает, что КГКСУ «Центр оценки качества образования» не является работодателем для лиц, привлекаемых для организации и проведения ГИА. Вместе с тем, в целях обязательного пенсионного страхования КГКСУ «Центр оценки качества образования» осуществляет передачу сведений (отчетность СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ) о выплаченных суммах компенсации лицам, участвующим в организации и проведении ГИА, так как данные суммы в соответствии с положениями ст. 420 НК РФ подлежат обложению страховыми взносами. КГКСУ «Центр оценки качества образования» осуществляет выплаты компенсации лицам, участвующим в проведении ГИА, в соответствии с Порядком выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет краевого бюджета, выделяемых на проведение ГИА. Порядок устанавливает механизм и сроки выплаты компенсации лицам, участвующим в проведении ГИА по решению Министерства образования Красноярского края. Для получения компенсации лица, привлеченные по решению Министерства образования Красноярского края представляют в КГКСУ «Центр оценки качества образования» заявление о выплате компенсации в основной период ГИА в течение 45 дней со дня завершения периода. КГКСУ «Центр оценки качества образования» регистрирует заявление в течение 3 дней со дня их поступления, осуществляет проверку соблюдения условий выплаты компенсации и расчет размера компенсации в основной период ГИА в течение 50 дней со дня окончания срока представления заявления и в течение 10 дней со дня завершения проверки соблюдения условий выплаты компенсации и осуществления расчета размера компенсации, принимает решение о выплате или об отказе в выплате компенсации в форме приказа. Выплата компенсации осуществляется способом, указанным в заявлении в основной период в рок до 5 декабря. Выплаты компенсации осуществлены КГКСУ «Центр оценки качества образования» своевременно в соответствии с указанным Порядком. КГКСУ «Центр оценки качества образования» указывает в отчетности СЗВ-М месяц, в котором приказом назначена выплата компенсации. Факта работы Волосатовой С.Н. в июле и августе 2022 года в КГКСУ «Центр оценки качества образования» нет, есть факт выплаты компенсации. Заявление Волосатовой С.Н. о выплате компенсации подано в КГКСУ «Центр оценки качества образования» до оконсания срока приема заявлений, зарегистрировано с соблюдением срока регистрации, проверка соблюдения условий выплаты компенсации, расчет размера компенсации и принятие решения о выплате компенсации, проведены КГКСУ «Центр оценки качества образования» с соблюдением сроков, установленных Порядком, на основании приказов №29-гиа от 21.07.2022 и №333-гиа от 02.08.2022 (л.д.129-130).

Представители третьих лиц Министерства образования Красноярского края, КГБОУ «Ачинская Мариинская женская гимназия-интернат», Межрайонная ИФНС России № 17 по Красноярскому краю надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания (180,211,220), в суд не явились, возражений, ходатайств не представили.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Определение порядка индексации пенсий как одного из способов повышения их размеров является прерогативой законодателя, который вправе, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ) (в редакции, действовавшей по состоянию на 1 июля 2022 г.).

Согласно положениям статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;

2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 указанного Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Из положений части 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ следует, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу частей 6, 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 22 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Согласно статье 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ), в редакции действовавшей в спорный период, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения (по форме СЗВ-М), где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Согласно пункту 2.4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу, приостановления и возобновления действия трудового договора и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения:1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя, отчество; 3) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, представляются: с 1 января 2020 года - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя (подпункт 1 пункта 2.5 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ)

В соответствии с пунктом 25 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. №211н, индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного (зарегистрированного) лица.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2018 г. №1488-О, реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определил порядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, предусмотрев, что уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица, а данные указанного учета используются для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионер наделен правом представления в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявления о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию, которое учитывается при принятии решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) наряду со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Такое правовое регулирование в рамках правового механизма исчисления размера страховой пенсии направлено на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.

В силу пункта 100 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. №545н, при прекращении осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона№400-ФЗ, выплачиваются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Из указанных положений пенсионного законодательства следует, что в случае осуществления пенсионером трудовой деятельности назначенная страховая пенсия с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Соответствующий перерасчет пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировки производится в связи с увольнением пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. Сведения об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей в сроки и по форме, предусмотренным Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ, на основании которых выносит решение о выплате пенсии, определенной в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений от работодателей (часть 6 статьи26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ). Выплата пенсии в новом размере производится начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения решения о перерасчете пенсии (часть 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).

Как разъяснил Минфин России в Письме от 10 октября 2019 г. №03-15-07/77728, выплата денежной компенсации педагогу является оплатой за выполнение им работ (оказание услуг) по подготовке и проведению ГИА, а не возмещением затрат.

Даже если письменный договор не заключен, факт выполнения педагогами работ по подготовке и проведению ГИА по решению уполномоченных органов исполнительной власти соответствует признакам договора подряда либо договора возмездного оказания услуг, предусмотренным соответственно статьями 702 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые могут быть заключены в том числе и в устной форме с учетом положений статей 432 и 434 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного выплаты компенсации педагогам облагаются страховыми взносами как выплаты, производимые по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, независимо от источника финансирования данных выплат, а также от факта заключения с педагогическими работниками гражданско-правовых договоров в письменной форме.

Таким образом, по смыслу приведенных выше нормативных положений, выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии поставлена в зависимость от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, подлежащей обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Волосатова С.Н. с 27.08.2012 является получателем страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.92).

С 30.08.2019 Волосатова С.Н. работала в КГБОУ «Ачинская Мариинская женская гимназия-интернат» в должности <данные изъяты>. 20.06.2022 была уволена по собственному желанию. С 22.08.2022 вновь трудоустроена в КГБОУ «Ачинская Мариинская женская гимназия-интернат» (л.д.114,115,116).

Согласно информационной справке КГБОУ «Ачинская Мариинская женская гимназия-интернат» сведения о трудовой деятельности Волосатовой С.Н. (форма СЗВ-ТД) были сданы в Пенсионный фонд Российской Федерации 20.06.2022 и 23.08.2022 соответственно (л.д.44,117,118).

На основании приказа Министерства образования Красноярского края № 296-11-05 от 05.05.2022 Волосатова С.Н. привлекалась для организации и проведении ГИА по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена в основной период с 19 мая 2022 г. по 9 июля 2022 г. в качестве организатора в ППЭ №2118, а также в соответствии с приказом Министерства образования Красноярского края №323-11-05 от 19.05.2022 - для организации и проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена в основной период в 2022 году с 26 мая 2022 г. по 2 июля 2022 г. в качестве организатора в ППЭ №2107 (л.д.195-200).

Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2018 №452-п «Об установлении размера и Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации» определен порядок выплаты компенсации, в соответствии с пунктом 3 которого для получения компенсации работник или представитель работника представляет в КГКСУ «Центр оценки качества образования» или в КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» заявление о выплате компенсации по форме согласно приложению к Порядку.

Согласно пункту 4 Порядка, работник представляет в КГКСУ «ЦОКО» или КГБУ «МФЦ» заявление и документы, указанные в пункте 3 Порядка, для получения компенсации за участие в проведении ГИА в основной период - в течение 45 дней со дня его завершения (абз. 3 п. 4 Порядка).

КГКСУ «Центр оценки качества образования» осуществляет проверку соблюдения работниками условий выплаты компенсации, установленных статьей 20 Закона Красноярского края от 26 июня 2014 года №6-2519 «Об образовании в Красноярском крае», и расчет размера компенсации за участие в проведении ГИА в основной период - в течение 50 дней со дня окончания срока для предоставления работниками заявления и документов, установленного абз. 3 п. 4 Порядка (пункт 12).

В соответствии с пунктом 13 Порядка при расчете размера компенсации КГКСУ «Центр оценки качества образования» учитывает:

а) фактически отработанное работниками время (количество часов) на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представленных в КГКСУ «Центр оценки качества образования»;

б) количество проверенных, перепроверенных педагогическими работниками экзаменационных работ с развернутыми ответами на основании ведомостей (табелей) учета количества проверенных, перепроверенных экзаменационных работ с развернутыми ответами, представленных председателями, заместителями председателей предметных комиссий Красноярского края лично не позднее одного рабочего дня, следующего за днем завершения проверки, перепроверки экзаменационных работ с развернутыми ответами;

в) фактически отработанное в региональном центре обработки информации (далее - РЦОИ) членами государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, уполномоченными представителями государственной экзаменационной комиссии Красноярского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования время на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представляемых в КГКСУ «Центр оценки качества образования» руководителем РЦОИ лично не реже одного раза в неделю.

В силу пункта 16 Порядка КГКСУ «Центр оценки качества образования» в течение 10 дней со дня завершения проверки соблюдения работником условий выплаты компенсации и осуществления расчета размера компенсации принимает решение о выплате или отказе в выплате работнику компенсации.

О принятом решении о выплате или об отказе в выплате работнику компенсации КГКСУ «Центр оценки качества образования» уведомляет работников и (или) представителей работников в течение 7 дней со дня принятия соответствующих решений путем размещения информации на своем официальном сайте (www.coko24.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет о выплате или об отказе в выплате работникам компенсации с указанием оснований для отказа и порядка обжалования принятых решений.

Решение КГКСУ «Центр оценки качества образования» о выплате или об отказе в выплате работнику компенсации оформляется в форме приказа. В приказе КГКСУ «Центр оценки качества образования» о выплате работнику компенсации указывается ее размер.

Выплата работнику компенсации осуществляется КГКСУ «Центр оценки качества образования» за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на его финансовое обеспечение в соответствии с бюджетной сметой, в пределах средств, выделенных на проведение ГИА (пункт 17).

Согласно пункту 19 Порядка, КГКСУ «Центр оценки качества образования» осуществляет выплату работникам компенсации за участие в проведении ГИА в основной период - в срок до 5 декабря.

Из представленного табеля учета рабочего времени работников ППЭ следует, что истец участвовала в проведении ГИА 02.06.2022 в количестве 6 часов и 15.06.2022 в количестве 5 часов (л.д.145-150).

01.06.2022 Волосатова С.Н. обратилась в КГКСУ «Центр оценки качества образования» с заявлением о выплате компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА с перечислением денежных средств на ее банковский счет (л.д.140).

На основании Приказа КГКСУ «Центр оценки качества образования» №259-гиа от 21.07.2022 Волосатовой С.Н. за фактическое время работы в пункте проведения экзамена № ЕГЭ 2107, 2108, 2109 подлежит выплата компенсации в сумме 1146 руб. (л.д.141-142).

На основании приказа КГКСУ «Центр оценки качества образования» № 333-гиа от 02.08.2022 Волосатовой С.Н. подлежит выплата компенсация за фактическое время работы в пункте проведения экзамена в сумме 955 руб.

На основании указанных приказов, Волосатовой С.Н. были перечислены суммы выплат с учетом НДФЛ платежным поручением № 1042185 от 26.07.2022 в размере 977 руб., платежным поручением № 1135486 от 10.08.2022 в размере 831 руб. (л.д.226,227).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», КГКСУ «Центр оценки качества образования» были поданы сведения в пенсионный орган о получении компенсации Волосатовой С.Н. за июль и август 2022 года, с которой исчисляются страховые взносы, на основании приказов о выплате компенсации от 21.07.2022 и 02.08.2022.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Волосатовой С.Н., КГКСУ «Центр оценки качества образования» представило в отношении истца 12.08.2022 и 08.09.2022 отчетность по форме СЗВ-М (л.д.212-215,216-217). Волосатова С.Н. указана в сведениях о застрахованных лицах, в отношении которых подана отчетность по форме СЗВ-М «исх» за июль и август 2022 года (л.д.183-188).

23.11.2022 Волосатова С.Н. обратилась в ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о перерасчете размера пенсии по основанию увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента, представив справку КГКСУ «Центр оценки качества образования» №288 от 07.11.2022 (л.д.105-106,108).

Решением ОПФР по Красноярскому краю № от 28.11.2022 отказано в перерасчете пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 18.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В решении указано, что в соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов. Период организаторской деятельности в КГКСУ «ЦОКО» с 02.06.2022 по 15.06.2022, указанный в справке от 07.11.2022 №288, не может быть квалифицирован как иной период, так как не относится к иным периодам, указанным в ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В связи с чем, отсутствуют основания для перерасчета пенсии в соответствии с ч. 12 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.107).

Оценивая доводы истца о том, что она не осуществляла трудовую деятельность в июле и августе 2022 г., КГКСУ «Центр оценки качества образования» работодателем истца не являлся, в связи с чем, оснований для отказа в перерасчете пенсии не имеется, суд исходит из следующего.

В силу вышеприведенного правового регулирования индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии осуществляется в отношении пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем, осуществление пенсионером указанной выше иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, является препятствием для перерасчета размера пенсии с учетом индексации (увеличения).

Как следует из материалов дела, Волосатова С.Н. привлекалась для организации и проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена в основной период - с 19 мая 2022 г. по 9 июля 2022 г., выплаты денежной компенсации, связанные с указанной деятельностью, были произведены КГКСУ «Центр оценки качества образования» в июле и августе 2022 г. на основании соответствующих приказов в соответствии с полномочиями, возложенными на указанное учреждение Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2018 №452-п «Об установлении размера и Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации», что свидетельствует об осуществлении истцом в указанный период деятельности, подлежащей обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ, связанной с участием в подготовке и проведении ГИА.

Таким образом, фактически правоотношения между истцом и КГКСУ «Центр оценки качества образования» в связи с участием в подготовке и проведении ГИА имели место в период с мая 2022 г. по август 2022 г. (с даты приказа о привлечении для организации и проведения ГИА по дату приказа о выплате компенсации), указанная деятельность подлежит обязательному пенсионному страхованию. Поскольку Приказами КГКСУ «Центр оценки качества образования» от 21.07.2022 и 02.08.2022 Волосатовой С.Н. была выплачена компенсация за проведения ГИА, которая облагается страховыми взносами, КГКСУ «Центр оценки качества образования» правомерно, в сроки, установленные ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ, представило в пенсионный орган в отношении истца 12.08.2022 и 08.09.2022 отчетность по форме СЗВ-М за июль и август 2022 года соответственно. При этом нарушения Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации, установленного Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2018 №452-п, судом не установлено. Таким образом, оснований для возложения обязанности на КГКСУ «Центр оценки качества образования» предоставить в ОСФР по Красноярскому краю форму СЗВ-М «отмн» за июль и август 2022 года в отношении истца не имеется.

В связи с чем, решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю № от 28.11.2022, соответствует вышеприведенным положениям Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. №211н, согласно которым решение о перерасчете пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировке принимается на основании сведений об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности, которые пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным решения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации № от 28.11.2022 об отказе в перерасчете размера пенсии, возложении обязанности на ОСФР по Красноярскому краю произвести индексацию пенсии, возложении обязанности на КГКСУ «Центр оценки качества образования» предоставить в ОСФР по Красноярскому краю форму СЗВ-М «отмн» за июль и август 2022 г. не имеется, в связи с чем, суд полагает необходимым в заявленных требованиях отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Волосатовой Светланы Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, Краевому государственному казенному специализированному учреждению «Центр оценки качества образования» о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести индексацию пенсии - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Ю.Н. Берестовенко

Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2023 года