Дело №2-1806/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2018 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Настенко Т.Н., при секретаре Малыгиной Е.И.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» ФИО2, действующей на основании доверенности от 09. 01.2018 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности по выплате заработной платы в установленном законом размере,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» о взыскании задолженности по заработной плате, мотивируя тем, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 17.11.2016 г. в должности <данные изъяты> в административно-хозяйственной части на основании трудового договора №110/16 от 17.11.2016 г. За выполнение трудовых обязанностей ей установлен оклад в размере 2 552 руб., предусмотрены дополнительные выплаты за работу в интернате в размере 382,80 руб., за санузел в размере 293,66 руб., за интенсивность труда в размере 706,25 руб., а также районный коэффициент и северная надбавка в размере по 30%, и в месячный заработок начисляется доплата до МРОТ. С 01.01.2018 Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» размер МРОТ составляет 9 489 руб. в месяц, следовательно, размер заработной платы должен составлять не менее 9 489 руб. + 30% + 30% = 15 182,40 руб. (с учетом НДФЛ). Между тем размер начисляемой и выплачиваемой истцу заработной платы меньше указанной суммы, что противоречит положениям ст. 133 ТК РФ и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. На основании изложенного, истец просит взыскать недоначисленную и не выплаченную заработную плату за период с 01.01.2018 по 31.03.2018 истцу в сумме 12 498 руб., а также обязать ответчика с 01.04.2018 выплачивать ей заработную пату в соответствии с положениями Конституции РФ и Трудового кодекса РФ в размере не менее МРОТ с начислением районного коэффициента и северной надбавки (л.д.2-3).
Определением суда от 14.05.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство образования Красноярского края (л.д.96).
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по аналогичным основаниям, просила взыскать задолженность по заработной плате с учетом фактически отработанного времени.
Представитель ответчика КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» ФИО2 по исковым требованиям возражала, поддержала письменный отзыв, из которого следует, что начисление и выплата заработной платы работникам КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» производится в соответствии с п.п. 2, 2.1 ст. 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», которым установлена система оплаты труда работникам учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета, в размере региональной выплаты с 01.01.2018 составляющей не менее 11 016, руб. в месяц, при условии полностью отработанной нормы рабочего времени и выполненной нормы труда (трудовых обязанностей), включающей в себя начисления по районному коэффициенту и северной надбавке. Объем средств субвенций, субсидий, предоставляемых из краевого бюджета для финансирования расходов на региональные выплаты и выплаты, обеспечивающие уровень заработной платы работников бюджетной сферы не ниже размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда) установлен законом Красноярского края от 30.11.2017 №4-1155 «О краевом бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов» (л.д.18).
Представитель третьего лица Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.100), отзыв не представил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу требований ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) одним из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основании ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Таким образом, в силу статей 129, 135, 146, 148 Трудового кодекса РФ коэффициент за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями и районный коэффициент являются компенсационными выплатами (доплатой к заработной плате) и должны начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.
Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года №38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 №160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ №49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории г. Ачинска Красноярского края.
Как следует из материалов дела, согласно приказу №169лс от 17.10.2017 г. на основании трудового договора №110/16 от 17.10.2016г. ФИО1 принята на основную работу в КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» на должность <данные изъяты> с 17.10.2016 г. на неопределенный срок, с установлением работнику пятидневной рабочей недели продолжительностью рабочего времени не более 40 часов в неделю, с выходными днями суббота и воскресенье (л.д.24).
Пунктом 4.1 трудового договора в соответствии с Положением об оплате труда работников (л.д.20-23) ФИО1 установлена заработная плата в размере должностного оклада в сумме 2 231 руб. в месяц, а также дополнительных выплат: стимулирующего характера за важность выполняемой работы и степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемой работы и выплат по итогам работы; компенсационного характера за работу в общеобразовательном учреждении, имеющем интернат в размере 15% к окладу; районного коэффициента в размере 30% Дополнительным соглашением к трудовому договору от 01.03.2018 должностной оклад работнику установлен в размере 2 552 руб. в месяц, действие соглашения распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 (л.д.25).
Производственным календарем на 2018 год, установлена норма рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе, которая составила: в январе 2018 года – 17 дней; в феврале 2018 года – 19 дней; в марте 2018 года – 20 дней.
Судом установлено, что ФИО1 в январе 2018 года в связи с временной нетрудоспособностью отработала 9 дней, в феврале 2018 года в связи с временной нетрудоспособностью отработала 12 дней, в марте в связи с временной нетрудоспособностью отработала 18 дней (л.д.34-42, 43-45, 106-107).
Из представленной справки и расчетных листков за январь – март 2018 года (л.д.9-10) следует, что исходя из отработанного времени истцу заработная плата по основной работе начислялась и выплачивалась пропорционально фактически отработанному времени, с предоставлением региональной выплаты до размера заработной платы в размере 11 016 руб., установленного п. 2.1 ст. 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», в редакции от 19.12.2017, включающей в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Между тем, исходя из изложенного выше конституционно-правового смысла положений Трудового кодекса РФ, регулирующих спорные отношения, суд приходит к выводу, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 №82-ФЗ в редакции, действовавшей с 01.01.2018, минимальный размер оплаты труда составлял 9 489 руб. в месяц, в связи с чем, с учетом районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%, при условии выполнения нормы рабочего времени, с 01.01.2018 размер заработной платы в месяц должен составлять не менее: 9 489 руб. ? 1,6 = 15 182,40 руб.
При таких обстоятельствах, учитывая, что размер заработной платы истца за спорный период с января по март 2018 г., включительно, не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с учетом начисленных на него коэффициентов, суд считает необходимым взыскать недоначисленную истцу заработную плату в размере 8 586,91 руб., исходя из следующего расчета:
№ п/п | Период | Норма, дни | Фактически отработано | Начисленная заработная плата | Заработная плата подлежащая начислению(МРОТ х 1,6) | Недополученная сумма |
Янв.2018 | ||||||
Февр.2018 | ||||||
Март 2018 | ||||||
Итого |
Возражение ответчика о том, что начисление и выплата заработной платы работникам КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» производится в соответствии с требованиями Закона Красноярского края от 29.10.2009 №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» в размере региональной выплаты, с 01.01.2018 составляющей не менее 11 016 руб. в месяц, при условии полностью отработанной нормы рабочего времени и выполненной нормы труда (трудовых обязанностей), включающей в себя начисления по районному коэффициенту и северной надбавке, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В свою очередь, требования о возложении на ответчика обязанности выплачивать с 01.04.2018 истцу заработную пату в соответствии с положениями Конституции РФ и Трудового кодекса РФ в размере не менее МРОТ с начислением районного коэффициента и северной надбавки, суд считает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу требований статьи 11 ГК РФ, суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав, в связи с чем, не может осуществлять такую защиту на будущее время, поскольку возложение на ответчика обязанности совершения определенных действий с целью восстановления еще не нарушенных прав истца противоречит общеправовому принципу определенности урегулирования правового конфликта.
Между тем, истец вправе, в случае начисления заработной платы ниже установленного законом минимального размера обратиться в суд для защиты нарушенного права.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, исходя из размера удовлетворенных судом требований, в сумме 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» в пользу ФИО1 недоначисленную заработную плату за период с января 2018 года по март 2018 года в сумме 8 586 рублей 91 копейка, в остальной части отказать.
Взыскать с КГБОУ «Ачинский кадетский корпус» в доход муниципального образования город Ачинск Красноярского края государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Мотивированное решение составлено 04 июня 2018 года.
Судья Т.Н. Настенко